трактор «Сталинец» С60- история создания1 июня 1933 года из цехов Челябинского тракторного завода, вышла первая партия советских гусеничных тракторов «Сталинец-60». На тракторе был установлен карбюраторный двигатель мощностью 60 л.с (44,2 кВт), работавший на лигроине. Трехскоростная коробка передач позволяла получать скорости от 3 до 5,9 км/ч и развивать тяговую мощность на крюке 36,8 кВт. Прототипом трактора послужил американский трактор «Катерпиллар-60» . Трактор выпускался до 31 марта 1937 года. Общий вид трактора С-65 Преимущества дизеля очевидны — он работает на более дешевом топливе, имеет более высокий к.п.д. и ряд других преимуществ. Вспашка 1 га подобной машиной значительно дешевле, чем трактором с двигателем работающим на лигроине. Но чтобы получить такие характеристики, нужно было решить ряд труднейших вопросов. Во-первых, дизель из-за высокой степени сжатия всегда оказывается тяжелее карбюраторного двигателя. Во-вторых, больших усилий требует разработка надежной топливной системы, которая должна изготовляться с большой точностью. Технические характеристики Трактора
|
zazsila.ru
Трактор-тягач Сталинец-65.
Источник и вдохновитель: взято из самых разных источников | Пока нет комментариев Автор: sharkoster | 25-03-2013 | Вспомогательная техника.
| 15439 просмотров.
Сталинец-65» (С-65) – модель трактора, выпускаемого на Челябинском тракторном заводе в 1937-1941 годах. Цифры в названии означают количество лошадиных сил нового дизельного двигателя М-17. С-65 был первым советским серийным дизельным трактором и первым серийным дизельным трактором в мире. С-65 был предназначен для работы с прицепными сельскохозяйственными машинами, а также для привода стационарных машин. Что интересно: В 1939 году трактор ЧТЗ С-65 стал одним из главных героев художественного фильма «Трактористы» В мае 1937 года в Париже открылась международная выставка «Искусство и техника современной жизни». Среди экспонатов советского раздела был и собранный на опытном заводе С-65. Он удостоился высшей награды выставки – «Гран-при.
В начале войны этих сельхозтружеников мобилизовали на фронт, «Сталинцы» использовали как тягачи для буксировки орудий и перевозки боеприпасов. В первые же месяцы войны во время отступлений Красной армии большое количество тракторов оказалось в «плену». За каждый работоспособный трофейный трактор солдат вермахта мог получить недельный отпуск и даже Железный крест. Далее пойдет речь о парочке найденных и отреставриванных Сталинцев.
Сталинец-65, найденный возле деревни Иванцево Псковской обл. в болоте в декабре 2008 года. После повреждения фрикционов (как выяснили уже потом в реставрационной мастерской) его оставили на болоте во время выхода из окружения в 1942 году и машина ушла вглубь трясины. Что интересно: трактор был найден во время поисков танка Т-34 76, который, к сожалению нашли, и демилитаризовали.
Реставратор Евгений Шаманский смог вернуть машину к жизни, и получить первый Сталинец в рабочем состоянии. До этого случая тракторов С-65 на ходу на тот момент просто не было. Недвижимых образцов осталось только два. Один «Сталинец» стоял в Челябинске на постаменте, второй – в Псковском музее на выствке, но они были некомплектны. При реставрации Евгений Шаманский использовал детали от трех найденных поисковиками разбитых во время боевых действий Сталинцев.
Отреставрированный Сталинец-65 был представлен в марте 2009 года на XIII Олдтаймер-Галерее Ильи Сорокина (г. Москва, Россия.
Фотографии из Военно-исторического музея под открытым небом «Линия Сталина» в деревне Холматка Островского района Был поднят примерно в этих же краях, вроде пока неработоспособен. Хотя сохранился хорошо, сотрудниками музея был вымыт и покрашен.
Еще один трактор-тягач С-65 был найден в реке Нерусса, на расстоянии 30 км от поселка Холмечи Суземского района Брянской обл. Он был брошен зимой 1941 года при отступлении 13-й армии. Трактор был поднят местными поисковиками. Этот тягач выпуска 1938 года пролежал 70 лет в реке, и после своего поднятия и маленького ремонта, с заменой лишь трех подшипников, смог своим собственным ходом доехать до музея под открытым небом Партизанская Поляна.
Фотографии подъема. Одно фото после очистки и отремонтированный, видео тоже прилгается.
Уникальной операцией по извлечению тягача руководил лично глава администрации Брянска Сергей Смирнов. Тогда и было принято решение – ремонтировать «Сталинца” будут на «Арсенале». Спустя полгода двигатель трактора удалось завести. Восстановление машины стало приоритетной задачей, делом чести – заметил директор «Арсенала” Михаил Синютин. Скоро «Сталинец” займет свое место в экспозиции в музее под открытым небом на Партизанской поляне. Николай Денин и Сергей Смирнов поблагодарили заводчан за тяжелый труд. За сам дух коллектива. В завершении встречи лучшие работники были награждены почётными грамотами и медалями.
Красиво вообще-то звучит «музей под открытым небом» где ценные экспонаты продолжают благополучно ржаветь. Может когда-нибудь начнут у нас ценить историю по достоинству, только вот будет ли чего ценить.
Итоги путиномики За годы реформ объемы сельскохозяйственного производства снизились почти в 2 раза. Страна потеряла продовольственную независимость и сегодня закупает почти 50.
Сохранившиеся танки Т-44 Танк Т-44 был спроектирован в 1943-1944 годах для замены Т-34 85. Производство его было начато в в 1944, но в Великую Отечественную он мало не применялся. Ходят.
Сохранившиеся танки Клим Ворошилов Пожалуй наиболее полный список танков серии КВ, то есть «Клим Ворошилов». Включает в себя танки: КВ-1 КВ-2, самоходное орудие СУ-152. Указано.
Т-34 Смелый найти и демилитаризировать 02 февраля этого года более 20 тысяч волгоградцев и гостей города-героя собрались на Площади Павших борцов, чтобы увидеть парад в честь 70-летнего юбилея.
t25-tractor.ru
Характеристики трактора-тягача С-2 «Сталинец-2» | |
---|---|
Страна: | СССР |
Тип: | Трактор-тягач |
Дата выпуска: | 1940 г. |
Длинна: | 4674 мм |
Ширина: | 2440 мм |
Высота: | По кабине 2756 мм, с тентом: 3065 мм |
Броня, лоб: | Нет |
Броня, борт: | Нет |
Броня, башня: | Нет |
Экипаж: | 1 человек (мест в кабине: 2, мест в кузове: 8) |
Двигатель: | Четырехцилиндровый дизель МТ-17, до 115 л.с. при 1350 об./мин |
Дальность хода: | 160 км, с прицепом |
Максимальная скорость: | 25,5 км/ч (по шоссе) |
Масса: | Собственная: 12000 кг + 1500 кг в кузове + до 19000 кг в прицепе |
Вооружение: | Нет |
На начало 40-х годов 20 века, Красная Армия остро нуждалась в тяжелом тягаче, способном перевозить не только полковые пушки, но и более серьезные тяжелые орудия. Гражданская промышленность к этому времени уже выпускала трактор С-65 «Сталинец», поэтому армейский вариант было решено делать из принципа взаимозаменяемости деталей.
«Мирный» трактор С-65
Получившийся в итоге трактор С-2 «Сталинец-2» обладал хорошей проходимостью по пересеченной местности, с прицепом он преодолевал подъемы до 15°, средняя скорость с прицепом по шоссе составляла 15 км/ч, по грунту 10 км/ч. Развиваемое трактором тяговое усилие до 6200 кгс позволяло использовать его для транспортировки артиллерийских орудий среднего и большого калибра (вплоть до 280-мм мортир), а также для буксировки поврежденной бронетанковой техники.
Трактор разрабатывался во второй половине 1930-х годов конструкторами НАТИ и Челябинского тракторного завода. Опытная партия из 12 машин была выпущена в середине 1940 года, с четвертого квартала 1940 года до ноября 1941 года трактор находился в серийном производстве на Челябинском тракторном заводе.
Конструкция транспортного трактора по узлам и агрегатам в значительной степени унифицирована с трактором общего назначения С-65 (что позволяло собирать их на одном конвейере), однако компоновка его типична для артиллерийских тягачей: двигатель и двухместная кабина расположены впереди, а грузовая платформа – сзади.
Трактор-тягач С-2 «Сталинец-2»
Четырехцилиндровый дизель МТ-17 через четырехступенчатую коробку передач тракторного типа приводил в движение ведущие колеса, расположенные сзади. Двигатель МТ-17 работал как на дизельном топливе, так и на смеси автола с керосином. Для его запуска использовался бензиновый пусковой двигатель, снабженный ручным и автомобильным электростартером. Двигатель легко запускался и в 30-градусные морозы, при запуске прогревались также системы охлаждения и всасывающий тракт.
Ходовая часть трактора состоит из сдвоенных обрезиненных опорных катков (на борт) в двух каретках с рессорно-балансирной подвеской по типу легкого танка Т-26.
Всего было изготовлено 1275 тракторов С-2 «Сталинец-2».
Источник: Трактор-тягач С-2 «Сталинец-2»
armedman.ru
Работы по созданию проекта дизельного трактора в СССР начались в начале 30-х годов прошлого века на основании Постановления ЦК ВКП(б) от 15 октября 1930 г., однако, до начала 1935 г. они ограничивались испытанием опытных моделей отечественных дизелей и проведением международного конкурса на лучшую модель дизельного двигателя. В январе 1935 г. нарком тяжелой промышленности Г.К. Орджоникидзе на VII Всесоюзном съезде советов потребовал форсировать работы по проектированию трактора с дизельным двигателем и организации его серийного производства на Челябинском тракторном заводе (ЧТЗ, ныне ООО «ЧТЗ-Уралтрак»). Уже в феврале того же года на ЧТЗ была создана конструкторская группа под руководством В.Т. Ломоносова по созданию проекта серийного тракторного дизеля. К работам так же привлекалась группа конструкторов Научного — исследовательского автотракторного института (НАТИ г. Москва ) под руководством А.В. Лебедева. Новый двигатель, получивший название М-17, создавался на основе проектов опытных дизель-моторов М-13 и М-75. Уже к 1 июля 1935 г. проектные работы были завершены, а 15 июля был собран первый опытный образец М-17. 1 августа того же года были завершены заводские стендовые испытания нового двигателя. Для ускорения организации серийного производства дизельных тракторов было решено устанавливать М-17 на производящийся серийно с 1933 г. ЧТЗ гусеничный трактор С-60 «Сталинец» с карбюраторным двигателем, являющимся лицензионной копией американской машины Катерпиллер-60. К 15 августа 1935 г. был собран опытный образец дизельного трактора на базе С-60 и начались его заводские испытания. Новый трактор получил название С-65 «Сталинец». Для установки М-17 в проект прототипа (С-60) были внесены минимальные изменения, в частности слегка изменена конструкция коробки передач, увеличена ширина трака гусеницы, топливный бак был помещен сзади двигателя и закрыт верхним капотом. Запуск основного двигателя осуществлялся с помощью вспомогательного бензинового мощностью 20 л.с. Весь последующий год был затрачен на доработку двигателя и разработку технологической документации. В марте 1937 г. с конвейера завода сошли последние карбюраторные С-60, а 20 июня того же года началось серийное производство С-65, завершившиеся в 1941 г. в связи с начавшейся войной. В 1937 г. трактор был удостоен гран-при международной выставки в Париже «Искусство и техника современной жизни». С 1938 г. поставлялся на экспорт. С-65 создавался как машина в основном сельскохозяйственного назначения, однако в период скрытой мобилизации весной — летом 1941 г. значительное количество тракторов было изъято из народного хозяйства и передано на вооружение РККА, где они использовались в качестве артиллерийских тягачей орудий крупного и среднего калибров, тягачей общего назначения и эвакуационных машин. Некоторое количество С-65 в начальный период войны попали к немцам, которые использовали их также в качестве средств тяги. Всего было произведено 37 626 единиц С-65.
Тактико-технические характеристики
№№ п.п. |
Наименование характеристики | Единица измерения | Значение характеристики |
1 | Экипаж | чел. | 1 |
2 | Максимальная масса буксируемого прицепа | т | 10 |
3 | Боевая масса | кг | 10850 |
4 | Длина по корпусу | мм | 4086 |
5 | Ширина | мм | 2416 |
6 | Высота | мм | 2151 |
7 | Максимальная скорость | км/час | 7 |
8 | Ширина трака | мм | 500 |
9 | Дорожный просвет | мм | 405 |
10 | Запас топлива | л | 300 |
11 | Мощность дизельного двигателя М-17 | л.с. | 65 |
cris9.armforc.ru
Назначение — для работы с прицепными сельскохозяйственными машинами, в т.ч. с приводом от вала отбора мощности, а также для привода стационарных машин
Изготовитель — Челябинский тракторный завод
Модель | С-60 | С — 65 |
Год выпуска | 1932 -1937 | 1937 -1941 |
Мощность двигателя, л.с. (кВт) | 72(53) | 75(55) |
Число передач вперед/назад | 3/1 | 3/1 |
Скорость движения, км/ч | 3,0 -5,9 | 3,6 -6,9 |
Масса трактора, кг | 10000 | 11200 |
Общее количество выпущенных тракторов | 69100 |
37200 |
Модель С-60 создавалась как мощный трактор с высокими тяговыми качествами и проходимостью. Прототипом был выбран один из лучших в мире гусеничных тракторов «Катерпиллер-60». Для производства С-60 в 1932 году был введен в строй Челябинский тракторный завод-гигант с поточно- массовой организацией производства.
Остов трактора — полурамный образован картером трансмиссии и подрамникам двигателя. На тракторе было установлено мягкое сиденье для тракториста и помощника. Двигатель — карбюраторный четырехтактный четырехцилиндровый рядный, топливо — лигроин. Муфта сцепления — двухдисковая постоянно замкнутая. Подвеска — полужесткая. Гусеница — составная со штампованными звеньями и башмаками из специального проката. Трактор имел вал отбора мощности и шкив.
С-60 имел широкое применение не только в сельском хозяйстве, но и на строительстве, а также использовался для нужд армии. В процессе производства С-60 значительно модернизировался: карбюраторный двигатель был заменен дизелем несколько большей мощности. Первый отечественный дизельный трактор массового производства выпускался под маркой С-65. Бескомпрессорный дизель с предкамерным смесеобразованием запускался бензиновым пусковым двигателем с электрическим зажиганием. Для установки дизеля шасси трактора также было модернизировано: изменены передаточные числа трансмиссии и длина гусениц.
Кроме основной модели С-65 выпускались две модификации: СГ-65 — газогенераторная и С-2 — транспортная.
catterbet.com