Справка: СХТЗ 15/30 — марка колёсного трактора, выпускавшегося Сталинградским тракторным и Харьковским тракторным заводами. Всего было выпущено 390500 тракторов, их производство было свёрнуто в 1937 году. Трактор был разработан на основе конструкции одного из лучших тракторов того времени «Интернешнл Мак-Кормик Диринг 15/30», выпускавшегося американской компанией «International Harvester». Керосиновый карбюраторный двигатель мощностью 31,5 л.с. позволял трактору работать с нагрузкой в диапазоне рабочих скоростей от 3,5 до 7,4 км/ч.
6 декабря 1928 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение «О Ростовском сельмашстрое и Сталинградском тракторном заводе»: «Исходя из решения ЦК о форсировании темпа строительства колхозов и совхозов установить тип трактора «Интернационал» в 15/30 сил, вместо ранее предусмотренного 10/20 сильного, как наиболее целесообразного и экономически выгодного для работы в обобществленном секторе сельского хозяйства… Поручить ВСНХ СССР вести строительство Сталинградского завода с расчетом окончания постройки завода в конце 1931 года…»
8 мая 1929 г. торговый представитель СССР в Америке Саул Брон и американский промышленный архитектор Альберт Кан подписали контракт на проектирование и сопровождение строительства 3-х основных производственных цехов Сталинградского тракторного завода. Вспомогательные цеха были отданы для проектирования другим специалистам и фирмам: проект кузницы был поручен инженеру Смиту, литейную проектировала фирма «Франк Чейс», проект холодной штамповки осуществляли две фирмы: «Ниагара» и «Блисс», а первой и второй термических мастерских – фирма «Роквелл».
В решении Политбюро от 8 июля 1929 года в связи с «выявившимися техническими возможностями» на полгода уменьшался срок пуска завода и ставилась цель провести пуск к концу 1930 года. «Выявившиеся возможности» включали в себя заказ металлоконструкций в Америке и возможности монтировать фундамент с анкерными болтами загодя, до прибытия металлических ферм.
Сначала был забор…
Столь сжатыми сроками строительства были удивлены даже американцы. Госпромстрой (на базе которого в июне 1930-го будет сформирован Госпроектстрой под руководством «архитектора сталинской индустриализации» Альберта Кана) в заявлении, опубликованном в «Торгово-промышленной газете» 2 июня 1929 года, раскритиковал высокие темпы строительства, фактически объявив их неразумными. Заявлять такое со стороны советской строительной организации было очень опрометчивым поступком, и вскоре руководство Госпромстроя подверглось чистке, документация на основные цеха СТЗ была изъята у Госпромстроя и отдана Тракторострою. Документацию эту разрабатывала фирма Альберта Кана в Детройте. В середине июля 1929 г. первый директор завода В.И.Иванов издает приказ: «Американского специалиста мистера Джона Калдера назначить главным производителем работ по строительству завода. Его помощником утвердить мистера Сваджана»
Несмотря на наличие сильной команды американских специалистов, сложностей хватало. Проблемы были, в основном, кадровые. На 1 июля 1929 года на строительстве работало около 2800 человек. Но не хватало энтузиастов, ударников. Никто из старых рабочих, артельщиков не хотел работать бесплатно и сверхурочно. Нужно было найти выход – привлечь такой рабочий ресурс, который бы работал за идею, которому нужны не столько деньги, а больше почести и похвалы. И решение было найдено. В. И. Иванов встретился с генеральным секретарем ЦК ВЛКСМ Александром Косаревым: «Нужны люди. Нужны сейчас. Дайте нам отряд в семь тысяч. Сперва они будут строить, потом станут хозяевами умнейших станков».
Отряд комсомольцев в 7000 дали. Дали также 1000 квалифицированных рабочих и 1000 – по мобилизации ВЛКСМ. Работали и в жару и в холод. Техники в общем, и экскаваторов в частности, не хватало, котлованы копали вручную. Американец Калдер наблюдая это, позже сказал: «Я сначала огорчился, не увидев механизации. Но теперь понял, что с этими людьми можно работать — все будет ол райт!». Оптимизм американца не разделяли множество советских работников, которые спешно покидали гиблое место. На 1 апреля 1930 года из тех 7000 осталось лишь 1900 человек, из 1000 рабочих – 142, а мобилизованных комсомольцев – 216. Впрочем, на их место приезжали новые.
В общей сложности в строительстве и работе СТЗ принимали участие несколько сотен американцев. Кого-то они раздражали, а других приводили в восхищение. Американская деловитость не вязалась с революционным энтузиазмом некоторых идейных строителей СТЗ. Руководство пыталось искать пути примирения двух конфликтующих идеологий и приобщить молодежь к американскому опыту и стилю работы. На комсомольской конференции в августе 1929 г., В.И. Иванов говорил: «Еще недавно среди нас ценился тот, кто копал землю и таскал мешки вдвое быстрее других, кто на глазах у изумленных товарищей мог сломать руками подкову, но кто уже пять лет не брал книгу в руки… Все это выдавалось за революционную романтику. Но настоящий революционный романтик именно тот, кто, как наш слесарь Загряжский, чтобы лучше овладеть заграничным станком, изучает английский язык, и хочет сам разобраться в премудростях технической литературы… Новым нашим заводам нужны именно такие люди, как слесарь Загряжский!»
Как писал журнал Техника-Молодежи №10 от 1938 года: «Американцы вникали в мелочи, сами залезали в котлованы и на конструкции, показывали рабочим, как надо взять клещи, молоток, как подойти к машине. Они приходили на работу в широкой удобной спецовке со множеством карманов, всегда спокойные, бритые. Во всем, что они делали, был общий стиль простоты, точности, спокойной деловитости…»
Планы по запуску завода были уже давно сорваны, наступило время лихорадочной спешки. Для срочного монтажа были созданы 44 ударные бригады с общей численностью до 3000 человек, в основном комсомольцев. Некоторые бригады занимались тем, что ездили по СССР и пытались ускорить поставку оборудования на завод. Например, в Новороссийске приехавшие комсомольцы застали оборудование в порту в длительной очереди на разгрузку. Ударная бригада самостоятельно организовала сверхплановую разгрузку нужного оборудования и его погрузку на железнодорожные платформы.
Несмотря на всемерные усилия, на 1 мая 1930 г. на СТЗ имелось только 25 % необходимого оборудования. Наконец, большой конвейер был смонтирован. Во дворе завода еще валялись леса, значительная часть оборудования еще не поступила на завод, фактически, за исключением нескольких единиц оборудования, в рабочем состоянии был один лишь конвейер. Решили, что первое время сборка будет идти из машинокомплектов, пришедших из Америки. Но все же по плану часть деталей должна быть изготовлена на месте, фактически полукустарным способом подгонкой напильником. Раму делали в ремонтно-механическом практически вручную.
И все-таки завод был объявлен готовым. 9 июня 1930 г. М. И. Калинин посетил строительство СТЗ. Выступая на 6-тысячном митинге в чугунолитейном цехе, он сказал: «Огромный завод мы построили для того, чтобы вывести деревню из нищих, чтобы русский крестьянин производил на базе машинной техники столько же, сколько производят передовые в техническом отношении страны».
Первый и пока единственный на конвейере трактор загодя уже собирали и разбирали несколько раз, готовясь к торжественному пуску. Все детали были заранее подогнаны, каждый сборщик уже десятки раз отрепетировал свою роль. Выехав из цеха, трактор заглох. Совместными усилиями двигатель был запущен, трактор доехал до места проведения митинга, но после митинга трактору снова потребовался ремонт. Времени было недостаточно, т.к. день спустя трактор, предназначенный в подарок XVI съезду партии, уже был погружен в железнодорожный товарный вагон, идущий в Москву. Поэтому вместе с трактором в Москву отправились и ремонтники. За время пути прямо в вагоне, успев несколько раз перебирать двигатель, трактор все-таки привели в рабочее состояние, что позволило ему без проблем проехать по Москве в сопровождении ликующей толпы.
Доктор Свенфон-Мюллер написал в „Фоссише Цейтунг“ статью, в которой в пух и прах разнес все тщания наладить поточное производство на СТЗ: „Хватаешься за голову! Верховные комиссары всерьез полагают, что 7 200 необученных подростков, среди них 35 процентов девушек, смогут сегодня-завтра скопировать методы Форда, основанные на опыте целого поколения, на высококвалифицированной, дисциплинированной и хорошо оплачиваемой “рабочей силе“, на курсе первоклассных инженеров и мастеров, и в первую очередь на „лучшем в мире материале“…
Увы, голоса скептиков звучали в унисон с реальностью. В июне 1930 г. завод выпустил всего 2 трактора, в июле — 5, в августе — 15, сентябре — 14, а всего до конца года, то есть за 6 с половиной месяцев,— 1002.
Настоящие трудности только начинались. Серго Орджоникидзе вспоминал: «Мы взяли лучшие станки и машины для тракторостроения; но как же теперь получить трактор? Мы долгое время ходили вокруг этих станков, вероятно, многие из вас читали в газетах и помнят, сколько мы мучились, чтобы освоить эту новую технику. Помню, когда открыли этот завод, – летом выпустили трактор, затем прошло 4–5 месяцев – ни одного трактора никак не могли выдать… Весь следующий год мы также возились, кое-как довели количество тракторов в день до 10, затем до 25 и очень обрадовались…»
Привычка брать нахрапом и ставить рекорды производительности, выработанная на строительстве, здесь не срабатывала. Напротив, на производстве важно было уметь выдерживать заданный неспешный и монотонный темп день за днем, неделя за неделей, год за годом. Еще одна твердая привычка со времен строительства обращаться с примитивными механизмами с помощью грубой силы на производстве приводила к серьезным поломкам. Организацией производства и анализом недостатков никто не занимался. Напротив, директор завода Иванов, проходя по рабочим местам, всегда приказывал увеличивать темп. Насчет брака он говорил: «Ничего, брак для нас в первый период – вещь неизбежная, и отчаиваться по этому поводу не следует. Чем больше брака вначале, тем лучше и скорее будем работать потом…»
В октябре 30-го снимают с должности директора Иванова, перед этим награжденного Орденом Ленина. Вместо него назначают Мозглова, бывшего замдиректора АМО, продержавшегося на этой должности тоже недолго — до января 1931-го. Пришедший ему на смену Грачев из Ленинграда просидел в кресле директора всего до июля 1931-го.
Один из американских специалистов вспоминал о работе на СТЗ: «Производство тракторов постоянно лихорадит, а конвейер, самый смысл существования которого в непрерывном движении, в Сталинграде гораздо больше стоит, чем движется. В общей сложности время его движения составляло лишь около одной трети всего рабочего времени. Потоки деталей каждый день прерывались то тут, то там, то из-за особенно высокого процента брака, то из-за поломки станков, то из-за отсутствия воздуха в литейной и десятков других причин,почти всегда неожиданных, внезапных, замечаемых лишь тогда, когда уже поздно предотвратить прорыв потока, тем более, что завод живёт без минимально необходимых резервов деталей, станков, инструментов, штампов, моделей и т.д. Причём в случае возникновения отдельных прорывов все бросаются к узкому месту, забывая об остальном производстве…»
Напряженность в отношениях всегда чувствовалась между иностранными и русскими рабочими. Порядка 300-400 американцев (а были и иностранцы других национальностей) работало на СТЗ в 30-х годах. Жили они в отдельном поселке, в благоустроенных меблированных домиках из расчета 12 кв. м. площади на человека. Их дети ходили в отдельную иностранную школу, был свой магазин, медпункт, баня. Все это резко контрастировало с положением пролетария советского, влачившего полуголодное существование, жившего с семьей в бараке, где на человека приходилось по 2 кв. м. жилой площади. Баня, одна на огромный рабочий поселок, явно не справлялась. Маленькой амбулатории тоже было недостаточно. Бюро заводского комитета ВКП(б) констатировало: «…Не совсем благоприятная обстановка с жилищами и питанием, рваческие настроения, пьянство, дебоши и паникёрство, разлагающе действующие на остальную здоровую часть рабочих…»
Плохой водопровод был наиболее узким местом рабочего поселка. Отсутствие фильтрации приводило к развитию желудочных заболеваний весной и летом, а в ноябре 1930 года в результате попадания в водопровод сточных вод началась эпидемия тифа. Смертельное заболевание унесло жизни множества советских рабочих и нескольких иностранцев.
Из Спецсводки № 23 ИНФО ОГПУ о перебоях в продснабжении промрайонов и городов. 3 сентября 1930 г. НИЖНЕ-ВОЛЖСКИЙ КРАЙ На 15 августа 1930 г. «…В закрытом распределителе ЦРК, предназначенном для обслуживания 400 американских рабочих Сталинградского тракторного завода, до 7 августа продукты питания отсутствовали. После попытки забастовки со стороны американских рабочих, Правление ЦРК отпустило 1300 кг сливочного масла и другие продукты …На Судоверфи (Сталинград) отмечены случаи, когда в лавках отсутствует хлеб по 2-3 дня …Тракторный завод (Сталинград). Чинить обувь негде, многим рабочим приходится ходить без обуви …При введении выдачи белого хлеба в Сталинграде очереди у распределителей доходили до 1000 человек …В закрытом распределителе Сталинградского Тракторостроя, снабжающем американских рабочих, 1000 кг сливочного масла хранится под открытым небом, подвергаясь порче. Постановка общественного питания в столовых ЦРК Астрахани и Сталинграда продолжает ухудшаться …Тракторострой. Обеды, доставляемые на строительство, грязно приготовлены, особенно гороховый суп, который бывает почти ежедневно.» http://istmat.info/node/26922
После посещения завода влиятельной комиссией во главе с С.Орджоникидзе руководство вновь сменилось — на этот раз директором стал начальник Всесоюзного авто-тракторного объединения Михайлов-Иванов. Стали приниматься меры по улучшению быта рабочих. Постепенно началось строительство жилья, улучшилось снабжение, однако проблемы быта решались крайне медленно.
И так же медленно повышалось качество сталинградских тракторов. Срывались поставки тракторов для сельского хозяйства. 23 апреля 1934 года нарком земледелия СССР М. А. Чернов докладывал Сталину: «По данным на 21 апреля, Сталинградский и Харьковский тракторные заводы из причитающихся Наркомзему до 1 мая 23 050 тракторов отгрузили 18 745 штук. Остается догрузить 4305 тракторов. Тракторные заводы, снимая с конвейера трактора, задерживают их отгрузку из-за некомплектности. На Сталинградском тракторном заводе количество некомплектных тракторов в последних числах марта и в первой половине апреля доходило до 1600 штук. Трактора снимаются с конвейера и ставятся на заводскую площадку вместо отправки их в МТС и совхозы на полевую работу.»
Помимо тракторов СТЗ в своих спеццехах выпускал танки Т-26. Это дело двигалось еще хуже: в 1933 году предприятие произвело только 5 танков, в 1934 — 23, в 1935 году — 115 машин, в 1936 — менее 70, 1937 — 0 танков, 1938 году — около 30 Т-26. К маю 1941 удалось произвести всего 130 Т-34-76. Во время войны производство Т-34 довели до 200-300 в месяц, однако после освобождения Сталинграда в 1943г. их производство не возобновляли.
31 марта 1935 года начальник экономического управления Главного управления госбезопасности НКВД СССР Л. Г. Миронов сообщал Сталину: » Управление по Сталинградскому краю установило выпуск недоброкачественных тракторов Сталинградским тракторным заводом. Целый ряд ответственнейших деталей тракторов выпускается с производства на сборку с заведомым браком, не соответствуя техническим условиям и вопреки установленным правилам, при прямом попустительстве руководящего персонала завода, что приводит к быстрому выходу из строя тракторов во время работы в поле. Вот факты: рама (деталь N1) систематически изготавливается и выпускается с большими перекосами отверстий под полуосевые рукава и промежуточную передачу, что приводит к неправильному соединению шестеренок венца дифференциала (детали N98 и N112), зубья которых, находясь в неполном зацеплении, вызывают ускоренный износ шестеренок. Бракованной рамы за время с октября 1934 года по март 1935 года выпущено 11 000 штук… Из указанных лиц — Белохвостов, Сазонов и другие являются активными троцкистами и эта контрреволюционная троцкистская группировка сомкнулась во вредительских целях с частью к/р специалистов, в состав которой также входили бывш. троцкисты, направив свою к/р работу на подрыв качества тракторов.»
Как видим, руководство партии нашло способ бороться с выпуском некачественной продукции, объявляя бракоделов «троцкистами» и «контрреволюционерами». Вместо делового решения проблем началась охота на ведьм. В 1936г. на заводе арестована группа специалистов немецкого происхождения из 11 человек, почти все они были расстреляны по обвинению в «шпионской деятельности». Cписок осужденных советских граждан на Сталинградском тракторном заводе в 1937-1938гг.:
Фокин — директор завода,
Кардунер — директор завод (после Фокина)
Чарнко — главный инженер завода
Бурсак — начальник управления строительства завода
Куско — зам.главного инженера по производству
Станкевич — начальник технического отдела, главный конструктор
Лев — начальник проектного отдела
Артюшин — помощник нач. техн. отдела
Кукса — начальник технологического бюро
Литвак — ведущий технолог моторного производства
Котляр — начальник обьединенного конструкторского бюро
Жабин — начальник станкостроительного бюро
Зарицкий — начальник механосборочного цеха №1
Симонов — начальник механосборочного цеха №2
Чешев — начальник кузнечно-прессового цеха
Рыбаков — начальник чугунолитейного цеха
Зыбин — начальник сталелитейного цеха
Вержинский — главный металлург завода
Кузьмин — начальник центральной лаборатории завода
Машевский — главный энергетик завода
Каган — зам.главного энергетика завода
Чункин — зам. начальника производственного отдела
Лознер — начальник инструментального цеха
Руэ — начальник ремонтно-механического цеха
Ингельман — зам. главного механика завода
Сучев — зам. начальника кузнечного цеха
Пирогов — нач. конструкторского бюро главного механика
Белохвостов — начальник отдела испытания тракторов
Удалов — зам. начальника ремонтно-механического цеха
Яротенко — главный бухгалтер завода
Резник — инженер, организатор сквозных бригад
Селянинов — директор ФЗУ и учебного комбината завода
Динес — глав.врач медицинского диспансера завода
Сазонов — главный инспектор завода и многие другие. Был расстрелян и первый директор завода В.И. Иванов.
С 11 июля 1937 года завод перешёл на выпуск гусеничных тракторов АСХТЗ-НАТИ (СТЗ-3) с керосиновым двигателем мощностью 52 л. с. К концу 1937 года был освоен выпуск транспортного трактора (артиллерийского тягача) СТЗ-5 «Сталинец» с двигателем мощностью 52-56 л.с. Всего было выпущено 9944 СТЗ-5, который стал основным тягачом Красной Армии.
Артиллерийский тягач СТЗ-5 «Сталинец» на Красной площади
В годы Великой Отечественной войны завод осуществлял выпуск и ремонт танков Т-34-76, танковых двигателей (в том числе карбюраторных моторов М-17) и артиллерийских тягачей СТЗ-5-НАТИ, оставаясь одним из основных поставщиков военной техники на фронт, несмотря на разрыв кооперации с другими эвакуированными предприятиями отрасли. Из-за этого СТЗ был вынужден делать все комплектующие самостоятельно. Выпуск продукции осуществлялся даже в период после прорыва вермахта к Сталинграду 23 августа 1942 года, причем попытка захвата города «сходу» ударом вдоль реки с севера была отбита с участием отряда рабочего ополчения Сталинградского тракторного завода под командованием инженера-технолога Николая Леонтьевича Вычугова. Производство было окончательно остановлено только 13 сентября 1942 года, когда бои шли уже непосредственно на территории завода.
В 1944 завод снова начал выпуск продукции
25 ноября 1949 года без остановки производства был осуществлён переход на выпуск трактора ДТ-54 впервые в СССР оснащённого дизельным двигателем мощностью 54 л.с.
30 декабря 1963 года после проведённой реконструкции завод приступил к выпуску гусеничных тракторов ДТ-75 мощностью 90 л.с. ДТ-75 стал базой для целого семейства тракторов, которые выпускались весь советский период.
В постсоветский период завод был приватизирован, в 2005 прошел процедуру банкротства, затем разделен на несколько предприятий. Производство тракторов фактически прекратилось, не выдержав конкуренции. Военную продукцию (БМД-4 и на ее базе самоходную противотанковую пушку «Спрут-СД») выпускает предприятие, вошедшее в государственную оборонную корпорацию «Ростех». БМД-4 имеет новый мощный двигатель 450 л.с., при массе машины 13,6 т это позволяет иметь высокие показатели проходимости по резко пересеченной местности.
Источники:
Хроники СТЗ http://www.leanok.ru/2016/06/stalingradskiy-traktorniy-zavod-hronika.html
СТЗ. Немного истории. https://vi-lagarto.livejournal.com/7613.html
Спеццеха на СТЗ https://su-industria.livejournal.com/22402.html
Журавлев С.В. «Иностранцы в Советской России в 1920-1930-е годы» (диссертация) http://ebookiriran.ru/index.php?id=41§ion=8&view=article
historical-fact.livejournal.com
Ну так предложу статистику. Просто статистику. В графиках, наглядно. Всё оффициальные данные с Росстата. Собрал: С.Г. Кара-Мурза
Статистика расскажет о производстве РФ с периода СССР по 2010 год.
Производство грузовых автомобилей в СССР и СНГ
Отдельно в РФ.
Индекс валового объема промышленности за годы реформы:
Выпуск зерноуборочных комбайнов в СССР и СНГ, тыс. шт.
Производство тракторов в СССР и СНГ, тыс. шт.
Производство автоматических и полуавтоматических линий для металлообработки и машиностроения в РСФСР и РФ, комплектов
Грузооборот морского транспорта в СССР и СНГ, млрд. т-км
Численность научных работников (исследователей), ведущих исследования и разработки, в СССР и СНГ, тыс.
Выпуск квалифицированных рабочих из профессионально-технических учебных заведений, тыс.
Отношение среднемесячной начисленной заработной платы работников сельского хозяйства, аппарата органов государственного и хозяйственного управления, финансовой сферы в РСФСР и РФ к среднероссийскому уровню (в %): 1 – сельское хозяйство; 2 – управление; 3 – финансы
Число больниц в СССР и СНГ (без госпиталей)
изменение уровня потребления рыбы и рыбопродуктов в России как крупнейшей рыболовецкой державы.
Розничная продажа масла животного в РСФСР и РФ, тыс. т.
Индексы производства животного масла в Беларуси, России, Казахстане и на Украине, 1960 = 100
Поголовье свиней в РСФСР и РФ в хозяйствах всех категорий (на 1 января; млн. голов)
Поставки минеральных удобрений сельскому хозяйству в СССР и РСФСР-РФ, кг на 1 га пашни
Производство химических волокон и нитей в СССР (без Прибалтики) и СНГ, тыс. т
Производство чулочно-носочных изделий в СССР и СНГ, млн. пар
Производство велосипедов в РСФСР и РФ, тыс.
Производство кожаной обуви в СССР и СНГ, млн. пар
Рабочий парк грузовых железнодорожных вагонов (в среднем в сутки) в РФ, тыс. штук
samolet73.livejournal.com
Оригинал взят у _devol_ в Журнал «Русский техник»
Наткнулся на интересный и познавательный ресурс — журнал «Русский техник». Большое количество материалов про развитие технологий и индустрии, производство техники, а также русскую и советскую индустриализации (про первую большинство нео-совков даже не в курсе). На первый взгляд, все довольно объективно и без воплей красно-коричневых павианов о «6000 заводов тов. Сталина».На 1928 год трактора в СССР выпускали 2 завода, причем в явно недостаточном количестве:
Трактора были нужны как воздух Советскому Союзу, поэтому недостаток восполнялся закупкой техники в основном в Америке через фирму «Амторг» в основном, у «International Harvester Export Company» и у Форда.
В конце 1928 года решено было строить тракторный завод в Сталинграде мощностью 50 тыс. тракторов в год. Так как в СССР не было специалистов в проектировании объектов такой сложности, Сталинградский тракторный завод был спроектирован американцами, как говорится, «под ключ». Проектировала завод американская компания Albert Kahn Inc. Фрагмент статьи из журнала «За рулем» за 1930 г.:
Харьковский завод был вторым, поэтому в составлении проектов вспомогательных цехов принимали участие отечественные специалисты, получившие опыт в Сталинграде. Однако оборудование было по прежнему американским. Передовица из «Техника-молодежи» за 1933 год:
Еще один очень интересный факт о передовой на тот момент организации производства:
Итак, теперь у СССР имелось уже три специализированных тракторных завода, не считая тех, которые были перечислены в начале статьи:
harmfulgrumpy.livejournal.com
Тракторостроение – одна из отраслей машиностроительного комплекса России, ее продукция – это тракторы, моторы и силовые агрегаты, узлы, детали и запчасти для тракторов.
Большинство тракторных заводов в России сформировались как универсальные, имеющие полный комплект вспомогательных, заготовительных, основных и ремонтных производственных мощностей. Гиганты тракторостроения имеют такие производства как литейное (чугунолитейное, сталелитейное, цветнолитейное, цеха точного литья), кузнечное, прессово-сварочное, механосборочное, ремонтное, энергетическое, термическое, гальваническое, окрасочное и другие.
Выпуск унифицированных моделей тракторов в 60-е годы прошлого века дал возможность начать переход к созданию отдельных специализированных предприятий по выпуску агрегатов, узлов и деталей: заводы гидроагрегатов, моторные заводы, заводы топливной аппаратуры, шестерен, тракторных трансмиссий, поршней и др.
Факторами размещения тракторных заводов являются потребление и, частично, наличие сырья для их производства. Так первые заводы по производству тракторов возникли в крупных зерновых районах и были расположены неподалеку от источников металла (Челябинск, Волгоград).
Тракторное машиностроение ориентируется на специфику хозяйственной деятельности регионов. Тракторы в России выпускают:
Тракторостроение, как отрасль промышленности, существует с 1917, когда начался массовый выпуск тракторов в США на заводах Форда. В СССР эта отрасль ведет начало с 1923г. — с начала производства тракторов заводом «Красный Путиловец».
Кризисные годы последнего десятилетия прошлого века тракторостроительные предприятия России пережили очень тяжело: в 2004 г. выпуск тракторов составил всего лишь 3,9% от производства 1990 г. В последние годы отечественное тракторостроение не покрывает возрастающий спрос, он частично удовлетворяется за счет импорта.
Сегодня самое большое количество тракторов выпускается в Западной Европе: в Италии, Германии, Франции, Англии, Финляндии. Затем идут Индия, Китай, Центральная и Восточная Европа, США, Канада, Латинская Америка. Кризисные явления способствуют увеличению концентрации производства и укрупнению корпораций – мировых производителей тракторов. В России сформировались мощные корпоративные структуры: «Новое содружество», Концерн «Тракторные заводы», «Петербургский тракторный завод».
Тракторные заводы играют огромную роль для развития большинства видов хозяйственной деятельности: не только сельского и лесного хозяйства, но и промышленности. На их основе выпускаются различную сельскохозяйственную технику, землеройные машины — бульдозеры, скреперы, тягачи.
www.wiki-prom.ru
Конечно же, сейчас многие говорят об экономической составляющей потери (хотя, почему в единственном числе — с промышленностью в регионе аут: там что ни месяц, то закрытие — это почти тренд) или, как vsem_kerdyk, пишут на тему «ЮРА, ПРОСТИ, МЫ ВСЁ ПРОЕ … ЛИ»
Я пойду другим путем. В силу своей деятельности, неоднократно обращалась к территории Тракторозаводского района. Более того, совсем недавно закончила писать статью о памятнике Феликсу Дзержинскому у стен тракторного завода. По ходу сбора материала аккумулировала и историю местности.
Сегодня мы знаем, как закончилась (хотя — а вдруг, это не конец?) история ВГТЗ. Вспомним о том, как все начиналось.
Если говорить о территории всего Тракторозаводского района, как о местности, на которой расположен тракторный завод, то ее история берет начало в первой половине XIX века, когда в окрестностях нонешней местности появляются поселки Спартановка и Рынок. Наш завод был построен ровненько между пос. Рынок и Сталинградом.
Что это за места?
Село Рынок в 1911 году в цифрах. Здесь насчитывалось 189 дворов [хозяйств — ?], 1136 жителей (приписн.), из которых 571 мужчин, 565 женщин. Кроме того, в то же время было учтено население, «проживающего в пределах … оседлости … общества, но не приписанного к этому обществу», а именно — 25 человек, из которых 12 мужчин и 13 женщин. Количество посева — 1632 десятин, при этом на 100 десятин посева приходится под рожь 48,0 десятин, под пшеницу — 41,3, под овес — 0,4, под просо — 3,0; на 1 хозяйство приходится 8,6 десятин посевов; рабочего скота в селе, согласно статистическим сведениям, насчитывается 1402 лошади, 199 быков, молочног оскота — 207 коров, гулевог оскота (телят, жеребят, бугаев) — 269, мелког оскота (овец, свиней) — 697 голов. Кроме того, среди показателей — сельскохозяйственные орудия: 167 железных плуга, 33 жнейки, 73 веялки.
Вот такое поселение и, пожалуй, вернемся к заводу.
Когда рассказывают о истории строительства завода, часто говорят о пустоши на месте его расположения. Так, согласно воспоминаниям строителей предприятия, «в 1927 году нынешняя территория Сталинградского тракторного завода представляла пустыню, сплошь покрытую полынью». Другие аборигены вспоминали о деревне Журковка, располагавшейся с правой стороны устья Мокрой Мечетки, чье население занималось рыболовством: «а кругом была опаленная солнцем степь, покрытая мелкой, колючей порослью диких трав, побуревших от жары». Кроме того, стоит упомянуть отсутствие зоны строительства завода в схеме Сталинграда за 1925 год.
Однако красноречивее всех слов фотографии и, конечно же, мы не можем не показать первое фото будущего гиганта.
19 января 1925 года на Пленуме ЦК РКП (б) не кто иной, как Феликс Дзержинский выступает с идеей строительства в Советском Союзе специализированного тракторного завода. Именно это выступление послужило толчком к началу строительства Сталинградского тракторного завода.
Но — по порядку. 1925 год. Мифический завод, цель постройки которого — реализация одного из заветов Ильича — «100 тысяч тракторов».
Итак, идея озвучена и уже 8 сентября 1925 года газета «Борьба» сообщает о том, что «в Сталинград из Москвы прибыла группа инженеров для выяснения вопроса о тракторостроении в Сталинграде. В проекте — постройка нового тракторного завода или использование для тракторостроения механического завода «Баррикады». Вопрос рассматрвиается совместно с ГСНХ». К слову, на тот момент стоит вопрос выбора места строительства. Когда он происходил, обсуждались 7-9 крупнейших городов страны (в том числе — Ростов-на-Дону, Харьков, Воронеж), особенно тщательно изучались три: Сталинград, Таганрог и Сталино.
При выборе места специально созданная комиссия также опирается на рекомендации Феликса Дзержинского. В одном из докладов «рыцарь революции» говорит о том, что новые заводы нужно строить «ближе к сырью», однако также он говорит и о значимости других элементов: дешевые пути сообщения, водные пути, дешевая энергия, как топливная, так и электрическая, климатические условия и т.д.
Специальная комиссия приезжает в Сталинград для обследования территорий. По итогам этих мероприятий (в числе которых — обследование завода «Баррикады») — уже через неделю пребывания вынесен вердикт в виде предварительного положительного решения в сторону выбора Сталинграда площадкой для постройки специализированного завода. К 15 сентября 1925 года комиссия, закончив обследование города, выносит решение о том, что «Предварительным планом, принятым правлением Главметалла, предусматривается постройка в Сталинграде тракторного завода с производительностью в 10.000 тракторов в год…»
Для постройки завода отведен участок земли в 12 км от Сталинграда на берегу Волги, рядом с машиностроительным заводом «Баррикады». Вся площадь завода и рабочих поселков — это 500 га, из которых под будущий завод отведено около 130. С юго-востока и северо-запада размещены два рабочих поселка: нижний — на берегу Волги и верхний — вдоль реки Мокрая Мечетка. Будущий завод имеет на берегу собственную пристань, он соединен с городом железной дорогой и трамвайной линией.
Не будем писать много букф, просто резюмируем: место постройки завода за городской чертой выбрано не случано: благоприятное экономическое и географическое положение сыграло здесь не последнюю роль. Наличие заводов «Красный Октябрь» (поставщика железа), «Баррикады» (как источника использования подсобных сооружений), а также развитых железнодорожных путей сообщения и удобство снабжения будущего завода нефтью и уральским чугуном — вот факторы, сыгравшие свою роль.
Когда говорят о истории строительства завода, часто упоминают американцев. Реже вспоминают «семитысячников», хотя их вклад также неоценим. Пожалуй, эта тема заслуживает отдельного поста.
Про роль страны Свободы напишу лишь в одном ключе, маленький факт из истории строительства гиганта.
Кроме того, что американские специалисты являлись авторами первых проектов завода, редко упоминается факт поездки советских специалистов в Америку. Во главе поездки — начальник строительства В. И. Иванов, который посещает заводы, перенимая некоторые детали их работы.
В книге «Люди сталинградского тракторного» Иванов вспоминает: «Идею озеленения я вывез из Америки. Чистота заставляет рабочего оглянуться на самого себя. Вы посмотрите на фордовского машиниста, когда паровоз его выходит из депо. Он сам обязательно почище оденется, и рука его невольно поглаживает начищенные, блестящие части паровоза. Я боролся за то, чтобы отвести остановку поезда подальше от нашей конторы и проложить густую аллею. Пусть бы наш рабочий прошелся утром по зелени и дышал свежим воздухом. Это для него полезней, чем из душного вагона бежать в цех. Я думал о людях, но я боролся за зелень еще для того, чтобы спасти точные, богатые станки от мелкой пыли, которая летом несется в окна цехов, проникает в штампы, в трудящиеся части станков и сильнее наждака изнашивает оборудование».
Пожалуй, пара строк, а в них — очень много смысла.
12 июля 1926 года в 18 часов на северной окраине Сталинграда, на берегу Волги состоялась торжественная закладка первого в СССР тракторного завода.
20 июля 1926 года в Москве умирает Феликс Дзержинский. В ответ на сообщение о его смерти директора заводов и предприятий Сталинграда ходатайствуют перед президиумом ВСНХ СССР «о переименовании первого тракторного завода в Союзе — «имени т. Дзержинского». Так, уже на нулевом этапе строительства завод носит имя Железного Феликса.
Спустя несколько месяцев, в ноябре 1926 года, поднимается вопрос об ускорении темпов строительства завода. В последующие годы сроки окончания «стройки века» неоднократно переносятся: 28 февраля 1929 года бюро Нижне-Волжского крайкома ВКП (б) принимает постановление о мерах по выполнению плана строительства, дата завершения установлена: 1 апреля 1931 года.Однако в июле 1929 года утверждена новая дата — конец 1930 года. Позже дата уточняется — 15 июня 1930 года.
Накануне торжественного мероприятия, 11 июня 1930 года бюро Сталинградского комитета парти приняло решение: «Считая крайне желательным присутствие представителей краевой партийной конференции при пуске тракторного завода им. Дзержинского, что невозможно ранее 17 июня, срок пуска завода перенести на 17 июня. При этом принять к сведению заявление тов. Иванова, что количество выпускаемых тракторов, от перенесения срока с 15 на 17 июня, к моменту открытия XVI партсъезда не сократится, по сравнению с первоначальными наметками».
Торжественный пуск Сталинградского тракторного завода — первого в Советском Союзе специализированного на тракторостроении — состоялся 17 июня 1930 года.
Уже 26 июня того же года организован поселок Тракторного завода Сталинграда — событие датируется составлением заключения комиссии по обследованию планировки будущего заводского поселка. На том месте, где еще несколько лет назад была пустошь и росла палынь — на пустом месте — развивался поселок, практически — город.
Сегодня мы наблюдаем то, что наблюдаем.
Мы живем в печальное время.
Его можно обозначить тремя словами. ЛЕГКО НЕ БУДЕТ.
vi-lagarto.livejournal.com
Онежский тракторный завод – одно из старейших предприятий страны. История завода берет начало с 1703 года. Завод уже почти полвека разрабатывает и выпускает тракторы для лесного комплекса. За эти годы коллектив завода создал целую гамму машин, предназначенных для различных технологий лесозаготовки. Помоему работает и по сей день. Но то что он самый старейший это точно.
В 1962 году на заводе были собраны первые легендарные тракторы К-700 .А теперь они отпахались.Харьковский Тракторный вроде первым был. Делал копии Фарзонов поначалу.
В довоенные годы страна знала Сталинград как растущий индустриальный центр. На северной окраине города в рекордно короткий срок в 1930 году был простроен первый в СССР тракторный завод значительным по объему объектом производства. Волгоградский тракторный завод (до 1961 г. Сталинградский тракторный завод им. Ф. Э. Дзержинского) , введён в строй действующих предприятий России в 1930 году. 17 июня 1930 года — с конвейера завода сошёл первый колесный трактор СТЗ-1 мощностью 30 л. с. 20 апреля 1932 года освоена проектная мощность завода. С конвейера сошло 144 трактора в сутки. 11 июля 1937 года завод перешёл на выпуск гусеничных тракторов СТЗ-НАТИ мощностью 52 л. с. В 1938 году на Всемирной промышленной выставке в Париже СТЗ-НАТИ отмечен высшей наградой — «Гран-При» . К 17 июня 1940 года — 232700 тракторов (в том числе 25 тысяч гусеничных) — более половины тракторного парка страны — сошли с конвейера Сталинградского тракторного завода. В годы Великой Отечественной войны завод осуществлял выпуск и ремонт танков Т-34, танковых двигателей и артиллерийских тягачей, являясь одним из основных поставщиков военной техники на фронт. 25 ноября 1949 года без остановки производства был осуществлён переход на выпуск тракторов ДТ-54, оснащённых дизельным двигателем мощностью 54 л. с. 30 декабря 1963 года после проведённой реконструкции, завод приступил к выпуску тракторов ДТ-75. Обладая высокими потребительскими качествами и значительным потенциалом для модернизации, ДТ-75 надежно забронировал себе место в будущих планах завода и стал базой для целого семейства тракторов. В последующие годы была проведена большая работа по техническому усовершенствованию трактора ДТ-75, и сегодня гусеничные пахотные тракторы общего назначения тягового класса 3 — ДТ-75/ДТ-75Н являются значительным по объему объектом производства. C 1994 года Волгоградский тракторный завод освоил серийное производство нового гусеничного трактора ВТ-100 мощностью 120 л. с. и различных модификаций на его базе. Многолетняя деятельность предприятия отмечена правительством страны — «Волгоградский тракторный завод» награждён двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени. В 2005 решением Арбитражного Суда Волгоградской области Волгоградский тракторный завод был признан банкротом. Правопреемником завода является Тракторная компания «ВгТЗ» .
touch.otvet.mail.ru
«Тра́кторные заво́ды» — российский машиностроительный концерн. Управляющая компания — Компания корпоративного управления концерна «Тракторные заводы»
Основан в 2003 году. Входит в CEO Machinery & Industrial Group N.V.
Президент концерна — Михаил Болотин. Основной владелец — Михаил Болотин (около 80 %), миноритарный партнёр — Альберт Баков (около 20 %)[1][2].
Производственная деятельность концерна представлена пятью направлениями: промышленное, сельскохозяйственное, железнодорожное машиностроение, машиностроение специального назначения, а также производство запасных частей и ОЕМ-комплектующих. Основные торговые марки — «ЧЕТРА» и «Агромаш».
Концерн контролирует следующие предприятия:
Помимо этого, концерн контролирует малайзийского производителя холодильных машин Dunham-Bush.
В конце 2005 года было объявлено о планах объединения концерна с компанией «Агромашхолдинг», также контролирующей ряд российских тракторных заводов.
24 сентября 2007 года в ежегодном рейтинге 500 крупнейших компаний России журнала «Финанс.» концерн занял 115 позицию (+74 пункта)
Численность персонала на декабрь 2011 года — 28,6 тыс. человек. Оборот — 46,5 млрд руб (2011 год).
Накануне 2009 года Concern Tractor Plants N.V. получила листинг на Франкфуртской фондовой бирже и разместила среди инвесторов глобальные депозитарные расписки. В ходе размещения пакет акций был оценен инвесторами в €2,5 млрд. Основные владельцы «Тракторных заводов», Михаил Болотин и Альберт Баков, свои бумаги не продавали — инвесторам была предложена допэмиссия концерна.
dal.academic.ru