Проект большого «Мира-2» (в конечной конфигурации), так и оставшийся мечтой конструкторов
Еще в 1984 г. в «Энергии» началась предварительная проработка проекта Орбитального сборочно-эксплуатационного центра (ОСЭЦ). Проект появился как ответ на начало в 1981 г. в США проработок большой космической станции, получившей позднее название Freedom.Задачей ОСЭЦ была определена сборка и развертывание крупногабаритных конструкций и обслуживание спутниковых систем, включая их ремонт. ОСЭЦ должен был иметь разветвленную орбитальную инфраструктуру, включая заправочные станции, ремонтные стапели, буксиры по доставке к нему космических аппаратов и спутников. Развертывание ОСЭЦ планировалось начать с запуска Жилого модуля №12801. Основные же элементы должны были выводиться потом с помощью создаваемой РН «Энергия».
В 1985–86 гг. проект претерпел эволюцию: уточнялись задачи, менялись концепции. В декабре 1986 г. «Энергия» разработала техническое предложение по станции 180ГК «Мир-2», которая должна была стать первым этапом к созданию ОСЭЦ.
14 декабря 1987 г. первый заместитель генерального конструктора НПО «Энергия», главный конструктор Ю.П.Семенов утвердил эскизный проект «Мира-2». Однако лишь 25 декабря 1989 г. вышло решение Государственной комиссии Совета Министров СССР №419 о развертывании работ над «Миром-2».
Станция имела массу 123 т, объем гермоотсеков – 360 м3, мощность системы энергопитания – 100 кВт, экипаж 3–6 человек.
Начало строительства станции должен был положить запуск в августе 1993 г. ракетой-носителем 8К82К «Протон-К» на орбиту с наклонением 65° Жилого модуля 17КС №12801. К нему в октябре 1993 г. планировалось пристыковать базовый модуль станции (МоБ) в составе грузового транспортного аппарата снабжения ГТА-С №1 массой ~90 тонн, запускаемого на РН 14А10 (один из вариантов РН «Энергия» с блоком доразгона на базе блока ДМ разработки НПО «Энергия»). Тем самым была бы создана база для развертывания станции «Мир-2».
Затем до июня 1994 г. должно было завершиться создание орбитальной станции «Мир-2» первого этапа и бортовой электростанции. Для этого планировалось развернуть на «Мире-2» энергетический модуль, состоящий из большой фермы с поворотными солнечными батареями.
Для доставки на станцию различных полезных грузов и экипажей должны были использоваться орбитальные корабли 11Ф35 «Буран», грузовые транспортные корабли 11Ф615А75М «Прогресс М2» (естественно, только грузов), многоразовые пилотируемые корабли 14Ф70 «Заря». По предварительным прикидкам, для снабжения «Мира-2» в год требовалось два запуска МПК «Заря», три запуска ТКГ «Прогресс М2» и один-два запуска ОК «Буран».
Однако в эскизном проекте 180ГК декабря 1987 г. рассматривалась возможность использования вместо корабля 14Ф70 модифицированного транспортного корабля 11Ф732, выводимого ракетой-носителем 11К77 «Зенит-2», или штатного транспортного корабля 11Ф732, выводимого РН 11А511У2 «Союз-У2». Высота рабочей орбиты станции планировалась 400–450 км.
Доминирующей конфигурацией станции «Мир-2» на первом этапе развертывания была 14Ф70 + 17КС №12801 + МоБ + 11Ф615А75М. Масса такой связки составляла бы 123 т (19 т – 17КС №12801, по 14 т – «Заря» и «Прогресс М2», 76 т – базовый модуль). На первом подэтапе (октябрь–декабрь 1993 г.) солнечные батареи базового модуля должны были быть развернуты в районе «шейки МоБ». На втором подэтапе (январь–март 1994 г.) солнечные батареи планировалось перенести на развернутую ферму. На третьем подэтапе (апрель–май 1994 г.) площадь солнечных батарей должна была увеличиться и планировалось начать установку нижней фермы.
В 1994–97 гг. строительство «Мира-2» должно было включать запуски к нему технологического модуля (в составе ГТА-С №2), модуля целевой служебной аппаратуры (ГТА-С №3), биотехнологического модуля (ГТА-С №4). Кроме того, планировалось установить на главной ферме, кроме восьми больших СБ, еще и восемь солнечных газотурбинных установок ГТУ, а также собрать платформу научной аппаратуры (в виде прямоугольной фермы вокруг модулей станции).
В 1997–2000 г. на базе «Мира-2» должно было начаться создание ОСЭЦ. Для этого планировалось запустить еще четыре больших модуля в составе ГТА-С: главный центральный модуль со служебными системами, модуль с мобильным транспортным аппаратом, заправочный модуль, модуль ТОР – технического обслуживания и ремонта. Кроме того, на ОСЭЦ должны были быть доставлены средства обслуживания: автоматический космический аппарат обслуживания (АКО), телеоператор, буксиры на химическом и ядерном топливе, а также буксиры, работающие на солнечной энергии, и средства хранения компонентов топлива и заправки. На ОСЭЦ планировалось развернуть ангар-хранилище и строительно-монтажный комплекс. Для перемещения экипажа за бортом и при проведении ремонтно-профилактических работ с КА предполагалось использование новых скафандров с СПК.
В декабре 1989 г. началась работа по доработке изделия 12801 в интересах программы 180ГК. В частности, предлагалось установить на нем вместо шести пассивных стыковочных узлов ССВП четыре андрогинных периферийных ССПП (два – по оси, два – снизу и вверху ПхО). Вместо одного бокового ССВП (по IV плоскости) планировалось установить люк диаметром 1 м для выходов в открытый космос, вместо же второго бокового ССВП – приварить гермокрышку. Также необходимо было заварить нишу под ставший ненужным привод солнечной батареи по III плоскости.
Состав аппаратуры 128-го изменился еще больше: изменялись радиотелеметрические системы БР-9ЦУ-5 и БИТС 2-3 на единую БИТС 2М, вместо приборов и антенн системы «Антареса» (включая ОНА) предполагалось для связи через спутник-ретранслятор установить аппаратуру «Квант ОК».
Значительные изменения претерпевала система «Курс»: антенны ЗАО/ВКА и 2АР-ВКА на ПхО менялись на АКР/ВКА и устанавливались приборы оптического канала системы «Курс». Добавлялись мишени РУСЗ и МТС для стыковки «Бурана», а также добавлялись телекамеры для контроля стыковки модулей к боковым агрегатам с помощью манипулятора ОК. С борта 128-го исчезли приборы и фидеры системы «Игла» и БЦВМ «Аргон 16М».
Пульты управления «Плутон» для системы управления бортовым комплексом менялись на более совершенные «Меркурий». Вместо внутреннего контура охлаждения КОХ-В, агрегатов БКВ-2 и БКВ-3 системы терморегулирования ставились два агрегата системы кондиционирования воздуха СКВ-1 и дополнительные теплообменники.
В 1990 г. начались работы по выпуску конструкторской документации на эти изменения. Надо сказать, что часть из них потом перешла на Служебный модуль. Однако официально работы по созданию Базового блока станции «Мир-2» были узаконены лишь приказом МОМ №178 от 22 ноября 1990 г.
Однако, как и в случае Freedom’а, реализовать не только ОСЭЦ, но даже развернуть «Мир-2» образца 1987 г. не удалось. Слишком уж гигантская замышлялась станция. После бессмысленной реализации программы «Буран» очень трудно было обосновать необходимость создания такой дорогой и трудоемкой станции. Она была бы не по карману даже СССР. Потому «гигантский» «Мир-2» умер даже раньше СССР. Тем более что из года в год финансирование космонавтики сокращалось. Потому уже в 1991 г. никто всерьез не говорил о развертывании «Большого Мира-2».
Замена «Миру»
Причем уже в эскизном проекте станции 180ГК прорабатывался вариант использования блока 17КС №12801 в рамках программы «Мир» при возникновении на ББ 17КС №12701 нештатной ситуации, требующей его замены. В этом случае или в случае нештатной ситуации на 17КС №12801, на предварительном участке полета «Мира-2» рассматривался подвариант развертывания орбитального комплекса 180ГК без использования Базового блока 17КС №128. В этом случае первый этап развертывания «Мира-2» должен был начаться с запуска ГТА-С №1.
Однако после детального изучения Базового блока «Мира» на орбите (причем как внутри, так и снаружи) и выполнения большого объема наземной отработки и научных исследований, специалисты пришли к выводу, что ББ «Мира» может проработать на орбите до начала 1995 г. Вариант же с заменой 127-го на 128-й был отвергнут еще и из-за слишком большой сложности такой операции, для которой потребовался бы полет ОК «Буран».
«Мир-2» по проекту 1993 года
Маленький «Мир-2»
В дальнейшем предполагалось создать модуль дистанционного зондирования и экологии. Для доставки на станцию и возвращения на Землю экипажей предлагалось использовать корабли «Союз-ТМ», а для грузового снабжения станции – корабли «Прогресс М» с возвращаемыми баллистическими капсулами. Оставались еще надежды и на использование для строительства и снабжения «Мира-2» кораблей «Буран». Экипаж станции должен был состоять из 2–3 космонавтов, но мог достигать на короткое время пересменки или прибытия ОК «Буран» и 6 человек.
Кроме того, к станции должна была быть доставлена по частям и собрана космонавтами ферма (получившая название «Научно-энергетическая платформа», НЭП), на одном конце которой устанавливались две солнечные батареи, а на другом – две солнечные газотурбинные установки. Мощность системы электропитания НЭП составляла 38 кВт, двух батарей ББ – 9 кВт.
Этот «Мир-2» планировалось вывести на орбиту высотой 350–450 км и наклонением 64.8°, что увеличивало долю наблюдаемой со станции территории России. Станция была не только значительно меньше прежнего варианта «Мира-2», но даже и находящегося на орбите «Мира» с его большими 20-тонными модулями семейства 77КС. Ее масса составляла 90 т (у «Мира» – 120 т) при массе исследовательской аппаратуры 15 т.
Использование блока в новом варианте «облегченного» «Мира-2» потребовало новой переделки корпуса по сравнению с вариантом Жилого модуля «большого» «Мира-2». На ПхО опять устанавливались четыре боковых стыковочных узла, а на малом диаметре рабочего отсека по III плоскости (там, где у «Мира» стоит монтируемая СБ) вводились узлы крепления НЭП. Существенно был изменен состав служебной аппаратуры блока (бортовой компьютер, радиотелеметрическая система, система связи через спутник-ретранслятор, система кондиционирования воздуха и вентиляции и т.п.).
Появилась дополнительно оптическая система автоматического сближения и стыковки. Командная радиосистема «Квант-В» заменялась на радиотехническую систему управления и связи «Регул» (обеспечение связи через спутник-ретранслятор с использованием малонаправленных антенн), замена системы «Антарес» на систему «Лира» и остронаправленную антенну с одноступенчатым пеленгом.
Развертывание орбитальной станции «Мир-2» планировалось начать с запуска Базового блока 12801 в I квартале 1996 г. Затем с помощью корабля «Прогресс М» (или за 1–2 полета «Бурана») доставлялась и разворачивалась НЭП. Вслед за этим в 1996 г. запускались стыковочный отсек и служебный модуль, в 1997 г. – биотехнологический модуль, в 1998 г. – технологический. Длительность активного функционирования станции рассчитывалась на 10 лет (до 2005 г.), с возможностью последующего продления. На «Мире-2» должен был постоянно присутствовать экипаж из 2–3 человек.
В 1993 г. проект «малого» «Мира-2» претерпел новые изменения. Добавились два универсальных стыковочных модуля (УСМ), у каждого из которых было по шесть стыковочных узлов. Поэтому необходимость в стыковочных узлах на ПхО ББ вообще отпадала. К переходной камере на корме ББ должен был причалить второй стыковочный отсек. Число целевых модулей выросло до трех (технологический, биотехнологический, ИПРЗ) плюс оставался еще служебный модуль (аналог модуля дооснащения «Квант-2» станции «Мир»). На НЭП предполагалось установить два гермоотсека, близких по размерам к стыковочным отсекам, для размещения в них гиродинов и буферных батарей.
Насколько реально было создание такого варианта «Мир-2» в начале 90-х годов одной Россией? Пожалуй, шансы на это были небольшие. На фоне общего экономического кризиса в стране российской космонавтике тоже катастрофически не хватало финансирования. Поэтому запуск в обозримом будущем блока 12801 оставался весьма сомнительным.
Лишь к середине 1994 г. КБ «Салют» ГКНПЦ им. М.В.Хруничева выпустило всю документацию на ББ станции «Мир-2» и передало ее на Ракетно-космический завод Центра. Данный комплект документации составлял 382 чертежные группы, или 120000 форматок А4. Но тогда уже Базовый блок «Мира-2» превратился в Служебный модуль МКС.
МКС
Стратегия сборки станции с того момента тоже неоднократно менялась. Служебный модуль стал не первым, а третьим выводимым на орбиту элементом МКС после ФГБ «Заря» и Узлового модуля Unity. Наклонение орбиты станции изменилось с 65° на 51.6°, так как на прежний вариант орбиты американские шаттлы выводили значительно меньший полезный груз. Опять изменились устройство и состав СМ, по сравнению с последним вариантом «Мира-2». На ПхО опять появились два боковых (верхний и нижний) стыковочных узла. Бортовой компьютер российского производства был заменен на компьютер, предоставляемый Европейским космическим агентством (EКA). Появились дополнительные интерфейсы для обмена служебной и научной информацией с американским сегментом МКС.
За период с конца 1994 по май 1996 гг. трижды проводилось уточнение эскизного проекта СМ в части систем СОТР, СЖО, «Курс», БВС, СУД и т.д. Это приводило каждый раз к корректировке рабочих компоновок, перевыпуску и уточнению рабочей и эксплуатационной документации. Было перекомпоновано около 500 приборов. Около 150 введено вновь. Потребовалось ввести на корпус штатного изделия около 200 новых приварных кронштейнов. Все это приводило к увеличению срока и неритмичному циклу изготовления изделия на этапе агрегатной сборки на РКЗ ГКНПЦ им. М.В.Хруничева. Наконец, к 21 января 1997 г. вся конструкторская документация была передана на завод-изготовитель, а модуль передан на сборку в цех №22 РКЗ. После ее завершения и проведения вакуумных испытаний в июне 1998 г. СМ был перевезен на ЗЭМ РКК «Энергия» для дооборудования системами и автономных и комплексных электрических испытаний. В мае 1999 г. модуль по железной дороге отправился на космодром Байконур.
За это время неоднократно менялись и сроки запуска модуля, прежде всего – из-за сложностей с финансированием его изготовления. По графику от 1 ноября 1993 г. старт СМ планировался на июль 1997 г., реально же он состоялся лишь 12 июля 2000 г. Однако все эти перипетии подробно описывались в НК в 1993–2000 гг.; это уже хорошо известная история…
imperialcommiss.livejournal.com
Миру – “Мир-2?…и МКС
Мир-2
Затопление орбитальной станции “Мир” в 2001 году произвело шоковое впечатление на мировую общественность. После такого события на орбите Земли на пару лет вообще не осталось никаких долговременных обитаемых аппаратов, а ведь могли бы быть…
Работы над преемником “Мира” были начаты в 1976 году, когда впервые сформулировали концепцию новой станции. Базовый блок обозначался как ДОС-8, но более известным он стал под названием “Заря”, и только значительно позже – “Мир-2”. Первоначально планировалось, что новая станция будет подстраховочным вариантом, на случай гибели “Мира”. К счастью, в период существования СССР этого не случилось, поэтому работы над модулями продолжались без особой спешки.
Станция должна была состоять из следующих компонентов:
– базовый блок “Заря”, выводился на орбиту ракетой “Протон-К”;
– 90-тонный орбитальный док, выводился на орбиту ракетой “Энергия”;
– служебный, биотехнологический, первый исследовательский, второй исследовательский и технологический модули.
Базовый блок был закончен в феврале 1985 года, а главное оборудование было смонтировано к октябрю 1986 года. Спустя год, 14 декабря 1987 года, проект был утвержден директором НПО “Энергия” Юрием Семеновым, а в январе 1988 года в советской прессе проектируемая станция впервые получила имя “Мир-2”.
Планировалось, что монтаж станции начнется не позднее 1993 года, однако изменение политической и экономической ситуации в стране привело к сокращению финансирования военных программ, в которые входил “Мир-2”. В итоге, в 1989 работы над блоком “Заря” и остальными модулями были приостановлены.
Взамен был предложен облегченный вариант базового блока, который мог бы заменить отслуживший своё блок станции “Мир”. В перспективе предстояло задействовать для доставки на орбиту космический корабль “Буран”, который мог бы транспортировать орбитальные модули для станций. Полный монтаж станции “Мир-2” в этом случае мог быть закончен к 2000 году.
Пока шел новый этап проектирования Советский Союз развалился и работы над орбитальной станцией продолжи российские инженеры. На Совете главных конструкторов, собравшиемся 24 ноября 1992 года, был вновь пересмотрен проект “Мира-2”, вернувшись к первоначальному варианту строительства совершенно новой станции. Однако денег еле-еле хватало на запуски “Союзов”, так что ни о каком новом дорогостоящем проекте не могло идти и речи. В этой сложной ситуации, 15 марта 1993 года, генеральный директор Юрий Коптев и генеральный конструктор НПО “Энергия” Юрий Семенов обратились к директору NASA с предложением о создании Международной космической станции.
На тот момент американо-европейский проект “Freedom” уже доказал свою несостоятельность, превысив бюджетные ограничения, поэтому отказываться от почти готовой советской орбитальной станции не было смысла. В результате проведенных переговоров 2 сентября 1993 года Председатель Правительства Российской Федерации Виктор Черномырдин и вице-президент США Альберт Гор подписали “Совместное заявление о сотрудничестве в космосе”, предусматривающее в том числе создание международной станции на основе задела по станциям “Мир-2” и “Freedom”.
Проект станции «Мир-2» (1993 г.)
Собственно, новая станция была больше российской, так как от проекта “Мир-2” заимствовали практически все модули, за исключением военных: базовый (функционально-грузовой) блок “Заря”, служебный блок “Звезда”, корабль “Прогресс М-45”, корабль “Союз ТМ”, корабль “Прогресс М” и ряд других узлов и блоков, имеющих специальное назначение.
Можно было бы сказать, что американцы спасли проект, но даже на сегодняшний день их участие в МКС ограничивается доставкой собственных астронавтов с помощью “шаттлов” (которые давно требуют замены), проведением технических работ и экспериментов. Всё остальное делает Россия и Европейский Союз. Тут самое время вспомнить, что изначально не стоило “резать” проект “Мир-2” и уводить с орбиты первый “Мир”. Но с сожалению сейчас правит тот, кто больше платит. Пока явно выигрывает Америка и ЕС…
Источник: http://astrotek.ru/miru-mir-2i-mks/
www.rgo-sib.ru
В мире, недоступном простым смертным, идет борьба между вампирами и оборотнями. События фильма повествуют об истоках этой вражды, ставшей для вампира Селин и Майкла, полуоборотня, проклятьем. Сражаясь с врагами из обоих кланов, они познают тайну своего происхождения. Их ждет великая битва, которая покончит с вечным противостоянием. | ||||
Рейтинг кинокритиков в мире 16% | ||||
поделитесь с друзьями ссылкой на фильм | ||||
Трейлеры | ||||
Знаете ли вы, что… | ||||
Ошибки в фильме | ||||
| ||||
| ||||
| ||||
www.kinopoisk.ru
Я вчера вам рассказывал о том, что ВМФ РФ закупает канадские батискафы и это вызвало неоднозначную реакцию. Звучали такие выражения, как «… а вот раньше наши батискафы к Титанику опускались». Оказывается мало кто знал, что «Миры» были построены в Финляндии по заказу СССР.
«Мир» — серия российских научно-исследовательских подводных глубоководных обитаемых аппаратов (ГОА) для океанологических исследований и спасательных работ. Имеют глубину погружения до 6 км. Базируются на борту научно- исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш».
Давайте узнаем про них подробнее …
Глубоководные обитаемые аппараты (ГОА) «Мир-1″ и «Мир-2″ были построены в Финляндии фирмой Rauma‑Repola в 1987 году. Идея аппаратов и начальный проект были проработаны в АН СССР и КБ «Лазурит». Аппараты создавались под научно-техническим руководством ученых и инженеров Института океанологии РАН имени П.П.Ширшова.
Создание аппаратов было начато в мае 1985 года и закончено в ноябре 1987 года. В декабре 1987 года были проведены глубоководные испытания аппаратов в Атлантике на глубине 6170 метров («Мир-1″) и 6120 метров («Мир-2″). Аппараты были установлены на судне обеспечения “Академик Мстислав Келдыш”, построенном в 1981 году в Финляндии и переоборудованном в 1987 году для проведения работ с глубоководными испытательными аппаратами.
ГОА «Мир 1″ и «Мир 2″ идентичны по конструкции и рассчитаны на рабочую глубину погружения 6000 м. Общая емкость аккумуляторных батарей одного аппарата составляет 100 кВт/ч, что позволяет выполнять подводные операции в течение 17 20 часов непрерывного подводного цикла. Кроме того, это позволяет устанавливать на оба аппарата большой комплекс научного и навигационного оборудования.
Подводная скорость аппарата «Мир» равна 5 узлам. Для балластировки у него используется водяной балласт. Перед уходом аппарата с поверхности морская вода заполняет пластиковые цистерны главного балласта емкостью 1,5 куб. м, которые продуваются сжатым воздухом, когда аппарат выходит на поверхность после погружения. Плавучесть аппарата регулируется с помощью системы переменного балласта путем приема воды в три прочные сферы и откачки ее из сфер насосом высокого давления.
Корпус аппаратов изготовлен из мартенситовой, сильно легированной стали, с 18 % никеля. Сплав имеет предел текучести — 150 кг на квадратный мм (у титана — около 79 кг/ кв.мм). Производитель: финская фирма «Локомо», входящая в состав концерна «Раума Репола». Размещение экипажа Экипаж ГОА «Мир» состоит из трех человек — пилота, инженера и ученого-наблюдателя.
Длина аппарата «Мир» 7,8 м, ширина (с боковыми двигателями) 3,8 м, высота 3 м. Обзор из обитаемой сферы аппаратов «Мир» обеспечивается тремя иллюминаторами: центральным, имеющим внутренний диаметр 200 мм, и двумя боковыми диаметром 120 мм. Расположение иллюминаторов дает широкий угол обзора для пилота и наблюдателей. Запас плавучести аппарата «Мир» на дне равен 290 кг. Сухой вес 18,6 т. Запас жизнеобеспечения 246 чел./час. ГОА «Мир» оснащены навигационным и научным оборудованием, фото и видеосистемами, манипуляторами, устройствами отбора проб и т. д.
Система аварийного спасения у аппарата состоит из синтактикового буя, выпускаемого экипажем, с прикреплённым к нему кевларовым тросом, длиной 7000 м, по которому опускают половину сцепки (такую же, как железнодорожная автосцепка). Она доходит до аппарата, затем происходит автоматическая сцепка, и аппарат поднимают на длинном силовом тросе, длиной 6500 м, с усилием на разрыв около десяти тонн.
По состоянию на 2008 год, в мире, кроме российских «Мир-1» и «Мир-2», существуют ещё два аппарата (построено было три). Американский аппарат «Си Клиф» (Sea Cliff) (англ. DSV Sea Cliff), который сейчас переоборудуется, французский «Нотил» (Nautile) (фр. Nautile), оба с глубиной погружения 6000 метров, и японский «Шинкай 6500» (Shinkai 6500), поставивший рекорд погружения для существующих аппаратов в 6527 метров.
С применением ГОА «Мир-1″ и «Мир-2″ проведено 35 экспедиций в Атлантический, Тихий и Индийский океаны, из них девять экспедиций по ликвидации последствий аварий атомных подводных лодок (АПЛ) «Комсомолец» и «Курск». Разработан ряд новейших глубоководных технологий и методик, что позволило осуществлять многолетний радиационный мониторинг на АПЛ «Комсомолец», которая находится на дне Норвежского моря на глубине 1700 метров, и произвести частичную герметизацию носовой части лодки. В район гибели АПЛ «Комсомолец» в Норвежском море было проведено семь экспедиций в период 1989—1998 годах.
В конце сентября 2000 аппараты использовались для обследования АПЛ «Курск». Российскими научными учреждениями разработана методика, которая позволила с помощью аппаратов «Мир» провести детальное обследование АПЛ «Курск», определить причину ее аварии и разработать меры по ликвидации последствий этой аварии.
В 1991 и 1995 годах с помощью «Миров» производились исследования корпуса «Титаника», лежащего на глубине 3800 метров. В процессе погружений были проведены уникальные киносъемки, которые были использованы для создания художественных и научно-популярных фильмов, среди которых — Titanica, Titanic, Bismarck, Aliens of the Deep, Ghost of the Abyss.
А ВОТ ТУТ можно почитать очень необычные и интересные воспоминания от Сергея Викторовича Смолицкого. Он сотрудник Института океанологии имени П.П.Ширшова РАН, инженер, водолаз, последние 15 лет — старший механик глубоководных обитаемых аппаратов «Мир». Участник многих экспедиций, в том числе 2007 года, когда аппараты “Мир” погружались под лед в точке географического Северного полюса. В течение ряда экспедиций аппараты «Мир» совершали погружения к останкам легендарного «Титаника». Некоторые эпизоды экспедиции 1995 года описаны С.В.Смолицким в предлагаемом вниманию читателей очерке.
В январе-сентябре 2004 года силами Института океанологии РАН совместно с ФГУП «Факел» был проведен капитальный ремонт аппаратов «Мир» с их полной разборкой, испытаниями прочности корпусов, частичной заменой элементов, узлов и оборудования, последующей сборкой и испытаниями вновь собранных аппаратов. В результате «Мир-1″ и «Мир-2″ получили сертификат на класс от международного регистра «Германский Ллойд» до 2014 года.
В январе-сентябре 2004 года силами Института океанологии РАН совместно с ФГУП «Факел» был проведен капитальный ремонт аппаратов «Мир» с их полной разборкой, испытаниями прочности корпусов, частичной заменой элементов, узлов и оборудования, последующей сборкой и испытаниями вновь собранных аппаратов. В результате «Мир-1″ и «Мир-2″ получили сертификат на класс от международного регистра «Германский Ллойд» до 2014 года.
2 августа 2007 года в рамках экспедиции «Арктика-2007″ был совершен первый в мире спуск глубоководных обитаемых аппаратов «Мир» в точке географического Северного полюса на глубину 4300 метров. Во время этого беспрецедентного погружения на дне был установлен титановый российский флаг и капсула с посланием будущим поколениям. Аппараты выдержали давление в 430 атмосфер. Достижения этой экспедиции занесены в книгу рекордов Гиннеса.
Арктическое погружение вызвало большой общественный резонанс, поскольку некоторые российские комментаторы высказали мнение, что Россия «застолбила» свои права на участок океанского дна между Новосибирскими островами и Северным полюсом, хотя с точки зрения международного права это действие являлось юридически ничтожным.
Погружение глубоководных обитаемых аппаратов «Мир-1″ и «Мир-2″ в точке Северного полюса — первое в истории. Эта экспедиция позволит впервые детально изучить строение дна в приполюсном районе и уточнить границы российского шельфа в районе, простирающемся от Новосибирских островов до полюса.
На самом деле одна из целей экспедиции — установить, являются ли подводные хребты Ломоносова и Менделеева, которые тянутся к Гренландии, геологическим продолжением российского континентального шельфа.
Также члены экспедиции выполнили ряд научных экспериментов, взяли пробы грунта и фауны. Кроме того, в рамках погружения на дне океана был установлен российский триколор и оставлена капсула с посланием россиян, «Сердцем Мира» — талисманом молодежной команды «Небесная Одиссея» и флагом «Единой России».
Отвечая на вопрос о задачах нынешней экспедиции российских исследователей на Северный Полюс, глава МИД РФ Сергей Лавров сказал: «Цель этой экспедиции — не застолбить права России, а доказать, что наш шельф простирается к Северному полюсу». Министр выразил надежду на то, что нынешняя экспедиция и погружение батискафа в районе Северного полюса «позволят получить дополнительные научные доказательства того, что мы собираемся добиться».
В 2008 году оба российских глубоководных аппарата закончили погружение на дно озера Байкал и благополучно поднялись на поверхность. Для первого погружения была выбрана точка недалеко от острова Ольхон, примерно в 10 км к востоку от берега Байкала между мысами Ижимей и Хара-Хушун, где озеро достигает максимальной глубины. Экспедиции повезло с погодой: если в понедельник на Байкале были шторм, двухметровые волны и непрерывный дождь, то с утра во вторник установился полный штиль и светит яркое солнце. «Мир-1» пилотирует начальник экспедиции, заведующий лабораторией научной эксплуатации глубоководных обитаемых аппаратов Института океанологии РАН, профессор Анатолий Сагалевич.
С ним на борту находятся президент Республики Бурятия Вячеслав Наговицын и председатель попечительского совета Фонда содействия сохранению озера Байкал Михаил Слипенчук. В составе второго экипажа — пилот Евгений Черняев, депутат Госдумы Владимир Груздев и директор Байкальского института природопользования РАН Арнольд Тулохонов.
Напомним, Байкал — самый глубокий на Земле внутренний водоем и самый большой резервуар пресной воды. В июне 2008 года по результатам Интернет-опроса озеро было признано одним из семи чудес России.
В августе-сентябре батискафы «Мир-1» и «Мир-2» совершили 60 погружений в различных точках Байкала. Затем экспедиция прервалась на зиму. На 2009 год было выполнено 100 погружений.
Ученые вели визуальные наблюдения, брали пробы воды на разных глубинах, изучали фауну озера и геологическую структуру дна. Кроме того, они надеялись найти в глубинах озера археологические артефакты.
По словам депутата Госдумы, известного полярника Артура Чилингарова, также участвующего в экспедиции, главное для ее участников — не рекордные погружения, а забота об экологии Байкала.
«Любое погружение — это страница в истории. Никаких рекордов мы не собираемся ставить. Мы хотим обратить внимание и рассказать, что нужно предпринять российскому государству, чтобы сохранить это озеро», — заявил ранее Чилингаров.
Премьер министр России Владимир Путин совершил погружение на дно озера 1 августа 2009 года. В общей сложности «экскурсия» на аппарате «Мир 1″ по дну Байкала заняла около 4 часов. Во время погружения Путин выходил на связь с журналистами. В тот момент «Мир 1″ находился в самой глубокой точке южной части озера 1395 метров. Путин признался журналистам, что был несколько удивлен непрозрачностью воды, назвав ее «супом из планктона».
Джеймс Кэмерон совершил погружение на дно Байкала 16 августа 2010 года в день своего рождения и провел под водой четыре с половиной часа. Максимальная глубина, на которой он оказался, составила 1380 метров.
В 2011 году российские батискафы «Мир-1» и «Мир-2» провели первое погружение на дно Женевского озера — одного из самых больших, но практически не изученных водоемов Европы. Полномасштабная программа его исследования стартовала накануне и будет продолжаться все лето. В Швейцарии и Франции хотели узнать, что скрывается под этой живописной водной гладью, и жаждут открытий.
Первыми на глубину ушли герои России Анатолий Сагалевич (он руководит экспедицией), американец Дон Волш (он был на дне Марианской впадины) и швейцарец Бертран Пикар. Для него, правда, привычнее другая стихия. Пикар — воздухоплаватель и создатель первого в мире самолета на солнечных батареях.
Батискафы достигли отметки почти в 300 метров — это максимальное значение для Женевского озера. Как сообщил Анатолий Сагалевич, на дне разглядели обломки парохода «Рона» (его крушение вековой давности унесло 15 жизней) и нескольких рыбок. Впереди было еще около сотни погружений с забором грунта и проб воды.
В течение 20 лет ГОА «Мир» совершили более 800 погружений, около 80 процентов которых были выполнены на глубинах от 3000 до 6000 метров. При этом не было ни одной аварийной ситуации. Несомненно, в этом заслуга профессиональной группы подводников Института океанологии, которые полностью обеспечивают работы ГОА «Мир» — от разработки нового оборудования, модернизации систем ГОА, проведения ремонтных и регламентных работ до пилотирования аппаратов под водой.
Характеристики глубоководных аппаратов «Мир» Рабочая глубина погружения – 6000 метров Нахождение под водой – до 80 часов Запас энергообеспечения – 100 кВт‑час Запас жизнеобеспечения – 246 чел.‑час Максимальная скорость – 5 узлов Запас плавучести (с поверхности) – 290 килограммов Сухой вес – 18,6 тонны Длина – 7,8 метра Ширина (с боковыми двигателями) – 3,8 метра Высота – 3 метра Диаметр – 2,1 м Экипаж – 3 человека Выход в верхней части Принцип работы Погружение – балластные цистерны заполняются водой Подъем – выключаются насосы, вода выкачивается Ходовой электродвигатель – питается от аккумуляторов. Скорость движения – 9 км/ч.
[источники]
источники
http://sea-transport.ru/glubokovodnie-apparati/247-mir.html
http://www.ntv.ru/novosti/231185
http://ria.ru/science/20070802/70224087.html
http://for-ua.com/world/2008/07/29/165500.html
http://www.oceanology.ru/submersible-mir/
Давайте вспомним еще Сюркуф — человек и корабль или например как выглядит Немецкая подлодка времен Первой Мировой в деталях. А вот необычная Советская подлодка проекта 661: «Золотая рыбка». Вспомним еще историю изучения Марианской впадины — НА ДНЕ МИРА Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия — http://infoglaz.ru/?p=42078
masterok.livejournal.com
«Мир-2» — проект советской, а позже российской орбитальной станции. Другое название — «Салют-9». Был разработан в конце 80-хх — начале 90-хх годов 20-го века. Не осуществлён ввиду развала СССР и тяжёлой экономической ситуации в России после развала СССР. Планировалось вывести на орбиту, но ремонт станции «Мир» обошёлся дешевле. С 1998 года проект в модернизированном виде включён в МКС. Составляет российский сегмент МКС.
Портал Космонавтика — всё о космосе и космонавтике на страницах Википедии. |
Wikimedia Foundation. 2010.
Орбитальная станция «Мир» — Мир Эмблема Информация о полёте Название: Мир Позывной: Мир Запуск: 19 февраля, 1986 21:28:23 UTC Байконур, СССР … Википедия
Орбитальная станция «Мир» — Мир Эмблема Информация о полёте Название: Мир Позывной: Мир Запуск: 19 февраля, 1986 21:28:23 UTC Байконур, СССР … Википедия
Орбитальная станция — (ОС) космический аппарат, предназначенный для долговременного пребывания людей на околоземной орбите с целью проведения научных исследований в условиях космического пространства, разведки, наблюдений за поверхностью и атмосферой планеты,… … Википедия
Орбитальная станция «Салют-7» — Салют 7 – советская орбитальная станция, предназначенная для проведения научных, технологических, биологических и медицинских исследований в условиях невесомости. Последняя станция серии Салют . Выведена на орбиту 19 апреля 1982 года… … Энциклопедия ньюсмейкеров
МИР (орбитальная станция) — «МИР», орбитальная станция для полета по околоземной орбите. Создана в СССР на базе конструкции станции «Салют», выведена на орбиту 20 февраля 1986. Оснащена новой системой стыковки с 6 стыковочными узлами. По сравнению с «Салютом» на станции… … Энциклопедический словарь
ОРБИТАЛЬНАЯ СТАНЦИЯ — ОРБИТАЛЬНАЯ СТАНЦИЯ, конструкция, вращающаяся по орбите в открытом космосе, предназначенная для длительного пребывания человека. Орбитальные станции более просторны, чем большинство космических кораблей, чтобы их обитатели космонавты и ученые… … Научно-технический энциклопедический словарь
ОРБИТАЛЬНАЯ СТАНЦИЯ — пилотируемый или автоматический космический аппарат, длительное время функционирующий на орбите вокруг Земли, др. планеты или Луны. Орбитальные станции могут доставляться на орбиту в собранном виде или монтироваться в космосе. На орбитальных… … Большой Энциклопедический словарь
ОРБИТАЛЬНАЯ СТАНЦИЯ — ОРБИТАЛЬНАЯ СТАНЦИЯ, пилотируемый или автоматический космический аппарат, длительное время функционирующий на орбите вокруг Земли, другой планеты или Луны и предназначенный для их исследования, а также изучения космического пространства, медико… … Современная энциклопедия
Орбитальная станция — ОРБИТАЛЬНАЯ СТАНЦИЯ, пилотируемый или автоматический космический аппарат, длительное время функционирующий на орбите вокруг Земли, другой планеты или Луны и предназначенный для их исследования, а также изучения космического пространства, медико… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Мир (орбитальная станция) — У этого термина существуют и другие значения, см. Мир. Мир Эмблема Информация о полёте … Википедия
dic.academic.ru
15 июня 2016 года на заседании Наблюдательного совета консорциума «Космические технологии» было принято решение об утверждении программы создания первой в мире негосударственной долговременной орбитальной станции «МИР-2» — пилотируемый орбитальный комплекс «МИР-2».
Наблюдательным советом утверждена смета финансирования создания орбитальной станции «МИР-2» и согласованы сроки выделения финансирования на всех этапах реализации программы до 2030 года.
Наблюдательный совет назначил директором программы строительства орбитальной станции «МИР-2» одного из партнеров консорциума «Космические технологии» Архипову (Баст) Марию Сергеевну.
По решению Наблюдательного совета консорциума «Космические технологии» публикуются выдержки из решения об утверждении программы.
На втором этапе запланированы конструирование и строительство модулей орбитальной станции «МИР-2»
2.1. В 2022 году будет проведен конкурс среди предприятий и организаций, осуществляющих строительство космических объектов и оборудования. По итогам проведения конкурса будут объявлены победители и заключены контрасты на конструирование и строительство различных частей орбитальной станции и необходимого оборудования.
2.2. В период с 2022 года по 2027 год запланировано строительство модулей орбитальной станции и необходимого оборудования для конструирования и обслуживания орбитальной станции.
2.3. В 2025 году запланировано проведение конкурса на отправку составных частей, модулей и оборудования орбитальной станции среди государственных и частных организаций, занимающихся доставкой грузов в космос на орбиту Земли. Подписание контракта с организациями-победителями на доставку грузов на орбиту.
2.4. В 2025 году запланирован конкурс на сборку орбитальной станции «МИР-2» в космосе среди профильных государственных и частных организаций с последующим подписанием контракта на дальнейшую работу с организациями-победителями конкурса.
3. На третьем этапе программы запланирована доставка частей орбитальной станции «МИР-2» и сборка на орбите Земли в сроки с 2027 года по 2032 год, запуск и полная эксплуатация станции.
3.1 В 2027 году будет осуществлена доставка первых частей орбитальной станции и модулей.
3.2. Окончание сборки орбитальной станции «МИР-2» и начало эксплуатации станции.
kosmotech.org
Во времена, когда на Земле появились первые вампиры и ликаны, мир поделился на три воюющие между собой фракции. Так получилось, что первым вампиром и первым ликаном стали родные братья-близнецы Маркус и Вильгельм. В результате непреодолимых разногласий оборотень Вильгельм был заточен в склеп навечно одним из приспешников Маркуса, воеводой Виктором. После масштабного конфликта оборотней и вампиров уже в наше время, Виктор был убит одним из предателей. Вампирша Селин и ее возлюбленный, гибрид Майкл, пытаются укрыться от преследователей. Между тем Крэйвен планирует уничтожить спящего в саркофаге Маркуса, чтобы получить полную власть над всем вампирским родом.
Маркусу удается проснуться прежде, чем Крэйвен со своими людьми находят его. Первый вампир еще не достаточно силен, но все равно непобедим. Он убивает Крэйвена и всех его приспешников, после чего узнает место положение второго саркофага, где долгие века был заточен его брат Вильгельм. Помимо этого, воспользовавшись новейшими технологиями, Маркус вычисляет убежище Майкла и Селин. Между тем, Майкл попадается на глаза обычным полицейским, тем самым раскрыв свои координаты для всех желающих. Полицейскую волну перехватывает команда таинственных Чистильщиков, которые тут же отправляются на поиски ликана. Маркус пытается убить Селин и заполучить ее амулет, но ей вместе с Майклом удается скрыться. Чтобы понять намерения первого вампира и узнать об истинном предназначении амулета, парочка направляется к вампирскому архивариусу Танису, которого Виктор прогнал с позором из клана, когда Селин была еще маленькой. Тот рассказывает девушке, что амулет, подаренный ей отцом, является частью ключа, открывающего тюрьму Вильгельма. Танис советует беглецам попросить помощи у некоего Лорензо Макаро, о котором вскоре узнает и Маркус.
Прибыв на базу их предполагаемого спасителя, Селин и Майкл узнают, что под личностью Макаро скрывается отец Маркуса, Александр Корвинус, самый первый бессмертный и предок Майкла. В самый разгар знакомства на скромную вечеринку заявляется Маркус и почти всех убивает, заполучив амулет Селин. Узнав местонахождение саркофага брата, первый вампир улетает. Очнувшись, Селин беседует с умирающим Александром и затем допивает оставшуюся у него кровь. Получив нехилый заряд мудрости и сил, она становится сверхвампиром. Вместе с Майклом они летят в замок Виктора, где обнаруживают, что саркофаг уже открыт и кругом горы трупов. Начинается дикая схватка, в ходе которой Маркус понимает, что девушка стала намного сильнее и опаснее для него. В итоге Селин убивает Маркуса, а Майкл уничтожает Вильгельма. Как только встает солнце, Селин понимает, что дневной свет больше не угроза для нее. Все счастливы и довольны.
www.ivi.ru