8-900-374-94-44
[email protected]
Slide Image
Меню

Трактор натик фото – Гусеничный трактор СТЗ-3 (СХТЗ-НАТИ) — Первые советские трактора

самый массовый советский бронетрактор » Военное обозрение

Импровизированная бронетехника появилась на полях сражений уже в годы Первой мировой войны, но тогда подобные машины создавались лишь в единичных экземплярах, да и сами танки были еще настоящей экзотикой. Более массово такая техника использовалась в годы гражданской войны в Испании, но тогда речь шла в основном о создании импровизированных бронеавтомобилей на колесном шасси. В СССР же определенное распространение получили бронированные тракторы, разработка которых в стране началась еще в 1930-е годы.


Бронированный трактор, бронетрактор или эрзац-танк — это импровизированная боевая машина (чаще всего аналог бронемашины, импровизированный танк или САУ), построенная на базе обычного трактора. Причиной появления таких необычных боевых машин первоначально была низкая проходимость бронеавтомобилей. Идея создания бронеавтомобиля на тракторной базе принадлежала полковнику артиллерии Гулькевичу, который в июле 1915 года даже сумел получить патент на свое изобретение. В дальнейшем же подобные боевые машины чаще всего создавались в условиях острой нужды в бронетехнике при дефиците настоящих танков или невозможности их производства, как это произошло в СССР в первые месяцы Великой Отечественной войны.

Одним из самых массовых серийных бронетракторов в истории СССР, а возможно и во всей мировой истории, стал бронированный трактор ХТЗ-16, этот эрзац-танк также иногда называли Т-16. Он выпускался осенью 1941 года на Харьковском тракторном заводе, информация о том, что данный бронетрактор производился также на Сталинградском тракторном заводе не находит подтверждения. Боевая машина представляла собой переделку обыкновенного сельскохозяйственного гусеничного трактора СХТЗ-НАТИ, который был обшит листами броневой стали и получил стрелково-пушечное вооружение.

СХТЗ-НАТИ


На протяжении 1930-1932 годов в СССР был проведен масштабный эксперимент по разработке на базе сельскохозяйственных тракторов САУ для непосредственной поддержки пехоты на поле боя. Всего было испытано порядка десяти разнообразных опытных образцов бронетракторов (Д-10, Д-11, Д-14 и другие). К весне 1932 года в Управлении моторизации и механизации РККА, получив результаты испытаний бронетракторов разных конструкций, пришли к выводу о том, что создать из обычного трактора полноценную боевую машину невозможно. Получавшаяся в процессе работы техника не могла эффективно решать поставленные перед ней боевые задачи.

Однако то, что в мирное время выглядело ненужным, в суровых реалиях войны стало казаться вполне оправданным. Тяжелые потери РККА в бронетехнике летом 1941 года заставили армейское руководство искать выход из сложившейся ситуации, использую для этого все возможные средства. Уже 20 июля 1941 года свет увидело постановление ГКО №019 «Об экранировке легких танков и о бронировании тракторов». В соответствии с данным постановлением серийное производство бронтракторов планировалось наладить на двух заводах: Харьковском тракторном заводе (ХТЗ) и Сталинградском тракторном заводе (СТЗ). Предполагалось, что импровизированные эрзац-танки получат на вооружение 45-мм пушки и будут использоваться в качестве самоходок.

Проект бронирования тракторов, как и вся необходимая для серийного производства документация, разрабатывались конструкторским бюро танкового отдела НАТИ. Данное КБ уже имело опыт работ в данной области. В июле 1941 года здесь был реализован проект установки 37-мм зенитной пушки на шасси трактора 1ТМВ. К реализации нового проекта были привлечены инженеры НАТИ А. В. Сапожников, А. М. Черепин, В. Я. Слонимский и Е. Г. Попов. Непосредственно на ХТЗ к работам подключилась группа инженеров под руководством главного конструктора М. С. Сидельникова. Для контактов с ним на месте бригада КБ танкового отдела НАТИ несколько раз совершала поездки в Харьков.

ХТЗ-16 модель


Уже в первых числах августа в НАТИ построили 4 различных образца бронетракторов с 45-мм пушками 20К на базе 1ТМВ, СТЗ-3, СХТЗ-НАТИ (сельскохозяйственный) и СТЗ-5 (транспортный). В некоторых источниках указывалось, что для выпуска бронетрактора была выбрана база СТЗ-3, об этом в частности писал Михаил Коломиец в статье «Бронетракторы. Часть 3», М-Хобби, №3-1997. В то же время Юрий Пашолок исторический консультант компании Wargaming, отмечает, что базой для бронетрактора ХТЗ-16 стал именно сельскохозяйственный трактор СХТЗ-НАТИ, в конструкцию которого пришлось вносить изменения по 27 группам узлов.

Согласно первоначальным планам в августе-сентябре 1941 года в Харькове предусматривалось собрать внушительное количество эрзац-танков — 750 ХТЗ-16. Бронедетали для них должен был поставлять Новокраматорский машиностроительный завод (НКМЗ). В свою очередь последний должен был получать бронелисты (прокат) с Мариупольского завода имени Ильича, поставки откуда шли в незначительных количествах, что тормозило процесс постройки бронетракторов. В результате к началу эвакуации НКМЗ (9 октября 1941 года) — этот завод отгрузил в Харьков порядка 100 комплектов брони для бронетракторов ХТЗ-16. При этом о количестве выпущенных в Харькове бронетраткоров ведутся споры, скорее всего, здесь успели собрать 142 бронетраткора. При этом 33 первых машины были изготовлены с использованием корпусов из неброневой стали.

