«Школьники» по контракту
Даниил Минаев, Юрий Петров, фото авторов
Американское автобусостроение сложно представить без такого явления, как yellow school bus, что неудивительно. США – родина массовых школьных перевозок. В отличие от Европы американское автомобилестроение всегда характеризовалось следованием собственным стандартам. Характерная черта американского менталитета – ничего не усложнять без нужды.
Распространённость school bus в секторе пассажирских перевозок (тюрьмы, полиция, региональные перевозки) настолько навязла на зубах, что уже в 1939 году специальная комиссия Национального собрания школьных перевозчиков в рамках Национальной конференции стандартов «минимум» вынуждена была сделать допущение, что школьный автобус, используемый для перевозки учеников и студентов, должен называться «жёлтым» – School bus yellow, а остальные, внешне похожие, – просто School bus. Простота конструкции позволила выжить этим, в целом, архаичным конструкциям: капотный автобус с клёпаными алюминиевыми бортами на рамном шасси длиннобазного грузовика. Подобные «барбухайки», прозванные чиккен-басами (курятниками), до сих пор работают в странах третьего мира.
Шасси у них, естественно, уже современное, с мощным и экономичным дизелем, автоматической КП и прочими модными опциями. Длинная база в школьных автобусах является лишь следствием острой необходимости сократить расходы на разовые перевозки. Ограничение по длине составляет 45 футов – 13,72 м. Так что нам достались самые длинные экзерсисы.
Впрочем, в гамме американских и канадских заводов есть и короткобазные машины на шасси грузовиков II–III класса грузоподъёмности, соответствующие «ГАЗели» и «Валдаю». Есть в США и автобусы вагонного типа (двигатель спереди, в центре, в базе). Но больший интерес для нас, конечно, представляют типовые капотные yellow school bus. Их отличия: верхний фронтир с сигнальными бортовыми огнями и надписью «SCHOOL BUS», короткий шаг сидений, ступени с шагом ¾ фута, двусторонний откидывающийся знак «STOP» с левого борта и откидной шлагбаум на бампере для воспрепятствования выхода школьников на дорогу.
Конструкция окон автобусов не имеет ни привычных сегодня стеклопакетов, ни резиновых уплотнителей по периметру проёма. Горизонтальные сдвижные форточки на пружинных фиксаторах и крохотные бойницы самих оконных проёмов. Эта архаика относит нас ко временам, когда в школах преподавали чистописание, а по улицам, взвизгивая на поворотах, сорили искрами трамваи РВЗ-6 и колесили толстые автобусы ЗИЛ-158.
На этом аналогии с городским транспортом полувековой свежести не заканчиваются. Потолочные плафоны и сиденья дополняют здоровый консервативный дух. Никаких формованных пластиковых панелей, вместо них плоские декоративные листы и стальные профили.
Формованные диваны сидений в стиле «биг боб» (большие мешки с бобами) натыканы в салоне очень плотно. При этом все они с высоченными спинками. Вообще сам автобус напоминает длиннющий пенал, набитый этими спинками сидений.
Удобно усесться здесь сможет действительно только школьник, зато посадочных мест изобилие. Удивляет отсутствие индивидуальных кресел, как в современных европейских, китайских и отечественных школьных автобусах. Просто – тупо диваны с высоченными спинками и никаких поручней, ручек и ремней безопасности… Оба автобуса произвели впечатление супер-пупер-КАвЗов. И ещё: для безопасности (в статистике США школьные автобусы безопаснее самолётов: 1 пострадавший на 10 млрд пассажиромиль!) здесь отсутствуют поручни, которые в аварии становятся дополнительным травмирующим элементом! Кстати, а в обычных школьных автобусах (не жёлтых!) поручни есть!
Очень не терпелось найти отличия между этими желтобусами. Нам достались две машины: 1996 и 2010 года выпуска. Обе типа C (SC). В принципе, отличий между ними немного: первый Conventional, изготовленный на Blue Bird Body Co. на шасси International модельного 1994 года, был короче и представлен в универсальной комплектации, где панель приборов хочется назвать доской, а дверь открывается топорно сделанной кулисой. Такие версии до сих пор распространены у контракторов, обслуживающих государственные школы в глубинке. Контракторы – это субподрядчики перевозок, входящих в систему SBC (School Bus Contractor), и самая крупная из них – Laidlaw Interna-tional – обслуживает штаты восточного побережья США и некоторые провинции Канады.
Позже Conventional прошёл рестайлинг из-за смены модельного ряда среднетоннажников International Navistar и получил обозначение Blue Bird SBCV. Но пассажирский кузов не изменился, что неудивительно. В современных федеральных требованиях FMVSS для автотранспорта содержится 60 законов, касающихся систем безопасности пассажирского автотранспорта. Из них 37 имеют отношение к School bus и лишь восемь – FMVSS 111, 131, 217, 220, 221, 222, 225 и 301 – относятся к School bus yellow. Требования ужесточаются редко: сейчас они касаются применения дизеля, соответствия нормам Stage, наличию огнетушителя, аптечки, продублированного тормоза, АBS, внешней откидной штанги и буксирного устройства, запасного выхода, дополнительного аккумулятора, внешней световой сигнализации и маркировки (катафоты), откидного освещаемого знака «STOP», открываемого на остановках, остекления типа триплекс и др. При этом кондиционер, отопитель, багажник сзади (внутри салона) до сих пор не входят в обязательную комплектацию!
Второй вариант, полученный на тест, и представляет дальнейшее поколение Blue Bird. Вторая машина, выпущенная компанией IC Corp., 2005 модельного года, но выпущена в 2010-м году на шасси International Dura Star 3300. Он уже щеголял более продвинутой комплектацией с богато оформленной панелью приборов и убористой консолью. Подобные версии сначала заказывали мелкие контракторы (а это 70% школьных перевозок), обслуживающие частные школы и университеты, но сейчас они стали наиболее распространёнными.
Модель | IC School Bus CE 3300 | Blue Bird Conventional (BAZR M5) |
---|---|---|
Шасси | International Dura Star 3300 | International 3700 |
Колёсная формула | 4х2 | 4х2 |
Полная масса, кг | 13 517 | 11 516 |
Пассажировместимость, чел. | 49+1 | 45+1 |
Допустимая нагрузка по осям, кг | 4536/ 8981 | 3628/ 7938 |
Двигатель | International DT466/MaxxForce DT 7.6L, турбодизель, I-6 | |
Рабочий объём, cм3 | 7601 | |
Мощность, л.с. | 230 при 2400 мин-1 | |
Крутящий момент, Н∙м | 895 при 1300 мин-1 | 840 при 1300 мин-1 |
Коробка передач | Allison 2200RD, автоматическая | Allison AT545, автоматическая |
Подвеска | Рессорная | |
Тормозная система | Пневматическая | |
Шины | 265/75R22,5G | 8.25-20 E/ 9.00-20 F |
Запускаем двигатель. Откинутый пластиковый капот от вибрации дизеля начинает «колбасить». Захлопываем его от греха подальше. Попутно отмечаем, что на крыльях нет дополнительных зеркал бокового и заднего вида. Водитель машет рукой – от их мельтешения на дороге в глазах рябит! Демонтировали!
Мощный дизель International DT466 и автоматическая КП Alisson способны уверенно разгонять машину. Машина сначала разгоняется натужно. Мощность искусственно придушена во избежание несанкционированного превышения скорости, хотя крутящий момент в 450 Н∙м достигает уже на отметке 800 об./мин коленвала. Но стоит оборотам зашкалить за тысячу, как автобус гладко катит уже без надсадного гула и вибрации. Исчезает и лёгкий тремор на руле, и лишь специфический гул выдаёт, что под капотом дизель, способный отработать миллион километров.
Примитивная рессорная подвеска на порожней машине пытается козлить на ухабах, подпрыгивая трёхметровым задним свесом. Так что гнать не стоит, но за счёт длинной базы кузов моментально успокаивается от качки: тряхнуло и всё. Карданные передачи, лишь немного уступающей в длине перегону «Москва – Владивосток», у обеих машин изобилуют промежуточными опорами. Задний свес благодаря своей длине тоже постоянно требует внимания: на любом повороте запросто можно кого-нибудь пнуть хвостом или снести дорожный знак! Всё это требует от водителя хорошего глазомера и коррекции рулём, как на автопоезде.
Практически все отечественные государственные гаражи (связь, медицинская служба, полиция и т. п.) в России укомплектованы архаичными, но беспредельно, по-армейски, ремонтопригодными автомобилями УАЗ. Потому что в глуши нет возможности заказывать и ждать хитроумные импортные узлы, а ближайший пост диагностики находится за многие сотни километров. Да и эксплуатационные затраты невелики. Этот «школьник» своим характером напоминает такой тип безотказных машин для провинции. Только не нашей, а американской. Знай себе, шприцуй почаще, да меняй масло в агрегатах. И ничего ему не будет. Именно этим он по-своему прекрасен!
Но есть в таких решениях и ложка дёгтя: зимой салон хорошо прогревается лишь на стоянках. При езде или ветре он моментально выстужается. Автономный отопитель, расположенный возле входа и под одним из сидений, дует неизвестно куда, концентрируя тепло в основном вблизи себя любимого, поэтому когда в салоне много народа, стёкла постоянно запотевают. Словом, комфорта никакого, чистой воды служебный автобус для поездок на относительно небольшие расстояния.
Канадские версии автобусов комплектуют, например, дополнительными климатическими установками, хотя некоторые контракторы до середины 2000-х использовали два типа автобусов: зимний и летний. Но в целом эти меры не являются важными: главное обогреть водителя, а школьники в салоне всё равно не раздеваются, там вешалок нет!
После эксплуатации в США школьные автобусы не утилизируют, а продают в Латинскую Америку, страны Юго-Восточной Азии, иногда в Африку и конечно же на Ближний Восток (например, для перевозки паломников). Наши же автобусы используют в Подмосковье для перевозки рабочих и служебных поездок, и местные водители пока довольны, не надо ремонтировать.
www.gruzovikpress.ru
А. Краснов
Невозможно представить себе Америку без Статуи Свободы, Микки Мауса и Пепси-Колы. Это символы страны, правда, они олицетворяют собой Соединенные Штаты скорее в глазах иностранцев. Есть и другие, может быть не осознаваемые в качестве символов, и один из них – школьный автобус. Представить себе улицы городов, пейзажи провинции, фильмы и даже художественные произведения без этого героя просто нельзя.
Школьный автобус – чисто американское изобретение. Сегодня за этим словосочетанием скрывается целая индустрия, даже целый мир со своими правилами, общественными организациями, научными и исследовательскими центрами, вырабатывающими стратегию и тактику производства и эксплуатации школьного автобуса на территории Северной Америки. Естественно, как и в любой другой области, появляются новинки, каждая из которых является предметом пристального внимания конструкторов и дизайнеров.
Конечно, до появления первого школьного автобуса детей и студентов возили на общественном транспорте по дорогам общего пользования. Правда, школьник, даже оплативший билет, занимал очень мало места по сравнению с дородными дядюшками и тетушками. Ему бы вполне хватило и половины стандартного сиденья, даже если он вытянет ноги.
Разбросанные по территории «одноэтажной» Америки учебные заведения, да и простые школы, практически заставили автомобильных конструкторов серьезно задуматься о специальном транспорте для школьников и студентов. Но не следует думать, что из этого что-нибудь получилось. Автобус, он и есть автобус, и не всякий его конструктор позволит влезть каким-то общественникам в святая святых конструкции, если, конечно, не почувствует намека на прибыль. А поначалу ею и не пахло. Все устраивались, как могли. Соседские папы или мамы довозили до школы своих детей и чужих, а потом забирали их оттуда. Так, в «сменном» режиме и училась молодая Америка.
Blue Bird Chevrolet, 1988 г. |
А в это самое время на востоке США дилером автомобильной компании FORD служил некий А.Л. Льюис. Дела его шли по-разному и, чтобы поспорить с конкурентами, в 1927 г. он установил на грузовое шасси модели «Т» небольшой автобусный кузовок. Вот с этого момента и началась собственно история автобусной фирмы и история школьного автобуса. Именно так нам говорит энциклопедия Тне Illustrated Encyclopedia Of American Trucks And Commercial Vehicles.
Первенец имел деревянный каркас, обшитый листовой сталью. Застекленными были лишь окна вокруг водителя, а для всех остальных в непогоду по бокам опускались брезентовые боковинки. Чтобы не усложнять конструкцию вход-выход осуществлялся только сзади. Получилась добротная, надежная, а самое главное, дешевая машина, специально предназначенная для перевозки школьников, поскольку Льюис уменьшил шаг между рядами сидений так, что взрослым протиснуться на них и сесть с комфортом не представлялось возможным.
Фирму Льюис назвал Blue Bird – «Синяя птица».
Далее, конечно, автобус улучшался, повышался комфорт, но самое главное, был четко определен потребитель. Сложившаяся к тому времени в США система подвоза учащихся к учебным заведениям диктовала свои условия и требования к автомобильному транспорту, и все усилия персонала фирмы были направлены на улучшение именно школьного автобуса.
Carpenter International, 1975 г. |
Важной вехой в жизни фирмы стало посещение ее основателем Парижского автосалона в 1948 г., где он впервые увидел шасси GMC для автобусов вагонной компоновки (американец встретил американца во Франции). Эта конструкция его так поразила, что практически все последующие годы он работал над развитием именно этой категории автобусов, в чем и преуспел. В 1952 г. появилось шасси с нескромным названием All American (всеамериканский), а затем и автобусы вагонной компоновки. В 70-е годы были открыты сборочные заводы в Канаде и в Гватемале, так что название постепенно оправдывалось.
Парк школьных автобусов рос с неимоверной быстротой, так же, как и количество фирм, их изготавливающих. Например, в 1940 г. насчитывалось уже 10,5 тыс. школьных автобусов, а строящих их фирм – несколько десятков. Некоторые из них рисковали изготавливать даже несущие кузова.
В сегодняшней производственной программе ВВ присутствует несколько базовых школьных автобусов вагонной компоновки, о них и расскажем.
Модель ТС/1000. Это, пожалуй, меньший брат в семействе. Благодаря относительно небольшой базе и расположенному в передней части двигателю этот автобус пользуется большой популярностью. Дело в том, что в небольших учебных заведениях в штатном расписании отсутствует должность водителя, а его функции выполняют сами учителя в соответствии с графиком (конечно, допущенные для перевозки пассажиров). С маленьким автобусом, как вы понимаете, справиться легче. Кроме того, высвободившееся заднее пространство позволило организовать подъемник для колясок детей-инвалидов. Так что преимущества налицо. Рядная «шестерка» Cummins мощностью 180 л.с. и автоматическая коробка передач сильно облегчают труд преподавателя-водителя.
Carpenter Ford, 1980 г. |
Следующим в гамме является ТС/2000 (производство началось в 1987 г.), который считается одним из самых лучших и безопасных автобусов в Северной Америке. Дизельный двигатель с турбонаддувом мощностью 190 л.с. обеспечивает необходимую динамику, а «автомат» – комфортную работу водителя. Как правило, такие большие автобусы принадлежат уже крупным транспортным компаниям, обслуживающим целый ряд учебных заведений. В зависимости от компоновки и размеров он может брать на борт до 84 пассажиров(!).
И, наконец, All American, в исполнении RE (заднее расположение двигателя) и в исполнении FE (переднее расположение двигателя). Каркасная конструкция со стальным листом, боковые отбойники по всей длине, дополнительные аварийные выходы, широкие двери, мощнейшая наружная «иллюминация», огромные зеркала внутри и снаружи, прочная оригинальная рама, грамотная компоновка узлов и агрегатов, радиосвязь и многое, многое другое,.. и длина до 45 футов (чуть больше 13,5 м). Вот так «школьник»! Кстати, на базе этих моделей выпускаются специальные транспортники для полиции и перевозки заключенных.
Мы неспроста решили рассказать больше о фирме Blue Bird. Во-первых, она родоначальница такого вида транспорта, во-вторых, она крупнейшая в Северной Америке, в-третьих, она всегда держала «нос по ветру» и была в авангарде автобусостроения.
Перечислять другие кузовные фирмы или рассказывать об изготовителях шасси для них – дело неблагодарное (просто не хватит номера журнала), достаточно посмотреть на фото, как развивался школьный автобус.
И еще раз вернемся к фирме-первооткрывателю. Совсем недавно она выпустила экспериментальный образец школьного автобуса, оборудование которого поражает воображение.
Thomas, 1956 г. |
В разработке проекта нового школьного автобуса вместе с Blue Bird Corporation принимали участие научно-исследовательские институты, связанные с проблемами транспорта, энергии, экологии и радиоэлектроники. Проект назвали ENVIRE BUS 2000.
Если рассматривать комплексно задачи, стоящие перед разработчиками, то их можно сгруппировать следующим образом: на первом месте – безопасность пассажиров и все вытекающие из этого мероприятия, на втором – защита окружающей среды (кстати, это следует и из названия перспективного «школьника» – Envire это часть английского слова, в переводе означающего «окружающая среда»), и как ни печально, на последнем месте – внешний вид, т.е. дизайн и стайлинг вместе с технологичностью. Вот в таком порядке мы и расскажем о готовящейся новинке.
Сама область применения автобуса и принципы его эксплуатации предполагают особый подход к конструированию ходовой части, кузова и интерьера, ведь перевозка детей, подростков, студентов выходит, как это ни странно, за рамки транспортировки обыкновенных пассажиров, какими являемся мы с вами. Здесь требуются особые меры безопасности при движении и, особенно, при посадке-высадке «молодой гвардии». Дети настолько импульсивны, что, даже находясь в группе и под присмотром, им ничего не стоит перебежать дорогу в самый неподходящий момент. Поэтому кроме откидного знака STOP на борту машины, за лобовым стеклом и в задней части нового автобуса появятся голографические 30-сантиметровые надписи, хорошо различимые даже в солнечную погоду, не заметить которые просто невозможно.
Blue Bird ENVIRE BUS 2000 |
Автобус будет оборудован мощнейшей навигационной системой, которая помимо полезных сведений для водителя (пробки, аварии, погода, объезды и т.д.) будет сообщать центральному диспетчеру место положения экипажа в реальном времени, исключив простои при неожиданных поломках, отказе радиосвязи или даже захвате автобуса нежелательными лицами. Так что «спрятаться» ему уже не удастся.
Интерес представляет наличие особого радара, данные от которого поступают в центральный компьютер, постоянно анализирующий расстояние до ближайшего автомобиля или другого объекта. При определенной скорости и при сокращении расстояния до некоторого критического он автоматически включает световой и звуковой сигналы. Правда, не совсем понятно, как себя будет вести эта система на переполненных городских улицах… Но в особо опасных ситуациях необходимая информация проецируется прямо перед водителем на верхнюю часть лобового стекла, и он уже сам принимает решение.
Если авария все-таки произошла, то эвакуация пассажиров помимо штатной двери будет происходить через аварийную заднюю и четыре боковых окна, выдавливаемых как изнутри, так и снаружи. Эти окна обозначены специальной световозвращающей пленкой фирмы 3М. Кроме того, для безопасности задние колесные ниши закрыты специальными легкосъемными кожухами.
Van Wilson Superior, 1961 г. |
Теперь об охране окружающей среды. Так как срок службы подобного автобуса весьма велик, то, как правило, экологические проблемы его эксплуатации сводятся к токсичности выхлопа двигателя. Эта проблема, похоже, решена. В качестве силового агрегата будет использоваться двигатель фирмы John Deere, работающий на природном газе, а уж их токсичность хорошо известна – стрелка измерительного прибора даже не шелохнется. Двигатель объемом 8,1 л развивает 250 л.с. и расположен в задней части автобуса (RE – rear engine).
Четыре баллона со сжиженным газом расположены в самой безопасной зоне – между лонжеронами рамы в базе.
Теперь об общей конструкции и стайлинге. Конструкция – рамная. Это позволит существенно понизить стоимость автобуса (низкорамные автобусы значительно дороже), а появившиеся три ступеньки молодые ноги легко преодолеют. Для детей-инвалидов будет предусмотрено специальное исполнение с лифтом, поднимающим и опускающим инвалидную коляску.
Thomas Chevrolet, 1988 г. |
Кузов представляет собой каркасно-модульную конструкцию, позволяющую относительно безболезненно выпускать автобусы разной длины, вплоть до разрешенных 45 футов. И рама, и кузов – оригинальные, разработки, принадлежащей Blue Bird Corporation. Боковины и крыша изготавливаются из металла, а бамперы, передняя и задняя панели – из пластика. Что же касается внешнего вида, то желание стилистов и дизайнеров «облагородить» существовавший ящик можно только приветствовать, но что-то уж очень напоминает он европейцев 70-х. Пропал тот единственный и неповторимый американский школьный автобус с его частоколом маленьких окошек, лобовых решений передка. О «школьности» напоминает лишь простой пересчет элементов: большое количество зеркал, мигающие верхние цветные фонари, желто-черная окраска да крупная надпись School Bus на лбу. Может быть, привыкнем?..
Вот мы и приоткрыли страничку в совершенно особенный мир – интересный, богатый и увлекательный и… будем ждать новинок! Кстати, автор попытался подсчитать, сколько же автобусных фирм, выпускающих школьные кузова различных размеров, существует сегодня. Эта задача оказалась непосильной – их слишком много.
os1.ru
Узнал сам вчера, захотел поделиться. Прошу не приплетать политику, лишь по той причине, что автобус на фото в США.
Предлагаю всем обратить внимание на жёлтую палку-шлагбаум, которая открывается у автобуса перед передним бампером. Небольшая деталь, но сколько жизней спасает. Она не даёт детям переходить прямо под передним стеклом и водитель видит всех детей перед собой.
И если какая машина всё-таки нарушит ПДД и проедет, то ребёнок не выскочет перед автобусом, а будет на небольшом расстоянии от него — его заметить проще. Автобус останавливается, включает свои огни и палка открывается.Источник
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
auto.mirtesen.ru
Хотите замутить свой бизнес, который приносил бы хорошую прибыль, но не знаете как? Берите пример с жителя Эстонии, придумавшего довольно необычный бизнес. Он приобрел в Америке несколько старых школьных автобусов. Но использовать их решил не по прямому назначению. Эстонец сделал из них целую сеть мастерских по ремонту ПК.
Пройти мимо этого огромного ярко желтого школьного автобуса, стоящего прямо у Таллинского аэропорта, просто невозможно. Сразу хочется подойти к нему поближе и заглянуть внутрь него. В салоне располагается самая настоящая мастерская по ремонту компьютеров.
Конечно внутри все без удобств: нет ни туалета, ни воды. Но это ни капельки не огорчает мастеров, так как рядом находится заправка и крупный торговый центр. Зато летом в нем не душно – работает кондиционер, а зимой автобус обогревается.
И пару слов об эстонских мастерах. Их двое, и оба они русскоговорящие.
Как вы уже увидели по фотографиям, салон школьного автобуса был полностью переоборудован под компьютерную мастерскую, а вот кабина и двигатель были полностью сохранены.
Сейчас автобус не на ходу, но если залить в топливный бак горючего и установить новый аккумулятор, то он скорее всего поедет.
Зарегистрирован автобус не как транспортное средство, а как передвижной вагончик.
Первоисточник, фото — macos.livejournal.com
carakoom.com
Автобусы знакомы всем — малые и большие, городские и маршрутки. Отношение к ним обычно сугубо утилитарное – возят людей, и ладно. Однако есть в мире места, где автобусы становятся изделиями народных промыслов, да еще с национальным колоритом.
Точно неизвестно, почему иногда даже в соседних странах столь разный подход к пассажирскому транспорту — в одних равнодушный, в других — с любовью и чуть ли не почитанием. Поглядим на самые яркие примеры последнего…
01. Американский школьный автобус общеизвестен — желтый, капотный, простой. А попав в Латинскую Америку (конечно, в виде second-hand) он превращается в часть особого культа по имени «Chicken-bus» (Авто-цыпленок). Раскрашенный всеми цветами радуги, он годами перевозит обычных взрослых пассажиров с багажом, иногда на сотни километров. Как пример — этот Dodge D-300 выпуска 1970х, который до сих пор гоняет по боливийскому городу с милым названием Кочабамба.
02. Вдобавок настоящий «чикенбас» практически вечен. Меняются лишь страны, хозяева и агрегаты по кругу. Вот этому сальвадорскому красавцу установили решетку радиатора от флагмана International LoneStar. Фары – от модели 7600 той же марки. А кузов конца 1980-х пока прежний.
Фото Мигеля Гонсалеса
03. У колумбийцев – «собственная гордость», то есть свое видение бусов. На древнее американское грузовое шасси нахлобучен деревянный кузов, да еще открытый, как у советских автопоездов с ВДНХ. И правда, вход-выход упрощены до предела, хотя маршрут у него междугородний. А здоровенная штанга на крыше – вещь не случайная, и очень нужная.
Фото Леонардо Монтенегро
04. В случае тропического местного ливня по ней раскатывают кусок брезента – и крыша готова. На амбразуре лобового стекла этого Chevrolet C-60 написано «Новый имидж» и «Бог – мой гид». Последнее должно существенно помогать, потому что дорогу видно не особо.
Фото Леонардо Монтенегро
05. Школьные бескапотники, хоть и реже, но тоже используются, как этот Blue Bird модели All-American. Причем в Панаме они называются «Rojo Diablos» (Красные дьяволы). Первая часть названия понятно откуда, а вторая – видимо, дань восхищения профессионализмом водителей.
06. Надо сказать, что «чикенбасы» бывают не только американскими. Подобные собирали в Бразилии на шасси Мерседесов L-класса, и они тоже расползлись по всей Латинской Америке, как этот «грузо-туристический» бус из Парагвая.
07. Немного об обычных «маршрутках». Они там тоже есть, тысяч видов и марок, и гоняют не медленнее наших. Эта безымянная машина резко выделяется олимпийской символикой, стремительностью форм и врезанными «по месту» окнами водительского места.
08. Бедноватая Перу изысками в «бусостроении» не увлекается – людей много, машин мало. Маловато шасси у двухтонного Mitsubishi Canter? Не беда – поставил кузов пошире, вот и лишних двенадцать человек уедет.
09. Мексиканцы пошли другим путем. И без того длинное шасси 6х2 от Dina (лицензионный International 8200) удлинили на метр с лишним, водрузили кузов и уродливый пластиковый нос, и украсили розовыми колпаками переднюю ось. И назвали странно: «Тысяча любовей» – не иначе, по числу пассажиров.
10. Заканчивая с Латинской Америкой, надо назвать невиданный больше нигде тип кубинского автобуса «El Camello» (верблюд). Появились они вынужденно в 1980-е – автобусные агрегаты «умирали», а новых купить было не на что. И тогда местные мастерские начали из их кузовов строить полуприцепы, поднимая их над седлом и колесами. Выглядит страшновато, зато таскать их можно было любыми тягачами, а брали «на борт» они до 220 человек за раз. Теперь они, конечно, вымирают.
11. Наши КАВЗики не комфортны? Если окажетесь на островах Самоа, возить там будут только на таких маршрутках. И где они берут японских капотников – их не выпускают уже лет тридцать? Кузов деревянный, без дверей и окон, зато раскрашен с любовью. Владелец – философ: на борту написано «жизнь проходит…» Видимо, в дороге, по единственной на острове дороге.
12. В Азии тоже есть свои «передовики» транспортного дизайна. На Филиппинах водится особый вид маршруток – jeepney. Когда-то они действительно строились на шасси джипов-Виллисов, и многие из них дожили до нынешних времен.
13. С тех пор «маршруткостроение» там сильно продвинулось. Теперь за основу берется более крупное шасси – от американского пикапа, или японского микроавтобуса. Но мотивы капота с крыльями обязательно напоминают предка, в остальном же фантазия создателя ничем не ограничивается.
14. Автобусы Ближнего Востока не отличается ничем особенным от прочих. За исключением таковых в Сирии, где живут настоящие мастера дизайна, особенно по электрической части. Еще сирийцы сильны в сбережении технического наследия человечества – этому автобусу Scania-Vabis уже больше полувека, а он активно работает.
15. Однако чемпионами мира по ре-дизайну автобусов надо признать пакистанцев. Похоже, они создали целую религию – культ транспорта. Неважно, какую марку носил этот бус в прежней жизни, или его технические характеристики. На нем нет ни единого квадратного сантиметра, которого бы благоговейно не коснулась твердая рука живописца по маршруткам. А восемь зеркал спереди, очевидно, служат оберегами, отгоняя духов аварии.
16. Впрочем, это лишь конъюктурный «новодел» — настоящая «барбухайка» (так зовутся автобусы на грузовых шасси в Афганистане и Пакистане) должна быть капотной. Как это самодвижущийся автохрам на базе Bedford TJ (собирался здесь по лицензии до 1980-х). У него есть каноническое «надкрышное» украшение, тысяча подвесок на цепочках по периметру и местное ноу-хау в виде непрозрачных сдвижных окон. А его «настоятель» (он же хозяин, водитель, кондуктор, механик и реставратор) все свободное время тратит на сохранение облика, ну, и на перманентный капитальный ремонт.
17. Автобусы Африки, как правило, поражают лишь грубостью облика и длиной базы, как этот безвестный «полугрузовой» кениец. Остается лишь позавидовать свободе дизайнера, фантазию которого не укорачивают никакие технологи. Да и техдокументацией здесь, похоже, не злоупотребляют – окна вырезают «болгаркой» прямо по жести.
18. В бывшем французском Сенегале живут, похоже, все когда-то выпущенные маршрутки Saviem SG2 (марка перестала существовать в 1978 году). У этих «car rapid» четко регламентированные особенности: сочетание цветов, отсутствие окон (жарко же!), нарисованные глаза, шнуры-амулеты, и надпись «Alhandoulillah» (Слава Аллаху) на передке. А у этого еще и название марки, любовно вырубленное из стального прутка.
19. А что же Европа? Увы, жесткие нормы по безопасности не позволяют самовыражаться в общественном транспорте. Единственным исключением служит туристический остров – Мальта. Там еще сохраняется заповедник желто-красных автобусов забытых ныне английских марок, некоторым из которых исполнилось по пятьдесят и более лет. Однако спешите – Европарламент скоро положит конец и этой резервации.
mpark.pro
Магистр в области культурной антропологии Майкл Фюрер мечтал отправиться в путешествия, но загвоздка состояла в отсутствии подходящего транспорта. В общежитии Форер парень жил в маленькой комнате, поэтому ему не хотелось вновь оказаться в столь ограниченном пространстве. Маленькие фургоны и грузовики парень решил заменить обычным школьным автобусом.
Фото © MEDIA DRUM WORLD
«Автобус — это мой дом, а не просто туристический автомобиль. Это принципиально меняло ситуацию».
Фото © MEDIA DRUM WORLD
Майкл вложил в переоборудование школьного автобуса 35 тысяч долларов, и уже через девять месяцев в его распоряжении был полноценный дом на колесах. Первыми пунктами назначения, куда отправился Майкл в компании пары друзей, стали Канада и Аляска. Ребята провели там пару месяцев, исследуя все достопримечательности северных штатов.
Фото © MEDIA DRUM WORLD
Далее Майкл направился на юг, в Калифорнию. Заключительным этапом этого путешествия стала Флорида, после чего Майкл Фюрер вернулся в свой родной штат Нью-Джерси.
Фото © MEDIA DRUM WORLD
Фото © MEDIA DRUM WORLD
Поездка оказалась очень запоминающейся и плодотворной. Во время своего турне Майкл успел поработать на канадской плантации, а также устраивал лагерь на Гранд-Каньоне. Фюреру также удалось посетить национальных парк Маунт-Худ в штате Орегон, побывать у гор Колорадо и во многих других интересных местах по всей Америке.
Фото © MEDIA DRUM WORLD
За все время своей поездки школьный автобус преодолел 29 тысяч километров. Но Майкл не придает этому особого значения, говоря, что расстояние – это не главное.
Фото © MEDIA DRUM WORLD
«Когда люди спрашивают меня о дорожной жизни, я отвечаю им, что самое главное — это не пройденные мили или места, в которых вы бывали. Самое важное — это люди и события, с которыми вы сталкиваетесь».
Фото © MEDIA DRUM WORLD
Подобный опыт путешествий на переделанном школьном автобусе уже был в 2013 году, когда студент архитектурного факультета американского университета Миннесоты Хэнк Бутитта превратил школьный транспорт в полноценный дом на колесах со всеми удобствами и комфортными условиями.
Фото © MEDIA DRUM WORLD
«В Школе Архитектуры мне жутко надоело проектировать здания, которые никогда не будут построены, выполнять заказы для воображаемых клиентов, учитывать множество мелких деталей, смысл которых я до конца не понимаю… Я предпочитаю трудиться руками и наслаждаться реальным процессом работы. Для выпускного квалификационного проекта я купил автобус и преобразовал его в жилое пространство».
Фото © MEDIA DRUM WORLD
Студент купил автобус за 3000 долларов, и потратил на его переоборудование $32 тысячи. Весь проект занял 15 недель, 7 из которых Бутитта потратил на разработку дизайна.
Фото © MEDIA DRUM WORLD
Фото © MEDIA DRUM WORLD
Фото © MEDIA DRUM WORLD
Фото © MEDIA DRUM WORLD
nashiusa.com
Многие из нас впервые узнали о школьных автобусах из американских фильмов. Действительно, именно в США, такой же огромной стране, как и Россия, школьные автобусы получили наибольшее распространение, особенно в сельской малонаселенной местности. Хотя впервые эта идея была реализована еще в начале XIX века в Англии, в квакерской школе на северо-востоке Лондона. Это сейчас аренда автобуса в Москве для перевозки школьников – обычная практика, особенно в частных школах, но раньше это было достаточно экзотичным видом услуг.
Первые в истории школьные автобусы имели брезентовый верх и скамейки вдоль бортов, вход был расположен сзади. Но с техническим прогрессом совершенствовались и автобусы: к 30-м годам XX века они уже стали выглядеть практически похожими на современные.
Кстати, в США вопросом школьных автобусов занимались очень серьезно: так, фирмой «DuPont» даже был разработан специальный оттенок жёлтого цвета под названием «National School Bus Glossy Yellow». Этот особый желтый «школьноавтобусный» лучше других заметен на дороге, кроме того, на этом фоне при любых погодных условиях хорошо видны все надписи, сделанные черным цветом. Для школьных автобусов в Америке даже разработаны особые положения в правилах дорожного движения.
Сейчас желтый школьный автобус стал таким же символом США, как и красные двухэтажные пассажирские автобусы в Англии. По статистике, в США больше половины всех зарегистрированных в 2010 году автобусов – школьные желтые. О них снимают мультфильмы, списанные автобусы используют для участия в различных шоу, превращают в рестораны на колесах – то есть существует целая культура школьного автобуса!
В России выгодная аренда автобуса для школьников для перевозки детей в школу – относительно недавний, но очень полезный и популярный сервис. Более подробно с этим сервисом Вы можете познакомиться на сайте компании «Омнибас» omnibus-auto.ru. Высокое качество обслуживания, широкий выбор комфортабельных автобусов, страховка, аренда, заказ, прокат, найм любого транспорта. Выбирайте профессионалов!
marya-iskysnica.livejournal.com