Грузовой автомобиль ГАЗ 53 стал легендой и выдающимся достижением автомобильной промышленности СССР и России. Как честный труженик, он всегда отрабатывал положенный ресурс, а нередко служил дольше срока, который был предусмотрен до списания.
Классический грузовик марки ГАЗ-53
Выпуск ГАЗ 53 давно прекратился, но до сих пор в объявлениях можно встретить предложения о продаже и покупке этого грузовика. Состояние некоторых экземпляров машины просто удивляет — прошло больше двадцати лет, как последний «пятьдесят третий» сошел с конвейера, а находятся еще вполне боевые грузовики в приличном виде. Вернуться к оглавлениюСерия автомобилей ГАЗ 53 была построена на базе ГАЗ 51. Новая модель позаимствовала от «пятьдесят первого» шестицилиндровый рядный двигатель внутреннего сгорания (ДВС), только спустя определенное время уже были предложены другие варианты ДВС. Первые опытные образцы новой модели появились в 1959 году, а с октября 1961 года ГАЗ 53 запустили в серийное производство. Марка получила индекс «Ф» и стала называться ГАЗ 53Ф.
Выпуск модификации грузовика продолжался до января 1967 года. Вначале грузоподъемность автомобиля была 3,5 тонны, но в 1964 году ее снизили до 3 тонн.В 1964 году, продолжая разработку ГАЗ 53Ф, завод-гигант начинает производство модификаций: базовой ГАЗ 53 и обновленной модели ГАЗ 53А. В 1965 году решили оставить только ГАЗ 53А, и эта марка просуществовала до 1983 года, то есть, почти 20 лет.
Модель ГАЗ 53А оснастили восьмицилиндровым двигателем (115л.с., объем 4,24 л) и увеличили грузоподъемность до 4 тонн.
Грузовик мог развивать скорость до 85 км в час (на ГАЗ 53Ф она была не более 74 км в час).
С 1983 года базовой моделью стал ГАЗ 53 12. Новый модифицированный ДВС получил индекс ЗМЗ 511 (120 л. с.), а грузоподъемность стала еще больше (4,5 тонны). ГАЗ 53 12 выпускали до января 1993 года, затем производство ГАЗ 53 прекратили совсем.
Так выглядит модель ГАЗ 53 12
Помимо базовых моделей ГАЗ53Ф, ГАЗ 53, ГАЗ 53А и ГАЗ 53 12 существовало достаточно много специальных модификаций Газона. В основном они различались по типу кузова и назначению. Базовый вариант — это ГАЗ 53 бортовой. На этой базе заводом выпускались шасси — ГАЗ 53 самосвал (ГАЗ 53 02), шасси для седельного тягача (ГАЗ 53 05).
Для армейских нужд разработали ГАЗ 53Н. Тактико-технические характеристики (ТТХ) военной машины отличались от гражданского варианта. В стандартной комплектации военной техники шел топливный бак большего размера (105 литров), пусковой подогреватель и дополнительное оборудование. Соответственно, ГАЗ 53Н был окрашен в защитный зеленый цвет.
Вариант модели ГАЗ 53Н
Существовали версии, разработанные специально для жаркого климата, выпускались шасси для автобусов КАВЗ, две модели были оснащены газовым оборудованием — для работы на метане и пропане. Вернуться к оглавлениюАвтомобиль ГАЗ 53 12 имеет следующие габариты:
Вес автомобиля составляет 3200 кг, у полностью груженого ГАЗ 53 12 масса не может превышать 7850 кг. Размер колеи передних колес составляет 1630 мм. Размер колеи задних колес равен 1690 мм, размер берется без учета вторых колес, которые стоят снаружи на задней оси.
Заявленный заводом-изготовителем расход топлива должен составлять 24 литра на 100 км на скорости 40 км в час. Но такая норма на практике не имеет ничего общего с этой цифрой.
Сравнительная таблица расхода топлива автомобилей ГАЗ различных модификаций
Реальный расход топлива получается где-то около 30 литров на 100 км. Стандартный топливный бак рассчитан на 90 литров. Машину заправляли бензином А-76 и А-72. Непонятно, каким топливом сейчас заправляют ГАЗоны, такие марки бензина давно не производят.По тем временам, когда ГАЗ 53 только появился на дорогах страны, его внешний вид казался очень современным и стильным. Но этот вид оставался почти одним и тем же на протяжении всего времени, пока выпускался грузовик. За 30 с лишним лет на кабине лишь менялись местами фары с подфарниками и изменялись габаритные огни, решетка радиатора приобрела другой вид. Собственно говоря, ГАЗ 53. — не супермашина, его основная задача — возить грузы, с чем он справлялся блестяще.
Внутри кабина выглядит просто.
Щиток приборов элементарен:
А на первых ГАЗ 53 щиток был и того проще — вместо датчиков давления и температуры стояли две сигнальные лампы.
У кабины есть слабое место — быстро подгнивают крылья и подножки, их постоянно приходится подваривать.
Если говорить о базовых моделях, то описать конструкцию кузова газ 53 можно в нескольких словах.
Скорее всего, старый 6-цилиндровый двигатель ГАЗ 51 брать во внимание не стоит, он уже безнадежно устарел. А вот ЗМЗ 511 еще раскатывает по дорогам Российской Федерации.
Характеристики ЗМЗ 511:
ДВС считается слабым местом в ГАЗ 53. Постоянных нагрузок не выдерживает коленчатый вал, а повышенный расход масла на ЗМЗ 511 является чуть ли не нормой.
Так выглядит двигатель для ГАЗ 53
Еще очень часто подтекал задний сальник. Течь происходила на стыке сальниковой набивки с резиновыми уплотнителями. В советское время герметики еще не были широко популярны, поэтому устранить такую неисправность было довольно затруднительно.Ходовая часть легендарного грузовика банально проста. Передняя подвеска легко поддается ремонту, при этом имеет неплохие технические характеристики.
В состав входят:
Задняя подвеска состоит из заднего моста и рессор. Задние рессоры усилены отдельными дополнительными листами. Тормозная система газ 53 барабанного типа, есть два вакуумных усилителя тормозов.
Коробка переключения передач на ГАЗ 53 12 стоит механическая четырехступенчатая. Карданный вал состоит из двух колен, трех крестовин и средней промежуточной опоры. Движение колес осуществляется с помощью заднего моста.
Рулевое управление ГАЗ 53 12 состоит из рулевого механизма с червячной передачей, рулевой колонки, рулевых тяг и рулевого колеса. Руль трехспицевый, большой, но тонкий. Рулевая колонка закреплена жестко и не регулируется. В связи с отсутствием гидроусилителя руля вращать рулевое колесо довольно затруднительно, особенно, если автомобиль стоит на месте. С уверенностью можно сказать, что управлять ГАЗ 53 – совсем неженское занятие.
Схема рулевого управления ГАЗ 53
Вернуться к оглавлениюВыяснив все особенности эксплуатации грузовика, все недостатки можно объединить в один список.
Основные недочеты и неисправности ГАЗ 53:
Недостатки и недоработки есть в любой конструкции. А вот преимуществ у ГАЗончика куда больше. Такого неприхотливого грузовика трудно еще найти. Вообще, не так часто он и ломается. Его очень легко ремонтировать — поломку можно устранить в любом поле.
У «пятьдесят третьего» практически «неубиваемый» кузов. Рама сделана из толстого прочного металла — машину уже в металлолом сдают, а рама еще целая.
Грузовик «тащит» практически любой вес и объем, который в него можно загрузить. А еще со своей задачей отлично справляется ГАЗ 53 самосвал. Норма для него не предел — их часто нагружают под завязку.
К достоинствам можно отнести стоимость самого автомобиля. По этой причине нет особых беспокойств, что его украдут. Не страшно, если будет помят бампер, как говорится, не ходовая часть.
ГАЗ 53 не зря стал легендой. Грузовиками горьковского автогиганта перевезена огромная масса грузов. До сих пор немало ГАЗончиков трудятся на автомобильных дорогах. И было бы очень здорово, если чаще возникали подобные легенды.
avtomobilgaz.ru
Умелец восстановил себе грузовик ГАЗ-53 своими руками, фото и описание прилагаются.
Понадобился грузовик для работы, покупать новый — не вариант, в ближайшей деревне нашёл пару вариантов за копейки, один без кузова, но с документами, а второй без документов, но с кузовом. Недолго думая решил приобрести обоих, и сделать из них один нормальный грузовик.
Вот на фото, один газон, без документов и не на ходу.
Двигатель в плачевном состоянии.
А вот, ещё один, на ходу, с документами, без кузова.
Тут двигатель ещё живой.
Начал работу с разборки.
Разбираем.
Грунтуем и красим.
Перебрал тормоза.
Новая резина.
Двигатель полностью перебрал, благо поршневая была в порядке, коробку также перебрал и довёл до идеального состояния.
Процесс сборки.
Приводим в порядок кабину.
Проложил новую проводку.
Поставил новые шланги, хомуты и прочую мелочёвку.
Ещё красим.
Ставим новую оптику.
Вот он красавец, восстановленный ГАЗ-53, грузовик работяга обрёл новую жизнь.
Всем спасибо за внимание!
Поделиться в соц. сетях
avto-samodelki.ru
www.zr.ru
Навигация по статье
Советское автомобилестроение, как и производственная сфера в целом, отличалось массовостью, зачастую в ущерб качеству. Однако ГАЗ 53 можно с уверенностью назвать исключением из этого правила. Четыре миллиона экземпляров нашли свое применение практически во всех сферах деятельности как в СССР, так и за рубежом. Не было ни одного крупного или среднего АТП, завода, совхоза или колхоза автомобильный парк, которого не насчитывал бы несколько единиц ГАЗ 53. Машина экспортировалась во все европейские страны социалистического лагеря, на Кубу, во Вьетнам, Лаос и Северную Корею. Серийное производство стартовало на Горьковском автозаводе в 1961 году, а последний ГАЗ 53 покинул ворота предприятия в 1997 году. Ни одна модель грузового автомобиля, производимых в СССР, не смогла перехватить пальму первенства у ГАЗ 53 по массовости. Изначально конструкторами при проектировании машины были заложены параметры, позволившие максимально удешевив производство, создать надежный грузовик с низкими эксплуатационными расходами. На протяжении всего периода производства, в конструкцию вносились изменения, повышающие потребительские свойства машины, однако в целом машина оставалась неизменной. Главным конкурентом для ГАЗ 53 в своем классе был грузовик ЗИЛ 130 Московского автомобильного завода им. Лихачева, однако по массовости он все-таки проигрывал горьковской модели. Невзирая на массу усовершенствований, и проведенную в 1992 году модернизацию, ГАЗ 53 полностью уступил место более современному ГАЗ 3307 на линиях массового производства к началу 1993 года.
Основным предназначением ГАЗ 53 является перевозка грузов по дорогам с твердым покрытием на небольшие расстояния. Автомобиль прекрасно показал себя как при работе в городе, так и в условиях сельской местности. Оборудованные под молоковозы, автомобили часто доставляли молоко с животноводческих комплексов, на предприятия по его переработке. Оборудованные жесткими кузовами ГАЗ 53 развозили хлеб, доставляли почтовую корреспонденцию, и даже выполняли роль инкассаторских автомобилей. В коммунальной сфере они выполняли роль мусоровозов и ассенизаторов. Для перевозки ремонтных бригад городских экстренных служб, зачастую в бортовом кузове размещался КУНГ, и оставалось место для размещения ремонтного оборудования. На базе грузовика также было создано несколько разновидностей пожарных машин. В сельском хозяйстве как правило использовались ГАЗ 53 с бортовыми кузовами, на которые монтировались надставные борта, позволяющие перевозить значительные объемы сена, соломы и свежескошенных кормов. Для транспортировки сахарной свеклы и картофеля на шасси устанавливались самосвальные платформы с гидравлическими телескопическими цилиндрами. Бортовые версии машины использовались практически на всех видах строительства и производства. Перевозка продуктов питания и товаров промышленной группы между складами и магазинами была обычной работой для водителей ГАЗ 53. Как и большинство популярных грузовых автомобилей, ГАЗ 53 имел и множество военных специальностей. На базе автомобиля устанавливались инженерное оборудование, системы вооружения и связи. Автомобиль показывал надежную работу как при сильных морозах, так и в летнюю жару. Все агрегаты, узлы и механизмы долгое время безаварийно служили в условиях повышенной запыленности в степных регионах страны. Некоторые модификации машины специально адаптировались под определенные условия эксплуатации.
Как и многие другие события в жизни большой страны выпуск ГАЗ 53 приурочивался к важному событию – 22-му съезду КПСС, проходившему в 1961 году. Однако работы по созданию специально для новой модели 8-ми цилиндрового силового агрегата еще не закончились. Поэтому на новый ГАЗ 53 пришлось устанавливать привычный, форсированный, рядный шестицилиндровый мотор от ГАЗ 51. В результате первая модификация ГАЗ 53 сразу получила индекс «Ф», что означает «форсированный». Мощность двигателя была доведена до 82 л.с., поэтому пришлось устанавливать усиленное сцепление. Задний мост также был заимствован у ГАЗ 51. Машине явно не хватало мощности и грузоподъемности, а ее выпуск был прекращен в январе 1967 года. В результате множественных доработок впоследствии стали появляться новые модификации машины:
Кроме более трех десятков серийных модификаций, автомобиль имел ряд экспериментальных образцов, и машин, выпускавшихся отдельными промышленно-опытными партиями:
gruzato.ru
Есть техника, автомобили, которые становятся символом времени. Когда люди старшего поколения вспоминают позднее советское время, то вспоминают также этот автомобиль, Газ 53. Выпускался он на Горьковском автомобильном заводе.
Начался выпуск этой машины в 60-х годах. Было несколько модификаций этой техники 3-го поколения. Машина выпускалась вплоть до 1993 года. За 30 лет было выпущено более 4 миллионов автомобилей. Среднетоннажный грузовик вместимостью от 3 до 4,5 тонн стал самым массовым грузовиком в советское время.
История Газ 53 богатая. Эта машина долго и надёжно обслуживала всё народное хозяйство СССР. Сохранившиеся работоспособные машины и теперь есть в сельском хозяйстве, на стройках, в коммунальном хозяйстве.
Модификации Газ 53 выпускались в определённом порядке. С начала выпуска автомобиля до 67 года он шёл под маркой Ф. Потом стал выпускаться грузовик с литерой А – более грузоподъёмная машина и сильнее. Затем с 84 года запустили модели Газ 53-19 и 53-27. У последнего – двигатель работает на пропане. Все машины выпускались параллельно, для разных нужд. Вот фото бортового Газ 53:
Этот грузовик стал гордостью советской автомобильной промышленности. Его также экспортировали за рубеж. Многие страны покупали машину. Удобная, выносливая. Другая модификация стала брать груз уже до 4,5 тонн. Фото Газ 53:
Газ 53
Газ 53 весит 3 тонны 250 кг. и имеет такие параметры:
Машина имеет тормоза барабанного типа с гидравлическим усилителем.
Газ 53
На эту машину ставились две марки моторов. На более поздних – движители помощнее. На базовую машину с 1966 года устанавливали двигатель ЗМЗ 53, имеющий такие параметры:
Технические характеристики двигателя ЗМЗ 53 могут несколько отличаться у разных моделей. Отличие незначительно. Марка двигателя Газ 53 могла повлиять лишь на грузоперевозку и немного на скорость. Клапана расположены сверху. Блок цилиндров, головка блока выполнены из алюминиевых сплавов. Фото двигателя Газ 53:
Газ 53
Кабина просторная. Кроме водителя, может уместиться ещё 2 человека. Цельное сиденье во всю ширину кабины имеет мягкую спинку. Металлический каркас кабины с двумя дверцами – слева и справа.
На 100 км. пути тратится бензина приблизительно от 27 до 30 литров, в зависимости от нагрузки.
Рама, на которую крепится кузов, имеет поперечные балки, количеством 6 или 7 (тут дополнительно наваривали ещё одну, в силу необходимости). Впереди рамы на двух рессорах закрепляется передняя ось, выполненная из стали. На концах передней оси находятся поворотные кулаки, где при помощи цапф прикреплены колёса. Передние колёса одинарные, с телескопическими амортизаторами. Жёсткая рама грузовика сзади укреплена балкой ведущего моста. С обеих сторон находятся рессоры. Они полуэллиптические и соединены с рамой.
Между рамой и рессорами находится так называемая подушка из резины. К тому же задняя подвеска имеет дополнительные подрессорники. Задние колёса у этой машины сдвоенные (с каждой стороны по два колеса), для лучшей проходимости и устойчивости. Продуманная система амортизации позволяет машине ехать с приличной скоростью по всевозможным ухабам на грунтовой дороге без каких-либо последствий для машины.
Сзади машины, в конце рамы, прикреплён буксир. Слева крепится запасное колесо. Именно за предусмотрительность на все случаи полюбили эту машину в сельской местности. На основе этой машины даже делали краны: снимали кузов, жёсткую раму укрепляли поперечинами, прикручивали болтами на раму шасси Газ 53 кран. В сёлах можно увидеть эти раритеты техники. Они до сих пор работают.
Газ 53 — самосвал
Трансмиссия, управление и ходовые механизмы соединены между собой последовательно. Применены дешёвые, экономные детали. В то же время детали эти хорошего качества, из качественного металла. Сцепление предназначено для переключения передач, торможения, для разных режимов движения. Соединение элементов узла сцепления сделано так, что при нажатии педали приходит в действие тяга, которая соединяется рычагом с выключающей вилкой. Четырёхступенчатая коробка передач при второй и третьей передаче передаёт движение через цепляющиеся шестерни. Третья, четвёртая передача включается при помощи синхронизатора. Включению второй передачи помогает зубчатая муфта. Коробка передач позволяет изменять скорость, даёт возможность движения задним ходом, и работе мотора вхолостую. Тогда мотор работает, а машина стоит.
Переключение передач делается в два захода. Карданная передача имеет два вала с шарнирами на конце. Передаётся крутящий момент к главной передаче. Она передаёт движение через дифференциал на полуоси ведущих задних колёс. Дифференциал ещё предназначен для выравнивания хода на неровной дороге, на поворотах. Это не даёт проскальзывать колёсам, значит, шины меньше изнашиваются. В заднем мосте находится картер, в который заливают масло объёмом до 8,2 литра. Масло облегчает работу шестерёнок. Картер выполнен из литого ковкого чугуна. Для охлаждения мотора впереди машины за бампером находится радиатор. В него заливается вода, 21 литр, для охлаждения двигателя во время его работы. После работы, если машину оставляют на улице зимой, воду сливают, чтобы вода в радиаторе не замёрзла.
Грузовик имеет много положительных характеристик. Легкая в управлении и надёжная машина. Ремонтировать можно в любых условиях. Запчасти к машине доступны. Грузовик может пробегать до 400 тысяч км. без капитального ремонта. Есть и минусы. Слабое место – тормоза, узел сцепления. Выходят из строя чаще других узлов. Распределитель, кардан, вал – места их соединения могут выйти из строя. В моторе, в коренном подшипнике может пропускать сальник.
Об этой машине водители отзываются хорошо и уважительно. За её надёжность, выносливость, неприхотливость. Ласково относятся к ней, отзываются о ней положительно. Детали к ней есть, дешёвые. Их всегда можно найти. Ремонт такого автомобиля можно делать в любых условиях. Работает хорошо, редко ломается.
Газ 53 с цистерной
Конструкция крепления кузова к раме может быть разной. Конструкция кузова может быть:
• самосвального типа;
• бортовая;
• в виде цистерны;
• фургоном;
• кузов закрытого типа специального назначения.
Также на эту машину может устанавливаться кран. В комплекте у машины есть ещё запасное колесо.
Новых таких машин, к сожалению, нет. Выпуск этих машин прекращён в 1993 году. Машины б/у стоят в пределах 60 – 300 тысяч. Такой большой разброс цен обусловлен многими факторами. В первую очередь, цена зависит от технического состояния машины.
Газ-3307 и Газ–3309 стали выпускаться с 1990 года. Это уже машины 4 поколения.
Хоть машина устарела, только не утратила своего значения до сих пор в сельской местности. В городах тоже, на хозяйственных работах и на стройках применяется. Эта машина везде, где нужна перевозка для каких-либо нужд, не привлекая дорогостоящие машины. Сейчас, когда на селе не хватает техники, эта машина выручает сельчан. Как символ времени былого величия страны, она помогает людям преодолеть тяжёлые времена. Хороший задел нам оставила прошлая, советская эпоха. Столько хороших, надёжных машин того времени трудятся до сих пор. В их ряду Газ 53.
Газ 53 — символ эпохи!
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Вконтакте
Google+
traktoramira.ru
ГАЗ-53Ф — это первый автомобиль серии «53» завода ГАЗ. По сути он представлял собой шасси ГАЗ 51A с удлиненной до 3700 мм колесной базой и с кабиной грузовика ГАЗ 52 — этакий гибрид старого и нового, логичный переход от 2,5-тонного ГАЗ 51A к 4-тонному ГАЗ 53A.
Предысторию появления ГАЗ 53Ф неофициально связывают с проходившим в 1961 году ХХII-му съездом КПСС, к открытию которого завод обязывался начать выпуск нового грузовика ГАЗ 53. Однако, в силу того, что к тому времени не был освоен в производстве V-образный 8-цилиндровый двигатель, пришлось ставить «шестёрку», форсированную до 82 л.с. благодаря увеличению степени сжатия до 6,7 (видимо поэтому появилась буква «Ф» в название — «форсированный»). Также не был освоен гипоидный задний мост, поэтому применили обычный от ГАЗ 51A, но с главной парой от ГАЗ 63 (i=7,6; у ГАЗ 51A i=6,67). Это позволило в какой-то мере сохранить динамику автомобиля с увеличенной до 3500кг грузоподъемностью. В связи с возросшей грузоподъемностью были установлены шины размерностью 8,25-20 и диски колес с тремя отверстиями. Первый производственный образец ГАЗ 53Ф был собран 23 сентября 1961 года, а 14 октября того же года главный конвейер покинула опытно-промышленная партия из 25 автомобилей. До марта 1962 года ГАЗ 53Ф собирался небольшими партиями — и только потом выпуск машин приобрел организованный характер одновременно с увеличением выпуска.
Интересно, что грузоподъёмность ГАЗ 53Ф определялась заводом в 3500 кг до декабря 1964 г, но потом была снижена до 3000 кг.
ГАЗ 53Ф не имел успеха у эксплуатационных организаций и выпускался лишь из-за отсутствия достаточного количества моторов ЗМЗ-53. Выпуск ГАЗ 53Ф был прекращен январе 1967 года, когда выпуск ЗМЗ-53 был освоен в запланированных объемах.
Моделька же — одна из модификаций 53-х бортовых, что выпустил ДиП.
Цвет у модельки производитель обозвал «морской волной». Форумные эксперды вроде как подтвердили, что такой цвет, или близкий имел место быть:
Цвет модельки для фотографирования очень сложный. Видимо плохо с этим справлялись и фотографы магазинов. Ибо во многих он получился разным ))
Что подтверждает коллаж форумчанина steppenwolf74 с синего места:
У меня с моим Nikon P7700 получилось более-менее, только когда я увёл ББ в желтизну. Никакие автоматические и запрограмированные настройки, а также выставление ББ в ручную не помогали — моделька всё время получалась излишне синей.
Все три 52-53 «морды» рядом (и снова цвет другой):
Отличная моделька с незнакомой мне до этого «мордой» очень красивого цвета!
P.S.
)))
То, с чем с трудом справился фотоаппарат, с лёгкостью сделал телефон гнусмас в авторежиме для фотки в Инстаграм:
diecast-43.livejournal.com
cccpcars.blogspot.com