8-900-374-94-44
[email protected]
Slide Image
Меню

Мчс спецтехника – Спецтехника МЧС на эмитации катастрофы на САЭС

Спецтехника МЧС на эмитации катастрофы на САЭС

Описываемые события происходили более четырех лет назад. Но побывать на отработке спасательной операции на случай атомной катастрофы доводится нечасто, поэтому в памяти сохранились все подробности.

А учения реально были масштабными — больше тысячи людей, больше сотни автомобилей и пять летательных аппаратов.

Официальное название мероприятия — Международные комплексные противоаварийные учения «Десна-2010».

Вот список только крупных участников:

— Группа оказания экстренной помощи атомным станциям (ОПАС),
— ФГУ «Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд» (Центроспас) МЧС России.
— 294-й Центр по проведению спасательных операций особого риска «Лидер» МЧС России,
— 996-й Спасательный центр МЧС России,
— Республиканский отряд специального назначения (РОСН) МЧС Республики Беларусь,
— Ситуационно-кризисный центр «Росатома»,
— Федеральное медико-биологическое агентство России.

01. Спасательные, пожарные, медицинские, милицейские автомобили, авиация, роботы, особое снаряжение — все удовольствия для «спецтехнического» фотографа сразу. В общем, было интересно и весьма представительно.

Первая фаза.
РАДИОАКТИВНЫЙ ВЕТЕР

02. Итак, место действия — городок Десногорск в Смоленской области. Десногорск получил статус города только в 1989 году, а основан был как поселок энергетиков при Смоленской АЭС в начале 1970-х годов.

03. А это, собственно, сама Смоленская АЭС. Она расположена в трех километрах от Десногорска. По сценарию учений сначала случился маленький Чернобыль, а потом ветер переменил направление и подул в сторону одного из районов Десногорска. Потребовалась срочная эвакуация населения.

04. Люди стали организованно собираться в кризисном центре. Каждого прибывшего зарегистрировали, обмеряли и выдали комплект индивидуальных средств защиты.

05. Параллельно доблестная ГИБДД организовывала транспортные потоки. Полиция тогда еще была милицией.

06. В небе появился Ми-26 белорусского МЧС. Кстати, это тот самый борт, который, в дальнейшем снимется в пятой части «Крепкого орешка», будучи временно «переодетым» в камуфляж.

07. Играть он будет роль крылатой машины главного злодея, который злодействовать будет, ирония судьбы, на Чернобыльской АЭС. Ну, фильм, наверное, все видели.

08. Белорусский Ми-26 прилетел, естественно, не просто так. Он доставил аэромобильную группу радиационной разведки. Из него десантировались бойцы в спецкостюмах и два автомобиля:

Lublin 3 и Puch 230GE — австрийский оригинал «Геландевагена».

09. Российские разведчики спецкостюмах «Модуль 1» тоже уже наготове.

10. Тем временем жителей Десногорска стали организованно вывозить в безопасное место. На выезде из города автобусы обрабатывали специальным составом.

11. Очень тщательно, заметим, обрабатывали.

12. На «обработочной» технике остановимся чуть подробнее. Видите два КАМАЗа? Это два элемента одного комплекса — МСОЛ (на переднем плане) и МСОТ. А вместе они КПССО, что расшифровывается как «Комплексный пункт специальной и санитарной обработки»

. Базируются эти машины в Центре «Лидер».

13. МСОЛ расшифровывается как «машина специальной обработки людей».

14-15. Операторы МСОЛ одеты в костюмы химической защиты Л-1

16. МСОТ«машина специальной обработки техники». МСОТ в боевом положении легко отличить по обмывочным «воротам» и эстакаде.

17. МСОТ в действии. Сначала обрабатываемый автомобиль выезжает на привезенную в специальном прицепе эстакаду, а потом принимает «душ» из дезраствора.

18. Тем временем на промежуточном пункте эвакуации, после санитарной обработки МСОЛом, эвакуированным жителям в специальных палатках выдали чистую одежду и СИЗ.

19. СИЗ, если кто не знает, это «средства индивидуальной защиты». Проще говоря противогазы. Маршируют жители Десногорска мимо спецавтомобиля АЛХРА.

20. АЛХРА расшифровывается как «автомобиль-лаборатория химического и радиационного анализа».

21. АЛХРА это, своего рода, «профессор» среди автомобилей МЧС. Среди внутреннего оборудования этой машины числятся спектрометры, газоанализаторы, хроматографы и другие спецприборы. Некоторые приборы абсолютно уникальны и по цене могут быть вполне сопоставимы с автомобилем.

22. Но вернемся к событиям учений. Беда не приходит одна. С одной стороны «светится» АЭС, а с другой лес загорелся… Роль условного горящего леса, правда, выполняло поле с дымовыми шашками.

23. Однако за горящую природу Десногоск может не волноваться. На помощь спешит Miss Belarus с водо-сливным устройством. Почему Miss Belarus? Никто не знает. Но именно так этот вертолет был упомянут в титрах «Крепого орешка 5».

24. После белорусского Ми-26 в небе появляется тяжелая авиация МЧС России. Кстати, увидеть воздушные суда в небе над Десногорском можно, вероятно, только раз в сто лет и только по уникальным поводам. По соображениям безопасности полеты любой авиации в радиусе сколько-то километров в районе АЭС запрещены.

25. Ил-76 сбрасывает условно попавшему в радиоактивную беду городу полевой госпиталь отряда Центроспас МЧС России.

26. Контейнеры с элементами авиадесантируемого госпиталя приземляются с высоты в 200 м на двукупольных парашютах.

27. Жители Десногорска, централизованно переодетые и экипированные, тем временем, продолжают организованно покидать зону бедствия.

28. Наземные силы МЧС к этому времени подтянулись и сгруппировались.

29. Одних только машин связи приехало несколько штук.

30. Автомобильная редкость — «автоштаб» оперативной группы ЦРЦ МЧС РФ, оборудованный на базе классического немецкого моторхоума LMC Liberty 6400. Базовое шасси — не менее классический Peugeot J5. Машинка приятно удивила «конфеточностью» своего состояния.

31. Но вернемся к событиям условной атомной катастрофы. Ко всем бедам добавился пожар на кровле здания. Его с вертолета Ми-8 потушили водосливным устройством. Здесь действовал российский Ми-8. Затем в здании произошел еще и взрыв газа…

32. Для оказания помощи пострадавшим прибыли спасательные подразделения 996-го спасательного центра МЧС России и Республиканского отряда специального назначения (РОСН) МЧС Республики Беларусь.

33. На помощь наземным силам вновь приходит авиация. В небе появляется второй белорусский вертолет — Ми-8.

34. Из него десантируется кинологи с поисковыми собаками.

35. Я прежде встречался с этими милыми лабрадорами. Совершенно очаровательные собаки, которые дарят кучу положительных эмоций. Но я даже не подозревал, что четвероногие имеют еще и авиадесантную подготовку.

36. Совместными усилиями всех участников разбор завалов провели, пострадавших разыскали и извлекли. Теперь пострадавших надо доставить в госпиталь.

37. С неба спускается очередной вертолет. Уже четвертый на «сцене». Это санитарный MBB BO-105CBS-5 Центроспаса.

38. BO-105 — изначально военный вертолет, разработанный немецкой фирмой Messerschmitt-Bölkow-Blohm (MBB), но сегодня он широко применяется и спасательной авиации многих стран мира. У Центроспаса таких как минимум три.

39. Менее тяжелых пострадавших забирают автомобили скорой медпомощи (АСМП). Но это не совсем обычные машины. Видите на борту двуглавого орла с красным щитом на груди? Это эмблема правопреемника знаменитого 3-го Главного управления Минздрава СССР. Теперь это Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА) России.

40. Агентство осуществляет медобслуживание «отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда». Проще говоря, ФМБА — это медицина особо экстремальных ситуаций, а его автотехника — элита АСМП с самой лучшей и богатой начинкой.

41. У агентства даже есть дочерняя структура — ФГУП «ЭПМ» ФМБА РФ, являющаяся сертифицированным автопроизводителем. Именно это предприятие изготавливает для ФМБА спецтранспорт с учетом большого количества специфических требований. Расшифровывается ЭПМ довольно просто — «Экспериментально-производственные мастерские». Все АСМП, представленные на наших фото это продукция ФГУП «ЭПМ».

Вторая фаза.
ВНУТРИ ПЕРИМЕТРА

Первая фаза учений закончилась. Дальше события разворачивались уже в охранной зоне АЭС.

42. Внешний периметр территории станции в прямом смысле слова похож на «зону». Все обнесено ключей проволокой, хотя природа здесь шикарная. Впрочем, сия мера вполне понятна. Все, что касается атомной энергетики, требует особо строгих мер безопасности.

43. Однако внешний периметр еще не станция. Посещение самой станции в программу не входило. Мы побывали только перед центральным входом.

44. Здесь состоялся своеобразный «парад» персонала станции, который «в случае чего» привлекается к аварийным работам

45. Люди в ярких жилетках это не дорожные рабочие. Это журналисты 🙂

46. Все внимательно изучают знаменитое изречение, увековеченное в камне

47. Мы же обращаем внимание на тот факт, что у САЭС есть собственный передвижной пункт управления аварийными работами. Вероятно это одна из важнейших машин в «хозяйстве» станции.

48. А «хозяйство» у САЭС большое и сложное. Это только маленький его элемент. Представляете если что-то загорится?

49. Вот «как раз» что-то заискрилось-задымилось. Но это, конечно, не «боевое» оборудование. Это учебный снаряд на полигоне местной пожарной части. Здесь отрабатываются приемы тушения специфичеких конструкций «хозяйства» АЭС.

50. В бой уже готовы вступить два самоходных пожарных робота — LUF 60 и Ель-4.

51. Прицеливание…

52. Есть попадание! Но что это? Опять огонь? Масло что-ли загорелось?

53. На помощь спешит LUF 60.

54. Напряженные секунды борьбы…

55. Нокаут 🙂

56. Ель-4 — отечественная разработка с применением импортных комплектующих. По сути это автономный пожарный минитанк, оснащенный 175-сильным дизелем. Управлять им можно дистанционно с расстояния в 2,5 км. Минитанк Ель-4 может взять на борт 2150 кг различных огнетушащих средств, а его масса составляет 6,8 т.

57. LUF 60 — изделие австрийской фирмы LUF GmbH. Он куда более компактен, но требует внешней подпитки, например, от автоцистерны.

58. Опять что-то задымилось. Да черным дымом… Явно что-то токсичное.

59. Для этой ситуации уже подготовлен «Автомобиль пожарный многоцелевой».

60. АПМ начинает работать, но.. Что это? Дым? Машина загорелась? Конечно, нет, хотя многие зрители подумали именно так. Но это не дым, а пар. Пар от «температурно-активированной» воды. О том, что это такое и как работает можно подробно прочесть в статье «Боевая машина Шинкаренко» газеты «Авторевю».

61. АПМ это и швец, и жнец, и на дуде игрец. КамАЗ-43118 со спецкузовом может и пожары тушить различными веществами с различной интенсивностью воздействия, и электростанцией передвижной работать, и осветительным постом, и другую пожарную технику, замерзшую в холода, отогревать. Фото Игоря Жукова

62. Еще эта машина примечательна своим индексом, не знающим аналогов по мудрености. Дословно полное обозначение машины выглядит так: АПМ-3-2/40-0,5/125-50(43118)ПиРоЗ-МПЗ. Фото Игоря Жукова

63. Те, кого разбирает профессиональное любопытство и кому хватит мужества вникнуть в значение каждой цифры, могут изучить полную расшифровку , открыв спойлер.

64. Как видим рукава у АПМ не похожи на обычные. Естественно, ведь по ним течет почти кипяток под большим давлением.

65. Если температурно-активированную воду выпустить в атмосферу через шайбу с острой кромкой, она почти мгновенно вскипает: часть ее превращается в пар, а часть — в «водяной туман». Грубо говоря, этим-то «туманом» и «душат» огонь одновременно с едким дымом. Надо ли говорить, что с очередным возгоранием быстро справились?

ВЫСТАВКА ДОСТИЖЕНИЙ

Собственно, на этом активная фаза учений закончилась, но программой мероприятия еще была предусмотрена выставка достижений радиационно-спасательного дела.

66. Открывали экспозицию уже знакомые нам ребята в химзащитных костюмах Л-1. Показывали они быстровозводимый ангар для техники.

67. А это спецмашины АТЦ. Что такое АТЦ? Полное название организации звучит так — Федеральное государственное унитарное предприятие «Аварийно-технический центр Росатома». АТЦ создан для оказания экстренной помощи объектам ядерного комплекса «в чрезвычайных ситуациях с радиационным фактором». Основные силы базируются в Санкт-Петербурге, но есть и три филиала — в Москве, Северске и Нововоронеже. Это техника нововоронежского филиала.

68. Машины необычные. Абсолютно точно это первый Renault Kerax в окраске МЧС, которой довелось увидеть. И хоть этот автомобиль относится не к МЧС, а к Росатому, менее интересным от этого он не становится.

69. Жаль изучить технику толком никак не представлялось возможным… Представьте — маленькая площадка, вот такое количество посетителей и полчаса времени на все-провсе. А ведь сюда «Лидер» привез еще и своих роботов! Пришлось выбирать, что смотреть внимательней. Выбрал роботов.

70. Знакомьтесь, это «Федя». Он же «Федор», он же «Теодор» или по-паспорту tEODor (Telerob Explosive Ordnance Disposal and Observation Robot). Это робот-сапёр. Его главная работа — обезвреживание взрывных устройств. У него множество сменных инструментов, благодаря которым он может использоваться не только при разминировании.

71. А это младший брат и напарник «Федора» — робот «Максик». По-паспорту teleMAX. Это робот-разведчик. Дополнительные глаза и уши «Теодора». Он видит в темноте, реагирует на ионизирующее излучение, ищет и находит.

72. Ездят «Федя» и «Максик» в специально оборудованном фургоне Mercedes-Benz Vario 815D. Это их передвижной дом и пункт управления одновременно. Все вмести они — робототехнический комплекс TEL-630L немецкой фирмы Telerob.

73. Тяжелый робот Brokk 180 это плод уже шведской робототехнической мысли. Его специализация — разбор завалов.

74. Грейферный захват, ковш и крюк — лишь небольшая часть из огромного количества навесных аксессуаров для Brokk 180.

75. В этом контейнере расположен пункт дистанционного управления роботом Brokk 180. Сам контейнер перевозится на КАМАЗе, который виден слева. Справа еще один КАМАЗ с контейнером. Это уже «гараж» для Brokk 180. Все вместе это МАКОРР«многофункциональный аэромобильный комплекс обеспечения робототехнических работ» в условиях радиоактивного и химического загрязнения местности. Кроме того МАКОРР может использоваться для энергетического обеспечения жизнедеятельности полевого лагеря.

76. А вот с этим роботом я не успел познакомиться. Уже пора было уезжать. Кто знает что это — подсказывайте.

* * *

77. Учения закончились. Десногорск спасен.

78. А электроэнергия, вырабатываемая Смоленской АЭС, продолжает «бежать» по высоковольтным проводам.

Кто бы там что ни говорил, а без атомных электростанций в современном мире не обойтись. Никак. Атомных станций можно бояться, можно опасаться, но потребление электроэнергии растет и дальше будет только расти.

В относительной (по меркам атомной энергетики, конечно) близости от САЭС сейчас строится Белорусская АЭС в Островце. Опыт, приобретенный белорусским МЧС на этих учениях, и алгоритм взаимодействия с МЧС России, это, безусловно, полезный опыт.

Искренне надеемся, что он пригодится только для будущих подобных учений и никогда не будет востребован в реальной жизни.

Благодарим пресс-службы МЧС РБ, МЧС РФ и ГК «Росатом» за организацию нашего пребывания в гуще событий.
Пресс службы тогда тоже хорошо отработали взаимодействие между собой 🙂

Отдельное спасибо Сергею Липскому за фототалант. Примерно половина фотографий для этого рассказа сделаны им.

mpark.pro

Спецтехника МЧС России

В 1930 году на автозаводе АМО освоили выпуск американского грузовика фирмы «Автокар». Эти автомобили собирали из импортных комплектов и называли АМО-2, а сделанные с конструктивными изменениями и из отечественных материалов — АМО-3. Удлиненное шасси от названной модели обозначали АМО-4. На его основе изготавливали спец­машины, автобусы автофургоны, пожарные и прочие. Первый «огнеборец» на базе такого автомобиля был изготовлен в октябре 1931 году на столичном Миусском заводе пожарного оборудования. Новинка приглянулась, но ее серийный выпуск освоили не сразу. В 1920-х гг. внимательно изучались различные тактики тушения огня, и в связи с этим, велись дискуссии о том, как лучше всего ос­нащать пожарные автомобили.
Для того, чтобы создать эффективное транспортное средство, стали браться в расчет методы тушения в различных странах. Так, немцы, примчавшись на пожар, первым делом направляли в огонь бойцов, чтобы крушить специальными инструментами (топорами баграми и ломами) горящее строение для отделения еще не затронутой огнем части постройки от горящей. Справившись с этой задачей даже с риском для жизни, они заливали водой локализованное пламя используя как можно больше брандспойтов. Такой метод требовал доставки на пожар значительного количества хорошо обученных людей, оснащенных разнообразными, весьма совершенными приспособлениями. В качестве основного типа пожарной ма­шины в данном случае лучше всего подходил автонасос с пристрой­кой для доставки на ней максимального числа пожарных, то есть в одной конструкции сочетались автонасос и автолинейка. Из выпускавшихся тогда отечественных автомобилей наиболее пригодным для этого казался Я-3.
В 1928 году Правительство СССР утвердило «План индустриализа­ции страны», в котором предусматривалась реконструкция автоза­вода АМО с целью увеличения выпуска на нем автомобилей до 25 тыс. в год. Как только освоили изготовление шасси АМО-4, сразу же от­крылась возможность строить на их основе пожарные машины. А реконструкция предприятия шла своим чередом, и, после заверше­ния ее начального этапа в сентябре 1931 года заводу присвоили имя И. В. Сталина. Соответственно, обозначение выпускаемых автомо­билей следовало поменять с АМО на ЗИС. Переименовывать уже изготавливаемую продукцию было нецелесообразно, и решили сделать это, начиная с первой же новой модели. Случай вскоре представился. После усовершенствования АМО-3 потребовалось обновить конструкторскую документацию, которую обозначили по-новому, присвоив очередной номер. Так появился грузовик ЗИС-5. На его основе стали выпускать удлиненные шасси ЗИС-11, ЗИС-12 и другие. Каждое такое шасси предназначалось для изготовления оп­ределенного спецавтомобиля, а 11-е — для пожарных машин. Осу­ществили этот замысел в 1934 году на Миусском заводе.
С тех пор в нашей стране стали выпускать два пожарных автомобиля — на шасси ГАЗ-АА — ПМГ-1, на основе ЗИС-5 — ПМЗ-1. Впрочем, появле­нию этих машин способствовал и такой важный фактор, как недо­статки пожарного автомобиля АМО-Ф-15, которые заключались, по мнению некоторых пожарных, во множестве производ­ственных недоделок. Так, колокол звонил слабо, сидения для бойцов были узкими и неудобными, насос не оснащался вакуум­метром, на рукоятке перепускного клапана отсутствовал махови­чок и т.д. и т.п. Главную же недоработку видели в малой мощно­сти мотора, не позволявшей подавать в огонь нужного количест­ва воды. И, если устранить производственные дефекты не соста­вляло больших проблем, то увеличить подачу воды на пожарном АМО-Ф-15 не представлялось возможным из-за того, что нельзя было форсировать мотор. Для этого требовался более мощный двигатель — такой, как у ГАЗ-АА, а еще лучше — как у грузовика ЗИС-5, на удлиненном шасси которого ЗИС-11 освоили выпуск пожарных машин ПМЗ-1.
На задке рамы ЗИС-11 установили двухступенчатый центробеж­ный насос Д-20. В короб водительского сидения втиснули бензо­бак, под ним проходил вал отбора мощности, соединявший хво­стовики сцепления и раздаточной коробки (РК), расположенной в задней части кабины. Нижний выходной хвостовик РК соединялся карданным валом с главной передачей, а верхний — двухэлемент­ным карданом с насосом, около которого укрепили маховичок уп­равления карбюратором и рычажок выключения сцепления. Упра­вление режимами работы РК (передачи, движение, нейтральная, работа насоса) осуществлялось из кабины. На раме располага­лась надстройка, с каждого борта которой были сидение для шес­ти пожарных и катушки с выкидными рукавами. Аналогичная, но большего размера, катушка подвешивалась в задке машины. Над насосом внутри надстройки помещался бак с водой для оказания первой помощи, соединенный трубами с насосом. Забирные рука­ва и различные лестницы крепились над надстройкой, в ящики ко­торой укладывались пожарные инструменты и принадлежности, а в закрывающиеся ниши подножек — лопаты, багры, ломы и прочее. На правой подножке крепились пеногенератор и два огнетушителя, а на левой — стендер. Как же управлялись с этим агрегатом?
Приехав на пожар, водитель ставил машину поближе к водоему. Выжав сцепление, он включал насос и прямую передачу, после чего перехо­дил к управлению насосом в задке машины. После прокладки ру­кавных линий, шофер настраивал мотор на 1000 — 1500 об/мин, чему соответствовали показания спидометра 30 — 40 км/ч. При заполнении насоса водой та начинала истекать тонкой струйкой из сигнальной трубки вакуум-аппарата. Если этого не происходи­ло, водитель заполнял насос водой из бака первой помощи. Как только из сигнальной трубки появлялась струйка воды, он откры­вал вентили выкидных рукавов, увеличивал обороты мотора до требуемой величины и отключал вакуум-аппарат.
При необходимости оказать первую помощь, водитель, заглу­шив впускной штуцер и наполнив насос привезенной водой, включал его в работу. Если же воду брали из магистрали, то включать вакуум-аппарат не требовалось. Чтобы наполнить бак первой помощи при работающем насосе, требовалось открыть соответствующий вентиль, а после появления струйки из конт­рольной трубки закрыть его.
Читателю не следует думать, что управлять процессом подачи воды было так уж просто. В действительности требовалась нема­лая сноровка, чтобы в считанные секунды (не дольше, чем за ми­нуту) обеспечить уверенную подачу воды в брандспойты.
ПМЗ-1 сразу понравилась пожарным за мощный двигатель, по­зволявший с помощью разветвителей обеспечить работу сразу че­тырех стволов. Благодаря этому, небольшой пожар нередко удава­лось, пользуясь привезенной водой, погасить с помощью одной машины, на которой приезжала солидная команда — до 16 чело­век.
Машины ПМЗ-1 после войны стали заменять новейшими моделями, а «старушек» передавали в добровольные пожарные дружины для обучения пополнения. Однако время брало свое, и вскоре от них остались лишь воспоминания.

uao.mos.ru

Техника спасения. Какое аварийно-спасательное оборудование есть в МЧС? | МЧС России | Общество

Крылья безопасности

В течение всего этого года в части МЧС России поступала новейшая пожарная и специальная техника, аварийно-спасательное оборудование — с ними уверенно будут чувствовать себя те, кому приходится идти на риск, спасая других. 

Или бороться со стихией, как это делают пилоты авиацентров МЧС России. В этом году им передано 2 самолёта-амфибии Бе-200 ЧС и вертолёт Ми-8 МТВ с водосливными устройствами. 

Бе-200 ЧС — безусловная гордость спасателей. Удачная конструкция, лёгкость в пилотировании, надёжность, безотказность и неприхотливость — все эти качества воздушного судна уже прошли проверку суровыми испытаниями. Например, в Португалии, где экипаж заслуженного лётчика России Валерия Крузе принимал участие в тушении лесных пожаров. 

Вертолёты Ми-8 МТВ оснащены оборудованием для выполнения пожарных и спасательных работ как днём, так и ночью и при любых метео­условиях. А спасательная лебёдка и внешняя подвеска позволяют перевозить крупногабаритные грузы массой до 4 тонн. 

Эти винтокрылые машины имеют медицинские модули, поэтому могут использоваться для спасения людей. Каждый из них способен перевезти 24 пассажира или 12 носилок с больными и ранеными. О качестве этих воздушных судов говорит такой факт: самый большой налёт в авиапарке МЧС России приходится именно на вертолёты семейства Ми-8 — 195 часов в год.

По сигналу тревоги

Все знают, что по сигналу тревоги на пожар мчатся большие красные машины. Называются они автоцистернами. 

Их парк постоянно обновляется — в этом году на вооружение многих частей противопожарной службы поступили новые, «с иголочки», автоцистерны АЦ-3,2 с улучшенными тактико-техническими характеристиками и АЦ-1,0 на полноприводном шасси. 

Но вместе с автоцистернами теперь широко используются и пожарно-спасательные мотоциклы, в оснащение которых входит комплект гидравлических инструментов и ранцевая огнетушащая установка. ­Мотоциклы максимально быстро доставят пожарных к месту вызова — даже в условиях высокой плотности транспортного потока, что нередко бывает на городских автодорогах. 

Их задейст­вуют для тушения локальных очагов возгорания, проведения первоочередных аварийно-спасательных работ и ликвидации последствий ДТП. Максимальная скорость такого мотоцикла достигает 185 км/ч, и он может быть как самостоятельной боевой единицей, так и работать в связке с другой техникой.

Спектр обновляемой техники и спецсредств впечатляюще широк. Помимо самолётов, вертолётов и автомашин в нём снегоходы и квадроциклы, беспилотные летательные аппараты и роботы, катера, специализированные пожарно-криминалистические лаборатории, насосные станции… 

Переоснащение подразделений МЧС России идёт по всей стране. В ­2018-2027 гг. планируется поставить спасателям более 43 тыс. образцов специальной т­ехники.

www.aif.ru

Автомобили для МЧС — лаборатории, спасательная техника, машины разминирования

«Газтехсервис» изготавливает технику для МЧС широкого спектра назначения, начиная от аварийно-спасательных автомобилей, автолабораторий и разведовательных спецавто, в том числе предназначенных для сбора проб, проведения анализов и мониторинга окружающей среды и/или оборудования, и заканчивая машинами для разминирования, пожарной спецтехникой и штабными спецмашинами.

Информация о производимой спецтехнике для службы пожаротушения размещена в пункте «пожарные машины», а сведения по передвижным спецавтомобилям управления и координирования действий — в пункте «штабные».

Данные по остальным типам выпускаемых автомобилей для МЧС вы можете найти ниже на этой странице.

Спецтехника для Министерства Черезвычайных Ситуаций может быть выполнена на следующих типах шасси:
— ГАЗ 3307-3309;
— «ГАЗель», «Валдай», «Соболь», «Баргузин»;
— ПАЗ;
— КАМАЗ;
— УРАЛ;
— Mercedes;
— Volkswagen;
— Ford;
— Citroen;
— Renault;
— Peugeot.

Как правило, большинство спецавтотехники производится на базе легких грузовиков или цельнометаллических фургонов с выкатными конструкциями для спецоборудования и инструмента.

Выбор таких базовых платформ мотивирован их большей мобильностью при доставке спасательных бригад, что зачастую затруднено из-за пробок, а также высоким уровнем маневренности непосредственно на месте ЧП, особенно в условиях городских кварталов, где автовладельцы беспорядочно паркуют свои автомобили даже на дорогах, предназначенных для подъезда аварийных служб.

В стандартный комплект автомобилей для МЧС включено:
— сигнальное громкоговорящее устройство;
— цветографическая раскраска по ГОСТ;
— теплошумовиброизоляция;
— перегородка между отсеками;
— перегородка кабины с раздвижным окном;
— световой вентиляционный люк;
— остекление рабочего салона;
— отделка потолка с организацией освещения;
— напольное покрытие, включая и грузовой отсек;
— отделка периметра отсеков;
— автономный отопитель;
— шкафы, стелажи, полки различного назначения;
— диваны или кресла, или рундуки;
— откидной или стационарный рабочий стол;
— система энергоснабжения СЭС и разводкой электропитания 220 В;
— возможность подключения внешнего источника питания;
— дополнительная АКБ;
— автономное зарядное устройство для дополнительной АКБ;
— преобразователь напряжения 12/220 Вольт;
— дополнительные фары;
— переносная рация;
— переговорные устройства между кабиной и отсеками.

Спецмашины, в зависимости от типа выбранного базового шасси, могут выполняться с высокой крышей, распашной боковой дверью, двойной кабиной или удлиненной базой, а также с нестандартными выкатными и выдвижными конструкциями, дополнительными отдельными отсеками или с размещением части спецоборудования в прицепе.

Итоговый комплект индивидуален для каждого из типов техники для МЧС и определяется исходя из пожеланий и требований заказчика, а также в зависимости от грузоподъемности выбранного базового шасси.


спасательная техника

Основное назначение аварийно-спасательных автомобилей МЧС состоит в доставке спасательных бригад и спецоборудования к месту возникновения ЧП как стихийного, террористического или техногенного характера, а также техническое обеспечение проводимых работ по их ликвидации, комплекса мер по поиску и спасению пострадавших, с оказанием им первой медицинской помощи.

К типовой комплектации указанной выше, в случае спасательной техники добавляется следующий набор опций:
— усиление и армирование автомашины;
— посадочные места для спасателей;
— система вентиляции;
— отсеки, стелажи и шкафы для спецоборудования;
— электрогенератор;
— компрессор;
— пропановый резак;
— гидравлический и пневматический инструмент;
— бензопила;
— медицинское оборудование для первой помощи;
— газоанализаторы;
— приборы радиационной и химической разведки;
— средства индивидуальной защиты;
— переносные прожекторы или осветительная мачта;
— выкатные и выдвижные конструкции;
— кенгуринг с автолебедкой;
— индивидуальные средства связи;
— багажник с лестницей на крыше;
— носилки для переноса пострадавших;
— шанцевый инструмент;
— устройство фиксации задних дверей;
— крепления для натяжного тента.

Возможно выполнить такое переоборудование базового шасси, которое позволит дооснастить аварийно-спасательный автомобиль МЧС манипулятором, съемными контейнерами со специнструментами, которые быстро заменяются в зависимости от характера произошедшего черезвычайного происшествия и другими спецопциями. Иными словами, наша компания может выполнить спецтехнику для проведения практически любого вида неотложных работ.


лаборатории мчс

«Газтехсервис» изготавливает различные виды лабораторий для МЧС, начиная от экологической, предназначенной для мониторинга окружающей среды, сбора и оперативного анализа проб воздуха, воды, почвы, и заканчивая разведывательными машинами, использующимися для замера уровня радиации, степени химического или бактериологического заражения в районе ЧП.

Автолаборатории, кроме типового комплекта для техники МЧС, включают в себя:
— столы для лаборантов;
— светильники над рабочими местами;
— умывальник с электронасосом и контейнером для воды;
— отсек для средств индивидуальной защиты;
— сиденья лаборантов на поворотном механизме;
— стойки и шкафы для приборов;
— кондиционер или система климат-контроля;
— внешние коммуникации;
— оргтехнику;
— ноутбук.

Кроме того, в зависимости от выполняемых задач и условий работы, на базовых шасси повышенной грузоподъемности, может быть выполнено следующее дополнительное оснащение:
— усиление защиты спецавто от внешних воздействий;
— выдвижные мачты различного назначения;
— система виденаблюдения происходящего снаружи;
— создание кухонного отсека;
— установка душевой кабины и биотуалета;
— оборудование спальных мест;
— выполнения варианта повышенной комфортности.

По заявке заказчика также может производиться дооснащение необходимым лабораторным оборудованием.

* дополнительные сведения о выпускаемых для мониторинга окружающей среды передвижных лабораториях вы можете найти в пунктах «автолаборатории» и «экологические».


машины разминирования

Предназначаются для доставки специализированного персонала в количестве до 6 человек и технических средств к местам обнаружения подозрительных объектов, их проверки и, при необходимости, разминированию на месте.

В случае с машиной разминирования, к типовому набору опций техники для МЧС добавляется следующий перечень:
— усиление и армирование автомашины;
— вспомогательные отсеки;
— электрогенератор;
— кондиционер или климат-контроль;
— выдвижные, выкатные конструкции;
— автолебедка;
— стеллажи и шкафы для инструмента и одежды;
— взрывобезопасный контейнер;
— взрывозащитный костюм, боты, манипуляторы;
— комплект для проведения пиротехнических работ;
— переносная водяная пушка с баком для воды;
— гидравлический специнструмент;
— индивидуальные радиостанции;
— средства защиты органов дыхания и кожи;
— средства пожаротушения;
— приборы газового контроля;
— комплект для первой медицинской помощи;
— громкоговоритель;
— прожектора для освещения опасной зоны;
— грузовая платформа на крыше;
— набор шанцевого инструмента.

По желанию заказчика, машина может быть дополнительно оборудована для транспортировки взрывоопасного груза на полигон для ликвидации.

Также возможно дооснащение машин разминирования передвижными роботизированными комплексами с дистанционным управлением. В этом случае выполняется отдельный отсек с элементами крепления и механизированной выгрузкой и погрузкой.

gtsnn.ru

Спецтехника для пожарных и МЧС: ситуация не чрезвычайная

В рамках Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций предусматривается повышение технической оснащенности пожарно-спасательных подразделений. А причины такой меры более чем серьезны. Так, за 2016 год на территории Российской Федерации было ликвидировано 280 чрезвычайных ситуаций, спасено, по данным МЧС, 200 тысяч человек. В частности, имеются в виду природные пожары, наводнения, взрывы бытового газа, сложные аварии на подземных объектах. Следовательно, разработка и внедрение новой техники для МЧС и пожарных служб как были актуальными, так и останутся таковыми. Особую роль играют, безусловно, спецтехника и оборудование для предупреждения и ликвидации пожаров на нефтегазовых и горнодобывающих объектах. А как же обстоит положение дел с отечественной техникой в реальности, имеются в виду машины и оборудование для спецотрядов МЧС, для спасательно-поисковых работ, пожаротушения, беспилотники различных модификаций и другие агрегаты?

Отечественные производители не стоят на месте. Конструкторская и производственная мысль развивается довольно продуктивно. Так, в 2011 году, что по меркам рынка срок небольшой, появился многофункциональный автомобиль первой помощи с высокоэффективной системой тушения пожаров компрессионной пеной NATISK на шасси ГАЗ АПП-0,3-2,0-NATISK(27057).  Производитель – завод пожарных автомобилей «Спецавтотехника». К этой инновационной серии относятся: мобильные установки, автоцистерны пожарные, автоцистерны пожарные с интегрированной мобильной установкой NATISK. В этой связи интересны эксплуатационные свойства пожарной системы – тушение всех видов пожаров: в жилых домах, в лесах, на промышленных предприятиях, на объектах газохимической отрасли и других объектах. Эффективность тушения данной техникой в 7 раз выше, чем стандартной. Как говорит руководитель группы маркетинга предприятия Андрей Лукьянов, подобную технику другие российские предприятия не производят, хотя в других странах аналоги есть. Что касается наших производителей, то они довольно гибко относятся к конкуренции со стороны зарубежных коллег. Существует закон, который ставит в приоритет закупку именно отечественного производителя. Так, сегодня почти вся спецтехника оборудована российскими шасси, многие предприятия машиностроительной отрасли самостоятельно начали производить шасси, чтобы не зависеть от поставок. Однако нельзя не сказать, что существует ряд позиций, аналогов которых на российском рынке нет.

И действительно, в ряде зарубежных стран для небольших пожарных подразделений производятся малые и сверхмалые пожарные машины на базе квадроциклов и багги. Например, компания «Розенбауэр». Это машины POLY QUAD SL 100 CAFS, которые построены на шасси квадроцикла POLARIS RANGER 4×4 800 ONE TON и оснащены производительностью 35 л/мин при давлении 8 АТИ цистерной на 100 литров воды, стволами, оборудованием для пенного тушения. Такие машины удобны для использования при условиях, при которых большие автомобили не смогут справиться в силу определенных условий. Однако наши производители уверяют, что при наличии заказа они смогут справиться с любой технической задачей.

Слово потребителям

А что же происходит непосредственно у тех, кто является потребителем такого оборудования? Российские подразделения МЧС не испытывают недостатка в современной технике, и отечественная промышленность предлагает большой выбор. Министр по чрезвычайным ситуациям дал указание повысить техническую оснащенность пожарно-спасательных подразделений. Об этом редакции рассказал начальник Управления пожарно-спасательных сил и специальных формирований Сибирского регионального центра МЧС России Владимир Марченко.

     По его словам, в регионе в прошлом году было много чрезвычайных ситуаций: пришлось тушить крупные пожары, проводить поисково-спасательные работы в труднодоступных горных местах. В этом году управление осуществляет поисково-спасательные работы после падения вертолета в Горном Алтае. Кроме того, паводок привел к затоплению ряда населенных пунктов. Приходится тушить сложные пожары не только на территории Сибирского федерального округа, но и в Уральском, Сибирском и Дальневосточном округах – зоне ответственности Сибирского округа.  

   О техническом оснащении. В управлении имеется как новая, так и устаревшая техника. Министр МЧС принял решение передать устаревшую технику в органы власти субъектов Российской Федерации с последующей передачей в муниципалитеты. Результат не заставил себя ждать: поставка новой техники – следствие централизованных поставок продукции отечественных производителей. И причем поступает современная техника с хорошими характеристиками.

   Что касается противопожарного оборудования – это цистерны с улучшенными характеристиками на платформе КамАЗа с установками компании «Розенбауэр» – российско-австрийская разработка. Данная техника, как подчеркивает Владимир Марченко, выпускается в России. Ее единственный недостаток – дороговизна. В распоряжении Сибирского управления имеется и другая эффективная техника, которая производится рядом уральских заводов. Например, установки с подачей компрессионной пены. Начальник управления уточнил, что они являются будущим пожаротушения. Эта техника испытывалась в 2014 году в Омской области, и практика показала, что при ее эксплуатации нет лишних проливов воды – нижние этажи не страдают: налицо уменьшение косвенного ущерба. Другими словами, перед нами новые технологии, которые позволяют сократить время оперативного реагирования, сводят на нет травмирование и гибель мирного населения во время работы пожарных подразделений.

    Что еще имеется на вооружении у сибиряков? Для поисково-спасательных работ подразделение оснащено двумодульными самоходными вездеходами, снегоходами, квадроциклами, судами на воздушной подушке. Все это отечественного производства – результат курса перехода на импортозамещение, чтобы поднять нашего товаропроизводителя. Спасатели подчеркивают, что у наших машин качество достаточно высокое. Что касается запасных частей: имеется гарантийный срок, в течение которого завод-изготовитель несет на себе бремя обслуживания, и поэтому выпуск запасных частей не является проблемой. И еще: при поступлении нового оборудования в контракте прописывается, что завод-изготовитель обязуется обучить специалистов работе на оборудовании.

    В сентябре прошлого года подразделение прошло аттестацию по международной системе, присутствовала комиссия ООН. Проходили учения, были международные наблюдатели. Именно иностранные специалисты принимали экзамен. У сибирских спасателей и пожарников есть свои домашние разработки при выполнении спасательных работ, там разработаны и собственные технологические схемы по извлечению пострадавших из-под завалов.

 

                                    Авиационная техника

 

     Экстренное реагирование на крупномасштабные аварии и катастрофы природного и техногенного характера возможно только с помощью авиации. Кроме того, она используется для доставки спасателей, медиков, различного оборудования.

    В России преимущественно используются самолеты Ил-76 ТД (транспортно-десантные и пожарные), самолеты Ан-74 П (универсальные транспортные самолеты короткого взлета и посадки), а также вертолеты Ми-26 Т, Ми-8 МТ, Ка-32 Т и Ми-2.

 Кроме того, в вертолетную эскадрилью входят вертолеты Бо-105 и Бк-117 – производства франко-немецкой фирмы «Евроконтер». Такие машины перевозятся, как правило, на большие расстояния самолетами Ил-76 ТД для участия в аварийно-спасательных работах, а также для эвакуации больных и пострадавших. Однако самолеты и вертолеты нельзя назвать универсальной техникой. К примеру, горят склады боеприпасов, горюче-смазочных материалов, газо- или нефтехранилища, склады химических материалов.

                                       Беспилотники

   Их преимущества заключаются в том, что они работают без так называемого человеческого фактора, почти не зависят от погодных условий и могут зависать над очагом пожара.

   КБ «Искатель» Московского авиационного института выпускает беспилотную технику высшего класса. Так, беспилотник «Ворон» существует с 2012 года – то есть он прошел испытания, а сегодня несколько экземпляров находятся в опытной эксплуатации. Предназначены для спецподразделений.

   Это безобслуживаемая эксплуатация, аппараты могут летать в сложных метеоусловиях, все элементы конструкции прошли входные и выходные контроли – по требованиям российских авиационных стандартов непилотируемой авиации. Конечно, данная техника стоит дорого. Но она заслуживает такой цены. Дмитрий Демьянов, главный конструктор КБ № 602, подчеркивает: «Комплекс с головой класса может не просто обнаружить человека, но и определить его пол. И это понятно, там установлены оптические системы высокого качества. Их стоимость колеблется от 25 тысяч долларов, что сдерживает наших отечественных потребителей, так как всем хочется получить качественные параметры дешевле». 

   КБ института работает над новыми вариантами беспилотников. Так, уже в конце лета будут проведены испытания техники на дальность полета 600 километров с малой скоростью для обнаружения утечек газа.  Вторая задача – работа в комплексе вертолета и беспилотного вертолета и поисково-спасательной группы для обнаружения и спасения людей. 

                                  

 Иностранцы не конкуренты россиянам

   О положительных тенденциях на рынке свидетельствует опыт одного из старейших предприятий, которому уже 75 лет. Это АО «Варгашинский завод ППСО».  В последние годы весь спектр пожарной техники, которую выпускают в стране, присущ данному предприятию, начиная от автоцистерн различной емкости и различного назначения и заканчивая специальными машинами самого разного направления, которые на сегодняшний день требуются для выполнения задач МЧС и других подразделений наших силовых структур, в том числе МВД, Минобороны и других. Владимир Казаков, директор: «На предприятии самая широкая линейка в этой части. Мы выпускаем аэродромную пожарную технику, сегодня ведется разработка автогидроподъемников, которые будут поставлены на производство. Нужно сказать, что предприятие всегда выпускало именно противопожарную технику – это наша основная специфика».

   Можно сказать вполне определенно, что функционально предприятие вполне конкурирует с иностранной техникой, а что касается эксплуатации и соотношения качества товара и цены, то продукция российского завода значительно выигрывает, по сравнению с «Розенбауэром» и прочими иностранными фирмами. По функционалу, с точки зрения эффективности эксплуатации, россияне имеют преимущество и по сервисному обслуживанию, и по поставке запасных частей. Материалы, которые применяются, находятся на самом высоком уровне – и лакокрасочные, и различные покрытия, и металлы, и электроника – все соответствует мировым стандартам. Это говорит о том, что российские производители спецтехники данного типа ни в чем не уступают иностранным. В России создается только та техника, которая востребована рынком. Если МЧС скажет, что нужны квадроциклы емкостью, например, в 500 литров, то это не вопрос – в ближайшее время будут сделаны. Недавно один из руководителей МЧС объявил, что для мобильных специальных групп в муниципалитетах нужны прицепы, оборудованные всем необходимым для локализации пожаров: через неделю все собрано. Для предприятия ничего нового в пожарной тематике не существует, только необходимо корректно сформулировать техническое задание, потому что тактику ведения борьбы с огнем и проведения аварийно-спасательных работ определяет соответствующее ведомство, а производители должны под нее подстроиться и выдать технику, которая отвечает заданным характеристикам.

   Основные потребители завода – нефтегазовый комплекс, подразделения МЧС, подразделения муниципальной пожарной охраны, объектовые пожарные части, Транснефть, Лукойл …

   Предприятие ООО «Уралмеханика» производит новые модели лафетных стволов, которые обладают целым рядом преимуществ: обеспечено перекрытие потока огнетушащего вещества, предусмотрена вращающаяся муфтовая головка для подключения к пожарному рукаву, эжектирующие насадки, дополнительная установка манометра для контроля давления в системе, осцеллирующие устройства – все это можно посмотреть на новом сайте Уралмеханика.ру.

   Лафетные стволы производства уральского завода подходят для автоматического и стационарного использования и являются основным средством устранения различного рода пожаров и их последствий: ядовитые газы, пары, пыль.

   Главным преимуществом продукции предприятия является универсальность пожарных стволов и широкий ассортимент насадок. Значение максимального градуса поворота и угла подачи состава для каждой регулируемой насадки зависит от выбранной модели, отвечающей нормам ГОСТа.

    Итак, реальную картину на рынке производства спецтехники для МЧС, пожарных и спасателей нельзя назвать безысходной. Российские предприятия ни в чем не уступают иностранцам, а в чем-то и значительно опережают их. Все в дело в том, что если государство заинтересовано в развитии какой-либо отрасли экономики, то производство с благодарностью на это отреагирует.

spec-technika.ru

на гусеницах и колесах сверхнизкого давления

Вездеход – это наземное транспортное средство высокой проходимости для передвижения в условиях отсутствия дорог.

Близкие термины это: внедорожник, болотоход, снегоболотоход, гусеничный транспортёр, гусеничный тягач, гусеничная техника, мотовездеход, квадроцикл, ATV. Вездеходы на шинах низкого давления в просторечии называют каракатами.

По типу движителяПо типу двигателяПо преодолению водных преградПо применениюПо типу рамы

колёсные, гусеничные, воздушная подушка, шнеко-роторные

дизельные, бензиновые

сухопутные, амфибии

пассажирские, грузо-пассажирские, тягачи

на единой раме, шарнирные, сочлененные

Снегоболотоход Шерп

Вездеход-амфибия российского производства «Шерп» эффективно решает оперативные задачи подразделений МЧС, разведывательных и медицинских служб. С его помощью возможно оказание помощи в труднодоступных районах, включая болотистые местности.

Колеса диаметром 160 см оснащены шинами со сверхнизким давлением. Наличие особой пневмоциркуляционной подвески обеспечивает равномерное распределение давление внутри шин. Это позволяет легко преодолевать препятствия высотой до 70-100 см. Подкачка шин осуществляется за счет отработанного газа от мотора. Такая взаимосвязанная система позволяет полностью подкачать колеса за 30 с.

Благодаря особому расположению протекторов (лесенкой) снегоболотоход без труда вплавь преодолевает водоемы. Скорость на воде составляет 6 км/ч, а на суше вездеход способен набирать скорость до 45 км/ч.

Он оснащен стальным кузовом и сиденьями с ремнями безопасности. Грузоподъемность груза достигает 1000 кг.

Снегоболотоход на гусеничных шасси ГАЗ-34039-22

Эта специализированная машина является незаменимыми помощником для спасателей МЧС при проведении поисковых и спасательных мероприятий в болотистых и горных районах, местностях с глубоким снежным покровом, а также на грунте с низкой грузонесущей способностью.

Техника предназначена для работы в суровых климатических условиях, осуществляет транспортировку груза или людей на местности, где отсутствуют проходимые дороги. Водоемы также не являются для него преградой. Может буксировать груз массой до 2 тонн.

Имеет герметичный корпус, который включает кабину (2 места) и салон на 10 пассажиров, который оснащен дополнительно складными лавками и откидным бортом.

Масса снегоболотохода составляет 4,5 тонны, не считая груз и экипаж. Максимальная скорость на суше достигает 60 км/ч., на водной поверхности не более 6 км/ч. При полной загрузке машина способна преодолевать препятствия с углом наклона 350.

Снегоболотоход Трэкол-39292д

Благодаря широким шинам со сверхнизким давлением при необходимости может использоваться на тонком льду. В комплектацию входит лебедка, с помощью которой снегоболотоход вытаскивает автомобили из полыньи, болот или горной местности.

Вместимость составляет 8 человек. Кузов утеплен. На неоднородном грунте или с низкой несущей способностью транспортирует грузы массой до 600 кг.

На ровной местности без препятствий набирает скорость 70 км/ч. Эксплуатация осуществляется при следующих температурах, от -40 до +45 градусов.

Вездеход Лось

Несмотря на габариты, эта гусеничная машина весит всего 3,9 тонн. Обусловлено это тем, что гусеницы изготовлены из штампованной резины, а не из металла.

Состоит из 2 секций и выпускается в разных модификациях. Одна секция вместимостью до 7 мест предназначена для перевозки пассажиров, вторая служит для транспортировки грузов массой до 2,5 тонн.

Кабины изготовлены из армированного стеклопластика со стальной рамой. Имеют прочную герметизацию. Предусмотрен аварийный люк и помпы для откачки воды. Преодолевая водные преграды, развивает скорость 4 км/ч. Максимальная скорость на суше достигает 52 км/ч.

Активно используется на несущем грунте, так как этот тип снегоболотохода оказывает на поверхность грунта давление в 2 раза меньше, чем стоящий человек. Это особенность обуславливает активную эксплуатацию вездехода на болотах.

На снегу уклон преодолеваемых препятствий составляет от 17-350, на твердой почве максимальный крен равен 450. Эксплуатация вездехода «Лось» осуществляется при температурах от -450 до +450.

 Подробная статья про данный вид техники тут: 

Вездеход ЛОСЬ HAGGLUNDS BV-206: описание и ТТХ

Поисково-спасательный автомобиль ППСА 3(3409)-01НН

ППСА 3(3409)-01НН – пожарный поисково спасательный автомобиль На базе снегоболотоходного плавающего гусеничного вездехода. Предназначен для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в особо тяжелых дорожных и климатических условиях, а так же доставки личного состава и снаряжение к месту ЧС. Автомобиль способен передвигаться по любому типу местности, горы, равнины, песок, снег и открытые водоемы. Кабина обеспечивает размещение 3-х человек боевого расчета, включая водителя.

 Подробные характеристики техники по ссылке: 

https://fireman.club/statyi-polzovateley/pozharnyiy-poiskovo-spasatelnyiy-avtomobil-ppsa-3-3409-01nn/

Аварийно-спасательная машина на базе двухзвенного гусеничного снегоболотохода АСМ-ГД

АСМ-ГД предназначена для транспортировки в условиях бездорожья, с преодолением на плаву небольших водных преград, личного состава подразделений поисково-спасательных формирований, запаса огнетушащих веществ (ОТВ), аварийно-спасательного, пожарно-технического оборудования, средств радиосвязи и освещения к месту чрезвычайной ситуации (ЧС) и оказания первой медицинской помощи людям, тушения пожаров и обеспечения комфортных условий жизнедеятельности личного состава подразделений поисково-спасательных формирований при проведении аварийно-спасательных операций в экстремальных погодных условиях, в том числе в районах Крайнего Севера и Арктики.

Машина оборудована навигационным оборудованием, работающим в системе ГЛОНАСС/GPS, а также имеет буи системы КОСПАСС/САРСАТ для подачи аварийных сигналов и оснащена комплектом средств радиосвязи.

Аварийно-спасательная машина (АСМ-ГД)

В модуле установлена цистерна для воды емкостью 800 литров и бак для пенообразователя емкостью 50 литров. Кузов и сосуды для огнетушащих веществ изготовлены из коррозионно-стойких материалов с низкой теплопроводностью.

Ликвидация последствий крупной техногенной аварии на Саяно-Шушенской ГЭС показала необходимость наличия мобильных комплексов для тушения пожаров и проведения АСР на объектах с конструкциями из высокопрочных материалов.

Разработка такого комплекса с условным названием «Гранит» уже завершена, и комплекс успешно введен в опытную эксплуатацию в Центре по проведению спасательных операций специального назначения «Лидер».

Снегоход ТТМ-1901 Беркут 2

Снегоход ТТМ-1901 «Беркут-2» оборудован закрытой двухместной кабиной с эффективной отопительной системой, которая сохраняет температуру в салоне +18°C даже при -50°C за бортом.

Разработан снегоход «Беркут-2» в Нижнем Новгороде, на заводе транспортно-технологических машин ООО НПО «Транспорт». Модель предназначена для мониторинга труднодоступных мест и спасательных операций.

Cнегоболотоход ГАЗ-3409 Бобр

Применяется в особо тяжелых дорожных и климатических условиях вне дорог общего пользования по пересеченной местности, преимущественно в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Многофункциональная самоходная машина ПОРТУМ

В список попала и такая гусеничная техника МЧС, предназначенная для проведения землеройных, мелиоративных, нефтесборных и вспомогательных работ в сильно обводненных, болотистых местностях и на открытой воде. Подробные характеристики машины представлены ниже.

Трактор лесопожарный МСН-10 ПМ Рубеж 4000

fireman.club

Спецтехника МЧС России

В 1930 году на автозаводе АМО освоили выпуск американского грузовика фирмы «Автокар». Эти автомобили собирали из импортных комплектов и называли АМО-2, а сделанные с конструктивными изменениями и из отечественных материалов — АМО-3. Удлиненное шасси от названной модели обозначали АМО-4. На его основе изготавливали спец­машины, автобусы автофургоны, пожарные и прочие. Первый «огнеборец» на базе такого автомобиля был изготовлен в октябре 1931 году на столичном Миусском заводе пожарного оборудования. Новинка приглянулась, но ее серийный выпуск освоили не сразу. В 1920-х гг. внимательно изучались различные тактики тушения огня, и в связи с этим, велись дискуссии о том, как лучше всего ос­нащать пожарные автомобили.
Для того, чтобы создать эффективное транспортное средство, стали браться в расчет методы тушения в различных странах. Так, немцы, примчавшись на пожар, первым делом направляли в огонь бойцов, чтобы крушить специальными инструментами (топорами баграми и ломами) горящее строение для отделения еще не затронутой огнем части постройки от горящей. Справившись с этой задачей даже с риском для жизни, они заливали водой локализованное пламя используя как можно больше брандспойтов. Такой метод требовал доставки на пожар значительного количества хорошо обученных людей, оснащенных разнообразными, весьма совершенными приспособлениями. В качестве основного типа пожарной ма­шины в данном случае лучше всего подходил автонасос с пристрой­кой для доставки на ней максимального числа пожарных, то есть в одной конструкции сочетались автонасос и автолинейка. Из выпускавшихся тогда отечественных автомобилей наиболее пригодным для этого казался Я-3.
В 1928 году Правительство СССР утвердило «План индустриализа­ции страны», в котором предусматривалась реконструкция автоза­вода АМО с целью увеличения выпуска на нем автомобилей до 25 тыс. в год. Как только освоили изготовление шасси АМО-4, сразу же от­крылась возможность строить на их основе пожарные машины. А реконструкция предприятия шла своим чередом, и, после заверше­ния ее начального этапа в сентябре 1931 года заводу присвоили имя И. В. Сталина. Соответственно, обозначение выпускаемых автомо­билей следовало поменять с АМО на ЗИС. Переименовывать уже изготавливаемую продукцию было нецелесообразно, и решили сделать это, начиная с первой же новой модели. Случай вскоре представился. После усовершенствования АМО-3 потребовалось обновить конструкторскую документацию, которую обозначили по-новому, присвоив очередной номер. Так появился грузовик ЗИС-5. На его основе стали выпускать удлиненные шасси ЗИС-11, ЗИС-12 и другие. Каждое такое шасси предназначалось для изготовления оп­ределенного спецавтомобиля, а 11-е — для пожарных машин. Осу­ществили этот замысел в 1934 году на Миусском заводе.
С тех пор в нашей стране стали выпускать два пожарных автомобиля — на шасси ГАЗ-АА — ПМГ-1, на основе ЗИС-5 — ПМЗ-1. Впрочем, появле­нию этих машин способствовал и такой важный фактор, как недо­статки пожарного автомобиля АМО-Ф-15, которые заключались, по мнению некоторых пожарных, во множестве производ­ственных недоделок. Так, колокол звонил слабо, сидения для бойцов были узкими и неудобными, насос не оснащался вакуум­метром, на рукоятке перепускного клапана отсутствовал махови­чок и т.д. и т.п. Главную же недоработку видели в малой мощно­сти мотора, не позволявшей подавать в огонь нужного количест­ва воды. И, если устранить производственные дефекты не соста­вляло больших проблем, то увеличить подачу воды на пожарном АМО-Ф-15 не представлялось возможным из-за того, что нельзя было форсировать мотор. Для этого требовался более мощный двигатель — такой, как у ГАЗ-АА, а еще лучше — как у грузовика ЗИС-5, на удлиненном шасси которого ЗИС-11 освоили выпуск пожарных машин ПМЗ-1.
На задке рамы ЗИС-11 установили двухступенчатый центробеж­ный насос Д-20. В короб водительского сидения втиснули бензо­бак, под ним проходил вал отбора мощности, соединявший хво­стовики сцепления и раздаточной коробки (РК), расположенной в задней части кабины. Нижний выходной хвостовик РК соединялся карданным валом с главной передачей, а верхний — двухэлемент­ным карданом с насосом, около которого укрепили маховичок уп­равления карбюратором и рычажок выключения сцепления. Упра­вление режимами работы РК (передачи, движение, нейтральная, работа насоса) осуществлялось из кабины. На раме располага­лась надстройка, с каждого борта которой были сидение для шес­ти пожарных и катушки с выкидными рукавами. Аналогичная, но большего размера, катушка подвешивалась в задке машины. Над насосом внутри надстройки помещался бак с водой для оказания первой помощи, соединенный трубами с насосом. Забирные рука­ва и различные лестницы крепились над надстройкой, в ящики ко­торой укладывались пожарные инструменты и принадлежности, а в закрывающиеся ниши подножек — лопаты, багры, ломы и прочее. На правой подножке крепились пеногенератор и два огнетушителя, а на левой — стендер. Как же управлялись с этим агрегатом?
Приехав на пожар, водитель ставил машину поближе к водоему. Выжав сцепление, он включал насос и прямую передачу, после чего перехо­дил к управлению насосом в задке машины. После прокладки ру­кавных линий, шофер настраивал мотор на 1000 — 1500 об/мин, чему соответствовали показания спидометра 30 — 40 км/ч. При заполнении насоса водой та начинала истекать тонкой струйкой из сигнальной трубки вакуум-аппарата. Если этого не происходи­ло, водитель заполнял насос водой из бака первой помощи. Как только из сигнальной трубки появлялась струйка воды, он откры­вал вентили выкидных рукавов, увеличивал обороты мотора до требуемой величины и отключал вакуум-аппарат.
При необходимости оказать первую помощь, водитель, заглу­шив впускной штуцер и наполнив насос привезенной водой, включал его в работу. Если же воду брали из магистрали, то включать вакуум-аппарат не требовалось. Чтобы наполнить бак первой помощи при работающем насосе, требовалось открыть соответствующий вентиль, а после появления струйки из конт­рольной трубки закрыть его.
Читателю не следует думать, что управлять процессом подачи воды было так уж просто. В действительности требовалась нема­лая сноровка, чтобы в считанные секунды (не дольше, чем за ми­нуту) обеспечить уверенную подачу воды в брандспойты.
ПМЗ-1 сразу понравилась пожарным за мощный двигатель, по­зволявший с помощью разветвителей обеспечить работу сразу че­тырех стволов. Благодаря этому, небольшой пожар нередко удава­лось, пользуясь привезенной водой, погасить с помощью одной машины, на которой приезжала солидная команда — до 16 чело­век.
Машины ПМЗ-1 после войны стали заменять новейшими моделями, а «старушек» передавали в добровольные пожарные дружины для обучения пополнения. Однако время брало свое, и вскоре от них остались лишь воспоминания.

apparat.ch-sever.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *