Все начинается с… ИДЕИ
Создание программы начинается с появления педагогической идеи. Что такое идея и как она рождается? Исходя из множества значений слова «идея» методическое объединение определило для себя, что идея — это основная, главная мысль, определяющая содержание чего-либо.
Идеи могут появляться неосознанно, возникать без определенного желания человека, без потребности в появлении идеи — как ответ на запрос из самых глубин сознания. Идеи также появляются путем специального поиска, как решение какой-либо проблемы или задачи. Появившись, идея служит толчком к деятельности, является ступенькой вверх по лестнице решения определенной проблемы.
Педагогические идеи появляются как результат поиска, часто коллективного. Под термином «педагогическая идея» мы будем понимать концептуальную мысль, ориентированную на активное, творческое преобразование практики. В содержании педагогической идеи отражаются представления о назначении, сущности, способах воплощения идеи в будущую образовательную реальность.
Как появляется педагогическая идея? Рождение педагогических идей провоцируют потребности общества, миссия детского лагеря, потребности и интересы ребенка, интересы и возможности педагога. Педагогическая идея появляется на стыке знаний, опыта и творчества. Опытные педагоги таким образом описывают путь появления идеи:
1. Возникает проблема, потребность, заказ или все одновременно.
2. Происходит погружение в материал, связанный с проблемой, изучение существующего опыта, поиск возможных способов решения проблемы.
3. Наступает этап осмысления полученной информации, имеющихся знаний, собственных интересов и возможностей и непосредственно поиск основной идеи. Поиск у всех происходит по-разному: одни работают поодиночке, другие коллективно, третьи используют обе формы работы. Кто-то идеи находит быстро (они могут появиться уже на этапе погружения в материал), кому-то необходимо для этого много времени, — не важен способ поиска, важен результат.
Обратимся к педагогическим идеям, положенным в основу некоторых программ детских лагерей. Так основная идея программы «Моя многоликая Родина» детского лагеря «Стремительный» заключается в необходимости воспитания у подростков патриотического отношения к Родине, которое начинается со знания своего региона, умения рассказать о нем сверстникам: что объединяет данный регион с другими регионами страны, чем он уникален. Журналистская деятельность и организация коллективных творческих дел являются одним из эффективных способов получения и демонстрации данных знаний и умений, осмысления собственного отношения к малой Родине и к России в целом. Идея программы детского лагеря «Штормовой» «Театральные подмостки» — нравственное воспитание подростков, которое возможно через создание и анализ театральных постановок по произведениям классиков русской литературы, осмысление образов и поступков героев, соотнесение их с собственными установками.
Педагогическая идея становится основой содержания программы, логично раскрывается в каждом из ее разделов. В разделе «Актуальность» обозначается назначение педагогической идеи, то есть для решения какой проблемы, выполнения какого общественного заказа, реализации какой потребности и т. д. создается данная программа. В разделе «Новизна» отражается анализ предыдущего опыта работы в данном направлении. В разделе «Понятийный аппарат программы» представлены ключевые понятия, на которых основана программа, и их определения. Естественно, что эти понятия непосредственно связаны с педагогической идей программы. В целевой установке программы педагогическая идея отражена емко и лаконично. А в разделе «Содержание программы» педагогическая идея раскрывается через описание методик, технологий, средств, форм работы, направленных на ее воплощение.
В программном документе педагогическая идея описывается перед целью программы.
441
Хорошие идеи легко могут сделать нас успешными, великие идеи меняют мир. С известным афоризмом трудно поспорить. Ведь буквально все, что нас окружает, все, что сделано руками человека, когда-то находилось на стадии идеи.
В конце прошлого года почувствовать себя творцами прогресса смогли молодые приднестровцы, принявшие участие в конкурсе «100 идей для Приднестровья». Его инициатором выступило министерство просвещения. Победителей выбирали по номинациям: «Развитие туристических маршрутов», «Агропромышленные технологии и производство», «Медицина», «Общество, экономика и социальная сфера», «Культура и искусство», «Спорт», «Информационные технологии и инновации», «Возрождение села».
Теперь вопрос в том, чтобы воплотить лучшие проекты в жизнь. На прошедшем заседании Молодежного парламента было предложено направить отдельные работы победителей для изучения специалистами профильных ведомств, а также на рассмотрение комитетов Верховного Совета.
«Мы не оставим ни один проект без внимания и на каждый направим ответ», – рассказал председатель комитета по законодательству и защите прав молодежи Молодежного парламента Андрей Чорба.
Одна из работ будет изучена сотрудниками министерства экономического развития. Ее суть в установке в республике так называемых умных счетчиков. Это приборы учета, которые не потребуют от абонента дополнительного контроля, все данные автоматически будет получать эксплуатационная компания. С такой идеей выступил молодой инженер из Днестровска. Кроме того, автор проекта предложил перейти на дифференцированный тариф на энергоресурсы. К примеру, ночью, когда нагрузка на сеть низкая, тариф ниже, в часы пик – выше. Такой опыт уже есть у некоторых стран, в том числе на постсоветском пространстве. И он привел к экономии электроэнергии и снижению технологических потерь.
«В сфере медицины интересна идея о создании мобильного приложения. Чтобы гражданин создавал личный кабинет, туда заносились основные данные по параметрам здоровья. Чтобы через приложение можно было записаться на прием к врачу с телефона, получить дополнительную консультацию, к примеру, рецепт, а затем выставить оценку врачу, оставить отзывы», – рассказывает Андрей Чорба.
Какие-то проекты молодые новаторы смогут реализовать своими силами, при поддержке преподавателей. Это открытие при учебных заведениях дополнительных занятий и кружков. Также ребята предложили проводить регулярные форумы с представителями молодежных объединений и организовать мероприятия по интеграции в молодежную среду детей с особенностями развития. Все эти наработки и полноценные проекты пополнят копилку идей для развития экономики, социальной сферы и государства в целом, а молодежи позволят раскрыться и почувствовать свою значимость.
«Государство всегда находится в поиске идей, и к тому же это способ обратной связи, привлечь молодежь к активности. Важно, чтобы ребята чувствовали, что эти конкурсы позволяют раскрыться и приносят определенный эффект», – резюмировал Андрей Чорба.
Павел Миров.
Перейти к основному содержанию
Ивонн Смит
Опубликовано 5 февраля 2016 г.
+ Подписаться
«Все начинается с идеи». Это цитата Эрла Найтингейла, которого еще в 1950-х годах называли «деканом отдела личностного развития» и чей голос я мог слушать часами (посмотрите некоторые из его старых записей на YouTube).
Я твердо верю в то, что нужно визуализировать то, какой вы хотите видеть свою жизнь в будущем, и использовать этот сценарий в качестве отправной точки для того, чтобы сосредоточить свое время, энергию и ресурсы на ее создании. Одна из моих любимых цитат из книги Наполеона Хилла под названием «Думай и богатей», которую я нашел действительно вдохновляющей, — это 9 лет.0015 «Все, что человеческий разум может представить и во что может поверить, он может достичь». Если вы можете представить себе привлекательное будущее и можете поверить в свою способность достичь его, вы можете использовать это жгучее желание, чтобы создать свою собственную версию успеха.
Иногда, когда я работаю с клиентами над этим упражнением по визуализации, они доходят до конца и вопят: «Но я понятия не имею, как туда добраться»!!! И именно здесь я напоминаю им, что все начинается с идеи, поэтому, если у них нет «никакой идеи», как начать воплощать свою мечту в реальность, тогда им нужно заняться придумыванием идей, последовательно и целенаправленно.
Именно для этой цели я веду журнал идей и рекомендую клиентам делать то же самое. Даже 10-15 минут в день, посвященных придумыванию идей, запустят процесс, в ходе которого та часть вашего мозга, которая способна к творчеству и инновациям, «тренируется». И, как любая мышца в вашем теле, когда она тренируется, она становится сильнее, а в случае с вашим мозгом создаются новые нервные пути, и вы становитесь лучше в творческом мышлении.
Если вы похожи на меня, некоторые из ваших идей будут сумасшедшими и невероятными, но я все равно записываю их все, потому что часто в них есть семя, из которого можно вырастить что-то, что может стать началом чего-то большого.
Итак, вместо того, чтобы придумывать все эти замечательные идеи посреди ночи или в душе утром, а затем забывать о них в течение дня, записывайте их в журнал, просматривайте их, размышляйте над ними и затем начните предпринимать небольшие действия, используя свои идеи в качестве топлива, чтобы привести вас туда, где вы хотите быть, ведя процветающую жизнь, которой вы заслуживаете.
Если вам нужна поддержка в визуализации вашей цели и создании полноценной и процветающей жизни, которой вы заслуживаете, свяжитесь с нами, я буду рад поговорить с вами.
|