Современные автомобили оснащают множеством электронных помощников. ABS, ASR, ESP, Brake Assist и другие в случае непредвиденной ситуации на дороге подстрахуют, выручат. Но слепо доверять электронике нельзя. Водитель сам должен уметь выходить из трудного положения, иначе ДТП не предотвратить. Более того, порой электроника может не помочь, а, напротив, помешать.
Чаще всего аварийные ситуации возникают из-за сноса или заноса автомобиля. Для начала определимся в понятиях. Занос — это нарушение движения автомобиля вдоль продольной плоскости колес. То есть когда начинает «гулять» задняя ось. А снос — это когда корректировки требует уже передняя ось машины.
Это классика. Ведущие колеса сзади, они толкают машину вперед, а поворачивают передние. Вот почему в повороте, как только водитель поворачивает руль, чтобы зайти в вираж, и резко нажимает газ, ведущие колеса срываются в пробуксовку и задняя ось стремится обогнать переднюю. Так и возникает занос. Бороться с ним нужно прежде, чем машину развернет на 180 градусов. Для этого поворачиваем руль в сторону заноса и плавно убираем тягу, то есть отпускаем педаль газа.
Для парирования заноса на заднем приводе нужно отпустить педаль газа и повернуть руль в сторону заноса.
И ни в коем случае не жмем на тормоз! Это только усугубит ситуацию.
Главное здесь — не замешкаться, работать рулем с опережением. Иначе автомобиль не стабилизируется после заноса, а пойдет в другой, потом в третий. Это называется ритмический занос. С каждым разом его амплитуда возрастает, и отловить машину становится все труднее. Особенно, как несложно догадаться, в зимнее время. Кончается это, как правило, плачевно – в кювете или на встречке.
Вот так ритмический занос выглядит в теории.
А вот так — на практике.
Чтобы снизить риск возникновения заноса на зимней дороге, необходимо соблюдать скоростной режим, тормозить до поворота и загодя выбирать передачу, на которой вы этот поворот хотите проехать. Если дорога скользкая, лучше предпочесть передачу пониже, а автоматическую коробку перевести в ручной режим и выбрать, скажем, третью или вторую передачу.
Чтобы не чувствовать себя как корова на льду, можно использовать внешнюю часть поворота. Там, как правило, много снега, а в середине и на внутренней части виража — лед. Шины цепляются за снег, таким образом, как говорят спортсмены, появляется «держак». Так поворот можно пройти безопаснее и быстрее.
Как нельзя ездить в плохую погоду
Работать педалями нужно плавно, но если необходимо быстро сбросить скорость перед поворотом, жмите на тормоз энергично и смело. Система ABS не даст колесам заблокироваться. Антиблокировочная система не сокращает тормозной путь, как это нередко ошибочно утверждают, но позволяет сохранить контроль над автомобилем. А значит есть шанс, повернув руль, уйти от препятствия или встречного автомобиля. Сократить тормозной путь способна система Brake Assist — усилитель экстренного торможения. Электроника увеличивает давление в тормозной системе, не дожидаясь от водителя полного нажатия на педаль. Это позволяет начать торможение чуть раньше, причем с максимально возможной интенсивностью.
На многих современных машинах независимо от типа привода есть и система курсовой устойчивости ESP
В большинстве современных машин есть функция отключения системы ESP. Либо кнопкой, либо через меню борткомпьютера. Как правило, отключается при этом не сама система стабилизации, а противобуксовочная система ASR. Последняя работает совместно с ESP, ABS и прочими электронными помощниками. Отключать ASR надо, если машина застряла в сугробе или не может заехать в скользкий подъем. Тогда электроника не будет подтормаживать ведущие колеса, и преодолеть подъем будет проще.
На переднеприводном автомобиле главное – не бросать газ.
Снег и лед: как справиться с управлением?
Этот тип привода самый популярный. Занос на переднеприводной машине возникает по той же причине, что и на заднем приводе. Резко дернул руль или затормозил — добро пожаловать в кювет!
Тянут и поворачивают машину тут передние колеса, потому главное правило — ни в коем случае не бросать газ. Даже если корма «пошла гулять» куда-то вбок – не страшно. Передние ведущие вывезут как на прямой, так и в повороте. И вновь важное правило — не трогайте тормоз, развернет!
На выходе из поворота, если перебрали с газом, переднюю ось может начать сносить на внешнюю часть виража. Пугаться не надо: на краю дороги снег, и шины за него зацепятся, остановив скольжение. Но лучше до этого не доводить, а поднять ногу с педали газа.
Полноприводный автомобиль на льду — самый стабильный. Он до последнего будет цепляться всеми колесами за покрытие, но… Полноприводный автомобиль на льду — самый стабильный. Он до последнего будет цепляться всеми колесами за покрытие, но… | …срыв в занос полноприводной машины происходит резко, и к этому надо быть готовым. …срыв в занос полноприводной машины происходит резко, и к этому надо быть готовым. |
Какие вcедорожники годны для бездорожья
У полноприводных автомобилей множество вариантов конструкций, которые в той или иной степени влияют на управление. Скажем, на машинах с подключаемой передней осью (таких как Volkswagen Amarok, Toyota Fortuner, Isuzu D-Max) можно воспользоваться приемами, актуальными для заднеприводных машин. Автомобили с вискомуфтами (Toyota RAV4, Honda CR-V, Ford Kuga) позволяют остановить задние колеса стояночной тормозной системой и воспользоваться некоторыми приемами для вождения переднеприводной машины. Есть и общие приемы управления: про тормоз в скользком повороте вновь забываем, поворачиваем руль в сторону заноса и держим газ. Отпустите педаль — и машина тут же заскользит наружу поворота всеми четырьмя колесами.
Полноприводный автомобиль до последнего цепляется за дорогу. Он самый стабильный из всех трех типов привода. Но срыв в скольжение происходит резко, и это надо учитывать. Работать газом в любом случае нужно плавно. При достаточной тяге машина останется управляемой.
***
Приемы контраварийного вождения применяют для исправления ошибки, которую водитель уже совершил. Не доводите до нее, прогнозируйте ситуацию наперед.
Фото: компании-производители
Скользкая дорога (мокрый асфальт, снег или ледяная корка на дороге) не обеспечивают нормальное сцепление колес автомобиля с полотном. Такой автомобиль становится трудноуправляемым. Занос или снос машины являются наиболее часто встречающимися проблемами с управлением.
Сам по себе занос или снос не является критической проблемой. Однако, в зимнее время именно из-за этого возникает большинство дорожно-транспортных происшествий. Естественно, что водители интересуются тем, как избежать потери управления, что является ее причиной, и как следует действовать, когда потери устойчивости автомобиля на дороге избежать не удалось.
Это не является простой задачей, так как включает в себя несколько составляющих:
• Максимально быстро классифицировать тип заноса или сноса
• Принять решение о последовательности действий
• Избегать неправильных маневров
Проблема усложняется также и тем, что для разных типов потери устойчивости и управляемости необходимо предпринимать различные действия. Ниже будут рассмотрены наиболее типичные ситуации.
Сносом передних колес называют их боковое скольжение при прохождении поворотов или при экстренном маневрировании. Он возникает из-за отрицательного уклона дороги на повороте, сильного бокового ветра, неправильно накачанных колес, использования шин со стертым протектором, прохождения поворотов на слишком большой скорости и т.п.
При этом автомобиль движется по инерции под углом к передним колесам, так как их сцепления с дорогой оказывается недостаточно для компенсации этой силы. Проще говоря, при повороте руля машина при сносе передней оси продолжает двигаться прямо. Если при этом водитель начинает экстремальное торможение, то автомобиль становится полностью неуправляемым и часто вылетает либо на полосу встречного движения, либо на обочину.
Эта проблема характерна для заднеприводных и полноприводных машин, у которых передние и задние колеса имеют разнонаправленную тягу, что способствует произвольному изменению траектории прохождения поворота. Высокопрофильные покрышки, которыми часто оснащаются внедорожники, только усугубляют снос передних колес.
Опытные водители рекомендуют применять следующие приемы при боковом скольжении передних колес:
• Тормозить двигателем, переключаясь на пониженную передачу
• Использовать плавное подтормаживание для переноса основного усилия тяги на переднее наружное колесо (при этом важно избегать блокирования колес из-за резкого торможения)
• При достаточной ширине полосы движения вернуть руль в исходное положение, а затем вновь начать поворачивать, но без резких движений
Автомобиль заносит на скользкой дороге из-за резких маневров, сильного бокового ветра, неровностей дорожного полотна, резкого нажатия на педаль акселератора и др. Если во время движения возникает занос с небольшой амплитудой, то стабилизировать автомобиль с задним приводом достаточно просто. Для этого необходимо быстро повернуть рулевое колесо в ту же сторону, куда автомобиль заносится, не меняя положение рук на руле (тем же хватом).
Смысл данного маневра состоит в том, чтобы передние колеса выровнять параллельно направлению движения. При этом следует уменьшить обороты двигателя. Такие действия приводят к образованию на задних колесах малого тормозного эффекта. После выравнивания руль возвращается в первоначальное положение. Если это не сделать, то возникнет маятниковое колебание ведущего моста – ритмичного заноса (о нем чуть ниже).
Переднеприводный автомобиль из заноса выводится еще проще. Достаточно добавить оборотов двигателя и ведущие передние колеса должны сами «вытянуть» машину из заноса.
Полноприводные машины нуждаются в выравнивании рулем, как и заднеприводные. Однако, после сброса оборотов, необходимо сразу же нажать на педаль акселератора, чтобы передние ведущие колеса имели достаточно тяги.
Если автомобиль не стабилизируется при заносе с небольшой амплитудой, возникает глубокий занос, при котором угол траектории достигает больших значений. Общий порядок действия такой же, как и при заносе с небольшой амплитудой. Впрочем, имеются и некоторые особенности:
• Рулем следует работать быстро обеими руками, располагая их боковых секторах, «докручивая» одной из рук, не меняя хвата «баранки»
• При рулении необходимо отыскивать угол, при котором уравновешивающая стабилизация будет максимальной
• Попеременно нажимать педаль газа и тормоза, что содаст нагрузку на ведущую ось и управляемые колеса
Характерная особенность критического заноса — это уравновешивание проложенных сил к автомобилю. При этом он на короткое время теряет управляемость. После этого машина или выравнивается сама, или начинает вращаться. Устойчивость автомобиля в этот момент является критической. Поперечную устойчивость можно восстановить следующими действиями:
• Быстро вращая руль двумя руками, на боковых секторах захватывая его перекрестно
• Быстро вращая руль одной рукой, перекатывая хват по тыльной стороне кисти или ладони (эффективно для грузовых автомобилей и автобусов, у которых рулевое колесо расположено горизонтально)
• Быстро выруливая с помощью одной руки (вторая рука выполняет «подкрут»)
Нередко даже принятые меры результата не приносят, и машина начинает вращение на дороге. В этом случае главное ни в коем случае не тормозить, а, работая рулевым колесом, довернуть в сторону вращения. Дождавшись, когда машина не будет находиться поперек дороги или под углом к ней (т.е. развернувшись на 180, 360, 540, 720 и т.д. градусов), нажать на педаль акселератора, сделав «полицейский разворот» и еще добавить оборотов. Эта техника является достаточно сложной даже для опытного водителя.
Ритмическим заносом называют поперечное раскачивание задней оси с усилением амплитуды, которое происходит из-за резонанса колебаний. Возникает он при попытке выполнить несколько маневров, которые имеют противонаправленный характер — например, резкое вращение руля в обе стороны при объезде препятствия, обгоне или вынужденном маневре.
Выровнять машину можно резким рывком руля, когда она входит во второй импульс заноса с правильным дросселированием для компенсации импульсов вращения. При этом водителю следует действовать осторожно. Если же руление или дросселирование выполнить не вовремя, то ситуация только усугубится.
Когда в заносе автомобиль начинает боковое скольжение, водителю необходимо, прежде всего, снизить его скорость. Для этого можно использовать управляемый боковой удар о снежный бруствер. Если машина имеет задний привод, касание следует рассчитать задним крылом или боковой поверхностью одного из задних колес. Переднеприводный автомобиль «ударять» нужно в районе переднего крыла или колеса. На полноприводном автомобиле «контакт» проводится по всей боковой поверхности (следует учесть, что высоко сидящий полноприводный внедорожник, может при этом перевернуться).
С учетом того, что потеря устойчивости и управляемости автомобиля на дороге происходит, как правило, из-за ошибок водителя, главной возможностью предотвращения этой проблемы является выбор оптимального режима движения в данных дорожных условиях и своевременное реагирование на переход в движение по неуправляемой траектории.
Недавно мы говорили о функциях безопасности автомобиля и о том, как они могут помочь вам ориентироваться на зимних дорогах. Поскольку зимняя погода только и ждет, чтобы покрыть наши дороги снегом и гололедицей, мы считаем важным, чтобы вы знали, что делать, если вы когда-нибудь попадете в занос. С некоторой помощью ArtOfManliness мы перечислим 5 различных типов заносов, в которые можно попасть во время вождения, и способы безопасного выхода из этих заносов и исправления траектории вашего автомобиля.
Потеря контроля над автомобилем может быть одним из самых страшных ощущений в мире. Особенно, если вы на трассе. Может быть очень легко потерять фокус, когда начинается паника. Сам факт того, что существуют разные типы заносов, и каждый тип требует различных маневров для исправления, уже достаточно пугает. Кроме того, важно знать, является ли ваш автомобиль переднеприводным, заднеприводным или полноприводным. Это может помочь вам понять тип заноса вашего автомобиля в и как из него выбраться.
Без лишних слов, вот 5 различных типов заносов, а также советы о том, как вы можете 1) выйти из них и 2) предотвратить их:
Большинство водителей, которые ездили по снегу дороги с покрытием испытали «вращение колеса». Когда вы разгоняетесь, а ваши колеса крутятся со скоростью, с которой не движется ваша машина, вы находитесь в пробуксовке колес. Этот тип заноса может привести к разным последствиям в зависимости от того, является ли ваш автомобиль переднеприводным, заднеприводным или полноприводным.
Причина пробуксовки колес проста – слишком быстрое ускорение на скользкой или заснеженной дороге. Шины не должным образом цепляются за дорожное покрытие из-за отсутствия трения, что приводит к их быстрому вращению. Не стоит недооценивать этот тип заноса. Это может быть не слишком опасным, если вы просто пытаетесь съехать с подъездной дорожки задним ходом. Но если это произойдет, когда вы уже разгоняетесь или, что еще хуже, во время поворота или на крутом подъеме, это может привести к катастрофе.
Решение, однако, относительно простое. Хотя это просто, это может вызвать панику. Если это случилось с вами, первое, что вам нужно сделать, это сохранять спокойствие (как и при любом заносе) и помнить, как выйти из такого типа заноса. Вам нужно восстановить тягу. Уберите ногу с педали акселератора и повторите попытку с более легкой ногой. Медленно и осторожно ускоряйтесь (*если только это не сделает ситуацию более опасной, например, если вы едете вниз по крутому склону), пока ваши шины не восстановят сцепление с дорогой. Возможно, вам придется сделать пару попыток, если ваши колеса застряли в снегу. Чтобы не попасть в пробуксовку, медленно двигайтесь по дороге, когда она скользкая или покрыта снегом.
«Блокировка колеса» происходит, когда вы слишком резко/внезапно тормозите. Ваш автомобиль может продолжать движение, но колеса перестанут вращаться. Это создает опасную ситуацию, если вы когда-либо резко останавливаетесь, чтобы избежать столкновения. К счастью, «антиблокировочная тормозная система» (ABS) теперь есть в большинстве автомобилей на дорогах и предназначена для предотвращения блокировки ваших колес, если вы когда-либо тормозите слишком агрессивно. Проверьте руководство пользователя вашего автомобиля или посмотрите на приборную панель, когда вы заводите машину, чтобы увидеть символ ABS, чтобы узнать, установлена ли в вашем автомобиле эта функция безопасности.
Если в вашем автомобиле не установлена АБС, помните, что решение проблемы блокировки колес простое. Но блокировка колес может помешать вам управлять автомобилем в экстренной ситуации, когда вам нужно , чтобы избежать столкновения с объектом. И у вас могут быть только доли секунды, чтобы восстановить контроль. Если ваши колеса блокируются из-за того, что вы тормозите, чтобы избежать столкновения, сохраняйте спокойствие и помните, как выбраться из него. Пульсируйте тормоза. Отпустите их и снова мягко/прогрессивно затормозите, пока не почувствуете, что ваши колеса поворачиваются вместе с рулевым колесом в сторону безопасной зоны. Быстро повторяйте это снова и снова, пока не остановитесь в безопасном месте (например, на обочине дороги).
Когда мы видим приближающуюся аварию, может инстинктивно ударить по тормозам. Но без АБС это не всегда правильный ход. Вы будете удивлены тем, как быстро ваш автомобиль может полностью остановиться, если вы нажмете на тормоза должным образом. Если вы резко нажмете на тормоз, ваши колеса, скорее всего, заблокируются. Но если вы постепенно нажимаете на тормоза и сохраняете спокойствие в такой чрезвычайной ситуации, вы можете предотвратить блокировку колес. Помните, что между вами и другими автомобилями на дороге должно быть достаточное расстояние.
Занос «недостаточная поворачиваемость» может произойти, когда передние колеса вашего автомобиля теряют сцепление с дорогой, и вы не можете повернуть за угол. Чаще всего это происходит, когда вы недостаточно замедлились перед поворотом. Если это когда-нибудь случится с вами, и ваш автомобиль переднеприводный, не пробуксовывайте передние колеса. Кроме того, агрессивное торможение может сделать эту ситуацию более опасной. Ваши колеса могут заблокироваться, и теперь вы потеряли способность управлять автомобилем. Другой причиной недостаточной поворачиваемости может быть несоответствие веса между передней и задней частью вашего автомобиля.
Если вы когда-либо попадете в занос с недостаточной поворачиваемостью, не поддавайтесь мысли о том, что поворот колес в том направлении, в котором вы планировали повернуть, исправит ситуацию. Вероятно, это сделает его хуже. Лучше всего попытаться восстановить тягу. Дергайте колеса прямо, а затем медленно поворачивайте их в том направлении, в котором вы хотите двигаться, это поможет вашим колесам получить сцепление с дорогой, чтобы избежать заноса с дороги.
Предотвратите попадание в занос с недостаточной поворачиваемостью, снизив скорость до соответствующей скорости перед поворотом. Обратите внимание на знаки ограничения скорости на выездах, когда вы находитесь на шоссе. Если дорога обледенелая, заснеженная или скользкая, двигайтесь медленнее рекомендуемой скорости.
«Занос при избыточной поворачиваемости» происходит, когда ваши задние колеса теряют сцепление с дорогой и ваш автомобиль начинает скользить, что обычно происходит из-за пробуксовки колес в автомобилях с задним приводом. Это может часто происходить, когда вы едете слишком быстро и нажимаете на тормоза во время поворота, что переносит большую часть веса с задних колес на передние.
Решение проблемы заноса с избыточной поворачиваемостью зависит от того, едете ли вы на заднеприводной или на переднеприводной машине. Если вы едете на заднеприводной машине, ваш первый шаг должен состоять в том, чтобы убрать ногу с педали газа. Если вы едете на переднеприводной машине, уберите ногу с педали тормоза и плавно нажмите на педаль газа. Затем слегка направить в безопасном направлении. Если вы дернете руль слишком быстро, вы не получите никакого сцепления с дорогой и, таким образом, продолжите буксовать. Постепенный поворот поможет вашим колесам получить сцепление с дорогой.
Предотвращайте попадание в занос с избыточной поворачиваемостью, как если бы вы предотвращали попадание в занос с недостаточной поворачиваемостью — делайте это медленно. Езжайте еще медленнее на обледенелых или заснеженных дорогах.
Если вы не сможете исправить занос с избыточной поворачиваемостью, вы можете оказаться в «противоскользящем» или «рыбий хвосте». Задняя часть вашего автомобиля будет скользить в одну сторону, а затем в другую, как маятник. Он будет набирать обороты с каждым колебанием, пока вы не сможете его исправить. Counterskid может быть очень страшным. Вы должны помнить о сохранении спокойствия. Если ваша задняя часть продолжает «рыбий хвост», вы можете полностью потерять контроль к ее третьему замаху.
Если вы находитесь в автомобиле с задним приводом, ваш первый шаг — убрать ногу с газа. Если вы находитесь в автомобиле с передним приводом, уберите ногу с тормоза и плавно ускорьтесь. С каждым поворотом слегка поворачивайте колесо в нужном вам направлении. Опять же, если вы повернете руль слишком далеко, вы не получите сцепления с дорогой и продолжите буксовать. Итак, сохраняйте спокойствие и продолжайте слегка поворачивать руль в направлении, к которому движется ваша задняя часть (вероятнее всего, в том направлении, в котором вы двигались), пока вы не получите полное сцепление с дорогой и не сможете восстановить свою траекторию.
Эти предложения сделаны ArtOfManliness и не всегда могут быть лучшим вариантом. Вам решать, как чувствовать себя в своей машине, и не допускать заноса. Дороги будут опасны, когда наступит зимняя погода. Если вам необходимо ехать в ненастную погоду или по обледенелым, заснеженным дорогам, действуйте медленно. И помните об этих предложениях.
★ ★ ★ ★ ★
Алехандро Руэда TX, США
★ ★ ★ ★ 900 909 9009 9007
Мелисса Скарлетт США
★ ★ ★ ★ ★
Шайни Джон Нет, США
★ ★ ★ 90 7 90 9079 80 900 900 80
Джеффри Вашингтон II Нет, США
★ ★ ★ ★ ★
Эммануэль Луна 9 70015 США ★
★ ★ ★ ★
Пол Замаррипа США
★ ★ ★ ★ ★
Кайла Ранкинс 9007 90 США 9 ★ ★ ★ ★ ★
Хуан Карлос Герреро мл. Нет, США
★ ★ ★ 90 70 70 09080 79 ★
Кристиан Вега Нет, США
★ ★ ★ ★ ★
Закари Кэвинесс Нет, США
★ 90 9090 800790 ★ ★ ★
Мехди Мазахери Нет, Соединенные Штаты
★ ★ ★ ★
Tajea wyche 900 Штаты 04 ★ ★ ★ ★ ★
Майкл Джонсон TX, США
★ ★ ★ ★ ★
90h 0010 США★ ★ ★ ★ ★
Эзмеральда Кастильо США
0 80 079 0080 ★ ★ ★
Джейсон Эванс Нет, США
★ ★ ★ ★
Родни Келли Нет, США
8 0 ★ ★ ★ ★Хантер Барто США
★ ★ ★ ★ 500 90 90 80 079 0 Такер Джаггерс США
★ ★ ★ ★ ★
Эдгар Серратос Нет, США
★ ★ ★ ★ 9090 809090 0004 Джеймс Двайер Нет, США
★ ★ ★ ★ ★
Эрин Гарсия 7094 0 Нет, США 9000 ★ ★ ★ ★ ★
Маргарет Финикум Соединенные Штаты
★ ★ ★ ★ ★
Тилак Чандер Джаячандран ед.