Часто основной причиной неисправности в электронной системе управления транспортным средством — являются механические повреждения шины CAN или выход из строя блоков управления, висящих на шине CAN.
Подробнее о шине CAN можете прочитать здесь
Ниже в статье приведены способы диагностики шины CAN при различных неисправностях. В качестве примера показана типичная схема CAN шины на тракторе Valtra T ‘ серии.
Условные обозначения:
Измерения шины CAN BUS
— Оконечные резисторы 120 Ом (Иногда эти резисторы называют терминаторы) внутри блока управления EC и резистор, расположенный рядом с блоком TC1
— Если на дисплее (на боковой стойке) отображается код неисправности, имеющий отношение к шине CAN, то это означает неисправность проводки шины CAN или блока управления.
Система может автоматически сообщить, какой из блоков управления не может получать информацию (мониторы блоков управления передают информацию друг другу).
— Если дисплей мигает или сообщение шины CAN не может быть передано через шину, то для обнаружения места повреждения проводки шины CAN (или неисправного блока управления) можно использовать мультиметр.
Шина CAN не имеет физических повреждений
— Если сопротивление между проводами Hi (Высокое) и Lo (Низкое) шины CAN (в любой точке) примерно равно 60 Ом, то шина CAN не имеет физических повреждений.
— Блоки управления EC и TC1 исправны, так как оконечные резисторы (120 Ом) расположены в блоке EC и рядом с блоком TC1.
— Блок управления TC2 и приборная панель ICL также не повреждены, поскольку шина CAN проходит через эти блоки.
Шина CAN повреждена
— Если сопротивление между проводами Hi и Lo шины CAN (в любой точке) примерно равно 120 Ом, то проводка шины CAN повреждена (один или оба провода).
Шина CAN имеет физические повреждения
Если шина CAN повреждена, следует определить место повреждения.
— Сначала замеряется сопротивление провода CAN-Lo, например, между блоками управления EC и TC2.
-Таким образом, измерения должны быть выполнены между разъемами Lo-Lo или Hi-Hi. Если сопротивление примерно равно 0 Ом, то провод между измеряемыми точками не поврежден.
— Если сопротивление примерно равно 240 Ом, то между измеряемыми точками шина повреждена. На рисунке показано повреждение провода CAN-Lo между блоком управления TC1 и приборной панелью ICL.
Короткое замыкание в шине CAN
— Если сопротивление между проводами CAN-Hi и CAN-Lo примерно равно 0 Ом, то в шине CAN произошло короткое замыкание.
— Отсоедините один из блоков управления и измерьте сопротивление между контактами разъемов CAN-Hi и CAN-Lo на блоке управления. Если устройство исправно, установите его на место.
— Затем отсоедините следующее устройство, выполните измерения. Действуйте таким образом до тех пор, пока не будет обнаружено неисправное устройство. Блок неисправен, если сопротивление примерно равно 0 Ом.
— Если все блоки проверены, а измерения по-прежнему сигнализируют о коротком замыкании, это означает неисправность проводки шины CAN. Чтобы найти место повреждения проводов, их следует проверить визуально.
Измерение напряжения шины CAN
— Включите питание и измерьте напряжение между проводами CAN-Hi, CAN-Lo и проводом заземления.
— Напряжение должно находиться в диапазоне 2,4 — 2,7 В.
catterbet.com
G97-1 (CANH) — G97-11 (CANL) | Провод отсоединен от отрицательного (-) вывода аккумуляторной батареи | 1 МОм или более | DLC3 |
G97-2 (CANH) — G97-12 (CANL) | Провод отсоединен от отрицательного (-) вывода аккумуляторной батареи | 200 Ом или более | Датчик положения рулевого колеса |
G97-3 (CANH) — G97-13 (CANL) | Провод отсоединен от отрицательного (-) вывода аккумуляторной батареи | 108 — 132 Ом | ECM |
G97-4 (CANH) — G97-14 (CANL) | Провод отсоединен от отрицательного (-) вывода аккумуляторной батареи | 200 Ом или более | Главный ЭБУ кузова (бортовой ЭБУ сети мультиплексной связи) |
G97-5 (CANH) — G97-15 (CANL) | Провод отсоединен от отрицательного (-) вывода аккумуляторной батареи | 200 Ом или более | ЭБУ системы SRS в сборе |
G97-6 (CANH) — G97-16 (CANL) | Провод отсоединен от отрицательного (-) вывода аккумуляторной батареи | 200 Ом или более | ЭБУ стояночного тормоза в сборе |
G97-7 (CANH) — G97-17 (CANL) | Провод отсоединен от отрицательного (-) вывода аккумуляторной батареи | 200 Ом или более | ЭБУ системы противоскольжения (блок управления рабочими цилиндрами тормозов в сборе) |
G97-8 (CANH) — G97-18 (CANL) | Провод отсоединен от отрицательного (-) вывода аккумуляторной батареи | 1 МОм или более | Разъем распределительного блока шины CAN № 4 |
G97-9 (CANH) — G97-19 (CANL) | Провод отсоединен от отрицательного (-) вывода аккумуляторной батареи | 200 Ом или более | Приемник системы навигации в сборе*1 |
G97-9 (CANH) — G97-19 (CANL) | Провод отсоединен от отрицательного (-) вывода аккумуляторной батареи | 200 Ом или более | Радиоприемник с дисплеем в сборе*2 |
G97-10 (CANH) — G97-20 (CANL) | Провод отсоединен от отрицательного (-) вывода аккумуляторной батареи | 200 Ом или более | ЭБУ рулевого управления с усилителем |
ПРОВЕРЬТЕ ЛИНИИ ШИНЫ CAN НА КОРОТКОЕ ЗАМЫКАНИЕ (ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ ШИНА DLC3)
Отсоедините разъем (J94) вспомогательной шины DLC3 со стороны A правого разъема распределительного блока шины CAN (с контактом заземления).
Note
Перед отсоединением разъема сделайте пометку, где он подключен.
Подсоедините разъем на место.
Измерьте сопротивление в соответствии со значениями, приведенными в таблице ниже.
Номинальное сопротивление | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
|
NG | ОТРЕМОНТИРУЙТЕ ИЛИ ЗАМЕНИТЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНУЮ ШИНУ ИЛИ РАЗЪЕМ DLC3 |
OK |
ПОДСОЕДИНИТЕ РАЗЪЕМ
Подсоедините разъем (J94) вспомогательной шины DLC3 со стороны A правого разъема распределительного блока шины CAN (с контактом заземления).
ДАЛЕЕ |
ПРОВЕРЬТЕ ЛИНИИ ШИНЫ CAN НА КОРОТКОЕ ЗАМЫКАНИЕ (ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ ШИНА)
Подсоедините щупы омметра к контактам 6 (CANH) и 14 (CANL) разъема DLC3.
Измеряя сопротивление с помощью измерительного прибора, поочередно отсоедините разъемы J1, J3, J4, J8 и J5 от левого или правого распределительных блоков шины CAN, пока сопротивление не окажется в пределах нормы (54 — 69 Ом).
Tech Tips
Отсоедините разъемы вспомогательных шин, отличных от шины DLC3.
Сторона A левого разъема распределительного блока шины CAN (с контактом заземления) | Код | Цвет (со стороны CANH) | Цвет (со стороны CANL) |
---|---|---|---|
ЭБУ рулевого управления с усилителем | J1 | P | W |
ECM | J2 | B | W |
ЭБУ ремней безопасности | J3 | В | W |
Центральный блок управления системы SRS | J4 | R | W |
Сторона В левого разъема распределительного блока шины CAN (без контакта заземления) | Код | Цвет (со стороны CANH) | Цвет (со стороны CANL) |
---|---|---|---|
Датчик рысканья | J5 | P | W |
Главная шина CAN (шина, соединяющая левый и правый разъемы распределительного блока шины CAN) | J7 | B | W |
ЭБУ системы помощи при парковке | J8 | L | W |
Сторона A правого разъема распределительного блока шины CAN (с контактом заземления) | Код | Цвет (со стороны CANH) | Цвет (со стороны CANL) |
---|---|---|---|
Главная шина CAN (шина, соединяющая правый и левый разъемы распределительного блока шины CAN) | J81 | B | W |
Датчик угла поворота рулевого колеса | J82 | P | W |
DLC3 | J94 | G | W |
ЭБУ системы противоскольжения (блок управления рабочими цилиндрами тормозов в сборе) | J129 | R | W |
Сторона В правого разъема распределительного блока шины CAN (без контакта заземления) | Код | Цвет (со стороны CANH) | Цвет (со стороны CANL) |
---|---|---|---|
ЭБУ сетевого шлюза | J84 | B | W |
ЭБУ контроля дистанции | J97 | GR | W |
ЭБУ системы навигации (дисплей модуля системы навигации и индикации) | J116 | SB | W |
Note
Не подсоединяйте и не отсоединяйте разъемы до тех пор, пока данная проверка не будет завершена, так как это может привести к короткому замыканию 2 или более вспомогательных шин.
Результат | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
|
При коротком замыкании в одной или нескольких вспомогательных шинах:
Подсоедините все разъемы к разъему распределительного блока шины CAN, за исключением того разъема, который был отсоединен последним (шина с коротким замыканием). Убедитесь, что сопротивление, отображенное на портативном диагностическом приборе, соответствует норме (54 — 69 Ом), чтобы подтвердить наличие короткого замыкания только в одной вспомогательной шине.
Tech Tips
Разъемы, подсоединенные к распределительному блоку CAN, можно различать по цвету шин и форме самих разъемов.
Подсоединение разъемов к ненадлежащим местам разъема распределительного блока шины CAN не влияет на работу системы. Однако, желательно подсоединять разъемы к надлежащим местам, чтобы не повредить проводку, например, в результате натяжения жгутов, а также облегчить последующие обслуживание.
B | ПОДСОЕДИНИТЕ РАЗЪЕМ Click here |
А |
ПРОВЕРЬТЕ ЛИНИИ ШИНЫ CAN НА КОРОТКОЕ ЗАМЫКАНИЕ (ГЛАВНАЯ ШИНА ЭБУ СЕТЕВОГО ШЛЮЗА)
Отсоедините разъем (J84) главной шины ЭБУ сетевого шлюза со стороны В правого разъема распределительного блока шины CAN (без контакта заземления).
Note
Перед отсоединением разъема сделайте пометку, где он подключен.
Подсоедините разъем на место.
Измерьте сопротивление в соответствии со значениями, приведенными в таблице ниже.
Номинальное сопротивление | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
|
Результат | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
|
B | ПОДСОЕДИНИТЕ РАЗЪЕМ Click here |
А |
ПРОВЕРЬТЕ ЛИНИИ ШИНЫ CAN НА КОРОТКОЕ ЗАМЫКАНИЕ (ГЛАВНАЯ ШИНА ЭБУ ECM)
Отсоедините разъем (J2) главной шины ЕСМ со стороны А левого разъема распределительного блока шины CAN (с контактом заземления).
Note
Перед отсоединением разъема сделайте пометку, где он подключен.
Подсоедините разъем на место.
Измерьте сопротивление в соответствии со значениями, приведенными в таблице ниже.
Номинальное сопротивление | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
|
Tech Tips
Измерьте сопротивление при отсоединенном разъеме (J84) главной шины ЭБУ сетевого шлюза.
Результат | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
|
B | ПОДСОЕДИНИТЕ РАЗЪЕМ Click here |
А |
ПРОВЕРЬТЕ ПРАВЫЙ РАЗЪЕМ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО БЛОКА ШИНЫ CAN
Отсоедините разъем (J81) главной шины CAN со стороны А правого разъема распределительного блока шины CAN (с контактом заземления).
Note
Перед отсоединением разъема сделайте пометку, где он подключен.
Подсоедините разъем на место.
Измерьте сопротивление в соответствии со значениями, приведенными в таблице ниже.
Номинальное сопротивление | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
|
NG | ЗАМЕНИТЕ ПРАВЫЙ РАЗЪЕМ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО БЛОКА ШИНЫ CAN |
OK |
ПОДСОЕДИНИТЕ РАЗЪЕМ
Подсоедините разъем (J81) главной шины CAN со стороны А правого разъема распределительного блока шины CAN (с контактом заземления).
ДАЛЕЕ |
ПРОВЕРЬТЕ ЛЕВЫЙ РАЗЪЕМ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО БЛОКА ШИНЫ CAN
Отсоедините разъем (J7) главной шины CAN со стороны В левого разъема распределительного блока шины CAN (без контакта заземления).
Note
Перед отсоединением разъема сделайте пометку, где он подключен.
Подсоедините разъем на место.
Измерьте сопротивление в соответствии со значениями, приведенными в таблице ниже.
Номинальное сопротивление | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
|
NG | ОТРЕМОНТИРУЙТЕ ИЛИ ЗАМЕНИТЕ ГЛАВНУЮ ШИНУ CAN (ЛЕВЫЙ РАЗЪЕМ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО БЛОКА ШИНЫ CAN – ПРАВЫЙ РАЗЪЕМ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО БЛОКА ШИНЫ CAN) |
OK |
ЗАМЕНИТЕ ЛЕВЫЙ РАЗЪЕМ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО БЛОКА ШИНЫ CAN
ПОДСОЕДИНИТЕ РАЗЪЕМ
Подсоедините разъем замкнутой накоротко вспомогательной шины к разъему распределительного блока шины CAN (разъем, при отсоединении которого сопротивление шины стало нормальным (54 – 69 Ом)).
ДАЛЕЕ |
ПРОВЕРЬТЕ ЛИНИИ ШИНЫ CAN НА КОРОТКОЕ ЗАМЫКАНИЕ
Отсоедините разъем, содержащий контакты CANH и CANL, от ЭБУ (или датчика), к которому подсоединена замкнутая накоротко вспомогательная шина (см. стр. Click here).
Измерьте сопротивление в соответствии со значениями, приведенными в таблице ниже.
Номинальное сопротивление | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
|
Tech Tips
Если при отсоединении разъема от ЭБУ (или датчика) сопротивление стало нормальным (54–69 Ом), возможно короткое замыкание в ЭБУ (или датчике).
NG | ОТРЕМОНТИРУЙТЕ ИЛИ ЗАМЕНИТЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНУЮ ШИНУ ИЛИ РАЗЪЕМ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ЭБУ ИЛИ ДАТЧИКА |
OK |
ЗАМЕНИТЕ СООТВЕТСТВУЮЩИЙ ЭБУ ИЛИ ДАТЧИК
ПОДСОЕДИНИТЕ РАЗЪЕМ
Подсоедините разъем (J84) главной шины ЭБУ сетевого шлюза со стороны В правого разъема распределительного блока шины CAN (без контакта заземления).
ДАЛЕЕ |
ПРОВЕРЬТЕ ЛИНИИ ШИНЫ CAN НА КОРОТКОЕ ЗАМЫКАНИЕ (ЭБУ СЕТЕВОГО ШЛЮЗА)
Отсоедините разъем (J76) ЭБУ сетевого шлюза.
Измерьте сопротивление в соответствии со значениями, приведенными в таблице ниже.
Номинальное сопротивление | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
|
Tech Tips
Если при отсоединении разъема сопротивление стало нормальным (108–132 Ом), возможно короткое замыкание в ЭБУ сетевого шлюза.
NG | ОТРЕМОНТИРУЙТЕ ИЛИ ЗАМЕНИТЕ ГЛАВНУЮ ШИНУ CAN (ГЛАВНАЯ ШИНА ЭБУ СЕТЕВОГО ШЛЮЗА) |
OK |
ЗАМЕНИТЕ ЭБУ СЕТЕВОГО ШЛЮЗА Click here
ПОДСОЕДИНИТЕ РАЗЪЕМ
Подсоедините разъем (J2) главной шины ЕСМ со стороны А левого разъема распределительного блока шины CAN (с контактом заземления).
ДАЛЕЕ |
ПРОВЕРЬТЕ ЛИНИИ ШИНЫ CAN НА КОРОТКОЕ ЗАМЫКАНИЕ (ECM)
Отсоедините разъем A6 ECM.
Измерьте сопротивление в соответствии со значениями, приведенными в таблице ниже.
Номинальное сопротивление | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
|
Tech Tips
Измерьте сопротивление при отсоединенном разъеме (J84) главной шины ЭБУ сетевого шлюза.
Если при отсоединении разъема сопротивление составило 1 МОм или более, возможно короткое замыкание в ECM.
NG | ОТРЕМОНТИРУЙТЕ ИЛИ ЗАМЕНИТЕ ГЛАВНУЮ ШИНУ CAN (ГЛАВНАЯ ШИНА ECM) |
OK |
zatonevkredit.ru
Главное меню:
autogeriko.com
Именно так выглядит ( в основном) та самая «шина CAN», с которой в последнее время нам придется сталкиваться все чаще и чаще:
фото 1
Это обыкновенный двухпроводной кабель получивший название Twisted Pair.
На приведенном фото 1 показаны провода CAN High и CAN Low силового агрегата.
По этим проводам производится обмен данными между блоками управления, они могут нести информацию о скорости автомобиля, скорости вращения коленчатого вала, угле опережения зажигания и так далее.
Обратите внимание, что один из проводов дополнительно помечен черной полоской. Именно таким образом отмечается и визуально определяется провод CAN High (оранжево-черный).
Цвет провода CAN-Low — оранжево-коричневый.
За основной цвет шины CAN принят оранжевый цвет.
На рисунках и чертежах принято изображать цвета проводов шины CAN другими цветами, а именно:
фото 2
CAN-High — желтым цветом
CAN-Low — зеленым цветом
Всего существует несколько разновидностей шин CAN, определяемых выполняемыми ими функциями:
Шина CAN силового агрегата (быстрый канал).
Она позволяет передавать информацию со скоростью) 500 кбит/с и служит для связи между блоками управления (двигатель — трансмиссия)
Шина CAN системы «Комфорт» (медленный канал).
Она позволяет передавать информацию со скоростью 100 кбит/с и служит для связи между блоками управления, входящими в систему «Комфорт».
Шина данных CAN информационно-командной системы (медленный канал), позволяющая передавать данные со скоростью 100 kBit/s. Обеспечивает связь между различными обслуживающими системами ( например, телефонной и навигационной системами).
Новые модели автомобилей все более становятся похожими на самолеты — по количеству заявленных функций для безопасности, комфорта и экологичности. Блоков управления становится все больше и больше и «тянуть» от каждого грозди проводов — нереально.
Поэтому кроме шины CAN уже существуют другие шины, получившие названия:
– шина LIN (однопроводная шина)
– шина MOST (оптоволоконная шина)
– беспроводная шина Bluetooth
Но не будем «расплываться мыслью по древу», заострим наше внимание пока что на одной конкретной шине: CAN ( по взглядам корпорации BOSCH).
На примере шины CAN силового агрегата можно посмотреть форму сигнала:
фото 3
Когда на High шине CAN доминантное состояние, то напряжение проводе повышается до 3.5 вольт.
В рецессивном состоянии напряжение на обоих проводах равняется 2.5 вольта.
Когда на проводе Low доминантное состояние, то напряжение падает до 1.5 вольта.
(«Доминанта» — явление, доминирующее, главенствующее или господствующее в какой-либо сфере,- из словарей).
Для повышения надежности передачи данных, в шине CAN применяется дифференциальный способ передачи сигналов по двум проводам, имеющим название Twisted Pair. А провода, которые образуют эту пару, называются CAN High и CAN Low.
В исходном состоянии шины на обоих проводах поддерживается постоянное напряжение на определенном (базовом) уровне. Для шины CAN силового агрегата оно приблизительно равняется 2.5 вольта.
Такое исходное состояние называется «состоянием покоя» или «рецессивом».
Каким образом передаются и преобразуются сигналы по CAN шине?
Каждый из блоков управления подсоединен к CAN шине посредством отдельного устройства под названием трансивер, в котором имеется приемник сигналов, представляющий собой дифференциальный усилитель, установленный на входе сигналов:
фото 4
Поступающие по проводам High и Low сигналы, поступают в дифференциальный усилитель, обрабатываются и поступают на вход блока управления.
Эти сигналы представляют собою напряжение на выходе дифференциального усилителя.
Дифференциальный усилитель формирует это выходное напряжение как разность между напряжениями на проводах High и Low шины CAN.
Таким образом исключается влияние величины базового напряжения (у шины CAN силового агрегата оно равно 2,5 В) или какого либо напряжения, вызванного, например, внешними помехами.
Кстати, насчет помех. Как говорят, «шина CAN довольно устойчива к помехам, поэтому она нашла такое широкое применение».
Попробуем разобраться с этим.
Провода шины CAN силового агрегата расположены в моторном отсеке и на них могут воздействовать помехи различного порядка, например, помехи от системы зажигания.
Так как шина CAN состоит из двух проводов, которые перекручены между собой, то помеха одновременно воздействует на два провода:
фото 5
Из вышеприведенного рисунка видно, что происходит далее: в дифференциальном усилителе напряжение на проводе Low (1,5 В – «Pp») вычитается из напряжения
на проводе High (3,5 В – «Pp») и в обработанном сигнале помеха отсутствует ( «Pp» — помеха).
Примечание: По наличию времени статья может иметь продолжение — много еще остается «за кадром».
Кучер В.П.
© Легион-Автодата
Вас также может заинтересовать:
Шина CAN — это страшно?
Шина CAN системы «Комфорт»
Шина данных CAN — небольшая заметка по устройству
autodata.ru
Максимальные напряжения — это самое высокое среднее напряжение с последней холодной загрузки.
Примечание. Холодная загрузка выполняется после того, как дисплей выключен в течение 24 часов или после отсоединения некоммутируемого питания от дисплея.
Максимальное напряжение линий CAN High и CAN Low обычно должны находиться в пределах от 1,7 до 3,3 В. Измерение напряжения усредняется каждую секунду.
Поскольку мультиметры обычно показывают среднее напряжение, не сравнивайте показания мультиметра с этими значениями.
Напряжение линии CAN High
Это значение обычно должно находиться в пределах от 2,5 до 3,5 В. При измерении на работающей машине оно обычно находится в диапазоне от 2,7 до 3,3 В.
Напряжение линии CAN Low
Это значение обычно должно находиться в пределах от 1,5 до 2,5 В. При измерении на работающей машине оно обычно находится в диапазоне от 1,7 до 2,3 В.
Если напряжения выходят за пределы указанных диапазонов, измерьте сопротивление между линиями CAN High и CAN Low с помощью мультиметра.
Сопротивление:
60 Ом |
Оба согласующих резистора работают должным образом. |
120 Ом |
Один согласующий резистор на шине CAN не работает должным образом. |
0 Ом или не определено |
Оба согласующих резистора на шине CAN не работают должным образом. |
Вследствие быстрого изменения напряжения мультиметр не будет показывать ни постоянного, ни точного напряжения на линиях CAN High и CAN Low. Чтобы увидеть точные изменения в шине CAN, необходимо использовать осциллограф.
www.deere.com
В современных машинах используются электронные блоки управления (ЭБУ, ECU — Electronic Control Unit) для контроля и управления различными системами машины, такими как гидравликой, коробкой передач и двигателем.
Аналогично тому, как компьютеры могут быть соединены в одну сеть, блоки управления в машине тоже можно объединить.
Преимущества сетевого соединения:
Например, ЭБУ двигателя может обмениваться с другими ЭБУ машины по системе сети CAN.
Система CAN:Controller Area Network — сеть контроллеров. CAN разработан компанией Robert Bosch GmbH в середине 1980-х и в настоящее время получил широкое применение в автомобильной, авиационной, тракторостроительной и других видах промышленности.
Электронная система связи CAN, которая объединяет все блоки управления машиной в сеть с общим кабелем(шиной) и состоящая из одной пары проводов, называется шиной CAN. Закодированные данные посылаются от блоков управления на шину CAN.
Рисунок — CAN шина из 4-х блоков управления.
Выше показана шина CAN, состоящая из 4-х блоков управления. На концах общего кабеля (шины) устанавливается согласующие сопротивления (терминаторы, резисторы) Обычно сопротивление каждого резистора составляет 120 Ом. Применение согласующих резисторов на концах системы позволяет избежать отражение сигнала в конце линии тем самым обеспечивая нормальную работу всей CAN сети.
Передача сигналов в шине CAN осуществляется посредством двух скрученных между собой проводов (витая пара, Twisted Pair) Применение витой пары проводов, обусловлено дифференциальной передачей данных и высокой защитой такого решения от внешних помех.
В нашем случае блок №2 отправляет один сигнал по двум витым проводам в шину CAN, причем у этого сигнала будет различное напряжение на каждом проводе витой пары. Другие блоки в сети читают сигнал и определяют какому блоку оно предназначено и какую команду нужно выполнить (Блоки №1 и №4)
Передача одного и того же сигнала на два провода (CAN High и CAN low) с разным напряжением происходит методом «дифференциальной передачи данных». В состоянии покоя напряжение на проводе CAN High и CAN low составляет 2,5 В. Такое состояние называется «рецессивное» и упрощенно соответствует значению бита «0» При переходе в активное «доминантное» состояние (такое состояние может создать любой элемент сети) напряжение на проводе CAN High будет повышаться не меньше чем на 1 В до 3,5 В, а CAN low понижаться — тоже на 1 В до 1,5В. Чтобы «понимать» разницу напряжений между CAN High и CAN low, каждый блок управления подключается к шине CAN через трансивер, где происходит преобразование разности напряжений UCAN Hi и UCAN Lo в итоговое напряжение UDIFF . Разница между CAN High и CAN low будет 2В и будет восприниматься принимающими блоками управления как значение бита, равное «1». Такая «дифференциальная передача» сигнала, исключает влияние базового напряжения 2,5 В и другие скачки напряжений из-за различных помех на работу блоков управления. Например, происходит просадка напряжения в бортовой сети на 1,5 В из-за включения мощного потребителя в сеть: UCAN Hi и UCAN Lo в состоянии покоя 2,5 -1,5 = 1 В (UDIFF = 1 — 1 = 0 — Значение бита «0») Разница , при переходе в доминантное состояние UCAN Hi = 2,5 +1 -1,5 = 2 В; UCAN Lo =2,5 -1 -1,5 = 0 В. Итого UDIFF = 2 — 0 = 2 В ( Значение бита «1»), даже такая нереальная просадка не повлияла на работу.
Рисунок — Принцип линии CAN
Так происходит передача сигналов по шине CAN. Сами эти сигналы представляют собой «кадры» (сообщения), которые принимаются всеми элементами сети CAN. Полезная информация в кадре состоит из идентификационного поля (идентификатора) длиной 11 бит (стандартный формат) или 29 бит (расширенный формат, надмножество предыдущего) и поля данных длиной от 0 до 8 байт. Идентификационное поле говрит о содержимом пакета и служит для определения приоритета при попытке одновременной передачи несколькими сетевыми узлами. Также в кадре (сообщении) помимо полезной информации содержится служебная информация. Она представлена полями проверки, полем отзыва и другим полями. В конце кадра содержится «поле конец сообщения»
В шине CAN сообщения от блоков управления должны передаваться в общую шину , то для исключения конфликтов между блоками, каждый узел перед отправкой кадра проверяет сеть на передачу доминантного бита. Устройство передающее доминантный бит считается приоритетным. Таким образом устройство будет дожидаться освобождения линии CAN. С одной стороны такой алгоритм работы повышает быстродействие, но с другой при неправильной работе одного из блоков управления возможна полная «загрузка» CAN шины и невозможность отправки сообщении другими блоками, элементами сети CAN (Линия для них будет всегда занята).
Рисунок —Структура сообщения
Напоследок пример работы:
Переключением кнопки инициируем команду блока управления №1 передачу сообщений в шину CAN. Блок №2 получает сообщение и расшифровав в сообщении что кадр пришел для него с командой включить свет. Подается бортовое напряжение на потребитель.
Рисунок —Принцип коммуникации через CAN
Вот такой принцип работы шины CAN без конкретных углублений. Также стоит отметить, что шина CAN может иметь свои особенности, зависящее от области применения и фирмы производителя. В статье я рассказал о наиболее часто встречающейся шине CAN, которую можно встретить в современных грузовых и легковых автомобилях, тракторах и разнообразной спец технике.
catterbet.com