Достоверно известно, что производство ХТЗ-16 было налажено лишь в начале сентября 1941 года, а уже с 18 сентября начались работы по эвакуации завода. В 20 числах октября бои шли уже как вблизи, так и непосредственно в самом Харькове. По отчетам ХТЗ в Харькове были оставлены не вывезенными при эвакуации «находящиеся в незавершенном производстве тракторные гусеничные шасси ХТЗ-16 в количестве 809 штук, их выпуск не мог быть произведен предприятием из-за недопоставки от кооперированных предприятий броневой стали и ряда деталей».

Опытный образец ХТЗ-16, август 1941 года


Конструкция клепано-сварного бронекорпуса ХТЗ-16 была предельно простой. Перед конструкторами стояла задача обеспечить надежную защиту экипажа от пуль и осколков снарядов, что и было выполнено в полном объеме. Технологически корпус бронетрактора можно было разделить на две секции. Передняя из них защищала силовую установку, она собиралась из 4-х катаных листов броневой стали, при этом лобовая бронеплита (прикрывала радиатор) была цельной и крепилась на болтах. Поступление воздуха для охлаждения двигателя и вывод отработанных газов пришлось перенести в нижнюю часть корпуса, где были установлены бронированные жалюзи. Для обслуживания силовой установки и доступа к двигателю в бортах корпуса моторного отделения имелись большие люки прямоугольной формы (по одному с каждой стороны). В задней секции ХТЗ-16 располагалось отделение управления, которое также являлось и боевым отделением.

Посадка и высадка экипажа осуществлялась через небольшую по размерам дверь, расположенную в правом борту боевого отделения. На случай аварийной эвакуации имелся также дополнительный люк в кормовой бронеплите. Еще два люка имелись в крыше корпуса, но они были больше предназначены для наблюдения за местностью на марше, в крайнем случае боевую машину можно было покинуть и через них.

Основным вооружением бронетрактора ХТЗ-16 была 45-мм пушка 20К, которая устанавливалась в лобовом бронелисте ближе к левому борту. С правой стороны в корпусе находилось место механика-водителя. Здесь был расположен небольшой открывающийся вверх люк со смотровой щелью. Специализированных смотровых танковых приборов на бронетракторе не было. Для улучшения обзорности на эрзац-танке имелись самые простые смотровые щели, расположенные по бортам боевого отделения, а также в лобовой и кормовой бронеплите. Для ведения огня из личного оружия были предусмотрены 3 бойницы, которые располагались рядом со смотровыми щелями.


Необходимо отметить, что бронелисты в лобовой проекции были расположены под рациональными углами наклона. В передней части лобовой лист брони толщиной 30 мм (перед мотором) был расположен под углом 20 градусов, у боевого отделения угол наклона брони удалось довести до 25 градусов. Борта корпуса по планам должны были получить бронирование 13 мм. В лобовой проекции такая броня обеспечивала надежную защиту от крупнокалиберного стрелкового оружия и 20-мм автоматических пушек. В то же время ХТЗ-16 был легкой целью для любого противотанкового орудия. Справедливости ради стоит отметить, что обеспечивать эрзац-танк противоснарядным бронированием никто и не планировал.

Как отмечает Юрий Пашолок в статье «Импровизация в промышленных масштабах» мощность тракторного двигателя 1-МА, который устанавливался на ХТЗ-16, была увеличена с 52 до 58 лошадиных сил. Рост небольшой, но с учетом возросшей массы с 5,1 до 8,6 тонн каждая дополнительная лошадиная сила была не лишней. В связи с увеличением массы из-за установки бронированного корпуса и 45-мм пушки, а также форсированием двигателя изменениям подверглась и коробка переключения передач. Также была изменена рама, ее удлинили, при этом каретки катков были расставлены по типу транспортного трактора СТЗ-5, а ленивцы вынесены вперед. С трактора СТЗ-5 разработчики позаимствовали также гусеничные ленты, как более подходящие для боевой машины. Применительно к каждому борту ходовая состояла из двух тележек с двумя спаренными опорными катками, переднего направляющего и заднего ведущего колеса, а также двух поддерживающих катков.

Уникальность ХТЗ-16 заключается не только в том, что это, скорее всего, самый массовый бронетрактор в истории, но и в том, что импровизированная боевая машина прошла полноценную программу испытаний (ходовых и огневых). Да, военные остались не в восторге от бронетрактора, но это и не удивительно, особенно в стране, в которой еще перед войной удалось развернуть производство танков Т-34 и КВ.

Согласно первоначальным планам, бронетрактор должен был преодолеть 500 километров. В ходе испытаний ХТЗ-16 прошел 470 километров, включая 240 километров по булыжному шоссе, 139 километров по проселку, 69 километров по грунтовому грейдерному шоссе и еще 22 километра в других дорожных условиях. Для импровизированной боевой машины на базе сельскохозяйственного трактора — это был достаточно приличный результат. На шоссе средняя скорость движения ХТЗ-16 достигала 17 км/ч, запас хода по шоссе оценивался в 119 км. При движении по пересеченной местности средняя скорость бронетраткора составляла 8,9 км/ч, при этом запас хода снижался до 61 километра.

ХТЗ-16, потерянный в боях


В ходе испытаний был отмечен перегрев силовой установки. Учитывая возросшую массу и тот факт, что испытания проводились при температуре окружающего воздуха почти в 30 градусов, в этом не было ничего удивительного. В ходе испытаний на проходимость ХТЗ-16 сумел преодолеть 25-градусный подъем, максимально допустимый крен составлял 24 градуса. Помимо этого бронированный трактор мог преодолевать рвы шириной 1,3 метра и вертикальную стенку высотой 0,55 м, также он мог преодолеть брод глубиной 0,6 метра. При больших углах подъема у ХТЗ-16 глох двигатель, проблема могла быть решена доливкой топлива. Помимо этого во время испытаний были отмечены случаи поломки гусениц.

Во время огневых испытаний было произведено 247 выстрелов из 45-мм пушки 20К, установленной на ХТЗ-16. Из них 147 выстрелов было сделано бронебойными снарядами. Во время испытаний кучность стрельбы оказалась ниже табличных значений. Средняя скорострельность при этом составляла до 5 выстрелов в минуту. Снижение точности стрельбы объяснялось наличием люфтов в механизме наведения орудийной установки. Вызывала нарекания и бронировка орудия, которая допускала попадание внутрь боевого отделения машины пуль и осколков снарядов и мин.

О боевом применении ХТЗ-16 детальной информации не сохранилось. Но вполне очевидно, что большая часть данных бронетракторов использовалась непосредственно в боях под Харьковом. Скорее всего, первыми данные бронетрактора получила противотанковая рота 14-й танковой бригады, куда в сентябре 1941 года было передано 8 ХТЗ-16, в тот же период еще 10-15 бронетракторов в составе отдельного дивизиона принимали участие в оборонительных боях под Полтавой. Все они были безвозвратно потеряны в боях с противником. Удивительно, что при столь незначительной серии и ограниченном применении, солдаты вермахта смогли сделать большое количество фотографий поврежденных и уничтоженных бронетракторов ХТЗ-16, большое их количество сегодня доступно в сети.

ХТЗ-16, потерянный в боях


Также известно, что ХТЗ-16 приняли участие в обороне Харькова в октябре 1941 года. При этом для защиты города были выделены очень скромные силы, а по бронетехнике немцы имели абсолютное преимущество. Такая парадоксальная ситуация сложилась благодаря обстановке на фронте. Прорыв немецких войск в районе Вязьмы и Брянска вынудил отправить почти все харьковские танки на западное направление, в то же время защитники Харькова остался практически без бронетехники. Для обороны города удалось «наскрести» лишь отельный противотанковый отряд, в состав которого вошли 47 единиц различных танков и бронемашин. Состав этого соединения был довольно разношерстен: из учебных частей были взяты 25 танкеток Т-27, из ремонта удалось вернуть 5 легких танков Т-26 выпуска 1933-1938 годов и 4 многобашенных тяжелых танка Т-35. Помимо этого в состав отряда вошли 13 бронетракторов ХТЗ-16.

На момент первого штурма Харькова общая численность его гарнизона составляла чуть менее 20 тысяч человек при 120 орудиях и минометах. В течение 23-24 октября советские войска отступали под ударами немецких частей, оказав хорошо организованное сопротивление только в центре города. В целом же организованной обороны крупного промышленного центра не получилось. Практически сразу же бои в городе приняли очаговый характер, а «отдельный противотанковый отряд» был буквально «раздерган» по частям. Сначала его разделили на две группы — одна из них находилась на границе Октябрьского и Червонобаварского секторов обороны, а вторая сосредоточилась на стыке Октябрьского, Сталинского и Червонозаводского секторов. Бронетракторы ХТЗ-16, судя по воспоминаниям участников боев, вошли в состав второй группы, вместе с несколькими танками Т-26 и предположительно двумя Т-35. Именно они выдержали основную тяжесть боев в городе. Достаточно известной является фотография ХТЗ-16, который был подбит и сгорел возле здания ЦУМа. При отступлении советских войск из города вся бронетехника отряда была потеряна. Часть уничтожена во время боев, другая брошена при отступлении, по возможности ее старались вывести из строя.

ХТЗ-16, подбитый и сгоревший возле ЦУМа в Харькове в октябре 1941 года, экипаж погиб. Фото: waralbum.ru


Также имеется информация о том, что некоторое количество бронетракторов ХТЗ-16 в составе 133-й танковой бригады принимало участие в обороне Москвы. Помимо этого по некоторым данным последнее боевое применение ХТЗ-16 произошло при наступлении на Харьков в мае 1942 года. Основная же масса этих эрзац-танков была уничтожена в сражениях осени 1941 года. Достоверных сведений об участии этих машин в боях имеется немного, так как официальных документов того временного периода сохранилось очень мало.

Тактико-технические характеристики ХТЗ-16:
Габаритные размеры: длина — 3,8 м, ширина — 1,9 м, высота — 2,3 м.
Бронирование: лоб корпуса — до 30 мм, лоб рубки — 25 мм, борта — 10-13 мм.
Масса — около 8,5 т.
Мощность двигателя — 58 л.с.
Максимальная скорость — 15-20 км/ч (по шоссе), до 9 км/ч по пересеченной местности.
Запас хода — до 120 км (по шоссе).
Вооружение — 45-мм пушка 20К, один 7,62-мм пулемет ДТ.
Экипаж — 2 человека.

Источники информации:
http://armor.kiev.ua/Tanks/WWII/tractor/bronetr3.php
http://www.aviarmor.net/tww2/tractors/ussr/htz16.htm
http://warspot.ru/6466-improvizatsiya-v-promyshlennyh-masshtabah
Материалы из открытых источников

topwar.ru

Подбитые и захваченные бронетрактора ХТЗ-16: starcom68

Бронетрактор ХТЗ-16 представлял собой эрзац-САУ, выпускавшийся в 1941 году, в начальный период Великой Отечественной войны, на Харьковском и Сталинградском тракторных заводах.
По своей сути это был обычный сельскохозяйственный гусеничный трактор, обшитый листами брони, с установленным пушечным и пулемётным вооружением.


Бронетрактор ХТЗ-16 оставленный в районе Харькова в 1941 году

На протяжении 1930—1932 годов в Советском Союзе проводился ряд экспериментов по созданию на базе сельскохозяйственных тракторов самоходных артиллерийский установок для непосредственной поддержки пехоты. Испытывалось около десятка различных опытных образцов бронетракторов. К весне 1932 года руководство Управления моторизации и механизации РККА, получив результаты испытаний бронетракторов различных конструкций, пришло к выводу, что сделать из обычного трактора полноценную боевую машину невозможно.

После первых поражений понесенных Красной Армией летом 1941 года и больших потерях в танках, советским руководством был принят ряд срочных мер. 20 июля 1941 года по результатам заседания ГКО СССР было принято постановление № 219 «Об организации производства 2 тысяч бронетракторов». В соответствии с ним серийное производство бронетракторов планировалось развернуть на двух ведущих тракторостроительных предприятиях: Харьковском тракторном (ХТЗ) и Сталинградском тракторном (СТЗ) заводах. Причем, бронетрактора должны были быть побочной продукцией: одновременно на заводах шла подготовка к производству танков: средних Т-34 на Сталинградском и лёгких Т-60 на Харьковском. Проект поручили разработать конструкторскому бюро танкового отдела НАТИ. Предполагалось бронировать и вооружать трактора 45 мм танковыми пушками и использовать в качестве противотанковых самоходных орудий.

В начале августа в НАТИ испытывали четыре экспериментальных образца бронетракторов с 45 мм пушками построенных на базе 1ТМВ, СТЗ-3, СХТЗ-НАТИ и СТЗ-5. Для серийного производства избрали вариант на базе СТЗ-3, при бронировании шасси трактора было усилено, а для плавности хода на него установили обрезиненные катки и гусеницы с трактора СТЗ-5. Кабина водителя демонтировалась, на её место устанавливалась броневая рубка с толщиной брони 10-25 мм. Бронетрактор вооружался 45-мм танковой пушкой 20К образцов 1932/34/37 годов. Для ближнего боя экипаж имел пулемет ДП, перевозимый внутри. Пушка имела ограниченные углы обстрела — чтобы навести её на цель необходимо было разворачивать весь трактор. При постановке на серийное производство машина получила индекс ХТ3-16 (иногда проходила в документах, как Т-16 (ХТЗ)).

Принимая во внимание, что СТЗ уже освоил производство танков Т-34, а на ХТЗ только начались работы по подготовке к выпуску Т-60, наркомом танковой промышленности В. А. Малышевым было принято решение основной объем производства бронетракторов развернуть в Харькове. Планом предусматривалось изготовить к октябрю 1941 года на Харьковском тракторном около тысячи ХТЗ-16, еще 500 в Сталинграде. Бронедетали для них должен был поставлять Новокраматорский машиностроительный завод. Последний, в свою очередь, получал прокат с Мариупольского завода имени Ильича. Производство бронетракторов было начато в конце августа 1941 года, но из-за постоянных сбоев с комплектующими так и не вышло на крупносерийный уровень.

В середине сентября 1941, после разгрома и окружения основной группировки Юго-Западного фронта под Киевом, создалась угроза быстрого захвата немецкими войсками Донбасса и Харьковского промышленного района. Уже через несколько дней ГКО СССР принимает решение об эвакуации сотен ведущих предприятий Восточной Украины. К моменту эвакуации Новокраматорского завода он успел поставить в Харьков не более сотни бронекомплектов для тракторов, в то время как на ХТЗ уже было подготовлено более 800 тракторных гусеничных шасси для ХТ3-16.
18 сентября 1941 года началась эвакуация цехов Харьковского тракторного завода. Всего за это время в Харькове успели построить 142 бронетрактора. Вопреки расхожему мнению СТЗ бронетрактора не собирал вообще, так как был загружен производством Т-34 и тракторов СТЗ-5-НАТИ.

Подробных данных об боевом использовании ХТЗ-16 немного. Производимые бронетрактора поступали на вооружение противотанковых подразделений воинских частей, формируемых в Харьковском военном округе. Так, в противотанковую роту 14-й танковой бригады поступило 8 бронетракторов ХТЗ-16, только сошедших с конвейера. Еще около 10-15 бронетракторов ХТЗ-16 в составе отдельного дивизиона принимали участие в обороне Полтавы в конце сентября 1941 года, где были быстро потеряны. В середине октября в составе Харьковского гарнизона был сформирован отдельный бронетанковый (противотанковый) отряд, который состоял из 47 единиц бронетанковой техники устаревших типов (25 Т-27, 13 Т-16 (ХТЗ), 5-Т-26, 4 Т-35). 23-25 октября 1941 года за Харьков начались уличные бои. В этих боях все машины противотанкового отряда были либо уничтожены, либо брошены при отступлении. Десять машин в составе 133-й танковой бригады приняли участие в обороне Москвы. Последние ХТЗ-16 были потеряны в мае 1942 года при попытке освободить Харьков.

Подбитый ХТЗ-16 на Московском проспекте Харькова. Похоже, что в кормовом люке виднеется убитый танкист.

Основными недостатками ХТЗ-16, как и всех бронетракторов, были низкая скорость, высокий силуэт, слабая бронированность, плохая обзорность в ходе боя и неподвижная пушка.
Работы по бронированию тракторов проводились и в осажденной Одессе. На протяжении августа — сентября 1941 года на одесских заводах было переоборудовано не менее 46 СТЗ-5. В отличие от проекта ХТЗ-16, разработанного централизованно, одесские бронетрактора собирались без какой либо документации — использовалось все, что было под рукой. Вместо броневой стали устанавливались сварные листы из судостроительной или котельной стали. Типового вооружения не было: пулеметные трактора вооружались одним-двумя пулеметами 7,62-мм ДТ либо одним 12,7-мм ДШК, пушечный вариант имел 45-мм танковую пушку 20К или 76-мм горную пушку.
После войны за этими машинами закрепилось название НИ/НИ-1 («На испуг»), а до этого по документам они проходили как «танк-трактор» или «бронированный трактор».
В августе 1941 года до десяти бронетракторов, на базе шасси СТЗ-5, было сделано на Ижорском заводе в Ленинграде. Они получили индекс ИЗ. О конструкции и применении этих бронетракторов не известно.

Также известно об участии импровизированных бронированных машин при обороне Моонзундских островов. Так, в целях усиления огневой обороны, защитники островов по собственной инициативе построили из тракторов 4 танка, вооружённых пулемётами. К настоящему времени документально подтверждено наличие в сентябре — октябре 1941 года на островах Моонзундского архипелага одного взвода химических танков, 2 танкеток и 5 или 6 импровизированных боевых бронированных машин. Согласно же данным противника, общее количество захваченных советских бронеединиц на островах равнялось 18.

Подбитый в районе Сталинграда ХТЗ-16

Единственный сохранившийся экземпляр бронетрактора ХТЗ-16 (вооруженный авиапушкой ШВАК !!!),находится в Национальном музее истории Великой Отечественной войны 1941—1945 годов в городе Киев. Источник текста

Подбитый танк Т-34, обр. 1941 года и ХТЗ-16

Интересно, почему они выходят черех верхние люки? Постановочное фото? И почему у трактора нет переднего бронелиста?

Еще один бронетрактор ХТЗ-16 с отсуствующим передним бронелистом

Уничтоженный ХТЗ-16

Подбитые бронетрактора ХТЗ-16

Подбитый в районе Харькова бронетрактор ХТЗ-16. Весна 1942 года (?). Что-то для весны слишком кукуруза высокая

ХТЗ-16 переделанный немцами обратно в трактор. Справа «Сталинец».

Еще один из экзотов — английский танк Mk V снятый немецкими солдатами в районе Таллинна. Его куда-то тащили, а пожет быть пытался уехать сам, чтобы быть использованным в качестве ДОТа. Но не свезло…

Источник фото

starcom68.livejournal.com

Выбор гусеничного трактора на опытном поле НАТИ 16 мая 1935 года

Profile

Name: история в фотографиях

Entry Tags

1020-е, 1400-е, 1500-е, 1700-е, 1800-е, 1830-е, 1840-е, 1850-е, 1860-е, 1870-е, 1880-е, 1890-е, 1900, 1900-е, 1910—е, 1910-е, 1912-е, 1917, 1920, 1920-е, 1930-е, 1930-е история России, 1940, 1940—е, 1940-е, 1945, 1950-е, 1960, 1960-е, 1970-е, 1980-е, 1990, 1990-е, 1990е, 1993, 1997, 2000-е, 2010-е, XIII век, XIX век, XVI век, XVII век, cемейный архив, Азия, Афганистан, Африка, Африка политика, Балканы, Батька Махно, Белое Движение, Белое движение, Ближний Восток, ВСХВ, Валуа, Великая Отечественная война, Великая Отечественная войнв, Великая война, Великая отечественная война, Виндзоры, Военная история, Восток, Вторая мировая, Вторая мировая война, Вторая мировая война. авиация, Втроая мировая война, Гражданская война, Гражданская война в США, Греция, Европа, Зачем — не знаю, Кавказ, Красный крест, Крым, Крымская война, Латинская Америка, Ленин, Ливия, МГУ, Москва, НКВД, Николай II, ОГПУ, Первая мировая, Первая мировая война, Подмосковье, РККА, Романовы, Русско-японская война, СМИ, СССР, США, Серебряный век, Средние века, Сталин, Сталинград, Сталинградская битва, Униформа, ХХ век, Халкин-гол, авация, авиация, авиация. флот, авто, авто-история, авто=история, авторская фотография, авторские фотографии, агит, агитация, агитация ( историческая), агитация (историческая), актеры, актуальная история, алхимия, анархисты, анархия, аристократия, армия, армия танки, артиллерия, артисты, археология, архитектура, балет, белые, благотворительность, болезнь, броневики, бронепоезда, быт, быт. люди, вещи, видео, военная иситория, военная история, военная история. Первая мировая война, военная истрия, война, война в Афганистане, война в Корее, война в Чечне, война во Вьетнаме, вопрос, враги, всякая всячина, вторая мировая, выборы, выставки, геополитика, геральдика, герои, горо, города, города России, города СССР, города люди, гравюры, гражданская война, графика, даты, дворянство, демонстрации, деньги, деревня, дереыня, детвора, дети, детские игрушки, дипломатия, дирижабли, доброе, документы, дореволюционные фотографии, достояние человечества, драгоценности, еда, жандармы, железная дорога, железные дороги, женщин, женщина, женщины, жесть, живопись, животные, жизнь, жут, жуть, за, забавно, забавное, загадка, загадки, заговоры, зачем-не знаю, игрушки, игры, игры. люди, изобретения, иконы, индейцы, интевенция, интересно, интересное, интересное кино, искусство, искусствр, исория СССР, истори СССР, истории СССР, исторические события, история, история CCCР, история Австралии, история Австрии, история Алжира, история Америки, история Англии, история Аргентины, история Армении, история Афганистана, история Африки, история Белоруссии, история Болгарии, история Бразилии, история ВКП (б), история Великборитании, история Великбритании, история Великобритании, история Венгрии, история Вьетнама, история Германии, история Германии. маразматические заголо, история Германиилюди, история Германия, история Греции, история Грузии, история Европы, история Египта, история Израиля, история Индии, история Ирака, история Ирана, история Ирландии, история Испании, история Италии, история КНДР, история Камбоджи, история Канады, история Киева, история Китая, история Кореи, история Кубы, история Латвии, история Ленинграда, история Мексики, история Монголии, история Москвы, история Нидерландов, история Норвегии, история Пакистана, история Петербурга, история Петрограда, история Польши, история Польшы, история РККА, история РСФСР, история РФ, история Росс, история Росси, история России, история России. военная история, история Российской Федерации, история Россия, история Румынии, история ССР, история СССР, история СССР отдых, история СССР. кино, история СССС, история ССССР, история США, история США., история США? 1930-е, история Санкт-Петербурга, история Сербии, история Таиланда, история Тайланда, история Тибета, история Турции, история Узбекистана, история Украины, история Финляндии, история Финляндии., история Франции, история Чехии, история Чехословакии, история Чили, история Швеции, история Эстонии, история Югославии, история Японии, история авиации, история дипломатии, история фотографии, истороия СССР, истрия Чехословании, истроия СССР, кавалерия, казачество, казни, казнь, карикатура, карикатуры, картины, картография, карты, катакомбы, катастрофы, кино, кладбища, книги, ко, коллаборанты, коллаборационисты, коллекционные фотографии, компромат, конструкторы, констукторы, космос, красавец-мужчина, краскомы, красота, криминал, криминалистика, курьезы, линчности, линчости, литература, личности, личности. детвора, личности. забавное, личность, личнсти, личости, любовь, люди, люди. Вторая мировая война, маразм, мастера фотографии, мебель, медицина, мемуары, мерзавцы, метро, метрополитен, милиция, милосердие, миниатюры, мнение, мода, мода. животные, модераторское, монархия, монастыри, морархия, мото, мошенники, музеи, музыка, музыка. театр, на радость модераторам, на радость модератору, на усмотрение сообщников, на усмотрение ссобщников, награды, напитки, народный костюм, наука, нацизм, национальный костюм, наши герои, ненавижу, необычно, нет слов, новейшая история, ню, образование, образование бесплатно, общество, одежда, одинокий путник, ой-ой, оккупация, опера, опрос, опять Бардо, опять Бордо, опять Монро, оружие, отдых, открытки, офф-топ, охота, памятники, парады, партизаны, пейзаж, печальное, пин ап, писатели, плакат, плакаты, побасенки, побасёнки, победа, победители, победителиь, подвиги, политика, полиция, поскачите с автором, поэзия, праздники, пресса, природа, промышленность, пропаганда, професии, профессии, прощай, пурга, путешествия

foto-history.livejournal.com

Трактор СТЗ-3

29.04.2019

Трактор СТЗ-3 (АСХТЗ-НАТИ) — первый отечественный серийно выпускавшийся артиллерийский тягач. Гусеничная машина рассчитана на транспортировку буксируемым способом в условиях бездорожья тяжелых артиллерийских систем. Трактор создавался на базе сельскохозяйственной машины, однако в основном применялся в качестве артиллерийского тягача.

Разработка конструкции артиллерийского тягача на базе сельскохозяйственного трактора

В Советском Союзе достаточно серьезно относились к проблеме обеспечения артиллерии средствами транспортировки. В начале 30-е годов на Сталинградском тракторном заводе и на аналогичном предприятии в Харькове налаживается выпуск первых отечественных колесных и гусеничных тракторов, которые впоследствии составят основной парк транспортеров для советских артиллерийских частей.

Первой оригинальной отечественной разработкой в этом направлении стал гусеничный трактор СТЗ-3. Проект появился еще в 1933 году. Через четыре года новая машина после успешной демонстрации на международной выставке в Париже была запущена в серийное производство.

Советскими конструкторами разрабатывалось сразу две модификации техники: сельскохозяйственный трактор и артиллерийский тягач. В последнем варианте серийный выпуск осуществлялся двумя этапами.

Первые серийные машины изготавливались в Сталинграде на СТЗ и в Харькове на тракторном заводе, в период с 1937 по 1941 год. В дальнейшем выпуск тягачей был налажен на Алтайском тракторном заводе в г. Рубцовск. Трактора этой марки выпускались на Алтае до 1952 года. Всего промышленность дала стране более 200 тыс. тракторов СТЗ-3 (НАТИ).

Советские трактора СТЗ-3 с буксируемыми 122-мм гаубицами на марше вместе с расчетами. Западный фронт, Белоруссия, сентябрь 1939 года

Технические параметры и характеристики трактора СТЗ-3

  • Масса — 5,1 т.
  • Длина — 3,84 м, ширина 1,7 м, высота — 2,26 м, клиренс — 360 мм.
  • Масса буксирующего прицепа — до 4,5 т.
  • Двигатель дизельный, мощность — 52 л.с.
  • Максимальная скорость движения — 8 км/ч.
  • Запас хода — 60 км.

Трактор СТЗ-3 применялся в годы Великой Отечественной войны в качестве артиллерийского тягача, способного перевозить по дорогам с любым покрытием артиллерийские системы массой до 4 тонн. После войны основная часть тракторов была передана в народное хозяйство.

Фото трактора СТЗ-3

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

С друзьями поделились:

militaryarms.ru

Тракторная журналка, выпуск девятый: «СХТЗ-НАТИ»: mib55

В этом выпуске представлена одна из наиболее значимых в тракторной истории СССР машин: СХТЗ-НАТИ. В отличие от многих других советских тракторов, эта машина, выпускавшаяся с 1937 по 1952 год, была не копией зарубежного аналога, а самостоятельной разработкой, результатом конструкторской деятельности Научно-исследовательского автотракторного института (НАТИ) и КБ Сталинградского тракторного завода. Производился этот трактор на трёх заводах: сначала на СТХ и ХТЗ, а после эвакуации последнего — на АТЗ, поэтому в литературе встречается и название «АСХТЗ-НАТИ». Машина имела карбюраторный керосиновый 4-х цилиндровый двигатель мощностью 52 л.с.



До нашего времени дошло достаточно мало таких машин, в разной степени сохранности. Один из сохранившихся СХТЗ-НАТИ можно увидеть в эстонском Музее сельского хозяйства. Музейный трактор изрядно потрепало время, его кабина скорее всего уже новодельная, но тем не менее, представление составить и сравнить с моделью вполне можно. Сходство вполне прослеживается, по модели видно, какие детали отсутствуют на музейном прототипе: топливный бак, сиденье тракториста, боковины капота, фары, ручка-заводилка и выхлопная труба. Кстати, на модели эта самая труба почему-то покрашена в сиреневый цвет. 🙂

В кабине модели имеются все необходимые рычаги, правда, их можно было сделать и потоньше, так выглядят грубовато. По ходовой части претензий нет, похожа на настоящую. Кстати говоря, такая конструкция ходовой части применялась (с некоторыми модернизациями) и на всех советских потомках СХТЗ-НАТИ: ДТ-54, Т-74, ДТ-75. Мало того, аналогичные конструкции используются и на современной продукции ВгТЗ и ХТЗ.

На музейном СХТЗ-НАТИ гусеница неправильная, она от более поздних тракторов, на оригинальных тракторах были другие, примерно такие, как на модели. В общем, эта модель вполне заслуживает места на полке — и трактор интересный, и качество на уровне.

В следующем, юбилейном десятом, выпуске серии уже вышла модель небольшого, но очень полезного трактора — владимирского Т-25А. Пошёл в ларёк.

mib55.livejournal.com

АТЗ-НАТИ (трактор) — это… Что такое АТЗ-НАТИ (трактор)?


АТЗ-НАТИ (трактор)
СХТЗ-НАТИ
Выпускался, гг. 1937-1952
Экземпляры 191000
Тип движителя гусеничный
Полная масса, т 5,1
Расположение
Кабина: сзади
Двигатель: спереди
Основные размеры
Двигатель
Марка двигателя
Мощность, л.с. 52
Трансмиссия
Подвеска и управление
Тип подвески жёсткая
Оборудование
Пневмооборудование нет

СХТЗ-НАТИ — марка гусеничного трактора, выпускавшегося с 1937 года на тракторостроительных заводах СССР.

История

В 1937 году Сталинградский и Харьковский тракторные заводы прекратили выпуск колёсных тракторов СХТЗ 15/30 и перешли на выпуск гусеничных тракторов СХТЗ-НАТИ. Это были первые тракторы массового производства с конструкцией отечественной разработки[1].

В связи с тем, что в ходе Великой Отечественной войны Харьковский завод был эвакуирован в город Рубцовск Алтайского края, производство тракторов было начато там, в создававшемся в военные годы Алтайском Тракторном заводе. Первые трактора СХТЗ-НАТИ вышли из цехов Алтайского завода в августе 1942 года[2].

На Алтайском тракторном заводе производство тракторов получивших обозначение АТЗ-НАТИ продолжалось до 1952 года, на Сталинградском и Харьковском заводах производство было свёрнуто ранее, в 1949 году они уступили на сборочном конвейере место тракторам ДТ-54[3]

Конструкция

Трактор СХТЗ-НАТИ имел рамную конструкцию с клёпаной рамой, состоящей из двух лонжеронов и четырех поперечин.

Эластичная подвеска ходовых частей на четырёх балансирных каретках с витыми цилиндрическими пружинами.

Кабина трактора была полузакрытой.

Керосиновый карбюраторный четырёхцилиндровый двигатель мощностью 52 л.с. крепился на раме в трёх точках. Охлаждение двигателя — водяное.

Коробка передач — зубчатая трёхходовая, гусеница выполнена из звеньев отлитых из высокомарганцовистой стали.

Факты

  • 10-ти тысячный трактор СХТЗ-НАТИ вышел из ворот Сталинградского тракторного завода в 1947 году[4]

Примечания

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

Смотреть что такое «АТЗ-НАТИ (трактор)» в других словарях:

  • СХТЗ-НАТИ (трактор) — СХТЗ НАТИ …   Википедия

  • СХТЗ-НАТИ — СХТЗ НАТИ …   Википедия

  • Алтайский тракторный завод — …   Википедия

  • КТ-12 — КТ 12 …   Википедия

  • Алтайский тракторный завод —         имени М. И. Калинина, находится в г. Рубцовске Алтайского края РСФСР. Построен на основе эвакуированного в начале Великой Отечественной войны оборудования Харьковского тракторного завода. Строительные работы на площадке начались в январе… …   Большая советская энциклопедия

  • Т-4А — …   Википедия

  • ДТ-54 — ДТ 54 …   Википедия

  • ТК-4 — Проект, г. 1950 е …   Википедия

  • Памятники техники на Украине — В список вносятся памятники военной и гражданской техники, находящиеся на постаментах или в любых музеях Украины. Содержание 1 Танки, САУ, БМП, отдельные башни танков (на кораблях включительно) …   Википедия

dic.academic.ru

СХТЗ-НАТИ (трактор) Вики

СХТЗ-НАТИ
Выпускался, гг. 1937-1952
Производитель

Сталинградский тракторный завод,
Харьковский тракторный завод,

Алтайский тракторный завод
Экземпляры 191000
Тип движителя гусеничный
Рабочая скорость, км/ч 3,8 — 7,9
Полная масса, т 5,1
Расположение
Кабина: сзади
Двигатель: спереди
Двигатель
Мощность, л.с. (кВт) 52 (38,2)
Подвеска и управление
Тип подвески сблокированная попарно, на винтовых пружинах
Оборудование
Пневмооборудование нет
Модельный ряд
Последующая модель ДТ-54
 СХТЗ-НАТИ на Викискладе

СХТЗ-НАТИ (СТЗ-3) — марка гусеничного трактора, выпускавшегося с 1937 года по 1952 год на тракторостроительных заводах СССР.

История[ | код]

В 1937 году Сталинградский и Харьковский тракторные заводы прекратили выпуск колёсных тракторов СХТЗ 15/30 и перешли на выпуск гусеничных тракторов СХТЗ-НАТИ. Это были первые тракторы массового производства с конструкцией отечественной разработки[1].

В связи с тем, что в ходе Великой Отечественной войны Харьковский завод был эвакуирован в город Рубцовск Алтайского края, производство тракторов было начато там, в создававшемся в военные годы Алтайском Тракторном заводе. Первые трактора СХТЗ-НАТИ вышли из цехов Алтайского завода в августе 1942 года[2].

На Алтайском тракторном заводе производство тракторов, получивших обозначение АТЗ-НАТИ, продолжалось до 1952 года, на Сталинградском и Харьковском заводах производство было свёрнуто ранее, в 1949 году они уступили на сборочном конвейере место тракторам ДТ-54[3].

Конструкция[ | код]

Трактор СХТЗ-НАТИ имел рамную конструкцию с клёпаной рамой, состоящей из двух лонжеронов и четырёх поперечин.

Эластичная подвеска ходовых частей на четырёх балансирных каретках с витыми цилиндрическими пружинами.

Кабина трактора была полузакрытой.

Керосиновый карбюраторный четырёхцилиндровый двигатель мощностью 52 л. с. крепился на раме в трёх точках. Охлаждение двигателя — водяное.

Коробка передач — зубчатая трёхходовая, гусеница выполнена из звеньев, отлитых из высокомарганцовистой стали.

Факты[ | код]

Показан в советском фильме «Поезд идет на восток» 1948 года.

Примечания[ | код]

Ссылки[ | код]

ru.wikibedia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *