Десятой моделью ВАЗа должен был стать седан на базе Самары, впоследствии ставший «девяносто девятой». На деле же индекс 2110 получил переднеприводник второго поколения – автомобиль без имени собственного, который все знают как «десятку». История рождения десятого семейства столь же непростая, как и времена, в которые оно появилось.
Еще задолго до выхода трехдверного хэтчбека 2108 разработчикам стало ясно, что на смену откровенно устаревшим Жигулям нужен новый седан. Мнения разделились: часть конструкторов придерживалась мнения, что его нужно создавать на новой (переднеприводной) платформе, другие же видели будущую машину на «классической» агрегатной базе. Перспективная модель с задним приводом получила индекс 2112, и над ней с начала восьмидесятых годов активно работало несколько групп дизайнеров и конструкторов.
К моменту запуска «восьмерки» в серийное производство в преимуществах переднего привода уже мало кто сомневался, поэтому к 1985 году проект 2112 закрыли. Параллельно на заводе работали над Спутником с трехобъемным четырехдверным кузовом: макет с индексом 2110 был представлен на худсовет Минавтопрома в июле 1983 года – по сути, внешне эта машина практически повторяла серийный ВАЗ-21099, который пошел в серию аж в 1990 году. «Девяносто девятая» перестала быть ВАЗ-2110 лишь к концу 1985 года, когда её первоначальный индекс «отдали» переднеприводникам второго поколения.
Учитывая стратегический просчет по «восьмому» семейству, на сей раз запускать в серию сначала решили именно востребованный в СССР седан, а не хэтч. Однако работы над универсалом и пятидверным хэтчбеком десятого семейства велись практически одновременно. «Десятку» задумывали именно как семейство, которое впоследствии сможет заменить и «классику», и Спутник.
ВАЗ-2112 внешне чем-то напоминал новейший Audi 100 C3
Работами по новому семейству начали заниматься именно в 1985-м, сразу после закрытия «классического» проекта 2112, но в это время страну стало лихорадить. Перестройка и переход на «хозрасчетные» рельсы экономики привели к тому, что инфраструктура и промышленность (в том числе и автомобильная!) начали потихоньку разрушаться. В 1987 году государство начало урезать или вовсе сокращало финансирование заводов, что в первую очередь било именно по перспективным моделям и запуску новинок. Именно поэтому «в муках» рождалась не только «десятка», но и модели других заводов – новый Москвич, Таврия, Ода…
Поскольку запуск «десятки» в производство все время откладывался из-за банального отсутствия средств, у дизайнеров и конструкторов волей-неволей появлялась возможность доработать автомобиль и «освежить» его с учетом новых веяний. Возможно, поэтому дизайн-проект ВАЗ-2110 был принят лишь с третьего раза. Параллельно с улучшениями внешности меняли и содержание. В частности, благодаря вынужденной паузе к моменту постановки автомобиля на производство на ВАЗе был освоен впрыск топлива, без которого выход на внешние рынки в начале девяностых годов был уже просто невозможен.
Предсерийный ВАЗ-2112
Еще во время разработки нового седана на заднеприводной платформе дизайнеры уделяли много внимания аэродинамике, сглаживая формы для достижения наименьшего коэффициента лобового сопротивления Сх. Уже во время работы над «десяткой» Сх стал своеобразной идеей фикс для дизайнеров, желавших достичь показателя 0,3 всеми возможными способами. Именно поэтому при переходе от нулевой серии прототипов к сотой и особенно к двухсотой машина заметно округлилась – сглаживались переходы и линии, благодаря чему аэродинамика действительно улучшилась.
По сути, именно стремление «зализать» кузов и определило внешность «десятки», которая была лишена каких-либо выступающих элементов. Да и задние арки получились такими не случайно: «прикрыв» ими колесную нишу, дизайнерам удалось заметно улучшить распределение воздушных потоков (на макетах заднее колесо вообще прикрывал специальный щиток!). Правда, при этом силуэт получился довольно своеобразным, если не сказать тяжеловатым. Именно поэтому острословы впоследствии окрестили безымянный автомобиль десятого семейства «беременной антилопой». В грузном силуэте ВАЗ-2110 с глубоко утопленными в арки колесами и пухлыми боковинами действительно было что-то от животного в статусе будущей матери…
ВАЗ-2110 нулевой серии
С другой стороны, курс на обтекаемость заводчанами был выбран правильно, ведь именно в таком ключе был, к примеру, выполнен Автомобиль года 1983 Audi 100. Впоследствии уже серийная «десятка» чем-то неуловимо походила на другую модель Audi – «восьмидесятку», а также на Volkswagen Passat B3, и на то были свои причины. Ведь именно в момент работы над будущим ВАЗ-2110 тольяттинские дизайнеры имели возможность внимательно рассмотреть предсерийные немецкие автомобили на Дмитровском полигоне, где «немцы» в 1986 году проходили зимние испытания.
Очевидно, что внешность новейших разработок VW и Audi заметно повлияла на образ «десятки». Как и «восьмидесятка», ВАЗ-2110 получил бочкообразный кузов с мягкими линиями и плавными переходами от объема к объему. Общей «зализанности» способствовали и вклеенные стекла, которые впервые на серийном автомобиле в СНГ появились именно на «десятке».
Левая сторона прототипа по решению кормы очень схожа с… мерседесовской!
Впрочем, во время работы над проектом 2110 вазовские дизайнеры даже сумели «изобрести свой велосипед»: на макете серии 100а в задней части появилось очень любопытное решение – задние фонари с выходом на багажник. Впоследствии именно так было сделано на Mercedes W202, который пошел в серию почти десятилетие спустя!
Еще одно необычное решение на прототипах того периода – форточки в дверях, которые кто-то метко окрестил «стограммовками». Они появились вследствие того, что боковые стёкла опустить было невозможно, поскольку в угоду аэродинамике они имели сферическую поверхость. Форточки-стограммовки держались на прототипах достаточно долго, вплоть до запуска «десятки» в производство, но из-за нетехнологичности пришлось вернуться к более традиционной конструкции с гнутыми стеклами и рамочными дверями. Удивительно, что два года спустя, в 1991-м, такое решение появилось на серийном (!) автомобиле Subaru SVX!
Поскольку по объективным причинам «антилопа все не рожала», изображения пластилиновых макетов просочились в прессу, причем не только советскую. Некоторые западные комментаторы по поводу внешности будущей «десятки» в 1990 году ехидно язвили – дескать, это больше похоже на испорченное изделие кузовного ателье Zagato, чем на советский автомобиль собственной разработки.
Справедливости ради следует признать, что «десятка», особенно в районе нижней части дверей, действительно производит впечатление чуть сырого, не доведенного до конца продукта. Да и задняя оптика смотрится странновато – такое впечатление, что её половинки взяты от разных машин, а еще ситуацию усугубляли маленькие тринадцатидюймовые колеса с дисками от «восьмерки», которые совершенно не подходили по дизайну «десятке».
Впрочем, на все это есть объективные причины – «роды» вышли длительными и довольно тяжелыми. Возможно, повлияло на окончательную внешность автомобиля и то, что его дизайнер Владимир Ярцев к тому времени уже эмигрировал из СССР, поэтому доводкой экстерьера занимались другие люди.
Интерьер потребовал столько же усилий, сколько и внешность
Тем не менее, когда новую модель продемонстрировали сначала в 1993 году в Московском Манеже, а затем годом позже на Парижском автосалоне, публика отреагировала на премьеру довольно активно. Ведь «десятка» по меркам того времени выглядела современно и разительно контрастировала с уже приевшимся силуэтом угловатого «зубила».
Такой логотип появился именно на ВАЗ-2110
Спустя почти двадцать лет с момента начала выпуска к автомобилям десятого семейства относятся более благосклонно – как говорится, время лечит. Свою задачу ВАЗ-2110 выполнил, став к тому же основой для модели «Приора», на которой дизайнеры и конструкторы смогли исправить многое из того, что на «десятке» по разным причинам так, как хотелось, в своё время сделать не удалось.
www.kolesa.ru
Уникальный образец автопрома был обнаружен в российской глубинке. На первый взгляд кажется, что это серийный ВАЗ-2110, чье производство началось в 1996 году. Однако судя по VIN- номеру и маркировке на стеклах, данная машина была произведена в 1990 году.
Автомобиль находится в очень плачевном состоянии, но при этом он является предметом интереса со стороны коллекционеров. Ведь данный экземпляр — настоящая «машина времени», выпущенная на 5-6 лет раньше, чем основная масса серийных образцов «десятки».
Его отличают затемненные рамки дверей, оригинальный «обломанный» лючок бензобака и нестандартные форточки. Номер кузова автомобиля — 24, при том, что серийная маркировка начиналась примерно с 50.
Пользователи отмечают и некоторые другие особенности, свидетельствующие о советском прошлом данного «опытного образца». Отмечается, что прототипы ВАЗ-2110 выпускались еще в 1985 году, а уже в 1990 они проходили полноценные ходовые испытания.
Впрочем, некоторые сомневаются в подлинности номеров кузова и маркировки либо допускают, что это один из списанных экземпляров, предназначавшийся для испытаний. В любом случае, даже если это не «посланник из прошлого», то наверняка один из первых и предсерийных экземпляров.
chert-poberi.ru
Разработки первого ВАЗ-2110 начались в 1983 году, хотя в последствие машина считалась прототипом 1985 года. До этого индекс 2110 предполагалось отдать новой разработке из модельного ряда «Самара». 110-й должна была стать модель ВАЗ-21099, но в последний момент руководство завода передумало. И этот индекс получила новая разработка – заднеприводной седан, о котором и пойдет речь.
Экстерьер нового автомобиля уже стал более плавным, но все же на таким бочкообразным, как серийная 110, созданная почти десятилетием позже – в 1991 году. Ее серийное производство из-за различных проблем экономического и политического характера началось лишь в 1996 году.
Об этом опытном образце мало, что известно. Ни его технические характеристики, ни используемые в автомобиле агрегаты в анналах истории я не нашел. Но, что подобная разработка имела место – неоспоримый факт, о чем свидетельствуют сохранившиеся архивные фотографии.
Известно также, что было два варианта кузова, отличавшихся решеткой радиатора и эргономикой фар, как передних, так и задних.
Первый опытный образец ВАЗ-2110 сошел со «сборочной» конструкторского бюро ВАЗа в 1985 году. Видимо поэтому его и назвали прототипом 1985 года. Незамысловатый дизайн, тем не менее, был уже намеком на современный дизайн и ознаменовал постепенный отход завода от угловатых квадратных и прямоугольных конструкций.
Доподлинно известно, что было создано еще два автомобиля с индексом 2110, до того как появился прототип «сто десятой» уже в современном виде. Одна машина была создана в 1986 году, а спустя некоторое время и еще одна.
Вот такая вот история.
unique-autos.ru
Вообще изначально индекс 2110 должен был принадлежать седану семейства «самара», который в последствие назвали 21099, а индекс 2110 решили уже отдать автомобилю нового семейства.
Внимание! В посте тяжелые картинки! =)
В 1985 увидел свет первый прототип «десятки» серии 0.
1985 год. Макет и ходовой образец серии «0».
1986 год. Серия 100 уже имела имя Афалина (черноморский дельфин).
1987 год. Серия 200. Что особенно примечательно. Так это обоквые иллюминаторы вместо полноценных опускных стекол. Довольно таки оригинально не правда ли? =)
На треке в Германии
Прототип 200 серии ВАЗ 2110
Видимо чудом уцелевший прототип серии 200. Интересно кто его хозяин? )
Развитие универсала 2111
Серия 100а. 1987 год. Ручки боковых дверей в стойках, выше подоконника, вертикальные задние фонари.
Дальнейший поиск формы задка.
Ручки вернулись на свое место. Что особенно примечательно — шильдик Lada 1.7 на пятой двери.
Вариант серии 200. Еще со стеклами-«стограммовками»
Серия 300. От «стограммовок» отказались, но на передних дверях еще есть «глухой» треугольник. Стекла были сферическими, плюс еще изготовлены по обходу и на прототипах были очень выпуклыми. Похожи на иллюминаторы.
2112
Серия 100.
Серия 100а.
Поиск формы задка.
Ну и наконец:
Старт производства, всем известной ВАЗ 2110 которую, мы наблюдаем на дорогах страны, был в 1991 году. Ну как знаете в России все всегда делается через одно место, а тут еще путчи и прочие события в стране… в итоге машину «родили» в 1995 году (!).
Любой владелец ВАЗ 2110 может отметить в своем календаре 27 июня — как рождение, своей любимицы. Именно в этот день, с конвейера сошли первые товарные (пилотные) автомобили, описывать …. не охота. Они рассыпались на ходу… Все болезни лечили по ходу…. Но в итоге, не вышло…. Даже до снятия модели с пр-ва в прошлом году. Начиная от коробки передач, которая рассыпалась уже на заводе, заканчивая отваливающимся болтами и саморезами по пути в автосалон. Завод лечил болезни, но уж очень долго… за 12 лет — так машина и не стала образцом надежности.
UPD: Добавил фотки 2110 с шильдиком Chevrolet. Вероятно экспортировать их собирались туда. Буду очень признателен если знатоки номерных знаков расшифруют номер со столь некачественной фотографии.
UPD2: Комментарии от Ильдара касательно шильдика Chevrolet
Во время работ по впрыску, которые проходили в сотрудничестве с GM в США, необходимость камуфляжа все же была. На ВАЗе не успели что-то придумать до отгрузки машин в США, поэтому обратились к джиэмовцам с просьбой несколько изменить внешность и скрыть принадлежность машин к ВАЗу. А те, не долго думая, сняли наши эмблемы и… поставили на две машины свои Chevrolet и Pontiac. А на третий автомобиль четыре кольца Audi! Наши представители естественно усомнились в правомерности использования эмблемы Audi. Решение было найдено быстро — добавили пятое кольцо.
Рекламный проспект вазовской «десятки»:
Похожие записи:
ВАЗ 21106 «Желтая акула»
Переходная модель 2110
Применяемость орнаментов автомобилей семейства 2110
Греческая «десятка» Lada Aquarius 110
Lada Bohemia 1500
unique-autos.ru
ВАЗ 2110 -от концепта до серийного производства | [Oct. 7th, 2010|08:19 pm] keenosh |
ВАЗ 2110 (серия 0) Прототип ‘1985ВАЗ 2110 (серия 300) Прототип ‘1990ВАЗ 2110 Предсерийный ‘1993–95Базовая модель семейства 2110. Впервые продемонстрирована в начале 1993 года в Московском Манеже. В следующем, 1994 году, на Парижском автосалоне АвтоВАЗ показал 2110 в качестве прототипа серийной машины, выпуск которой планировался на следующий, 1995 год. В течение последующих трех лет, до 1996-го, этот автомобиль строили в ОПП АвтоВАЗ в минимальном количестве для отработки различных решений для будущего серийного производства. Наиболее заметными внешними отличиями самых ранних моделей 2110 являются нерельефные передний и задний бамперы, черная окраска порогов и дверных рамок. Lada 110 (2110) ‘06.1995–07.2007Lada 110-06 «Желтая Акула» (2110-06) ‘1996ВАЗ 21107 «Ралли» ‘1997–????Lada 1106 GTI 2.0 16V (21106) ‘1997–2007Lada Aquarius 110 ‘1998–2007Lada 110 Aquarius — под таким именем греческий импортер Lada Hellas продавал седан 110. Покупателям предлагалось на выбор две версии: восьмиклапанная и шестнадцатиклапанная. Абсолютно все комплектации Aquarius в стандарте имели центральный замок, некото |
motorsmarine.ru
1 день 18 часов Последний визит:
2010-06-09 10:04:46
Сегодняшний пост посвящаю Волжскому Автомобильному Заводу.
Прототипы ВАЗа. Часть 1.
ВАЗ Э1101 Опытный ‘1970
ВАЗ «Крокодил» Опытный (Э2121) ‘1972
Первый опытный образец будущей серийной «Нивы» ВАЗ 2121. Произведены 2 единицы.
ВАЗ 2103 «Универсал» Опытный ‘1976
В ходе работы над моделью 2103, представлявшей собой люкс модификацию ВАЗ 2101, конструкторами ФИАТ к рассмотрению была так же предложена версия «люкс-универсала». Однако руководством ВАЗа этот вариант был отвергнут. К этой идее на заводе вернулись только через несколько лет. Так в 1976 году по указанию технической дирекции на конвейере ВАЗа были изготовлены и собраны три автомобиля ВАЗ 2103 «универсал». Целью была проверка этих автомобилей на соответствие европейским требованиям, а в перспективе и поставка за рубеж. Из трёх собранных автомобилей один был передан на «АвтоВАЗтехобслуживание», второй отдан на Дмитровский автополигон, а третий образец оказался в Центре стиля УГК ВАЗ. В серийное производство эта модель так и не пошла.
ВАЗ 2105 «Жигули» Опытный ‘1976
ВАЗ Э2122 ‘1976
В 1976 году в рамках проекта создания плавающей Нивы были изготовлены первые два опытных образца с индексом Э2122.
ВАЗ-Porsche 2103 Прототип ‘1976
Компания Porsche начала свое сотрудничество с ВАЗом еще с 1970-х годов. В 1976 году немецкие конструкторы предложили свой вариант модернизации автомобиля ВАЗ 2103. С машины убрали весь хром, включая молдинги и металлические хромированные бампера, заменив последние пластиковыми, в цвет кузова. Но модерновый стиль этого прототипа не был принят: к этому времени уже был готов собственный проект ВАЗ 2106, оказавшийся проще и дешевле в освоении.
ВАЗ 4Э-1101 «Ладога» ‘1977
ВАЗ 2Э2122 ‘1978
Образец второй серии 2Э2122, дальнейшее развитие Э2122. От первых образцов их отличал огромный передний воздухозаборник, форточки в дверях, большие боковые зеркала от КамАЗа (позже упразднены). Весь 1979 год машина проходила доводочные испытания.
ВАЗ 2802-01 «Пони» Опытный ‘1980
Электромобиль, бортовой грузовик с одноместной кабиной. Дизайнер А.Дегтярёв, ведущий конструктор С.Докучаев. На этом автомобиле впервые применено удачное решение: алюминиевый сплав в конструкции кабины, рамы и бортовой платформы. Это позволило значительно снизить вес электромобиля и увеличить его полезную нагрузку. Однако машина имела существенный недостаток, заключавшийся в неправильном распределении масс по осям. Задняя ось была сильно недогруженной, по этой причине сцепного веса (в частности, на траве) не хватало даже для трогания с места.
ВАЗ 2802-02 «Пони» Опытный ‘1980
Экспериментальный электрофургон вагонной компоновки с пластмассовым кузовом. Дизайнер — В.Пашко, ведущий конструктор — М.Маркиев.
ВАЗ 3Э2122 ‘1982
Образец третьей серии отличался полностью измененной конструкцией — от кузова до колес. Он стал более компактным, в габаритах приблизясь к ВАЗ 2121.
ВАЗ 2702 «Пони» Опытный ‘1982–86
vz-time24.com