Когда говорят про двигатель для автомобиля ГАЗ 21, то подразумевают модель ЗМЗ 21. Но серийный выпуск «Волги» начался без участия этого двигателя внутреннего сгорания (ДВС),
На первых образцах «двадцать первой» устанавливался усовершенствованный нижнеклапанный мотор М20 от «Победы». Лишь только спустя некоторое время новый силовой агрегат пошел в серию, прочно заняв лидерство.
Пример классической Волги 21 серого цвета
Вернуться к оглавлениюНовый верхнеклапанный двигатель для «Волги» М 21 (в дальнейшем ГАЗ 21) стал разрабатываться еще в 1954 году – поначалу он был оснащен цепной передачей. Но в серию не пошел, впервые доработанный ДВС появился в серии только с середины 1957 года, почти год спустя после начала производства автомобиля.
Сборкой двигателя сначала занимался Горьковский автозавод, но в ноябре 1959 года мотор для «Волги» стали выпускать в городе Заволжье горьковской области. Новый ДВС получил индекс ЗМЗ 21, и был в производстве вплоть до окончания выпуска автомобиля ГАЗ 21 (до 1970 года).
На сегодняшний день модель мотора ЗМЗ 21 могла бы считаться устаревшей, если бы не некоторые моменты. Дело в том, что Ульяновский моторный завод взял за основу модель этого двигателя.
Так выглядит двигатель ЗМЗ 21 установленный на двадцать первой Волге
Например, марка УМЗ 417 в основных деталях (включая блок, головку блока и поршневую группу) практически ни чем не отличается от базовой модели 21. На первых ульяновских двигателях (УМЗ 451) устанавливался и коленчатый вал от «Волговского» мотора, но УМЗ 417 первых выпусков уже оснастили валом от 402-ого двигателя.А в 2000-х годах наконец-то в конструкции исчезла сальниковая набивка, коленвал получил задний сальник от ВАЗ 2108.
Современный трехлитровый ДВС УМЗ также имеет корни ЗМЗ 21, принципиальная схема работы мотора одинакова с прототипом.
Вернуться к оглавлениюКак и любой другой мотор, ЗМЗ 21 имеет свои наиболее уязвимые места. Вот некоторые из них:
Для проведения капитального ремонта двигателя его сначала демонтируют с автомобиля, а затем разбирают. Итак, порядок разборки:
Так выглядит картер Волги 21
Так выглядит распредвал от Волги
В силу слабых технических характеристик по современным меркам владельцы сохранившихся «двадцать первых Волг» стараются установить на машину более мощный двигатель. Возникает вопрос – какие моторы лучше подойдут на ГАЗ 21. ЗМЗ 402 практически без переделок встает по креплениям, но он тоже морально устарел.
Также хорошо подходит по местам ЗМЗ 405 или ЗМЗ 406, а проблема состоит в том, что поддон силового агрегата упирается в переднюю подвеску. Но при желании все дорабатывается.
Единственное, с чем согласны практически все – это то, что силовой агрегат следует устанавливать в паре с коробкой передач от той же иностранной модели автомобиля. Больше всего переделок получается с креплением новых агрегатов и с электрической частью.
avtomobilgaz.ru
ГАЗ-21 | |
Технические характеристики: | |
кузов | 4-дверный седан (модификация ГАЗ-22 — 5-дверный универсал) |
количество дверей | 4/5 |
количество мест | 5 |
длина | 4770 мм |
ширина | 1695 мм |
высота | 1620 мм |
колесная база | 2700 мм |
колея передняя | 1410 мм |
колея задняя | 1420 мм |
190 мм | |
объем багажника | 170 л |
расположение двигателя | спереди продольно |
тип двигателя | карбюраторный, 4-цилиндровый, с алюминиевым блоком цилиндров и чугунными мокрыми гильзами, верхнеклапанный |
объем двигателя | 2432 см3 |
Мощность | 65/3800 л.с. при об/мин |
Крутящий момент | 167/2200 Н*м при об/мин |
Клапанов на цилиндр | 2 |
КП | 3-х ступенчатая с синхронизатором 2-й и 3-й передачи |
Подвеска передняя | независимая, рычажно-пружинная |
Подвеска задняя | зависимая рессорная |
Амортизаторы | |
Тормоза передние | барабанные |
Тормоза задние | барабанные |
Расход топлива | 9 л/100 км |
максимальная скорость | 120 км/час |
годы производства | 1956-1970 |
тип привода | задний |
снаряженная масса | 1460 кг |
разгон 0-100 км/ч | 34 сек |
ГАЗ-21 «Волга» — советский легковой автомобиль с кузовом седан. До 1965 года назывался ГАЗ-М21 «Волга». Выпускался серийно с 1956 года (до 1958 года параллельно с ГАЗ-М20 «Победа») по 1970 годы. Общий объем выпуска ГАЗ-21 всех модификаций 638798 экземпляров (по серийному номеру последнего сошедшего с конвейера автомобиля). Стал самым удачным автомобилем отечественной разработки за все годы существования СССР
Разработка автомобиля началась в 1952 году. Поначалу работа велась над двумя независимыми проектами ГАЗ-М21 «Звезда» и ГАЗ-М21 «Волга». Первый проект вел художник Джон Вильямс, второй — Лев Еремеев. В 1953 году были построены макеты двух машин. Проект Вильямса выглядел более передовым, но машина Еремеева больше соответствовала реалиям того времени. В дальнейшую разработку будущего автомобиля был принят проект Льва Еремеева. В том же 1953 году ведущим конструктором ГАЗ-М21 был назначен А. Невзоров, который работал под началом главного конструктора Горьковского автозавода Н. Борисова.
В конце зимы или начале весны 1954 года первые прототипы будущей «Волги» были готовы и поступили на предварительные испытания. 3 мая 1955 года три машины — вишнево-красная (прототип 1), синяя (прототип 2) и белая (прототип 3) — выехали из ворот Горьковского завода и отправились на государственные приемочные испытания. Вместе с ними на испытания поступили другие отечественные автомобили и машины иностранного производства того же класса, что и «Волга». Все прототипы отличались друг от друга в деталях, два из них были оснащены автоматической коробкой передач, одна — механической.
Фото: В 1954-ом году началось строительство опытных образцов ГАЗ-21
В мае 1955 года Горьковским заводом был выпущен еще один, четвертый экземпляр «Волги». Он был передан на Муромский радиозавод для отладки радиоприемника А-9, которым комплектовался автомобиль (в некоторых вариантах). Летом 1955 года все прототипы, кроме первого, были немного модернизированы, получив новую решетку радиатора (со звездой).
Автомобиль ГАЗ-М21 «Волга» первого «выпуска» — производился с 1956, по ноябрь 1958 годов. До конца 1957 года комплектовался нижнеклапанным двигателем с рабочим объемом в 2,42 л (2420 куб. см), мощностью 65 л.с. при 3800 оборотах в минуту. Позаимствованный у «Победы», этот двигатель был форсирован путем увеличения рабочего объема (расточкой цилиндров) и степени сжатия. Всего с таким мотором было выпущено 1100 экземпляров «Волги».
ГАЗ-М21А — такси.
ГАЗ-М21 — автомобиль с АКП. Неизвестно, выпускался ли он в действительности (информация об этом отсутствует).
ГАЗ-М21Е — еще одна модификация с АКП, выпущенная очень ограниченной серией.
ГАЗ-М21У — модификация «люкс» с улучшенной отделкой, но с обычным двигателем.
ГАЗ-М21К — экспортная модификация с двигателем 75 или 80 л.с. и дополнительными элементами отделки (хромированные вставки). Автомобиль ГАЗ-М21 третьего «выпуска» производился с 1962 по 1970 годы. Машина получила новую решетку радиатора из 37 хромированных вертикальных пластин. С капота исчезла фигурка оленя и молдинг (олень не всегда устанавливался и на автомобили второго «выпуска» — его убрали из соображений безопасности). Было уменьшено количество хромированных декоративных деталей. Линии кузова стали более плавными и гармоничными. Из производственной линейки убрали модификацию с АКП, рычажные амортизаторы заменили телескопическими, была увеличена до 75 л.с. мощность мотора для базовой серийной модификации. Общий объем производства автомобилей третьего «выпуска» составил 470 тысяч экземпляров.
ГАЗ-М21Л — основной серийный седан.
ГАЗ-М21Л — экспортная модификация.
ГАЗ-М21У — модификация «люкс», отличалась от серийного автомобиля молдингами на крыльях.
ГАЗ-М21Т — модификация такси с раздельными передними сидениями. Пассажирское переднее сидение складывалось, освобождая место для перевозки груза.
В 1962 году на базе ГАЗ-М21 был создан и поставлен на конвейер автомобиль ГАЗ-М22 с кузовом «универсал». Он выпускался в различных вариантах — как «гражданский» автомобиль общего назначения, как «скорая помощь», автомобиль сопровождения самолетов для аэропортов и так далее.
Тогда же была выпущена небольшая серия автомобилей марки ГАЗ-23 — скоростная модификация ГАЗ-М21 с силовым блоком от ГАЗ-13 «Чайка» (АКП, 8-цилиндровый двигатель мощностью 160, а позже 195 л.с.). Этот автомобиль предназначался для силовых структур (в частности, КГБ) и был выпущен в количестве 608 экземпляров.
Количество модификаций автомобиля ГАЗ-21 чрезвычайно велико. По сути, под общим именем «Волга» ГАЗ выпускал схожие внешне и по базовым характеристикам разные автомобили. Например, ГАЗ-23, построенный на агрегатах ГАЗ-13 «Чайки» обладал скоростными характеристиками, которые свойственны современным легковым автомобилям. А ГАЗ-М21 первых опытных выпусков мало чем отличался по тем же скоростным характеристикам от серийной ГАЗ-М20 «Победы».
В конструкции «Волги» всех «выпусков» было много архаичных даже для тех лет черт. В частности, на «Волгу» с большим запозданием пришли телескопические амортизаторы (вместо рычажных). Автоматическая КП так и не прижилась (советские автомобилестроители так и не смогли освоить ее массовое производство). Гидропривод тормозов и рулевое управление не оснащалось усилителями, управление тяжелой машиной требовало от водителя физических усилий. Стояночный тормоз центрального типа (барабанный тормоз, схожий по устройству с колесным, устанавливался на хвостовик КП и воздействовал через карданный вал на ведущий задний мост) был неэффективен и ненадежен. При попытке аварийной остановки автомобиля стояночным тормозом, последний ломался. До 1960 года «Волга» оснащалась системой централизованной смазки — приводимой в действие специальной педалью. Это решение применялось на зарубежных (немецких) автомобилях 30-40-х годов. Наконец, трехступенчатая МКП имела синхронизатор лишь для двух высших передач, что для второй половины 60-х годов было совершенно устаревшим решением.
Однако, были и настоящие открытия. Конструкторам «Волги» удалось создать автомобиль, который привлекает внимание безупречным дизайном и спустя сорок лет после прекращения производства машины. Высокая прочность кузова — за счет точного просчета силовых элементов — породила многочисленные мифы о «толстом металле», из которого якобы штамповались кузовные детали автомобиля (на самом деле металл применялся такой же, что и в зарубежном автостроении).
«Волга» отличалась высокой устойчивостью к коррозии — за счет специальной обработки кузова «фосфатированием». Качество окраски кузова автомобилей первого и второго «выпусков» таково, что некоторые из них не требуют перекраски по сегодняшний день.
Отдельно следует упомянуть двигатель ЗМЗ-21, выпускавшийся в огромном количестве модификаций. Он нашел применение на советских микроавтобусах, устанавливался на катера, экспортировался за рубеж. Модификация этого двигателя — УМЗ-451МИ — устанавливалась на автомобили высокой проходимости УАЗ-469, которые стояли на вооружении Советской Армии.
Высокое качество изготовления ГАЗ-21, особенно второго и начала третьего «выпусков» (автомобилей первого «выпуска» осталось очень мало), высокая степень унификации деталей с автомобилями ГАЗ и УАЗ, безупречная репутация надежной машины привели к тому, что рынок автомобилей этой марки существует и сегодня. Автомобили реставрируются, поддерживаются в работоспособном состоянии, перепродаются и находят новых хозяев. Правда, лишь относительно небольшая часть владельцев ГАЗ-21 использует эти машины для ежедневной езды. В основном это экспонаты частных коллекций или машины для эпизодических выездов и прогулок.
Статья в журнале «За рулем» 1956 №3
Статья в журнале «За рулем» 1957 №3
Статья в журнале «За рулем» 1961 №3 Новое в автомобиле «Волга»
Статья в журнале «За рулем» 1962 №4
Статья в журнале «За рулем» 1963 №3 Модификации «Волги»
Статья в журнале «За рулем» 1965 №8 Модернизация «Волги»
Статья в журнале «За рулем» 1966 №9 Впрысковой мотор «Волги»
Статья в журнале «За рулем» 1971 №10 Подшипники «Волги»
Статья в журнале «За рулем» 1997 №10
Сводный указатель материалов о ГАЗ-21 (журнал «За рулем» №1, 1970)
Советская реклама «Волги» — обложка журнала «За рулем» 1956 №3
Советская реклама «Волги» — обложка журнала «За рулем» 1957 №11
Советская реклама «Волги» — обложка журнала «За рулем» 1958 №4
«Рентгеновский снимок» «Волги», «За рулем» 1958 №1
Обложка журнала «За рулем» 1961 №7
Железнодорожная версия «Волги» выпускалась на ГАЗе
Милиция
Грузовая
фургон
wiki.zr.ru
Двигатель ГАЗ 21 — это силовой агрегат, который был разработан в 50-е годы 20 века. Так, моторы не получили широкого распространения, но обладали высокими техническими характеристиками. Кроме этого, на автомобиль устанавливались экспортные варианты силовых агрегатов, которые работали на дизельном топливе.
Мотор ГАЗ 21, он же ЗМЗ 21/21А обладал достаточно высокими техническими характеристиками. На то время почти все Волги оснащались двигателями объемом 2,5 литра, кроме экспортных вариантов, которые для советского человека были почти не доступны. Так в 60-е годы практически все водители хотели иметь 21-ю модель ГАЗа, что было показателем престижа и достатка.
Силовой агрегат был разработан на базе не менее знаменитой модели — Ford Mainline. Также, некоторые элементы двигателя были взяты с других моделей американских автомобилей 50-х годов. Кроме Форда, схожие конструктивные особенности можно проследить в силовыми агрегатами — Plymouth Savoy, Chevrolet 210 DeLuxe, Kaiser Henry J и Opel Kapitän.
Рассмотрим, основные технические характеристики, которыми обладают двигатели ГАЗ-21:
Наименование | Характеристика |
Тип | Рядный |
Топливо | Бензин |
Система впрыска | Карбюратор |
Объем | 2,4 литра (2432 см. куб) |
Мощность | 65 лошадиных сил |
Количество цилиндров | 4 |
Количество клапанов | 8 |
Диаметр цилиндра | 88 мм |
Расход | 13 литров на 100 км |
Система охлаждения | Жидкостное |
Порядок работы цилиндров | 1-2-4-3 |
Наименование | Характеристика |
Тип | Рядный |
Топливо | Бензин |
Система впрыска | Карбюратор |
Объем | 2,5 литра (2445 см. куб) |
Мощность | 69-76 лошадиных сил |
Количество цилиндров | 4 |
Количество клапанов | 8 |
Диаметр цилиндра | 92 мм |
Расход | 13 литров на 100 км |
Система охлаждения | Жидкостное |
Порядок работы цилиндров | 1-2-4-3 |
Наименование | Характеристика |
Тип | Рядный |
Топливо | Бензин |
Система впрыска | Карбюратор |
Объем | 2,5 литра (2445 см. куб) |
Мощность | 80-85 лошадиных сил |
Количество цилиндров | 4 |
Количество клапанов | 8 |
Диаметр цилиндра | 95 мм |
Расход | 13 литров на 100 км |
Система охлаждения | Жидкостное |
Порядок работы цилиндров | 1-2-4-3 |
Наименование | Характеристика |
Тип | Рядный |
Топливо | Дизель |
Система впрыска | ТНВД |
Объем | 2,3 литра (2295 см. куб) |
Мощность | 68 лошадиных сил |
Количество цилиндров | 4 |
Количество клапанов | 8 |
Система охлаждения | Жидкостное |
Наименование | Характеристика |
Тип | Рядный |
Топливо | Дизель |
Система впрыска | ТНВД |
Объем | 2,3 литра (2300 см. куб) |
Мощность | 65 лошадиных сил |
Количество цилиндров | 4 |
Количество клапанов | 8 |
Система охлаждения | Жидкостное |
Наименование | Характеристика |
Марка | Indenor XDP 4.90 |
Конфигурация | V-образная восьмерка |
Тип | Дизель |
Топливо | Дизельное топливо |
Объем | 2,1 литра (2112 см куб) |
Мощность | 75 л.с. |
Диаметр цилиндра | 90 мм |
Количество цилиндров | 4 |
Количество клапанов | 8 |
Питание | ТНВД BOSCH |
Охлаждение | Жидкостное |
Ресурс | 300 тыс. км |
Как видно, автомобиль ГАЗ 21 имел широкий выбор силовых агрегатов. Конечно, дизельные двигатели были экспортным вариантом, который поставлял в Европу. Особенно большое количество транспортных средств с маркировкой 21 получила Бельгия.
Бензиновые моторы обслуживались довольно просто и по накатанной схеме. Так, межсервисное техническое обслуживание должно проводиться в диапазоне 10-12 тыс. км пробега. Что касается дизельных вариантов, то согласно сервисной документации, ТО проводится в приделах 8-10 тыс. км.
Поскольку автомобилю и двигателям больше чем полвека, то до нашего времени дошло не много оригинальных силовых агрегатов. В основном автомобилисты используют модифицированный или усовершенствованный мотор.
В техническое обслуживание двигателя входит замена масла и фильтров. Если эту процедуру проводить регулярно и в точности с рекомендациями завода изготовителя, то можно сохранить первоначальный ресурс в 250 000 км пробега.
К тому же, современные технологии позволяют это сделать. Так, использование полусинтетического качественного масла поможет не только сберечь ресурс двигателя, но и сохранить основные конструктивные элементы от повышенного износа.
В последнее время стало популярным проводить тюнинг старых автомобилей. Так, автолюбители покупают автомобили с многолетней историей и дарят им новую жизнь. Кроме кузова дорабатывается также и двигатель. Конечно, чип тюнинга в данном моторе не предусмотрено, а вот провести расточку и добавить несколько дополнительных узлов можно, что поможет увеличить мощность.
Каким же образом проводится тюнинг мотора? Многие тюнинг-ателье предлагают заменить стандартный мотор на силовой агрегат зарубежного производства, с инжекторной системой впрыска. Но, не все автолюбители идут на это и стараются доработать старый силовой агрегат.
Двигатель растачивается до стандартных размеров ЗМЗ-24 — 92 мм. Это не всегда получается, да и существует вероятность того, что стенки между цилиндров треснут. Также, заказывается и устанавливается новый коленчатый вал. Заменяется клапанный механизм на более облегченный.
Чтобы улучшить впрыск топлива меняется впускной коллектор и карбюратор. Чтобы обеспечить получение полноценной воздушно-топливной смеси, необходимо заменить воздушный фильтр с нулевым сопротивлением. Для особых фанатов добавления мощности можно установить турбонагнетатель.
Неотъемлемым элементом доработки мотора является тюнинг системы охлаждения и выпуска отработанных газов. Так, вместо стандартной системы охлаждения в двигатель устанавливается силиконовые патрубки, доработанный водяной насос, а также алюминиевый радиатор.
Чтобы мотор не перегревался, к радиатору крепится электровентилятор принудительного включения. При этом датчик температуры располагается на радиаторе. Для полной уверенности, на силовой агрегат ставится модифицированный термостат.
Что касается системы выпуска отработанных газов, то на автомобильном рынке моно подобрать и найти подходящие варианты, поскольку ассортимент выбора достаточно широкий. Так, бельгийское тюнинг ателье Deht-Wretheer проводило доработку 21-й волги и устанавливало выхлопную производства TrialDWQ, производства Германии.
Мотор ГАЗ 21 в оригинальном исполнении очень цениться на ретро выставках, поскольку с каждым годом этих силовых агрегатов становится все меньше и меньше. Так, за последнее десятилетия, кроме тюнинга довольно большой популярностью стали пользоваться ретро автомобили.
Неотъемлемой частью этой культуры является и ГАЗ 21 со своим легендарным двигателем. Молодому поколению интересно, какие моторы устанавливались полвека назад, и на каких силовых агрегатах ездило целое поколение автомобилистов.
Как показывает практика, ретро автомобили ГАЗ 21 с оригинальным двигателем в последние годы значительно выросли в цене, поскольку все больше коллекционеров старается получить данное транспортное средство себе в коллекцию. Основополагающим вопросом, который задается перед осмотром автомобиля, является — оригинальный ли мотор установлен на транспортном средстве?
Мотор ГАЗ 21 стал легендой целого поколения. Они верой и правдой служили 30 лет, а некоторые дошли до нашего времени. Так, двигатели, которые устанавливались на автомобиль, имели высокие технические характеристики и ресурс.
Провести обслуживание, ремонт и тюнинг силового агрегата достаточно просто. Так, любой автомобилист, который знаком с конструктивными особенностями мотора, сможет заменить масло и отремонтировать мелкие повреждения. Что касается капитального ремонта, то рекомендуется его проводить на автосервисе.
avtodvigateli.com
Эксплуатационные характеристики ГАЗ 21 Волга
Максимальная скорость: 130 км/ч
Расход топлива на 100км в смешанном цикле: 9 л
Объем бензобака: 60 л
Снаряженная масса автомобиля: 1460 кг
Допустимая полная масса: 1885 кг
Размер шин: 6.70-15
Характеристики двигателя
Расположение: спереди, продольно
Объем двигателя: 2445 см3
Мощность двигателя: 70 л.с.
Количество оборотов: 4000
Крутящий момент: 170/2200 н*м
Система питания: Карбюратор
Турбонаддув: нет
Газораспределительный механизм: нет
Расположение цилиндров: Рядный
Количество цилиндров: 4
Диаметр цилиндра: 92 мм
Ход поршня: 92 мм
Степень сжатия: 6.6
Количество клапанов на цилиндр: 2
Рекомендуемое топливо: АИ-80
Тормозная система
Передние тормоза: Барабанные
Задние тормоза: Барабанные
Рулевое управление
Тип рулевого управления: Глобоидный червяк с рециркулирующими шариками
Усилитель руля: нет
Трансмиссия
Привод: Задний
Количество передач: механическая коробка — 3
Передаточное отношение главной пары: 3.78
Подвеска
Задняя подвеска: Рессора
Передняя подвеска: Винтовая пружина
Кузов
Тип кузова: седан
Количество дверей: 4
Количество мест: 5
Длина машины: 4770 мм
Ширина машины: 1885 мм
Высота машины: 1620 мм
Колесная база: 2700 мм
Колея передняя: 1410 мм
Колея задняя: 1420 мм
Дорожный просвет (клиренс): 190 мм
Модификации
Первая серия с 1956 по 1958
ГАЗ-М-21Г — с форсированным двигателем от «Победы»,
ГАЗ-М-21Б — с форсированным двигателем от «Победы», такси.
ГАЗ-М-21 — двигатель 2,445 л. и АКПП,
ГАЗ-М-21А — такси на базе ГАЗ-М-21В,
ГАЗ-М-21В — общего назначения с двигателем 2,445 л.,
ГАЗ-М-21Д — экспортная с МКПП (двигатель 80 л.с.), дополнительные хромовые элементы отделки (только поясной молдинг, оклады стекол появились начиная со второй серии).
ГАЗ-М-21Е — экспортная с АКПП.
Вторая серия с 1959 по 1962
ГАЗ-М-21И — базовый седан,
ГАЗ-М-21А — такси,
ГАЗ-М-21 — версия с АКПП (значилась в производственной программе, но реально выпущенные экземпляры не известны),
ГАЗ-М-21Е — версия с АКПП (очень ограниченный выпуск по спецзаказу),
ГАЗ-М-21У — улучшенная комплектация (более богатая отделка, но со стандартным двигателем),
ГАЗ-М-21К — экспортная (двигатель 80 л.с. или 75 л.с., дополнительные хромированные элементы отделки).
Третья серия с 1962 по 1970
ГАЗ-М-21Л — базовый седан,
ГАЗ-М-21М — экспортная,
ГАЗ-М-21У — улучшенная комплектация (к комплектации добавились хромовые декоративные молдинги по крыльям — на передних в виде стрел и на задних — в форме плавников),
ГАЗ-М21Т — таксомотор, имел раздельные передние сидения для перевозки крупногабаритных грузов.
На базе ГАЗ-21 третьей серии выпускались самостоятельные модели:
Грузопассажирский ГАЗ-22
ГАЗ-22 — малосерийный универсал (прототипы и первые серийные экземпляры возможно имели оформление второй серии), выпускавшися в 1962-1970 гг; на его базе выпускалась карета скорой помощи.
ГАЗ-22А — фургон, созданный в 1961 году; в серию не пошёл, но по его образцу строили фургоны авторемонтные заводы.
ГАЗ-23 — мелкосерийная машина сопровождения («быстроходная модификация», «догонялка»), с двигателем и автоматической коробкой передач от лимузина «Чайка» ГАЗ-13 (V8, 5,53 л., 160, позднее 195 л.с.) и усиленными кузовом и ходовой частью, которая выпускалась в 1962-1974 гг в крайне ограниченных количествах (по информации исследователя вопроса Дмитрия Гвоздева, 608 экземпляров) для нужд КГБ и других силовых ведомств.
Производство
Год выпуска: с 1956 по 1970
kuruh.ru
Здесь вы найдете краткое описание технических характеристик ГАЗ-21 Волга
Число мест (включая место водителя) — 5
Габаритные размеры (номинальные):
Длина — 4830 мм
Ширина — 1800 мм
Высота в снаряженном состоянии без нагрузки — 1620 мм
База (расстояние между осями) — 2700 мм
Колея передних колес — 1410 мм
Колея задних колес — 1420 мм
Низшие точки автомобиля с полной нагрузкой при нормальном давлении в шинах:
Поперечина передней подвески — 200 мм
Труба глушителя — 190 мм
Картер заднего моста (по фланцу) — 190 мм
Наименьший радиус поворота по колее наружного колеса — 6,3 м
Углы въезда с полной нагрузкой:
Передний — 27°
Задний — 19°
Наибольшая скорость с номинальной нагрузкой на горизон тальных участках ровного шоссе — 130 км/ч
Вес автомобиля (сухой) — 1360 кг
П р и м е ч а н и е. В сухой вес автомобиля не включается вес топлива, воды, смазки, запасного колеса и набора шоферского инструмента, составляющий в сумме округленно 100 кг.
Сорт топлива — Автомобильный бензин А-70 с октановым числом 70 (ГОСТ 2084-51)
Контрольный расход бензина летом на ровном шоссе с полной нагрузкой при скорости 40-50 км/час. — Не более 9 л на 100 км
П р и м е ч а н и е. Контрольный расход бензина является показателем, определяющим исправность автомобиля. Эксплуатационный расход бензина зависит от условий, в которых эксплуатируется автомобиль, и заводом не устанавливается.
Номера двигателя и шасси
Заводские номера двигателя и шасси выбиты на табличке, расположенной под капотом. Номер двигателя выбит также на блоке цилиндров с левой стороны, в середине верхней части.
Номер шасси выбит на пластине в правой передней части кузовного лонжерона.
ДВИГАТЕЛЬ
Тип — Четырехтактный, карбюраторный, бензиновый.
Число и расположение цилиндров — 4, вертикально в один ряд
Диаметр цилиндра — 92 мм
Ход поршня — 92 мм
Рабочий объем — 2,445 л
Степень сжатия — 6,6
Мощность и число оборотов — 70 л.с. при 4000 об/мин
Крутящий момент максимальный — 17 кгм
Порядок работы цилиндров — 1-2-4-3
Подвеска двигателя — В 3 точках на резиновых подушках: две спереди и одна сзади
Блок цилиндров — Блок цилиндров отлит из алюминиевого сплава, имеет мокрые легкосъемные гильзы
Гильзы чугунные, в верхней части имеют вставку из антикоррозийного износоустойчивого чугуна
Головка блока — Из алюминиевого сплава
Поршни — Из алюминиевого сплава, луженые
Поршневые кольца — 2 компрессионных и 1 маслосъемное кольцо на каждом поршне. Верхнее компрессионное кольцо хромированное, остальные луженые
Число опор коленчатого вала — 5
Коленчатый вал — Из магниевого чугуна литой с противовесами, статически и динамически сбалансированный. Поверхность шеек закалена
Вкладыши подшипников — Тонкостенные, биметаллические
Распределительный вал и его привод — Стальной, кованный, привод парой шестерен
Фазы распределения (при расчетной величине зазора:
Клапаны — Верхние установлены в головку блока, вертикально в один ряд. Диаметр тарелки впускного клапана 44 мм, выпускного-36 мм
Седла клапанов — Вставные. Изготовлены из специального чугуна.
Штанги толкателей — Из дюралюминия, со стальными наконечниками.
Коромысла — Стальные, кованные, снабжены регулировочными болтом и контргайкой для установки зазора между клапаном и коромыслом
Газопровод — Расположен с правой стороны двигателя. В центральной части газопровода имеется автоматически действующее устройство для подогрева рабочей смеси, снабженное регулировочной заслонкой
Глушитель — Овальной формы с асбестовой тепло- и звукоизоляцией
Система смазки — Комбинированная. Подшипники коленчатого и распределительного вала, шатунные подшипники, подшипники коромысел и верхние наконечники штанг смазываются под давлением, остальные детали- разбрызгиванием
Масляный картер — Стальной, штампованный
Забор масла из картера — Плавающим маслоприемником
Масляный фильтры — Два: грубой очистки- пластинчатый, фильтрующий 100% масла, подаваемого насосом в магистраль, и тонкой очистки — со сменным фильтрующим элементом, частичной фильтрации
Элементы фильтра тонкой очистки — Сменный, типа ДАСФО- 2
Клапаны масляной системы — Два: редукционный, поршневого типа- установлен с правой стороны (изменять их регулировку воспрещается) двигателя, в передней части, и перепускной- в корпусе фильтра грубой очистки
Вентиляция картера — Принудительная
Воздушный фильтр — Инерционно — масляной, сетчатый с глушителем шума всасывания
Карбюратор — Типа К- 22И. Вертикальный, балансированный, с падающим потоком. Снабжен ускорительным насосом и экономайзером с механическим управлением
Бензиновый насос — Диафрагменный, с верхним отстойником, в котором помещен сетчатый фильтр, и рычагом для ручной подкачки
Бензиновый бак — Штампованный из двух половин, расположен в задней части кузова под полом.
Система охлаждения двигателя — Жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией
Радиатор — Трубчатый, с гофрированными пластинами между трубок, трехрядный
Пробка радиатора — Герметичная. Снабжена двумя клапанами
Створки радиатора — Установлены перед радиатором. Величина открытия створок регулируется вручную с места водителя.
Термостат — Установлен в патрубке головки блока. Клапан термостата начинает открываться при температуре охлаждающей жидкости 70°C: полное открытие клапана происходит при температуре жидкости 83°C
Водяной насос — Центробежный с торцовым самоподтягивающимся сальником
Вентилятор — Четырехлопастный, штампованный
Привод вентилятора и водяного насоса — Клиновидным ремнем от коленчатого вала
ШАССИ
Сцепление — Однодисковое сухое с гидравлическим приводом выключения
Размер цилиндров привода сцепления:
Коробка передач — Механическая, трехступенчатая, имеет три передачи вперед и одну назад. Снабжена синхронизатором на второй и третей передачах. Рычаг переключения установлен на рулевой колонке
Передаточные числа:
Карданная передача — Открытого типа. Имеет два вала три кардана с игольчатыми подшипниками. Снабжена промежуточной опорой.
Задний мост — Разъемный, с литым чугунным картером и кованой стальной крышкой, соединенными по фланцу в вертикальной плоскости
Главная передача — Гипоидная. Передаточное число — 4,555 (41: 9)
Дифференциал — Конический, с двумя сатиллитами
Полуоси — Фланцевые, полуразгруженные
Передача усилий от заднего моста — Толкающее усилие и реактивный момент заднего моста воспринимаются рессорами
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
Колеса — Штампованные, дисковые. Запасное колесо помещается в багажнике
Шины — Низкого давления, размер 6,70 — 15
Ступицы передних колес — Литые из ковкого чугуна, на шаровых радиально-упорных подшипниках
Передняя подвеска — Независимая, рычажная, на витых цилиндрических пружинах, смонтированная на отъемной поперечине. Все шарниры рычагов подвески выполнены с применением резьбовых пальцев и втулок
Стабилизатор поперечной устойчивости — Торсионного типа, расположен впереди передней подвески
Передние амортизаторы — Гидравлические, поршневые, рычажные, двустороннего действия
Задняя подвеска — Рессорная. Рессоры листовые, продольные, полуэллиптические, закрытые чехлами. Все шарниры подвески снабжены резиновыми втулками
Задние амортизаторы- Гидравлические, поршневые, рычажные, двустороннего действия
РАМА
Рама — Короткая рама только в передней части автомобиля.
РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Тип рулевого механизма — Глобоидальный червяк с двойным роликом
Передаточное число — 18,2 (среднее)
Рулевое колесо — Диаметром 430 мм с тремя спицами
Свободный ход рулевого колеса — В положении движения по прямой — не свыше 5°, в крайних — положениях — до 30°
Рулевая трапеция — Передняя
ТОРМОЗА
Основной — Колодочный, на все 4 колеса
Тормоз стоянки — Центральный, барабанного типа
Привод тормозов — Ножной гидравлический — действует на все четыре колеса от педали.
Ручной механический — действует от рычага, расположенного под — панелью приборов.
Размер тормозных цилиндров — Диаметры главного и колесных тормозных цилиндров — 32 мм
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ И ПРИБОРЫ
Номинальное напряжение в сети — 12 вольт
Система проводки — Однопроводная, плюс соединен с массой
Генератор — Типа Г12 шунтовой, мощностью 220 ватт
Реле — регулятор — Типа РР24. Имеет три автомата: реле обратного тока, регулятор напряжения и ограничитель тока
Аккумуляторная батарея — Типа 6 — СТ — 54 — ЭМ емкостью 54 а. ч.
Включатель зажигания и стартера — Типа ВК21
Катушка зажигания — Типа Б7, с добавочным сопротивлением, автоматически выключающимся при пуске двигателя стартером
Распределитель зажигания — Типа РЗБ, с центробежным и вакуумным регулятором опережения зажигания и октан-корректором
Запальные свечи — С тепловой характеристикой А14У. диаметр резьбы 14 мм
Гасящее сопротивление — Типа СЭ12; включено в цепь провода высокого напряжения каждой свечи
Стартер — Типа СТ21 с дистанционным управлением
Реле стартера — Типа РС24
Включатель освещения заднего хода — Типа ВК20-Б
Центральный переключатель света — Типа П38
Ножной переключатель света — Типа П39
Фары — Типа ФГ21, с дальним и ближним светом. В фарах установлены полуразборные опатические элементы с лампами в 50X21 свечу
Подфарники — Типа ПФ21, с двухнитевыми лампами в 6Х21 свечу для указания поворота и света стоянки
Задние фонари — Типа ФП25, обеспечивают задний габаритный свет, свет стоп, белый свет при движении назад и указывают направление поворота. Снабжены двухнитевыми лампами в 6Х21 свечу и однонитевыми лампами в 21 свечу
Фонарь освещения номерного знака — С лампой в 6 свечей
Плафон — Типа ПК4 с лампой в 6 свечей
Включатели плафона — Ручной, типа ВК24-А и два дверных типа ВК2-А
Подкапотная лампа — Типа ПД1К с включателем и лампой в 3 свечи
Штепсельная розетка — Для включения переносной лампы; расположен под панелью приборов с левой стороны
Фонарь освещения багажника — Типа ФП12, включается автоматически при открывании крышки багажника (при включенном свете стоянки)
Переносная лампа — Типа ПЛТ-36 с лампой в 15 свечей
Включатель света Стоп — Типа ВК19
Звуковые сигналы — Типа С28 и С29. Комплект из двух тональных сигналов
Реле сигналов — Типа РС3-Б
Предохранители — Кнопочный биметаллический предохранитель типа ПР2-Б в цепи освещения. Три плавких предохранителя в блоке типа ПР12-В2
Соединители электропроводов — Типа ПС2-А2 — 2шт. ПС-1-А2 — 4шт.
Провода низкого напряжения — Типа АОЛ
Прикуриватель — Типа ПТ4
Переключатель указателей поворота — Типа П43
Прерыватель указателей поворота — Типа РС55. Дает мигающий свет в указателях поворота
Электродвигатель вентилятора отопителя — Типа МЭ13 мощностью 20 ватт
Переключатель электродвигателя — Типа П42 с реостатом и сигнальной лампой включения
Стеклоочиститель — Типа СЛ45, электрический, с двумя щетками. Имеет переключатель на две скорости.
Комбинация приборов — Типа КП21, состоит из амперметра, указателя уровня бензина, указателя давления масла, указателя температуры воды и спидометра со счетчиком пройденного пути. Освещается 4 лампами в 1 свечу
Контрольная лампа температуры воды (зеленая) — Тип ПД-20-В с датчиком ММ7. Загорается при повышении температуры воды до 92-98оС
Контрольная лампа ручного тормоза (красная) — Типа ПД20 с выключателем типа ВК2-А. Загорается при затянутом ручном тормозе и включенном зажигании
Контрольная лампа дальнего света фар — Загорается при включенном дальнем свете фар
Контрольная лампа указателя поворота — Дает мигающий свет при включенном указателе поворота
Часы — Типа АЧВ с электрической заводкой от аккумуляторной батареи. Освещены двумя лампами в 1 свечу
Радиоприемник — Типа А-9, двухдиапозонный, с плавной и кнопочной настройкой
Антенна — Типа АР41- Б телескопическая
КУЗОВ
Кузов Закрытый, четырехдверный, цельнометаллический, несущий
Оборудование кузова — Багажник в задней части кузова. Ящик для мелких вещей в панели приборов, стеклоочиститель, зеркало, 2 противосолнечных козырька, пепельница, прикуриватель, отопитель кузова и обогреватель ветрового стекла
Сиденья — Передние и задние, мягкие, пружинные. Переднее сиденье — регулируемое, имеет откидную спинку, позволяющую превращать сиденье в спальное место
Капот — Цельный, открывающийся спереди
Отопление, вентиляция и обдув ветрового стекла — Свежий воздух, поступающий в кузов через люк вентиляции, подогревается радиатором водяного отопления и подается электрическим вентилятором в переднее отделение кузова и для обдува ветрового стекла. В летнее время радиатор отопления выключается, и система используется как приточная вентиляция.Кроме того, вентиляция производится опусканием стекол в дверях и поворотом части стекла передней дверей
ОБОРУДОВАНИЕ
Централизованная смазка — Состоит из насоса, дозирующих устройств, трубопроводов и шлангов
Шоферский инструмент — К автомобилю прилагается: две сумки с набором инструмента, домкрата, пусковая рукоятка, ручной насос и переносная лампа
ЗАПРАВОЧНЫЕ ЕМКОСТИ И НОРМЫ
Бензиновый бак — 60 л
Система охлаждения — 11,5 л
Система смазки двигателя — 6,2 л
Воздушный фильтр — 0,3 л
Картер коробки передач — 0,8 л
Картер заднего моста — 0,9 л
Картер рулевого механизма — 0,25 л
Система централизованной смазки — 0,6 л
Передние амортизаторы — 0,235 л (каждый)
Задний амортизаторы — 0,145 л (каждый)
Система привода тормозов и привода сцепления — 0,7 л
Передние ступицы — 120 г (каждая)
РЕГУЛИРОВАЧНЫЕ ДАННЫЕ
Зазор между рычагом коромысла и клапаном. — 0,25 мм, на холодном двигателе.
Давление масла в двигателе (для контроля, регулировке не подлежит) — От 2 до 4 кг/см2 при скорости 50 км/час. На холодном ходу — у прогретого двигателя — не менее 0,5 кг/см2
Прогиб ремня вентилятора — 10 — 15 мм
Зазор между электродами свечей — 0,8 — 0,9 мм
Зазор в прерывателе — 0,35 — 0,45 мм
Нормальная температура воды в радиаторе — 75 — 85°С
Свободный ход педали сцепления — 32 — 40 мм
Свободный ход педали тормоза — 10 — 15 мм
Давление воздуха в шинах — 1,7 кг/см2
www.autoprezent.ru
Начиная данную тему, нельзя не упомянуть о специальной модификации ГАЗ-21Р, которая в своё время мелкосерийно строилась для КГБ в спец.цехах Горьковского автозавода. Речь о модели ГАЗ-23, которая оснащалась 8-мицилиндровым двигателем от ГАЗ-13 «Чайка», обладающим мощностью в 195 л.с. Нужно отметить, что для установки этого силового агрегата в Волгу, его пришлось «завалить» на бок на 2 градуса, кроме того, потребовалось существенно переделать форму масляного картера.
Снаружи автомобиль ничем не отличался от обычной 21-ой Волги. Незначительные отличия можно было увидеть внутри (помимо двигателя): наличие только двух педалей в салоне; перед радиатором устанавливался щиток иной формы, чем у обычных 21-х; в багажнике была площадка для крепления свинцового балласта («чайковский» двигатель был значительно тяжелее родного волговского, что негативно сказывалось на развесовке автомобиля), который должен был утяжелять заднюю ось. Роль балласта могла выполнять специальная аппаратура слежения и связи, которая в те годы имела существенные габариты и вес.
Всего существовали ещё 3 версии ГАЗ-23 (помимо базовой): ГАЗ-23А с механической КПП, ГАЗ-23А1 — специально оборудованный вариант 23А и ГАЗ-23Б — вариант 23 с улучшенной отделкой.
ГАЗ-21Р 1966 года с двигателем V8 от «Чайки» ГАЗ-13. Мотор имеет объём 5.53л и мощность 195 л.с., а также автоматическую 3-хступенчатую КПП
Данный автомобиль был отреставрирован в 2014-м году и является репликой модели ГАЗ-23.
Автомобиль снаружи выглядит полностью аутентично. Лишь только наличие двух выхлопных труб сзади даёт понять, что под капотом автомобиля может быть нестандартный мотор.
Ещё одна Волга 3-й серии 1966 года. Этот экземпляр подвергся более значительной переделке. После реставрации в 2012-м году аутентичным сохранился только кузов. Изменениям подверглись все прочие узлы и агрегаты. Главное же — автомобиль оснащён двигателем V8 (от Лексуса) объёмом 4.2л и мощностью 265л.с. Передняя подвеска от ГАЗ-3110, а задний мост от Volvo-740. Установлен гидроусилитель руля.
Единственный спорный момент в облике данной машины — это колёса. Не подходят они к машине своим дизайном.
ГАЗ-21 на базе AUDI A6
Подробнее тут >>>>
А эта Волга из МАМИ собрана на агрегатах Chevrolet Malibu 1978 года. Здесь установлен двигатель объёмом 8.1 литра мощностью около 700 л.с. И это похоже самая быстрая 21-я Волга. Автомобиль разгоняется до 100 км/ч за 4 секунды!
Сюжет из передачи «Главная дорога»
Подборка будет пополняться. Поэтому продолжение следует…
Смотрите так же тему «Самые «зараженные» Волги ГАЗ-24″
Если у Вас есть интересная, грамотно доработанная Волга, присылайте фотографии машины на адрес: [email protected] и ваш автомобиль появится в одной из этих тем.
bestautorus.ru
Большое количество писем приходит от владельцев ГАЗ-21. Причем хозяева «старушек» не только никогда не сетуют на недостатки своих машин, а наоборот, превозносят их достоинства. Хотя никуда не денешься, «двадцать первые» неумолимо стареют, выпуск запчастей к ним давно прекращен и вопросов по их эксплуатации и ремонту возникает все больше. Ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы дает начальник КБ ГАЗа Владимир Реутов.
Возможна ли установка на ГАЗ-21 выпуска 1961 года передней подвески и двигателя от ГАЗ-31029, стыкуется ли этот двигатель с «двадцать первой» коробкой передач и потребуется ли при этом замена карданного вала и заднего моста?
Переднюю подвеску ГАЗ-31029 на автомобиль ГАЗ-21 ставить нельзя. А вот двигатель ЗМЗ-402 (ГАЗ-31029) в качестве замены подходит, но с немалыми переделками масляного картера, системы выпуска, передних кронштейнов подвески двигателя, системы зажигания и жгутов проводов, а также привода акселератора. Кроме того, потребуются регулятор напряжения типа 13.3702-01 и новые шланги системы охлаждения. Если коробка передач остается прежней (ГАЗ-21), в картере сцепления необходимо просверлить два отверстия под нижние шпильки крепления коробки передач, а также сохранить механизм сцепления (нажимной и ведомый диски, муфту выключения и рабочий цилиндр сцепления) от ГАЗ-21. При установке всего силового агрегата ГАЗ-31029 (двигатель ЗМЗ-402, сцепление и коробка передач ГАЗ- 31029) потребуется, кроме перечисленного выше, изменить заднее крепление двигателя, проделать отверстие под рычаг переключения передач в тоннеле пола, применить карданную передачу от ГАЗ-24 (с измененной длиной вала) и задний мост ГАЗ-31029 с приводом стояночного тормоза. ОАО «ГАЗ» не разрабатывало специальной документации на замену двигателя, однако случаи успешной установки на ГАЗ-21 более современных силовых агрегатов известны.
Двигатель «Волги» ГАЗ-21Р был рассчитан на применение бензина А-72, но его в продаже давно нет и приходится использовать А-76. Достаточна ли в этом случае коррекция угла опережения зажигания или необходимо дефорсировать двигатель, установив дополнительную прокладку и головки блока?
Двигатель ГАЗ-21 может работать на бензине А-76 без установки каких-либо дополнительных прокладок. Коррекция зажигания необходима в связи с разным качеством бензина на разных бензоколонках. Рекомендуется применение свечей А11-3.0.
Возможна ли замена масляных фильтров грубой и тонкой очистки двигателя ГАЗ-21 на современные и какие подойдут для этого?
Для использования нынешних фильтров ГАЗ, равно как и вазовских, необходимо изготовить литые переходники. Разработкой их на заводе не занимались, а потому соответствующей документации нет.
Наш комментарий. Напомним, что смазочная система двигателя ГАЗ-21 двухступенчатая: первоначально масло проходит фильтр грубой очистки, затем 7-10% масла подвергается тонкой фильтрации. Такая система была обусловлена тем, что выпускавшиеся ранее моторные масла не обладали моющими свойствами. Современные же в этой системе практически не будут очищаться в «грубом» фильтре, так как несут частицы меньшего размера, чем его щели (менее 0,08 мм). Поэтому в нынешних условиях, когда старых масел в продаже больше нет, все-таки желательно совершенствовать смазочную систему двигателя «двадцать первой», применив полнопоточный (то есть очищающий 100% масла) вазовский или «москвичовский» (имевший корпус и сменный фильтрующий элемент) фильтр, причем второй предпочтительнее. Умельцам удается сделать нужные переходники. Более простой вариант замены фильтра ДАСФО-2, снятого с производства, предложил наш читатель Н. Чеченев — его совет опубликован в «ЗР», 1996, № 2 на стр. 61.
За много лет эксплуатации вышли из строя телескопические амортизаторы ГАЗ-21. Какие отечественные или импортные аналоги подходят для их замены?
Телескопические амортизаторы ГАЗ-21 и ГАЗ-24 взаимозаменяемы.
Какие колесные диски рекомендует использовать завод для ГАЗ-21, если пришли в негодность старые? Подойдут ли диски и шины от ГАЗ-24 и если да, то как это может повлиять на эксплуатационные расходы?
Рекомендуются только диски ГАЗ-21. Для установки дисков ГАЗ-24 необходимы проставки и удлиненные шпильки крепления колес. При этом изменяются показания спидометра, возрастает расход топлива.
Какие шины допускается использовать на автомобилях ГАЗ-21 взамен снятых с производства шин 6,70-15? Подойдут ли, скажем, от РАФа (185/82 R15) или импортная резина?
В первую очередь, все-таки рекомендуются шины размера 6,70-15. Можно использовать и указанные шины от РАФа, но при этом показания спидометра также существенно изменятся.
Наш комментарий. Показания спидометра на ГАЗ-21 с «двадцать четвертыми» колесами будут, конечно, несколько завышены, поскольку у последних меньше диаметр и при тех же оборотах ведущего вала (а их, собственно, и «считает» спидометр) они станут вращаться быстрее (и, добавим, легче, так что двигатель будет проще раскрутить до высоких оборотов). Очевидно, при этом он израсходует больше топлива — впрочем, машина станет заметно динамичнее, что может даже понравиться владельцу. Однако тахометра на «двадцать первой» нет, поэтому улучшенной динамикой злоупотреблять не стоит.
В публикуемом материале приведены варианты замены деталей, не требующие переделки автомобиля или используемых узлов. Возможно, отдельные умельцы отважатся и на более серьезное вмешательство в конструкцию (например, создатели хот-родов) — предостерегаем их, что не все их «новации» могут быть одобрены Госавтоинспекцией и подумать об этом следует заранее, до того как будут вложены немалые силы и средства. Тем же, кто стремится просто поддерживать «двадцать первую» на ходу, сообщим, что весьма подробный перечень взаимозаменяемых деталей автомобилей ГАЗ-21 и ГАЗ-24 приведен в книге «Автомобиль «Волга» ГАЗ-24. Конструктивные особенности, техническое обслуживание и текущий ремонт». Издание 6-е. Москва, Транспорт, 1995.
zr.ru
www.autoprezent.ru