8-900-374-94-44
[email protected]
Slide Image
Меню

Музей азлк фото – Музей Москвич

Экскурсия в музей Москвич АЗЛК

Сегодня мы совершим прогулку в ныне несуществующий музей АЗЛК. Возможно, мы были одними из последних посетителей на тот момент уже закрытого музея. Ныне большая часть экспозиции находится в музее на Рогожском Валу, а само здание заброшено. Фотографии датированы августом 2007 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ford A производился заводом из машинокомплектов с 1930 по 1933 год, после 1933-го года производили ГАЗ-А и ГАЗ-АА.

 

Интерьер Ford A.

 

Еще один Ford A.

 

И его интерьер.

 

 Грузовик ГАЗ-АА производства КИМ.

 


Интерьер полуторатонного грузовика.


 

КИМ 10-50 – первая самостоятельная модель. Производился в 1940-41 годах.


 


Интерьер КИМ 10-50.

 



Легкий плавающий танк Т-38 производства Горьковского автозавода. Танк был поднят поисковиками в 1984 году со дна реки Дон в районе посёлка Селявное. Машина была восстановлена на заводе до ходового состояния.


 

После войны завод переименовали и ЗМА (Завод Малолитражных Автомобилей), автомобили получили торговое наименование “Москвич”. Послевоенная модель Москвич 400-420 была была разработана на основе немецкого «Opel Kadett» образца 1938 года и выпускалась частично на трофейном оборудовании (степень его использования до сих пор вызывает споры у историков).


 

Второе поколение Москвичей. Потребители сначала получили новый кузов (402, 1956 год), потом новый двигатель (407, 1958 год). На заводе практиковали постепенную замену агрегатов, чтобы не останавливать конвейер.


 

Полноприводный Москвич 410 разработан по инициативе Хрущева.
 



Миллионный Москвич 408 – третье поколение Москвичей и изящным кузовом. Первый 408-й выпущен в 1964 году.


 

Гоночный Москвич Г-5.
 



Двухмиллионный Москвич-412. Первый 412-й выпущен в 1967 году.


 


Компактный внедорожник Москвич-2150. Эта машина стала последней (1973 год) в линейке экспериментальных полноприводников. Наработки были использованы уже в 90-е годы на полноприводных модификациях 41-го Москвича.


 

Трехмиллионный Москвич 2140.


 

Завод с душой выполнял план по ширпотребу – выпускал замечательные педальные автомобильчики.


 

Четырехмиллионный Москвич 2140 SL. На этом месте стоило бы призадуматься – в основе уже четвертого юбиляра лежит все тот же 408-й кузов, пусть и основательно доработанный. Давно пришло время сменить основную модель.


 

Эскиз автомобиля четвертого поколения – Москвич 2141.


 


Пластилиновый макет автомобиля будущего.


 

А в этом макете уже угадываются очертания перспективного минивена “Арбат”.


 

Москвич-2139 “Арбат” — опытный семиместный автомобиль с кузовом минивэн. Начало разработки этого автомобиля относится к 1987 году, а в металле единственный опытный образец был воплощён в 1991 году.


 

В девяностые минивен должен был стать базовой моделью нового семейства, но новое руководство имело совсем другие планы.


 

Внутренние агрегаты были полностью позаимствованы у модели Москвич-2141. Привод автомобиля — передний.


 

Автомобиль получил салон-трансформер с поворачивающимися передними сиденьями с регулируемой длиной подушек, многофункциональный руль, электронную комбинацию приборов.


 

Микроавтобус Москвич-3733, разработанный для совместного производства с Братиславским автозаводом.


 

Микроавтобус планировали выпускать на агрегатах «Москвич-2141» с использованием перспективных бензиновых и дизельных двигателей 414-го семейства.


 

Трансформируемый восьмиместный салон
 



Москвич-2143. Его опытные образцы, получившие собственное имя «Яуза», появились на свет в 1991 году, когда во всей стране происходили значительные социально-экономические преобразования. Машина была создана с использованием узлов и агрегатов «Москвич-2141».


 

Кузов типа седан имел клиновидный профиль с высоким задком. При такой форме кузова боковые окна получались низкими и выглядели подслеповатыми. Поэтому под ними сделали второй ряд окон. В таком варианте опускным был только нижний ряд.


 

«Яуза» сильно превосходило тогдашнюю продукцию автопрома СССР: травмобезопасный руль, новая комбинация приборов, электростеклоподъемники, штатная аудиосистема марки “Былина”, отечественный бортовой компьютер, перспективный 95-сильный бензиновый двигатель “Москвич-414” объемом 1,8 л, предполагался даже выпуск полноприводного варианта.


 

Москвич-2144 “Истра” – последний космолет Советского Союза был изготовлен в единственном экземпляре примерно в 1985-88 годах, серийно никогда не производился. Автомобиль отличался целым рядом уникальных решений, в числе которых — дюралевый кузов (изготовленный в Кирове) без центральной стойки; две широкие боковые двери, открывающиеся вертикально вверх; дизель фирмы Elsbett, работающий на рапсовом масле; прибор ночного видения и индикация показаний приборов на лобовом стекле; уникальная автоматическая трансмиссия.

 



Дизайн нового автомобиля разрабатывал художник-конструктор ХКБ С.Ивакин. Сначала он изготовил пластилиновый макет в масштабе 1:4, который был продут в аэродинамической трубе. Затем Ивакин с помощью компьютера создал математическую модель. С помощью математической модели на специальном пятикоординатном фрезерном станке была отфрезерована поверхность кузова из пенопласта, с которой были сняты матрицы. По матрицам были сделаны кузовные панели из стеклоткани и оконные панели из оргстекла. После этого началась постройка макетного образца. Кузовные детали установили на каркас-шасси, имеющий настоящие колеса. С применением той же технологии изготовили интерьер. Под капот установили макет двигателя.


 

На экспериментальном “Москвиче” должны были присутствовать передовые системы активной и пассивной безопасности: подушки безопасности, ремни с преднатяжителями, ABS и даже сканеры переднего обзора, которые с помощью проекционного дисплея выводили картинку на лобовое стекло. Таким образом, в условиях недостаточной видимости, водитель заранее знал о возможных препятствиях на дороге. Отдельного упоминания заслуживает бортовая система самодиагностики – в отличие от современных систем, где просто загорается лампа неисправности, например, “check engine”, вынуждающая по любому поводу обращаться на сервис (и соответственно тратить деньги), “москвичевская” система сразу выводила на экран исчерпывающую информацию о неисправности и способах ее локализации и устранения.


 


“Истра” действительно поражает многими техническими решениями, например, легкий алюминиевый кузов с отличной аэродинамикой – коэффициент сопротивления составлял всего 0,149. Под капотом разместился компактный двигатель – экономичный 68-сильный трехцилиндровый турбодизель объемом 1,2 литра. Этой мощности было достаточно для того, чтобы разогнать легкую машину до 185 км/ч, ведь “Истра” весила порядка 700 килограмм. Расход топлива на 100 километров составлял от 2,2 до 3,5 литров в зависимости от режима езды. Однако главный секрет чудо-мотора заключался в том, что он мог работать на разных видах топлива: солярке, керосине, бензине и даже на растительном масле! Двигатель был агрегатирован с полноприводной бесступенчатой трансмиссией.


 

“Двухтысячный год – это не так уж далеко, это практически завтра настанет. Пятнадцать лет, они очень быстро пройдут”, – говорил в 1986 году Александр Сорокин, главный конструктор АЗЛК. Семь лет спустя, в 1993 году, прекратилось госфинансирование программы “Высокоскоростной экологически чистый транспорт” – остановились работы по созданию “Автомобиля 2000 года”. “Истра” стала, пожалуй, последним интересным концептом АЗЛК.


 

Экспортный 2141-10 с дизельным двигателем. Начались девяностые, настало время выживать.


 

Электрический пикап Москвич-233522. На АО “Москвич” на базе модели “2335” создана опыт­ная партия электромобилей грузоподъем­ностью 400 кг. Источником энергии для них служит свинцово-кислотная аккумулятор­ная батарея фирмы Sonnenschein (США) емкостью 125 А-ч, заряжаемая в течение 8 ч. Запас хода в городском ци­кле составля­ет 96 км, максимальная ско­рость -110 км/ч. Всего в 1998 году для городских служб Мо­сквы было изготовлено де­сять таких пикапов.


 


Модернизированная версия автомобиля «Москвич-2141» дебютировала в 1997 году. Обновлённый автомобиль получил не только новый индекс (2141-02) и собственное имя «Святогор», но и заметно изменённую внешность и более мощный двигатель. Благодаря новым фарам фирмы «Hella», внешность автомобиля стала более привлекательной и меньше выделялась на фоне иностранных моделей середины девяностых годов.

 

 

В начале 2001 года были выпущены первые образцы полноприводной модификации четырехместного пикапа Москвич-234421. Кроме этого была выпущена опытная партия из двух двухместных и четырех четырехместных полноприводных пикапов военного назначения, предназначенных для патрулирования закрытых военных объектов и оснащенных турелями для установки вооружения различных типов.


 

В 1999 году на Пятой Московской промышленной выставке-ярмарке, руководство завода АЗЛК представило купе, которое было названо Москвич Дуэт. Машина была построена на базе Москвич Иван Калита с укороченной на 48 см колесной базой.


 

Интерьер красного Дуэта.


 

Еще один Москвич-Дуэт. Новая «концепция» руководства завода по переходу на выпуск автомобилей штучного производства потерпела полный крах, так как предприятие, рассчитанное на выпуск сотен тысяч массовых автомобилей, не могло покрывать свои расходы за счёт эпизодических продаж мелкосерийных «люксов».


 

Интерьер синего Дуэта.
 

 


Пятимиллионный Москвич-2142R5 “Князь Владимир”. Автомобиль по сути представляет из себя модернизированный Москвич-2141 с кузовом седан. Полностью готовый к производству автомобиль с индексом «2142» так и не добрался до конвейера даже к концу 90-х годов, оставшись воплощенным лишь в ряде опытных и предсерийных машин. Тем не менее, понимая необходимость наличия в продуктовой линейке седана, новое руководство ОАО «Москвич», в первую очередь в лице его Генерального директора Р.Асатряна, решило выпускать мелкими партиями удлиненную версию фактически не существующего седана. При этом заводские маркетологи сочли целесообразным позиционировать продукцию ОАО «Москвич» в среднем классе, автомобили которого, по их мнению, были более рентабельны в производстве. Такой автомобиль унаследовал прежний индекс «Москвич-2142», к которому в зависимости от комплектации прибавлялись дополнительные пятая и шестая цифры или буквенно-цифровой индекс. Новому седану было присвоено «княжеское» имя — «Князь Владимир».
 

В 2001-м году производство остановилось, а в 2006 году ОАО «Москвич» официально было объявлено банкротом. Общее число произведенных Москвичей незначительно превысило отметку в 5 миллионов.

forma.ltd

Архивные фотографии музея АЗЛК в 1983 году

Как и любой крупный автозавод в Советском Союзе АЗЛК имел собственный музей. Необычное здание в форме летающей тарелки построили к 50-летнему юбилею. Архитектором был Юрий Андреевич Регентов. Впервые свои двери музей открыл в 1980 году. Внутри – настоящий рай для любителей автомобильной истории: обширная экспозиция включала старинные автомобили иностранного производства (например, Ford A и Ford AA), исторические модели завода, а также опытные модели «Москвичей», не пошедших в серийное производство.

На входе посетителей встречала эффектная стелла, на вершине которой расположился логотип АЗЛК. Внутри не было комнат: экспонаты располагались по кругу, огибая центральную опору музея. Светильник также закрепили по центру. Места немного, зато каждый экспонат можно было рассмотреть с разных углов.

В 1996 году, когда АЗЛК обанкротился в первый раз, музей также закрыли. Ходили слухи о том, что уникальные автомобили проданы в частные руки или уничтожены. К счастью, это оказалось не так. 7 сентября 2009 года решением акционеров ОАО «Москвич» все сохранившиеся экспонаты заводского музея передали музею на Рогожском валу. Еще один экспонат – плавающий танк ПТ-38 в настоящее время хранится в музее бронетанковой техники в Кубинке.

Что же можно было увидеть в музее АЗЛК? Прототип перспективного автомобиля Москвич-С-1. Первый макет из пластилина, покрытый толстым слоем водоэмульсионной краски, а затем – самоклеящейся пластиковой пленкой, сделали в 1975 году. Руководству завода он очень понравился, после чего было решено сделать ходовой макет. Его окрасили в ядовито-зеленый металлик, из-за чего прототип получил кличку «Крокодил Гена».

Прототип Москвич-С-3, созданный на заводе в 1976 году, развивал идеи, заложенный в С-1 и макете С-2. Его задумывали в качестве замены устаревшему Москвич-412. С-3 сохранил задний привод, независимые подвески колес, но под капотом занял место специально созданный 2-литровый бензиновый двигатель с карбюратором К-150. Он развивал 110 л.с. и работал в паре с 5-ступенчатой механической коробкой передач.

На переднем плане – Москвич-С-3, очередной прототип, созданный на АЗЛК в 1976 году. За ним – Москвич-С-1, который вы видели на фотографии выше, а слева – Москвич-434 и Москвич-427. На заднем плане можно увидеть Ford A и Ford AA.

В 1973 году конструкторское бюро АЗЛК начало работу над усовершенствованием модели 3-5-5. Обновленный седан получил обозначение Москвич-3-5-6. Он стал последним из серии прототипов 3-5, а его дизайн был разработан под руководством Б. С. Иванова. Прототип был сделан в 1975 году. Его оснастили 1,8-литровым двигателем мощностью 103 л.с. с двумя карбюраторами Zenith и автоматической коробкой передач Borg-Warner. На заднем плане – КИМ-10-50 и Ford-AA.

Москвич-2140SL – одна из самых комфортабельных моделей завода того времени. На заднем плане – гоночный Москвич-Г5, разработанный Игорем Александровичем Гладилиным и Марком Зиновьевичем Мильштейном.

В 1967 году АЗЛК выпустил миллионный автомобиль. Им стал Москвич-408. На его решетке разместили цифру «1 000 000», и отправили прямиком в музей.

Рядом с ним – двухмиллионный Москвич-412. Его сделали 16 августа 1974 года. На заднем плане Москвич-С-1 и Москвич-3-5-6.

Еще левее – трехмиллионный АЗЛК-2140. Правда это реплика, а не тот самый экземпляр, выпущенный 25 августа 1980 года. За ним – плавающий танк Т-38, который сейчас хранится в бронетанковом музее в Кубинке.

carakoom.com

Музей АЗЛК: фото и отзывы

Легендарный завод АЗЛК в Москве, на Волгоградском проспекте, открытый в 1930 году, был закрыт в связи с банкротством. Территория его занимала огромную площадь, на которой сейчас размещаются различные мелкие предприятия. К полувековой дате деятельности автогиганта руководством завода было решено построить музей АЗЛК.

Открытие к юбилею

Сегодня не действуют не только сборочные цеха завода, но и прекратил выставочную деятельность музей АЗЛК. От него осталась лишь примечательная архитектурная форма, самим помещениям применение пока не найдено. Музей был открыт в 1980 году к пятидесятилетию деятельности завода АЗЛК. Архитектором проекта был Регентов Ю. А. Здание напоминает приземлившуюся летающую тарелку. Такая концепция была популярна во времена возведения объекта.

Концепция выставки

Первая концепция выставки предполагала демонстрацию новейших разработок автомобильного гиганта, но к моменту открытия идея изменилась, было решено отдать предпочтение исторической ретроспективе модельного ряда автомобилей. Под купольной крышей открывшегося зала были собраны практически все модели авто, начиная с первых «Фордов» и заканчивая экспериментальными моделями, которые только проходили стадию создания образца.

Музей АЗЛК в Москве содержал в экспозиции уникальные экземпляры, никогда не выходившие в массовом производстве. Удивляли публику гоночные автомобили, взявшие не один приз на внутренних и международных гонках и ралли. Формирование выставки происходило вокруг центральной опоры помещения, на которой был смонтирован центральный круговой светильник. Войдя в выставочный зал, посетитель попадал в круговорот автомобилей одной марки, многие из которых так и остались проектами, сделанными в единственном экземпляре.

Состав экспозиции

Выставка в музее АЗЛК начиналась с двух первенцев завода – легковых «Фордов», один из которых – седан, а второй имеет кузов типа фаэтон. Соседствовал с ними легендарный отечественный автомобиль – полуторка ГАЗ-АА. Эти авто были выпущены в то время, когда завод носил имя КИМ (в честь Коммунистического интернационала молодежи).

Перед войной завод КИМ планировал к выпуску модель авто КИМ-10-50; единственный сохранившийся установочный экземпляр экспонировался на стенде зала рядом с машиной М-40, производство которой началось в 1947 году. Также в музее можно было в подробностях рассмотреть экспортные модели М-408, М-412 и востребованные в Союзе М-402 в различных модификациях.

Самая интересная часть экспозиции была посвящена разработкам конструкторского бюро, которые прочили совершенно новые практичные и современные модели автомобилей. Опытные образцы – «Святогор», «Князь Владимир», джипы, пикапы, специализированные авто для милиции и скорой помощи сулили новый виток в развитии автоконцерна. Но дефолт и отсутствие государственной поддержки похоронили все планы и развалили завод.

Банкротство завода

Музей АЗЛК был редким явлением в машиностроительной области. Далеко не все предприятия строили для музея отдельное здание, под крышей которого было собрано такое количество автомобилей. При формировании экспозиции все модели выставлялись на подиуме, но с течением времени их стало слишком много, и они заняли все свободное пространство.

Завод АЗЛК впервые остановил работу в 1996 году, тогда же музей был закрыт для посещений. Несколько лет после официально объявленного банкротства доступ сюда был возможен, но посещать объект можно было лишь по предварительной договоренности.

Отзывы

По отзывам редких любителей, попадавших в музей АЗЛК после банкротства завода, помещение пришло в ветхое состояние, при недостаточном освещении было сложно рассмотреть коллекцию автомобилей. Но экспозиция вызывала восхищение у всех, кому удавалось с ней познакомиться.

Хранившиеся в музее автомобили составляли гордость советского автопрома и демонстрировали огромный потенциал предприятия, заметный в моделях последних лет деятельности. Многими высказывалось мнение, что участие государства в решении финансовых проблем предприятия не только предотвратило бы банкротство. Своевременные дотации сохранили бы всю отрасль, ведь талантливых инженеров было достаточно. Такие автомобили, как «Юрий Долгорукий», «Святогор» и их модификации, явственно доказывали конкурентоспособность линеек автомобилей как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Безвременье

После официального закрытия завода предполагалось, что музей АЗЛК передаст всю коллекцию в фонды Музея истории Москвы, где планировалось на основе полученных автомобилей и документации создать экспозицию. В нее должны были войти документы об истории завода, достижениях, разработках, не получивших серийного продолжения. Кроме автомобильной части, ожидалось, что появится выставка другой выпускавшейся на АЗЛК продукции, а также документации: значки, игрушки, бытовая техника, макеты, чертежи, фотоархивы и архив заводской газеты.

Что происходило с коллекцией начиная с 2001 года, неизвестно. Официально музей был закрыт 22 августа 2008-го. После чего в среде коллекционеров и автолюбителей муссировались слухи об уничтожении уникальных образцов, макетов автомобилей. Поговаривали, что всю коллекцию ретропарка распродают в неизвестные руки или распиливают на металлолом, некоторым удавалось попасть в музей АЗЛК. Фото с проведенных «вылазок» периодически появлялись на форумах любителей фотосъемки.

Новая жизнь коллекции

В 2009 году, в День города, коллекция автомобилей, хранившихся в музее АЗЛК, была торжественно передана в дар Москве. Сегодня почти полное собрание исторических моделей можно увидеть в Музее ретроавтомобилей. Практически весь автопарк машин был передан столичному Департаменту транспорта.

На стендах выставлены первые автомобили «Форд» завода КИМ и самые массовые модели «Москвич 400» и «Москвич 420, уникальные гоночные болиды и модели, выполненные в единичном экземпляре. Любители и знатоки техники могут полюбоваться также юбилейными образцами техники, знаменовавшими определенный рубеж достижений – 4- и 5-миллионный автомобили. Сегодня каждый желающий может увидеть коллекцию, которую ранее собирал музей АЗЛК в Москве. Адрес: Рогожский вал, строение 9/2.

Последние разработки АЗЛК также представлены на стендах. Здесь демонстрируются модели, имеющие «княжеские» имена: «Иван Калита», «Юрий Долгорукий», «Святогор» и другие. Остаются только вопросы о том, куда же была отправлена документальная часть экспозиции, а также весь архив фото и видео документов, составлявшие немалую часть достояния страны и истории развития отечественного автомобилестроения.

В Музее ретроавтомобилей столицы на Рогожском валу бережно хранят и достойно представляют бывший Музей АЗЛК в Москве. Часы работы: с 10:00 до 21:00, выходной – понедельник. Для посетителей проводятся тематические экскурсии, одна из них посвящена заводу АЗЛК и называется «История «Москвича»».

fb.ru

Вторая жизнь музея ретро-автомобилей Москвич


Московский автомобилестроительный завод АЗЛК некогда выпускал автомобили марок «КИМ» и «Москвич». В 1996 году Москвич был признан банкротом, завод встал, конвейеры остановились. В 1997 году завод был взят Правительством Москвы и лично мэром Юрием Лужковым в доверительное управление. Прежнее руководство завода во главе с его генеральным директором Юрием Бородиным было отправлено в отставку, директором АЗЛК стал Рубен Асатрян.

Для повышения технического уровня и потребительских качеств автомобилей Москвич, было принято решение комплектовать их двигателями Рено. Однако после дефолта 1998 года и падения курса рубля, закупать импортные двигатели стало невыгодно. Производственные трудности, ошибки менеджмента, падение спроса на фоне кризиса, общая хозяйственная неразбериха в стране и отсутствие зрелых финансовых механизмов привело к закономерному финалу — завод прекратил свое существование.

Основанный в 1930 году, Москвич фактически прекратил выпуск автомобилей лишь в 2001 году и формально был ликвидирован в 2010 году.

При заводе существовал действующий музей редких автомобилей, выпущенных АЗЛК за время своего существования. В связи с остановкой завода, музей решено было закрыть. Ранее предполагалось, что вся музейная коллекция будет передана музею истории города Москвы, который выражал готовность забрать все автоэкспонаты целиком и на их основе создать автомобильную часть своей экспозиции примерно в том же формате — автомобили и документы, отражающие историю возникновения и становления завода, его разработок, спортивных и производственных достижений, коллекции серийных и опытных образцов автомобилей и товаров народного потребления, начиная от игрушек, макетов, технологической оснастки и инструмента опытного производства, опытных узлов и деталей, значков и сувениров с символикой завода, правительственных наград, и личных вещей известных автозаводцев, знаковых предметов заводского быта, фотоархивы, подшивки заводских многотиражек. Однако заводской музей закрылся. Судьба музейной коллекции Москвича с 2001 года была неизвестна.

В течении многих лет, после закрытия музея, слухи о судьбе заводских экспонатов будоражили практически всех автомобильных коллекционеров и журналистов страны. Ходили слухи, что редкие и уникальные модели автомобилей, представленные в музее в единственном экземпляре, были уничтожены, и распилили на металлолом.

Однако 7 сентября 2009 года решением акционеров ОАО Москвич музейные автомобильные экспонаты завода официально были переданы в дар музею ретро-автомобилей. А в 2010 году был ликвидирован и сам завод, распроданы заводские станки, агрегаты, и оборудование. Коллекция же ретро-автомобилей легендарного завода Москвич обрела вторую жизнь.


1. Законсервированный объект — бывший завод Москвич и здание музея.

2. Законсервированный музей Москвича

3. Объект закрыт! Охрана справок не дает.

4. Экспонаты бывшего музея Москвич

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

Такие дела

Максим Новиковский/Canon
Все предоставленные материалы являются собственностью автора.
При использовании любых материалов ссылка на этот сайт обязательна — http://novikovski.livejournal.com/
Если вас интересует сотрудничество — Я размещаю рекламу в своем журнале и с удовольствием подготовлю фоторепортаж о вашем продукте и идее, проведу конкурс среди читателей, отправлюсь в путешествие с вашим продуктом.


Добавить в друзья и подписаться на мой журнал можно тут:
Мой фейсбук / Мой в контакте / Мой инстаграм / Мой твиттер / Мой блогер / Мой гугл / Мой фотографер / Мой Расфокус / Мой ЮТУБ>

novikovski.livejournal.com

Музей Ретро-Автомобилей. Часть 5: АЗЛК (продолжение) (15 фото)

Как я уже писал в прошлой части в середине 50-х — 60-х годов на МЗМА велись разработки полноприводного легкового автомобиля. И были подготовлены 2 прототипа Москвич-415 и Москвич-416. но в серию они так и не пошли.
В начале семидесятых, уже после создания аналогичных автомобилей за рубежом, в СССР на государственном уровне возродился интерес к созданию компактного комфортабельного внедорожника. В рамках данного проекта были созданы несколько конкурирующих конструкций: на АвтоВАЗе — будущий ВАЗ-2121 «Нива», а на Ижмаше — Иж-14.
На АЗЛК в 1973 году был подготовлен конкурент Ниве и Иж-14 на базе старых разработок внедорожников М-415 и М-416, прототип получил обозначение Москвич-2150. Его агрегатная часть была унифицирована с моделью М-2140, планировавшейся в то время к производству. Было создано два прототипа М-2150 с брезентовым и жестким верхом. Московский внедорожник получился отличным по концепции от Нивы, более приближенным к классическим внедорожникам — с отдельной лонжеронной рамой, неразрезными мостами и жесткими рессорами. В соревновании трех заводов победил АвтоВАЗ, сумевший создать наиболее комфортабельную и конкурентоспособную на мировом рынке, хотя и менее внедорожную, конструкцию.
Однако, М-2150 заинтересовались военные. Формально, министерством обороны была отдана команда на создание производства под выпуск 60 тысяч автомобилей в год на заводе в городе Кинешма, однако, профинансирована она не была.
Москвич-2150

В качестве наилучшего прообраза для ускорения проектирования нового автомобиля Минавтопрому виделась недавно появившаяся франко-американская модель Simca 1308 производства европейского отделения корпорации Chrysler, обладатель титула «Автомобиль 1976 года в Европе». На его основе и стали делать прототип нового автомобиля, несмотря на то что у завода были собственные разработки (модель С-3), таково было решение министра Полякова (бывший директор ВАЗа).
К 1977 году был готов прототип на основе кузова Simca 1308 с новым передком, в котором был продольно установлен двигатель от Москвича-412. Передняя часть Simca, рассчитанная на поперечное расположение силового агрегата, не подходила для установки имевшихся в производстве в СССР двигателей из-за их большой длины и высоты. Поэтому при проектировании кузова за основу взяли кузов Simca лишь начиная от передних стоек крыши — эта часть в значительной степени сохранила свои общие внешние очертания, а также — многие элементы конструкции силового каркаса, в первую очередь наиболее ответственный и сложный в проектировании — проёмы дверей.
В целом, количество внесённых в кузов по сравнению с Simca изменений было столь велико, что от кузова Simca остались только часть элементов конструкции крыши и профили уплотнителей стекол.
продольное расположение довольно длинных, высоких и тяжёлых силовых агрегатов ВАЗ и УЗАМ предопределило также большой передний свес, относительно высокую линию капота, некоторое нарушение развесовки, ухудшение геометрической проходимости и немного аляповатый внешний вид хэтчбэка с длинным носом. Линейка переднеприводных Москвичей должна была включать в себя базовые модели «Москвич-2141» (хэтчбек), «Москвич-2142» (седан), Москвич-2335 (пикап) и Москвич-2901.
Для новых автомобилей было сконструировано оригинальное семейство бензиновых и дизельных двигателей Москвич, под которые при АЗЛК создавалось собственное моторное производство. Однако, завод двигателей, будучи построенным к началу девяностых годов на 90-95 %, из-за начавшегося экономического кризиса и невозможности погашения предприятием кредита в $800 млн, предоставленного в конце восьмидесятых банком ВТБ под закупку импортного оборудования, достроен не был, а позже его установленное оборудование было разукомплектовано, списано и просто утрачено. В результате 41-й Москвич, временно стартовавший на двигателях ВАЗ-2106-70 (Москвич-2141) и УЗАМ-331.10 (Москвич-21412), так и не дождался своего собственного современного двигателя, что в решающей степени предопределило неудачную судьбу данного автомобиля.
В серийном производстве, которое началось в 1986 году на переднеприводный Москвич устанавливались карбюраторные двигатели рабочим объёмом 1,5л, с лета 1994 года — 1,7л, а позднее 1,8л и (очень редко) 2л производства Уфимского завода (УЗАМ), разработанные на основе двигателя Москвича-412, а также — на меньшую часть выпуска — объёмом 1,6л , позднее — 1,7л и 1,8л см? производства ВАЗ. Кроме того, в начале девяностых годов выпускались экспортные модификации М-2141-136 и М-2141-10 с дизельным двигателем иностранного производства рабочим объёмом 1,8л модели FORD RTF. В середине девяностых годов встал вопрос о современном двигателе для Москвича. После длительных поисков конструкторы остановились на французском инжекторном двигателе модели Renault F3R272 (2л). Единственным типом коробки передач со всеми двигателями была пятиступенчатая механическая, впервые появившаяся в нашей стране именно на М-2141.
По совокупности потребительских характеристик, Москвич-2141 в наибольшей степени отвечал понятию семейный автомобиль, превосходя более тесные малолитражные модели ВАЗ. По эргономике водительского места Москвич, по многим оценкам, превосходит все остальные отечественные автомобили на десятилетие вперёд, включая более позднее десятое семейство ВАЗ’ов. Но качество комплектующих и сборки, а особенно — грунтовки и окраски кузовов на АЗЛК было нестабильным и в целом откровенно неудовлетворительным, причём с годами всё более ухудшалось. Кузов среднестатистического автомобиля начинал корродировать уже в первый год эксплуатации, что отрицательно сказывалось на имидже модели. Во второй половине девяностых завод начал использовать импортные комплектующие для повышения надежности (новые двигатели, тормозные системы, фары), но это приводило к росту цены и не решало главной проблемы с цветущим кузовом.
Модернизированная версия автомобиля «Москвич-2141» дебютировала в 1997 году. Обновлённый автомобиль получил не только новый индекс (2141-02) и собственное имя «Святогор», но и заметно изменённую внешность и более мощный двигатель. Благодаря новым фарам фирмы «Hella», внешность автомобиля стала более привлекательной и меньше выделялась на фоне иностранных моделей середины девяностых годов.
Москвич-233522 электромобиль-пикап
Москвич-2335 схематически представлял собой переднюю половину Москвич-2141 состыкованную с цельнометаллической грузовой платформой. Поскольку кузов пикапа не имеет жёсткой крыши и высоких боковин, — весьма важных для несущей конструкции элементов, пришлось усиливать его основание в силовой схеме лонжеронов подрамника. Для порожней и гружёной машины, получалась весьма большая разница по нагрузке на задние колёса (соответственно 352 и 860 кг), поэтому было принято решение по установке на автомобиль зависимой подвески от Москвич-2140, на двух продольных рессорах. Снизу под грузовой платформой был установлен 60-ти литровый бензобак. Автомобиль был готов к серийному производству уже в 1 квартале 1991 года, однако по некоторым причинам, появление его на конвейере было перенесено на 1994 год. После 1998 года Москвич 2335 получил новое оформление передней части кузова от Святогора. Производство модели продолжалось до 2001 года, до полной остановки предприятия.
В музее представлен электромобиль на основе пикапа 2335.

Москвич-2335 5-ти местный пикап

Москвич-2901

В 1997 г. было решено начать выпуск Москвича-2141 с кузовом седан. В соответствии с новой концепцией автомобиль получил имя «Князь Владимир» и индекс 2142R5. Автомобили «Князь Владимир», как и все Москвичи, отличались хорошей плавностью хода. Причем «Князь Владимир» стоял на полступеньки выше по плавности хода — этому способствовала длинная база автомобиля. Комфорту автомобиля способствовали устанавливаемые по желанию клиента электропакет, кондиционер и гидроусилитель рулевого управления фирмы ZF. Также в последние годы существования завода Москвич Князь Владимир оснащался французскими двигателями Renault F4 и F7R и полноприводной независимой подвеской, правда не серийно.
Помимо французского двигателя на автомобиль ставили карбюраторные двигатели ВАЗ и УЗАМ. Всего было выпущено около полутора тысяч таких седанов.
Москвич-2142R5 «Князь Владимир» 5-ти миллионный

Москвич 2142Z7 «Иван Калита»
С 1998 года по 2001 завод производил в штучном режиме модель «Иван Калита». Автомобиль был сделан на базе «Князь Владимир» для нужд Правитльства Москвы. «Иван Калита» оснащался кожаным салоном, ГУРом, электропакетом и новой передней панелью.

Купе Дуэт и дуэт-2
Как таковым дизайном автомобиля никто не занимался. Р.С.Асатрян (на том момент генеральный директор АЗЛК) утвердил лишь пропорции будущего автомобиля. Само рождение на бумаге и в металле произошло в срок меньше недели. Был взят «Князь Владимир» и с помощью болгарки он потерял в базе 480 мм (база «Дуэта» составляет 2300 мм). Разрез пришелся в район пола за сиденьями переднего ряда. Так что конструктивно можно сказать, что «Дуэт» это «Святогор» от переднего бампера по первого ряда сидений, и «Князь» от спинки заднего сиденья до заднего бампера. Визуально автомобиль получился существенно короче «Святогора», однако на самом деле разница в длинне составляет всего 120мм. Секрет этого зрительного обмана в том что несмотря на укороченную на 280мм базу у автомобиля достаточно длинный задний свес. Кстати говоря «Дуэт» на 60 кг тяжелее «Святогора» из-за усилителей в порогах и сквозных лонжеронов (изначально планировалось делать кабриолет).
дуэт это укороченный «Иван Калита» с его салоном, двигателем и всеми опциями а Дуэт-2 это укороченный «Князь Владимир». Оба автомобиля имели 1 и 2 серии, отличаются они всего-лишь одним элементом — это дверь. У 1-й серии дверь имела вертикальную прямую заднюю кромку, а на второй серии дверь была на 45см удлиненна и имела округлый профиль задней кромки.

Москвич Дуэт

Москвич Дуэт-2

В начале девяностых годов АЗЛК всё ещё оставался одним из крупнейших автомобилестроительных предприятий СССР и на заводе активно велась разработка перспективных моделей.
Москвич-3733
Автомобиль создавался для совместного производства с Братиславским автозаводом – словацкое название модели было BAZ-MNA-1000. Первый опытный экземпляр был создан в 1990 году в рамках утвержденных ОКР по 41-му семейству. Всего построено три экземпляра.
Помимо восьмиместного минивэна на узлах Москвич-2141 планировали создать фургон. Предполагали ставить бензиновые двигатели Москвич-414 и дизели 413 (65 л.с.), в том числе с турбонаддувом (82—85 л.с).

Москвич-2143 «Яуза»
«Яуза» была выполнена в стилистике модного в те времена биодизайна — округлый кузов, плавные переходы немногочисленных плоскостей. Автомобиль имел очень спорный внешний вид даже по тем временам, но внутреннее «Яуза» сильно превосходило тогдашнюю продукцию автопрома СССР: травмобезопасный руль, новая комбинация приборов, электростеклоподъемники, штатная аудиосистема марки «Былина», отечественный бортовой компьютер, перспективный 95-сильный бензиновый двигатель Москвич-414 объемом 1,8л, предполагался даже выпуск полноприводного варианта.
Этот экземпляр долгое время хранился в заводском музее АЗЛК, будучи накрыт покрывалом, призванным скрывать концепт от любопытных посетителей, но в 1995 году стало очевидно, что возврата к работе над этой машиной не предвидится и автомобиль был открыт посетителям музея. Существует версия, что прототипом для опытного Москвича 2143 послужил макет автомобиля ВАЗ 2110 1987 года, это мнение основывается на внешнем сходстве дизайнерских решений. Всего было создано три опытных образца «Яузы».

Москвич-2139 «Арбат»
Опытный семиместный минивэн с пластиковыми панелями, крепившимися к стальному каркасу, на базе Москвич-2141. Начало разработки этого автомобиля относится к 1987 году, а в металле опытный образец был воплощен в 1991 году. Автомобиль получил салон-трансформер с поворачивающимися передними сиденьями, у которых вдобавок регулировалась длина подушки, многофункциональный руль, электронную комбинацию приборов. Минивэн именно такой конструкции изначально создавался в качестве макетного поискового образца, но планы серийного производства минивэна на АЗЛК существовали в действительности. Производить минивэны планировали в городе Сухиничи Калужской области на заводе автоматических линий, входившем в производственное объединение «Москвич».

Москвич-2144 «Истра»
Автомобиль Москвич-2144 был разработан в 1985 году специально созданной в АЗЛК Группой перспективного проектирования и заявлялся заводом как «Автомобиль 2000 года». Машина получила имя собственное «Истра» и, учитывая ее нацеленность на будущее, была буквально начинена небывалыми для отечественного автопрома решениями. Обтекаемый кузов был выполнен из алюминия. «Истра» была укомплектована пневмоподвеской, а дорожный просвет регулировался электроникой, в зависимости о скорости движения автомобиля и типа дорожной поверхности. Единственная боковая дверь, сдвигавшаяся вверх, открывала доступ одновременно на оба ряда сидений. Автомобиль был оснащен рядом устройств активной и пассивной безопасности: подушки безопасности, ремни с преднатяжителями, ABS, сканеры переднего обзора, которые с помощью проекционного дисплея выводили картинку на лобовое стекло (целью этого являлось предупреждение водителя в условиях недостаточной видимости о возможных препятствиях на дороге).
Отдельного рассказа заслуживает двигатель «Истры». К установке на автомобиль предлагался трехцилиндровый турбодизель ELKO 3.82.92Т (а в дальнейшем, при постановке на производство нового семейства – оригинальный двигатель, созданный на основе технологий ELKO) немецкой компании Elsbett мощностью 82-95 л.с. и рабочим объемом 1,45 литра, агрегатированный с бесступенчатой трансмиссией. Этой мощности было достаточно, чтобы разогнать «Истру», масса которой составляла 700 кг, до скорости 185 км/ч. Расход топлива на 100 километров составлял от 2,2 до 3,5 литров, в зависимости от режима езды. Главной особенностью этого двигателя была его многотопливность – в частности, помимо обычного дизтоплива, мог использоваться керосин, котельное топливо, бензодизельные смеси, в которых количество бензина достигало 20% от общего объема, или нерафинированные масла растительного происхождения (к примеру, рапсовое масло).
Москвич-2144 не вышел из стадии опытно-экспериментальных работ, а его индекс впоследствии был присвоен полноприводному варианту седана «Иван Калита».

И теперь немного о грустном:(
Из-за своего расположения завод оказался в более уязвимом положении по сравнению с предприятиями, расположенными в других регионах: цена проживания и самого производства в Москве стала стремительно расти. В 1996 году его конвейер в первый раз встал. Попытка Московского правительства оживить производство на заводе, в конечном счёте не увенчалась успехом. В том же году генеральным директором ОАО Москвич стал Рубен Асатрян, деятельность команды которого многие признают одной из главных причин краха предприятия.
Качество сборки при этом упало да такого уровня, что новые автомобили, поставлявшиеся в разукомплектованном виде, покупателю приходилось дособирать собственными силами или при помощи расплодившихся мелких гаражных фирм — впрочем, модель Святогор с двигателем Рено F3R всё же оставалась уникальным по соотношению цены и потребительских качеств предложением на отечественном автомобильном рынке. Территория завода была заполнена недособранными автомобилями, стоявшими под открытым небом в ожидании запчастей, а очередь на исполнение судебных исков от собственных работников и покупателей в отношении ОАО Москвич растянулась на ближайшие 8-10 лет.
Работы по созданию перспективных автомобилей Москвич-2143, Москвич-2144 и Москвич-2139 фактически остановились, уступив место новой концепции руководства завода, предполагавшей переход на мелкосерийный выпуск дорогих автомобилей бизнес-класса (сегмент Е) на платформе Москвич-2141/Москвич-2142 — Юрий Долгорукий, Князь Владимир, Калита и Дуэт. Данная программа вполне закономерно потерпела полный крах, так как предприятие, рассчитанное на выпуск сотен тысяч массовых автомобилей, не могло покрывать свои расходы за счёт эпизодических продаж мелкосерийных люксов, к тому же созданных на устаревшей платформе непрестижного массового автомобиля.
В 2001 году завод, выпустив последние комплектные автомобили, окончательно встал. В последующие годы всё технологическое оборудование, технологическая документация и даже инфраструктурное оснащение предприятия, несмотря на введённое внешнее управление, были полностью утрачены. В 2006 году ОАО Москвич официально было объявлено банкротом.

Чтобы не заканчивать на грустной ноте посмотрим на парочку спортивных Москвичей…

Москвич Г-5
Гоночный автомобиль национальной формулы 1 конструкции И. А. Гладилина и М. З. Мильштейна. В целом являлся дальнейшим развитием предыдущей модели «-Г4». Принципиальным отличием от нее являлось изменение общей компоновочной схемы: коробка передач располагалась за задней осью. Несущим элементом конструкции являлась пространственная рама из хромансилевых труб диаметром 27 и 25 мм, на которую устанавливались алюминиевые кузовные панели. Москвич-Г5″, в отличие от предыдущей модели, имел дисковые тормоза с раздельным приводом на передние и задние колеса. Использовалась новая пятиступенчатая коробка передач в блоке с главной передачей.
Первый образец модели «-Г5» дебютировал в гонках в конце 1968 г. На нем был установлен форсированный до 92 л. с. двигатель «Москвич-412». В следующем сезоне в гонках принимали участие два автомобиля. В ходе сезона оба они получили новые гоночные двигатели, имевшие в основе стандартный блок цилиндров и новую головку блока с двумя распределительными валами (известны под обозначением «Москвич-412-2В»). Двигатели оснащались двумя сдвоенными карбюраторами «Weber-40DCO» и системой свободного выпуска; мощность их составляла 100 л.с. В 1972 г. был увеличен рабочий объем двигателей до 1,8л против 1,5л ранее. Также в 1972 г. была расширена колея колес, установлены шины увеличенных размеров, а масляный радиатор, ранее располагавшийся спереди рядом с водяным радиатором, был перенесен назад и размещен над двигателем.

Москвич ГМ-5
В 1974 г. оба автомобиля претерпели радикальную модернизацию, получив полностью новые кузовные панели из стеклопластика, значительно отличавшиеся по своей форме от прежних алюминиевых. Двигатели продолжали использоваться в основном образца 1972 г.; в 1975 г. в одной или двух гонках был использован двигатель «промежуточного» варианта (образца 1971 г.) рабочим объемом 1,7л. Автомобили «Москвич-ГМ5» участвовали в гонках вплоть до исключения формулы 1 из национальной классификации в конце 1976 г.

fishki.net

Музей АЗЛК в 1983 году: doroshenko_us

Как любой крупный автозавод, АЗЛК имел собственный музей, построенный к 50-летию завода. Здание в форме летающей тарелки спроектировал архитектор Юрий Андреевич Регентов. Музей открылся в 1980 году. Внутри тарелки располагалась внушительная экспозиция от Ford A и Ford AA, КИМ и заканчивая последними опытными моделями «Москвичей», не пошедших в серийное производство.

Автомобили экспонировались по кругу, огибая центральную опору здания. По центру был закреплен основной круговой светильник. В 1996, когда АЗЛК в первый раз обанкротился, закрылся и музей предприятий. После закрытия музея, ходили слухи, что уникальные автомобили, были проданы или уничтожены. К счастью слухи оказались лишь слухами…

7 сентября 2009 года решением акционеров ОАО «Москвич» музейные автомобильные экспонаты завода официально были переданы в дар музею ретро-автомобилей на Рогожском валу, где с ними можно ознакомится в настоящее время. Плавающий танк ПТ-38 некоторое время экспонировался в автомобильном музее «Авторевю» в Кузьминках. Сейчас находится в музее бронетанковой техники в Кубинке. В 2010 году был ликвидирован сам завод. Читателю предлагаю ознакомится с экспозицией музея в 1983 году, частично запечатленную на исторических фотографиях.



1. Прототип автомобиля «Москвич-С-1». В феврале 1975 года в течение трех недель был построен полноразмерный макет первого автомобиля, получившего обозначение С-1 (по обеим сторонам капота автомобиль имел боковую декоративную накладку с названием Меридиан-1700TS, благодаря которой в литературе можно встретить и такое обозначение этого же автомобиля). По воспоминаниям И.А. Зайцева, работавшего тогда Главным дизайнером на АЗЛК, специального макетного пластилина в СССР не было — «Чтобы придать макету требуемую твердость, сверху мы покрывали его толстым слоем водно-эмульсионной краски, а затем — самоклеющейся пластмассовой пленкой. Американцы, ознакомившись с нашей «технологией», были в шоке…». 22 февраля 1975 года макет был продемонстрирован руководству завода и, по воспоминаниям Зайцева, работа была признана «прорывной». Было решено строить опытные образцы С-1 и в конце декабря того же года был построен первый экземпляр, выкрашенный в ядовито-зеленый металлик, за что и был прозван заводчанами «Крокодил Гена».

2. Прототип автомобиля «Москвич-С-3» был создан на АЗЛК в конце 1976 года. За ним стоит прототип «Москвич-С-1». На заднем плане Москвич-434, Москвич-427, Ford-A и Ford-AA.

3. Прототип «Москвич 3-5-6». В 1973 году начались работы по усовершенствованию образца 3-5-5. Специалисты конструкторского отдела разработали несколько вариантов кузова и интерьера. Это был последний образец, дизайн которого был разработан под руководством Б. С. Иванова и последний экспериментальный автомобиль из серии 3-5.
Автомобиль получил обозначение 3-5-6. Интерьер разрабатывал И.А. Зайцев. Автомобиль 3-5-6 был собран 7 ноября 1975 года. Образец оснастили уфимским двигателем объёмом 1,8 л. с. мощностью 103 л.с. с двумя карбюраторами Zenith и автоматической коробкой передач Borg-Warner. На заднем плане видны КИМ-10-50 и Ford-AA.

4. Люксовый АЗЛК-2140SL. Слева виден гоночный «Москвич-Г5», разработанный Игорем Александровичем Гладилиным и Марком Зиновьевичем Мильштейном.

5. Прототип автомобиля «Москвич-С-3» был создан на АЗЛК в конце 1976 года. Эта машина развивала идеи заложенные прототипом «С-1» и макетом «С-2», и рассматривалась как возможная замена устаревшему семейству «Москвич-412». Прототип сохранил классическую заднеприводную компоновку, имел независимые подвески всех колёс, а под капотом у него стоял специально подготовленный бензиновый двигатель объёмом два литра с новейшим на тот момент карбюратором К-150. Мотор развивал 110 л. с., в паре с ним работала пятиступенчатая коробка передач.

6. Миллионный автомобиль «Москвич-408» выпущенный АЗЛК 18 мая 1967 года.

7. Двухмиллионный автомобиль «Москвич-412» выпущенный АЗЛК 16 августа 1974 года. На заднем плане виден прототип «Москвич-С-1».

8. Реплика трехмиллионного «Москвич» АЗЛК-2140, выпущенного АЗЛК 25 августа 1980 года. На заднем плане плавающий танк Т-38. После закрытия музея АЗЛК некоторое время экспонировался в автомобильном музее «Авторевю» в Кузьминках. Сейчас находится в музее бронетанковой техники в Кубинке. За Т-38 экспонируется люксовый АЗКЛ-2140SL

Источники:
PastVu — ретроперспектива среды обитания человечества

doroshenko-us.livejournal.com

Музей АЗЛК (2001 год) — ТехФото

Фотографии 2001 года из музея завода АЗЛК. В данное время коллекция принадлежит городу Москве и выставлена в музее Ретро автомобилей на Рогожском валу.


agtf.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *