На сегодняшний день у властей имеется масса способов привлечь водителей к административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения. Ведь помимо сотрудников ДПС на страже закона на дорогах теперь стоят фото- и видеокамеры, способные в круглосуточном режиме контролировать автотранспорт и фиксировать правонарушения в области дорожного движения.
Смотрите также: Вот сколько в России камер ГИБДД
И их количество с каждым годом только растет. Так, если первое время подобное оборудование могло запечатлевать лишь превышение установленной скорости движения, то сегодня оно с легкостью фиксирует проезд автотранспорта на красный свет, заезд за стоп-линию, движение по обочине, поворот со своего ряда и т. п.
В итоге камеры стали эффективными помощниками сотрудникам ДПС в борьбе со снижением аварийности на дороге. Это позволило органам ГИБДД частично сократить штат сотрудников ДПС, а также сосредоточить внимание на выполнении других, не менее важных задач в области безопасности дорожного движения.
Фотофиксация автотранспорта комплексом Скат-РИФ.
Наше интернет-издание предлагает читателям подробный обзор всех камер фото- и видеофиксации, которые в настоящий момент массово применяются на дорогах России с целью контроля соблюдения ПДД участниками дорожного движения. Прежде чем мы займемся характеристиками этих комплексов, советуем ознакомиться с полным перечнем выявляемых ими нарушений. Правда, нужно отметить, что в настоящий момент не каждое из них грозит составлением административного протокола. Некоторые нарушения ПДД пока фиксируются только в целях сбора статистики.
Вот полный список:
— Незаконное движение по полосе общественного транспорта
— Движение по обочине
— Движение по трамвайным путям
— Движение грузового транспорта в зонах, где движение этого вида автомобилей запрещено
— Превышение установленной скорости движения
— Движение автотранспорта на красный сигнал светофора
— Выезд на красный сигнал светофора на полосу с реверсивным движением
— Заезд за стоп-линию
— Поворот с ряда, не предназначенного для такого маневра
— Выезд на перекресток, если за ним образовалась пробка
— Движение по встречной полосе
— Фиксация автотранспорта, не оплатившего платный паркинг
— Непристегнутый ремень
— Разговор по сотовому телефону без использования громкой связи
— Невключенный ближний свет и габариты
— Игнорирование дорожных знаков (остановка и стоянка в неположенном месте и т. п.)
Естественно, самым распространенным среди нарушений, которые регистрируют фото- и видеокамеры, является превышение установленной скорости движения. Это связано с тем, что большинство подобных камер, установленных ГИБДД, пока запечатлевают и администрируют только этот вид нарушения ПДД. В итоге и получается, что пока водители чаще всего получают штрафы именно за превышение скорости.
Однако, как мы уже сказали, с каждым годом на дорогах появляются новые «электронные постовые», обладающие гораздо большими возможностями. Так, сегодня в некоторых городах России можно увидеть камеры фиксации проезда на красный свет, камеры, контролирующие законность движения по общественным полосам.
Камера «Кордон-М» 4
В том числе дороги страны массово оборудуют камерами, осуществляющими надзор за соблюдением правил остановки и стоянки, камерами, следящими за перекрестками (выявление нарушений правил проезда перекрестка). Сюда же можно добавить комплексы фото- и видеофиксации, контролирующие движение по полосам (фиксируется движение «по встречке»), а также ведущие наблюдение за незаконным проездом грузового транспорта.
Немало камер ГИБДД предназначено для фиксации нарушений правил проезда на железнодорожных переездах.
Недавно также появились камеры, выявляющие водителей, не уступающих дорогу пешеходам.
Вот как распознает номерные знаки камера «Кордон»
И, судя по всему, список видов правонарушений в области дорожного движения, которые фиксируют камеры ГИБДД, со временем будет только расширяться.
Так что не думаем, что даже самый законопослушный автовладелец сможет долгое время обходиться без штрафов. Наверное, в стране уже и не осталось водителей, которые никогда не получали штрафы с камер ГИБДД.
Естественно, появление на дороге «всевидящего ока» привело к резкому росту собираемости штрафов за нарушение ПДД. Правда, в первое время органы ГИБДД столкнулись с массовой неуплатой штрафов с камер. Но после введения 50% скидки на уплату штрафов в первые 20 дней с момента вынесения постановления об административном правонарушении задолженность автовладельцев значительно снизилась.
Итак, давайте подробно рассмотрим, какие комплексы фото- и видеофиксации применяются на дорогах России.
Максимальная скорость фиксации транспорта: 255 км/ч
Фиксируется ли камера антирадаром: нет
Сайт производителя: http://avtouragan.ru/
Вид контроля: дорожный трафик, нарушение ПДД (в том числе и скорость)
Используется ли камера в настоящий момент: да
Что это за камера: комплекс «АвтоУраган» относится к стационарному оборудованию, которое создано для автоматического считывания и фиксации государственных номерных знаков автотранспорта на дороге. Погрешность при измерении скорости этого комплекса составляет всего 2 км/ч (как в меньшую, так и в большую сторону).
Максимальная скорость фиксации транспорта: 250 км/ч
Фиксируется ли камера антирадаром: многие антирадары не определяют
Сайт производителя: н.д.
Вид контроля: Скорость и проверка автотранспорта по базам данных ГИБДД МВД РФ
Используется ли камера в настоящий момент: нет
Что это за камера: этот фотокомплекс фиксации потока автотранспорта с контролем государственных номерных знаков ранее выпускала компания СКБ «Тантал», которая в настоящий момент признана банкротом. Но, несмотря на это, камеры этой компании все еще встречаются на дорогах России. Хотя в большинстве случаев они не работают. Кстати, фотокамера имеет погрешность измерения скорости движения всего 3 км/ч.
Максимальная скорость фиксации транспорта: 250 км/ч
Фиксируется ли камера антирадаром: да
Сайт производителя: http://www.tcobdd.ru/
Вид контроля: дорожный трафик, нарушение ПДД (в том числе и скорость)
Используется ли камера в настоящий момент: да
Что это за камера: представляет собой автономный электронный блок, к которому подключаются выносные камеры, контролирующие транспортные средства. Комплекс разработан ООО «ТЦОБДД».
«Одиссей» может быть оснащен радарным блоком, который фиксирует скорость движения автотранспорта с целью выявления нарушений ПДД, связанных с превышением установленной скорости движения.
Каждая выносная камера контролирует только по одной полосе движения, тогда как сам блок может контролировать одновременно до 8 полос. В настоящий момент камеры «Одиссей» могут выявлять следующие нарушения правил дорожного движения:
Кроме того комплекс «Одиссей» имеет возможность проверять автотранспорт по различным государственным базам, в том числе по базам розыска МВД ГИБДД РФ.
Фотокомплекс фиксации дорожного трафика «Сова-2» является также, как и фоторадар «ПКС-4», устаревшим оборудованием, ранее массово применявшимся органами ГИБДД. Как правило, комплекс «Сова-2» использовался на постах ДПС.
Максимальная скорость фиксации транспорта: 250 км/ч
Фиксируется ли камера антирадаром: да
Сайт производителя: http://www.prominform.com/
Вид контроля: дорожный трафик, нарушение ПДД (в том числе и скорость)
Используется ли камера в настоящий момент: нет
Что это за камера:
В настоящий момент комплекс «Сова-2», разработанный ЗАО «Проминформ», снят с производства в связи с устаревшей технологией, которая имела большую погрешность при измерении. Так, при распознавании номерных знаков комплекс в 10% случаев мог определить полностью номерной знак автомобиля.
В том числе в некоторых комплексах ранее использовали радарный модуль, фиксирующий скорость движения автотранспорта, который имел большую погрешность. Причина неэффективности оборудования – в устаревшей технологии фиксации автотрафика, основанной на оптическом распознавании.
Максимальная скорость фиксации транспорта: 250 км/ч
Фиксируется ли камера антирадаром: нет
Сайт производителя: http://avtodoria.ru/
Вид контроля: дорожный трафик, нарушение ПДД (в том числе и скорость)
Используется ли камера в настоящий момент: да
Что это за камера: новое поколение камер фото- и видеофиксации дорожного трафика, предназначенных преимущественно для выявления нарушений ПДД на различных участках дорог. В первую очередь комплекс разработан для контроля установленной скорости движения.
Главное отличие камер «Автодория» в том, что для измерения скорости камера не использует радарный комплекс. Замер скорости происходит путем вычисления средней скорости движения между несколькими комплексами. Камеры «Автодория» оснащены инфракрасной системой, предназначенной для подсветки номерных знаков автотранспорта в темное время суток.
В настоящий момент камеры «Автодория» умеют выявлять следующие нарушения ПДД:
— Превышение установленной скорости движения
— Движение по полосе для общественного транспорта или обочине
— Нарушения правил стоянки и остановки
— Проезд на запрещающий сигнал светофора
— Выезд за стоп-линию
— Непристегнутый ремень безопасности
— Не включен ближний свет
Максимальная скорость фиксации транспорта: 250 км/ч
Фиксируется ли камера антирадаром: да
Сайт производителя: http://www.olvia.ru/
Вид контроля: дорожный трафик, нарушение ПДД (в том числе и скорость)
Используется ли камера в настоящий момент: да
Что это за камера: довольно-таки старый комплекс фото- и видеофиксации, который одно время массово применялся на дорогах России. Этот комплекс производила компания ЗАО «Ольвия». В настоящий момент этой компанией разработаны новые комплексы контроля дорожного трафика с возможностью выявления нарушений ПДД. Так, компания «Ольвия» в настоящий момент производит следующие комплексы фото- и видеофиксации автотранспорта: «Кречет-СМ», «Скат» и «Скат-РИФ». Несмотря на то что производство комплексов «Арена-С» прекращено, данное оборудование по-прежнему используется во многих регионах России.
Комплекс «Арена-С» преимущественно предназначен для контроля скоростного режима. Как правило, камеры «Арена-С» устанавливаются сбоку автодорог (чаще всего на столбах) или над ними. Благодаря используемой технологии одна камера может контролировать одновременно до трех полос движения.
Максимальная скорость фиксации транспорта: 250 км/ч
Фиксируется ли камера антирадаром: да
Сайт производителя: https://www.jenoptik.com
Вид контроля: дорожный трафик, нарушение ПДД (в том числе и скорость)
Используется ли камера в настоящий момент: да
Что это за камера: это фоторадарная камера, защищенная антивандальным железным ящиком, производится компанией Jenoptik. Данная камера, несмотря на зарубежное происхождение, применяется для контроля скорости на автодорогах России. Как правило, MultaRadar SD580 оснащен высококачественной фото- и видеокамерой, которая не только может делать фотоснимки автомобиля, нарушившего ПДД, но и записывать видеоряд.
Максимальная скорость фиксации транспорта: 250 км/ч
Фиксируется ли камера антирадаром: да
Сайт производителя: http://www.simicon.ru/
Вид контроля: дорожный трафик, нарушение ПДД (в том числе и скорость)
Используется ли камера в настоящий момент: да
Что это за камера: в настоящий момент данный комплекс, как и фоторадар «Арена», не производится. Но тем не менее комплекс по-прежнему используется на многих автодорогах страны. Стационарный фоторадарный комплекс «КРИС-С» производился компанией ООО «Симикон».
Камеры комплексов «КРИС-С» определяют следующие нарушения ПДД:
Компания «Симикон» также является производителем еще одного, более современного комплекса фото- и видеофиксации, который получил имя «Кордон». Преимущество этого комплекса в том, что камеры могут контролировать движение автотранспорта в обе стороны.
Причем одна камера может фиксировать автотранспорт сразу по четырем полосам движения (в обе стороны). Комплекс, как правило, применяется для выявления нарушений ПДД, а также для регистрации дорожного трафика с целью вычисления интенсивности количества автотранспорта, проходящего по определенному участку дорог. Чаще всего камеры «Кордон» используются для контроля установленной скорости.
Максимальная скорость фиксации транспорта: 180 км/ч
Фиксируется ли камера антирадаром: да (определяют только дорогие антирадары)
Сайт производителя: http://spttech.info
Вид контроля: дорожный трафик, нарушение ПДД (в том числе и скорость)
Используется ли камера в настоящий момент: да
Что это за камера: автоматизированный стационарный комплекс «Стрелка-СТ» серии ККДДАС-01СТ предназначен для автоматического контроля за автотранспортом для автоматической идентификации и измерения параметров движения транспортных средств, для контроля за соблюдением Правил дорожного движения его участниками в части, касающейся скорости движения и размещения на проезжей части, для видеофиксации фактов нарушения транспортными средствами Правил дорожного движения, для формирования и передачи в центр управления дорожным движением материалов, достоверно характеризующих нарушения.
Один из самых надежных помощников органов ГИБДД, созданный для выявления нарушений ПДД участниками дорожного движения. По некоторым данным (к сожалению, официальная информация на сайте производителя отсутствует), дальность действия оборудования составляет 1000 метров. Однако, по другим данным, камеры «Стрелка-СТ» фиксируют нарушения ПДД (чаще всего скорость) на расстоянии до 500 метров. Визуальная же фиксация происходит на расстоянии не более 50 метров (фотофиксация).
Другими словами, радар данного типа фиксирует нарушение скорости на расстоянии 500 метров и далее ведет машину, пока расстояние до фотообъектива не составит 50 метров. Далее происходит фотофиксация нарушения ПДД. В базу данных в итоге попадает фотография с траекторией движения транспортного средства с момента первичной регистрации превышения скорости. Единственный минус камеры – это невозможность фиксации нарушений при движении транспорта со скоростью свыше 180 км/час.
В том числе в настоящий момент помимо замеров скорости камера «Стрелка-СТ» может фиксировать следующие нарушения ПДД:
Максимальная скорость фиксации транспорта: —?
Фиксируется ли камера антирадаром: нет
Сайт производителя: http://www.simicon.ru/
Вид контроля: автоматическое выявление нарушений правил остановки или стоянки
Используется ли камера в настоящий момент: да
Что это за камера: стационарный комплекс контроля нарушений правил парковки «ПАРКОН-С» производится компанией ООО «Симикон», которая ранее также производила фоторадар «Крис-С» и в настоящий момент изготавливает комплекс фото- и видеофиксации «Кордон».
В отличие от других комплексов, предназначенных преимущественно для контроля скорости движения автотранспорта, стационарный комплекс «ПАРКОН-С» создан для выявления нарушений правил остановки или стоянки, для контроля припаркованных автомобилей в общественно важных местах, для проведения оперативно-розыскных мероприятий по федеральным или региональным базам.
Максимальная скорость фиксации транспорта: 300 км/ч
Фиксируется ли камера антирадаром: нет
Сайт производителя: http://www.vocord.ru/
Вид контроля: автоматическое выявление нарушений правил остановки или стоянки
Используется ли камера в настоящий момент: да
Что это за камера: этот комплекс разработан компанией ЗАО «Вокорд Телеком», которая расположена в Сколково. Камеры и оборудование VOCORD Traffic в настоящий момент могут распознавать до 15 видов правонарушений:
Сегодня это один из самых инновационных комплексов фото- и видеофиксации правонарушений в области дорожного движения. Например, главным преимуществом камер VOCORD Traffic является фиксация нарушения движения автотранспорта до 300 км/ч. Правда, этот контроль возможен только при фиксации скорости специальными детекторами. При фиксации скорости оптическим методом с помощью обычного радара максимальная скорость движущегося объекта не должна быть выше 250 км/ч.
Помимо стационарных камер фото- и видеофиксации в нашей стране стали применяться и мобильные комплексы фиксации нарушений ПДД. Многие из них основаны на стационарных комплексах фото- и видеофиксации, о которых мы рассказали выше. Правда, в отличие от стационарных камер мобильные камеры пока еще не получили массового распространения в стране.
Вот основной список мобильных комплексов фото- и видеофиксации нарушений ПДД:
«Крис-П»
«Бинар»
«Визир»
«Амата»
«Арена-П»
«Стрелка-СТМ»
www.1gai.ru
Ежегодно количество камер ГИБДД, фиксирующих нарушения правил дорожного движения, становится все больше. Именно поэтому все меньше водителей могут похвастать тем, что ездят без штрафов. Камеры фото- и видеофиксации давно уже научились штрафовать не только за превышение скорости, но и за выезд на полосу для общественного транспорта, движение по обочине, и многое другое. Их водители в настоящее время боятся намного больше, чем самих полицейских. Камеры работают круглосуточно, да и подкупить их просто невозможно. Но нередко, как показывает практика, современные системы фиксации нарушений правил дорожного движения тоже ошибаются.
Все наверное слышали об этой истории, когда водитель получил штраф за то, что тень от его машины пересекла сплошную линию разметки. Этот случай получил довольно широкую известность. Это произошло на пересечении МКАД и Липецкой улицы: камера видеофиксации зафиксировала пересечение сплошной линии разметки тенью автомобиля. Житель Москвы сразу же накатал жалобу в ГИБДД. Там в скором времени штраф признали ошибкой.
Причиной для следующего штрафа стала то, что опять камера на МКАД приняла за нарушителя блики фар машины, ехавшей без нарушения в крайней правой полосе.
Еще один инцидент произошел в городе Нижнекамск. Водителю ГИБДД Татарстана выписало штраф за превышение скорости на машину, которую перевозил эвакуатор. Эвакуатор, перевозивший легковой автомобиль Hyundai, двигался со скоростью 82 км/ч (допустимая 60 км/ч). Однако штраф пришел не эвакуаторщику, а владельцу сломанной машины.
В Подмосковье водителю прислали штраф за остановку на обочине по требованию инспектора ГИБДД.
Житель Нижнего Новгорода успел оплатить штраф за превышение скорости на 32 км/ч, но потом, приглядевшись к фотографии с камеры, обнаружил на ней помимо своей машины еще и мотоциклиста.
Сюда можно добавить и ошибки измерения скорости. Водителю «Газели» в Ульяновской области пришел штраф за рекордное превышение скорости. По данным с камер ГИБДД, мужчина разогнался до 233 км/ч. А в Ижевске радары зафиксировали скорость в 269 км/ч! И это на «Нексии»! В ГИБДД все вышеперечисленные штрафы признали ошибкой, объяснив случившееся «сбоем в работе комплексов фотовидеофиксаций».
Так что системы фиксации нарушений правил дорожного движения тоже ошибаются.Конечно зачастую бывают ошибки и оттого, что, несмотря на автоматизированность, обработка электронных штрафов делается вручную сотрудниками административной полиции. Недавно прокуратура провела проверку, в ходе которой было выяснено, что в Администраторе московского парковочного пространства (АМПП) штрафы за неправильную парковку выписывают неуполномоченные законом лица. То есть получается так, что они полностью доверяют электронике.
Может быть и такое, что владелец ВАЗ 2101 получил штраф, где на фотографии отчетливо видна какая-нибудь Ауди. Крайним здесь как обычно будет автомобилист, которому придется потратить многи сил, времени, терпения и нервов, дабы доказать свою невиновность. Так может в этом есть вина создателей камер? На фотографии запечатлен КамАЗ (номер кстати видно), но штраф пришел владельцу Лады с совсем другим госномером.
Принципиально камеры делятся на три вида: радарные, видеофиксации и лазерные, а по методу установки — на стационарные и мобильные. Первые определяют скорость движения автомобиля по разности частоты (или длины волны) излучаемого и отраженного от объекта радиосигнала. Вторые используют аналогичный принцип, с той лишь разницей, что роль радиосигнала играет импульсный оптический лазерный луч. Третьи определяют скорость на основании времени прохождения автомобилем определенного участка. Основу парка камер на российских дорогах пока составляют классические излучающие радары (К‑диапазона): это популярные «Стрелки» и «Крисы». Пердлагаю сейчас вспомнить «Барьер‑2М», основной инструмент гаишников двадцать лет назад. По современным меркам датчик «Барьер» не может похвастаться большим количеством возможностей, однако исправно помогал сотрудникам ДПС «отстреливать» тех, кто выбивался из скорости потока на 20–30 км/ч. Сейчас радары скрещены с камерами и умеют работать в автономном режиме. Но значит ли это, что ошибки исключены?
Давайте рассмотрим фоторадар «Стрелка» (его другое наименование ККДДАС-01СТ). Он работает в К-диапазоне (официально — 24,125 ГГц, однако по неофициальным данным «Стрелка» работает на частотах 23,996–24,001 ГГц). Его разработала российская фирма «Системы передовых технологий», которая выпускает комплекс в нескольких модификациях.Как и любая другая полицейская камера, распознаёт заложенные в память образы — мотоциклы, легковые автомобили, грузовики. Скорость ТС определяется Стрелкой на дистанции 350–500 метров, а визуальная фотофиксация происходит на расстоянии около 50 метров. «Стрелка» может измерять не только скорость движения, но и фиксировать проезд на запрещающий сигнал светофора, а также пересечение сплошной линии. При этом камера не обязательно висит на мачте, но также может быть мобильной, например, стоять на треноге у дороги.
Сегодня большинство камер на дорогах считывают передние номерные знаки. В результате этого мотоциклисты остаются безнаказанными, а штраф приходит водителю автомобиля. Только в этом году камеры, считывающие задние номерные знаки, стали популярными.
А вот радар «Кордон» распознаёт номерной знак машины, измеряет ее скорость и координаты одновременно. Его разработала питерская фирма «Симикон». Фоторадарный комплекс отличается крайне большим углом обзора и способен контролировать до четырех полос движения. Радар работает на частоте 24,125 ГГц +/–175 МГц (К-диапазон). Диапазон измерений: 20–250 км/ч. Камеры фотографируют автомобиль в начале и конце заданного участка. Но может быть и такое, что на въезде система зафиксирует один автомобиль, а на выезде другой.
Измерять скорость можно и иными способами. Главное отличие от рассмотренных ранее систем — отсутствие радарных излучателей. Фиксация нарушения ПДД происходит следующим образом: вычисляют среднюю скорость на отрезке от пары сотен метров до нескольких километров. Система «Вокорд» умеет измерять среднюю скорость одной камерой, делающей несколько снимков подряд. В данном случае радар тоже не используется.
«Автоураган» может фиксировать не только нарушения скоростного режима. Сюда входят проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд за стоп-линию, проезд железнодорожного переезда на запрещающий сигнал, проезд под запрещающий знак, проезд по трамвайным путям, проезд по тротуарам, велосипедным дорожкам и выделенным полосам, езда по обочине, выезд на встречку. непристегнутых пассажиров, машины, не пропускающие пешеходов, выключенные дневные ходовые огни или фары ближнего света и даже пользование мобильником во время движения. Камеры, фиксирующие скорость при помощи лазеров, в России встречаются реже. Обычно их можно увидеть на дорогах Европы.
Ни одна из этих систем не исключает ошибок. Причины кроются в компьютерном сбое или вирусе. Безрадарные комплексы могут неправильно определить время и координаты, например, из-за сильного ветра.
Письма счастья приходят не только за превышение скорости. Штраф можно получить за проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд за стоп-линию, выезд на встречную полосу движения, проезд под знак «Въезд запрещен», нарушение требований дорожной разметки, выполнение поворота из второго ряда, не включенный ближний свет фар или дневные ходовые огни, а также если не пропустишь пешехода. Все эти нарушения контролируют безрадарные комплексы, которые настраиваются по единой схеме. Камеру жестко крепят на столбе или рампе, задают в поле ее зрения зоны или траектории, за которыми и будет следить установка. Встроенные датчики позиционирования контролируют ее положение в пространстве. Если случится небольшой сдвиг, произойдет автоматическая корректировка настроек. Если изменение позиции окажется значительным, поступит сигнал в службу технической поддержки.
Для контроля обочины, встречной полосы или тротуара используется следующий принцип. Появившийся в обозначенном секторе автомобиль и будет нарушителем. Вы получите штраф, даже если часть машины заедет в запретную зону. Если случится сбой в системе, то камера может зафиксировать движение тени или блика. Получится так, что нарушителем будет ближайшая машина. С обочиной есть одно большое но! Камеры не умеют распознавать аварийную сигнализацию или выставленный на дороге треугольник, поэтому если вы сломались перед объективом, ждите письмо счастья. Чтобы оспорит штраф, вам придется представить документ, подтверждающий факт поломки или самостоятельно сфотографировать сломанную машину с выставленным аварийным знаком.При контроле поворота вторым или третьим рядом и перестроения через сплошную камеры следят за движением конкретных машин. В память заложен сектор, где нельзя двигаться, а также варианты запрещенных и разрешенных траекторий. Нарушителями не будут считаться те, кто едет прямо во второй полосе или поворачивает из первой. Если во всех описанных случаях комплексы фиксируют нарушителей в непрерывном режиме, то следящие — только при запрещающем сигнале светофора. Однако для формирования полной картины происходящего работают они тоже постоянно.
Для контроля перекрестков используются многокомпонентные системы. Их количество будет зависеть от контролируемых нарушений и полос движения. Если система засекает машину только при пересечении стоп-линии после включения красного света, выписывается штраф за выезд на перекресток на запрещающий сигнал светофора. Если камеры засекли автомобиль еще и на выезде с перекрестка будет выписан штраф за проезд на запрещающий сигнал светофора. Вслучае с ж/д переездами, дело обстоит также, только вот штраф будет значительно больше.
В российских городах можно встретить пока что экзотическую разметку в видежелтой «вафельницы», обозначающую границы перекрестка. Суть идеи такова: «вафельница» считается запретной зоной, останавливаться на ней нельзя. Включился запрещающий сигнал, а ваша машина всё еще на разметке, получите штраф.
Самая неоднозначная ситуация происходит с камерами на нерегулируемых пешеходных переходах. Системы построены на основе видеоаналитики. Комплекс распознаёт направления движения объектов в кадре. Программно-аппаратный комплекс фиксирует ситуацию на «подходе» к переходу и на нем самом. Определяется скорость транспортного средства и положение пешехода. В случае, если транспортное средство в момент появления пешехода на переходе, вместо его пропуска увеличивает скорость, чтобы проскочить, начинает маневрировать из ряда в ряд, чтобы проехать, не пропустив, фиксируется нарушение. То есть, если по расчетам, траектории машины и человека пересекаются, но автомобиль проезжает первым, то водителю будет выписан штраф. По правилам водитель должен остановится и пропустить человека, который ступил на зебру.
В настоящее время в Москве к работам готовят новые системы, которые будут контролировать перестроения в туннелях и езду с выключенными фарами. Что касается перестроений, то данное нарушение будет выявляться камерами, которые будут установлены на въезде в туннель и выезде из него. А вот по поводу довольно редкого нарушения — выключенных фар, здесь очень много нюансов. Вы просто подумайте сколько будет всем приходить штрафов из-за грязных фар. Однако как уверяют разработчики, сбоев в работе системы не будет. Верится конечно в это с трудом.
Хочется сказать пару слов и о камерах, контролирующих правильность парковки. Прибор, используемый при определении нарушений правил парковки, разработан ООО «Симикон». Сам процесс фиксации ничем не отличается от обычной съёмки. Патрульный автомобиль со скоростью не более 40 км/ч проезжает по установленному маршруту. В местах, которые ранее были размечены, видеофиксатор ПАРКОН автоматически проводит съёмку. Фотокамера делает два снимка с определенным интервалом времени, фиксируя факт остановки/стоянки ТС или нарушение правил остановки/стоянки. Фиксация включается и выключается без участия оператора — автоматически, на основании координат ГЛОНАСС и GPS. В плотной городской застройке погрешность при определении местоположения достигает нескольких метров.
Штраф может придти и за въезд в определенную зону, который запрещен для автомобилей отдельных категорий. Все замеченные номерные знаки прогоняются по базе ГИБДД. Из регистрационных данных берется необходимая информация, и если параметр не соответствует, владельцу придет письмо счастья.
Ну а теперь хочется подвести итог. Системы фиксации нарушений правил дорожного движения тоже ошибаются. Сколько громких историй существует, когда автомобилист получил штраф за нарушение, которого не совершал. Хоть ошибки возможны из-за сбоев, производители систем «громко» не говорят об этом. Виноватыми остаются водители, которые хоть и невиновны, все равно оплачивают несправедливо полученные штрафы.
carakoom.com
fishki.net
Итак, определимся сразу: камеры бывают стационарные и мобильные, а по функциям делятся на три основных касты: видео, радарные и лазерные. Камеры способны распознавать до 300 типов регистрационных знаков разных стран, в том числе устаревшие советские таблички, так что вопрос с наказанием нарушителей на машинах с иностранными госномерами лежит исключительно на законодателях, технически с этим проблем нет.
Вычислить способности и слабости комплексов фиксации нарушений можно по внешнему виду и местам расположенияНа неосвещенных участках дорог камеры не ставятся, так как они бесполезны: инфракрасная подсветка освещает только номер машины, а без вспышки сам автомобиль на фото не виден, а значит, фиксацию нарушения можно оспорить в суде. Также камеры нельзя устанавливать на изгибах дорог и в местах с сильными перепадами высот.
Самые давние и хорошо известные водителям камеры, практически вытеснившие с улиц полицейские патрули, следят за соблюдением скоростного режима. Делают они это по-разному и с разной степенью вседозволенности и эффективности. С недавних пор часть их них обучили фиксировать выезд на полосы для общественного транспорта, встречку, проезд на красный сигнал светофора, несанкционированный проезд по реверсивной полосе, выезд за стоп-линию, езду по обочине, нарушение правил остановки, стоянки и платной парковки.
РАДАРНЫЕ КАМЕРЫ
Радарная камера (по-научному — доплеровский измеритель) узнается по радарному датчику и глазку самой камеры. Сначала камера «обшаривает» проезжую часть радарным лучом, максимум по две полосы в одну сторону и две полосы в обратном направлении либо четыре полосы в одну сторону. Замерив при помощи радиолокатора скорость автомобиля на расстоянии примерно до километра и вычислив превышение, камера фотографирует «морду» машины и при помощи специального ПО распознает госномер. Такие камеры способны «палить» нарушителей и в плохую видимость и ночное время, так как оснащены в большинстве случаев инфракрасным прожектором для подсветки регистрационного знака. Если же ИК-порт не моргает в ночи, то номер камера не увидит.
Так что погрешность показаний радарных камер составляет около 32%. Дело не только в плохой видимости, но и других погодных условиях — например, на камере может нависнуть наледь, под тяжестью которой она накренится и изменит угол обзора. Порой радарные камеры ставят в тупик любители «шашек» — из-за быстрых перестроений радар замеряет скорость нарушителя, а камера фоткает другую машину. Ну и если какой-то лихач пролетит со скоростью больше 250 км/ч, камера может его упустить.
Самая знаменитая в России радарная камера — «Стрелка» разработки российской компании «Системы передовых технологий», только в Москве таких комплексов около 700. «Стрелка» распознает не только скорость движения, но и может зафиксировать выезд на красный сигнал светофора и пересечение сплошной линии разметки.
Питерская фирма «Ольвия» выпускает радарные комплексы «Кречет-С», который способен распознавать превышение скорости, проезд по встречной полосе движения и выезд на полосу для общественного транспорта и охватывает до четырех полос движения.
Еще одна питерская разработка компании «Симикон» под названием «Кордон». Из-за большого угла обзора он способен контролировать до четырех полос движения, ради чего камеры приходится устанавливать на мачты освещения на высоте до 10 метров от дороги либо непосредственно над проезжей частью. Следить «Кордон» умеет за скоростью, ездой по обочинам и автобусным полосам. «Симикон» также выпускает комплекс «Крис», который фиксирует те же нарушения, но охватывает только одну полосу движения.
Только за скоростным режимом следит радарный комплекс «Арена». Диапазон его возможностей зависит от установки: если радар с камерой прикреплены на фонаре (в вандалозащитном боксе), то под атакой оказываются до трех полос, а при монтаже над трассой на высоте 4-6 метров — всего одна.
Чтобы сэкономить на камерах, власти устанавливают их муляжи Так как камеры во всех городских бюджетах прописаны с сумасшедшими ценниками, то власти ищут способы сэкономить, устанавливая их муляжи. Такие «кукушки» снабжены только радаром и стеклянной заглушкой вместо объектива, но бодро посылают в пространство радиолокационный луч, который смущает даже хитрых владельцев антирадаров. Раньше их можно было отличить от работающие по отсутствию здорового железного ящика с оборудованием рядом на мачте, однако теперь делают и их муляжи.
Водители же — товарищи ушлые, со временем к камерам присматриваются, вычисляют муляжи или неработающие комплексы. Только последняя уловка может усыпить бдительность: висит год такая над автобусной полосой (где-нибудь на мосту на проспекте Андропова), помалкивает, отчего в ряд с буквой А все время лезут борзые машины, а через год как включается и начинает «вдруг» слать штрафы.
ФОТОКАМЕРЫ
Фотокамеры выявляют нарушителя благодаря стремительной очереди снимков со скоростью 40 мс. Первый кадр фиксирует транспортное средство, а по следующим измеряется пройденное им расстояние, за счет чего и высчитывается средняя скорость. Камера способна «стрелять» как в лоб приближающейся машине, так и вслед той, что уже проехала под ней и водитель притопил газку. В России монополию по фотографированию захватил комплекс «Автоураган».
Точность комплекса фотофиксации нарушений близка к 100%Фотокамера ставится только над одной полосой движения, зато контролирует ее досконально. Точность фиксации нарушения и распознавания регистрационных знаков близка к 100-процентной. Помимо скорости «Автоураган» распознает проезд на красный свет, выезд за стоп-линию, проезд железнодорожного переезда на запрещающий сигнал, проезд под запрещающий знак, проезд по трамвайным путям, проезд по тротуарам, велосипедным дорожкам и выделенным полосам, езду по обочине, выезд на встречку, а также непристегнутых пассажиров, машины, не пропускающие пешеходов, выключенные дневные ходовые огни или фары ближнего света и даже пользование телефоном во время движения. Камеру фотофиксации нельзя засечь с помощью антирадара, она не перепутает автомобиль нарушителя с другой машиной, так как первым кадром фиксирует номер. Максимальная измеряемая скорость достигает 255 км/ч.
ЛАЗЕРНЫЕ КАМЕРЫ
Вместо радара камера может использовать лазер, правда, в России такие комплексы распространены значительно меньше, чем в Европе, встречаются у нас пока только мобильные. Эти «наблюдатели» более продвинуты и способны улавливать скорость от 1,5 до 350 км/ч. Ну и помимо скорости лазер «нащупывает» проехавших под красный свет, двигающихся по встречке, выезжающих на выделенку и паркующихся там, где нельзя. Есть у них и слабые места: лазер не справляется с плохими погодными условиями: в сильный туман или дождь дальность измерения лазерного излучателя снижается.
Лазерная камера способна зафиксировать скорость до 350 км/ч.
На наших дорогах стоят мобильные лазерные комплексы «Амата» от ЗАО «НПП Техноимпорт», чаще всего в республике Татарстан. Выглядят они как обычная камера, но один из объективов скрывает лазерные измеритель. Как пояснил cars.ru производитель, их устройства хорошо справляются с задачами в плохих погодных условиях, а используются не только для фиксации скорости автомобилей: комплексы применялись даже на Олимпиаде в Сочи.
МОБИЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ
Помимо висящих на столбах и перекладинах ящиков за водителями из самых неожиданных мест подглядывают мобильные комплексы. Например, радарный «Бинар», который можно держать в руках (инспекторских) или закрепить на присоске в салоне патрульной машины. «Бинар» бьет на 300 метров вперед, а фотку делает со 150 метров, фиксируя скорость, выезжающих на встречку или не пропускающих пешеходов. Знаменитый «Визир» тоже работает при помощи радара, но порог его возможностей ограничен 150 км/ч.
Мобильные комплексы с недавних пор стали востребованы для контроля платной парковки в Москве — от них требуется только распознавать номера машин и с помощью датчика GPS/ГЛОНАСС фиксировать точное расположение автомобиля и время. Они стоят в автомобилях ЦОДД, так называемых парконах, в автобусах, а также притворяются планшетами в руках парковочных инспекторов.
Вместо того чтобы завешивать машину антирадарами и постоянно отслеживать по навигационной системе места расположения камер, можно поступить намного проще: не нарушать. Ехать с постоянной разрешенной скоростью намного выгоднее и зачастую эффективнее, чем разгоняться до лишения, а затем оттормаживаться чуть ли не ниже разрешенного лимита под камерой.
www.cars.ru