Совсем скоро исполнится двадцать семь лет с даты появления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Эта знаменательная дата будет отмечаться через два дня после католического Рождества, однако история создания МЧС уходит корнями в пятнадцатый век. Считается, что в этот период времени остро назрела потребность в создании особой государственной структуры, которая помогала бы населению справляться со всевозможными катастрофами, в том числе и стихийными бедствиями. Конечно, созданная организация была далека от эффективно реагирующей на все ЧС современной структуры. Но все же она положила начало государственной защите населения от всевозможных бед. Так как история создания системы МЧС очень интересна, то мы посвятили ей данную статью. Из нее вы узнаете предысторию формирования этой структуры, ее цели и задачи, а также некоторые интересные факты о ней.
Гуманитарная помощь: принципы и задачи
Гуманитарная помощь заключается в оказании добровольного безвозмездного содействия населению,…
Каждый день люди сталкиваются с пожарами, наводнениями и другими стихийными бедствиями. Им приходится справляться с последствиями разрушений, а также пытаться восстановить привычную жизнь. Сделать все это в одиночку довольно сложно, поэтому на помощь россиянам всегда готовы прийти сотрудники МЧС. Сегодня сложно даже представить, что когда-то этой структуры не существовало, но историки считают, что начало истории создания МЧС было положено в конце пятнадцатого века.
Царь Иван III в середине своего правления издал указ о формировании пожарной службы. Изначально это была небольшая команда, действующая на крайне ограниченном пространстве. Но вскоре она разрослась, а с легкой руки царя даже обрела противопожарные правила, регламентирующие ее деятельность. Все население России был ознакомлено с этими правилами и обязано было их придерживаться.
Чуть позже Петр I распорядился о введении пожарной повинности. Ее должны были нести мужчины, что значительно увеличило количество пожарных команд в России.
С течением времени российская промышленность стала выходить на новый уровень развития. Повсюду стали возникать горнообогатительные предприятия, нефтедобывающие комплексы, развивалось морское дело и химическая промышленность. Этот промышленный скачок спровоцировал большое количество аварий, несчастных случаев и травм. В связи с этим стали появляться специализированные команды спасателей, имеющие опыт только в узконаправленной деятельности. Постепенно эти группы обрастали различными актами, правилами и нормативами, требовавшими объединения и слияния в одну структуру.
История создания МЧС тесно переплетена с процессом формирования в молодой советской России такого понятия, как «гражданская оборона», указ о которой был издан в октябре тридцать второго года двадцатого столетия. Именно к этой дате был разработан, принят и опубликован список рекомендаций по поведению населения в условиях бомбардировки регионов потенциальным врагом. Думается, что с этого указа началась масштабная разработка государственного проекта мер по защите населения в ЧС.
Основные задачи РСЧС. Единая государственная система…
Тщательно проработанные основные задачи РСЧС и их грамотное воплощение на практике способны…
Окончательно этот процесс завершился в начале шестидесятых, когда в государстве появилась хорошо развитая и поддерживаемая нормативными актам система ГО. Она стала своеобразным руководством для граждан в критических ситуациях.
Двадцать седьмого декабря девяностого года двадцатого столетия вышел указ о формировании небольшой самостоятельной спасательной команды, которая и положила начало современной истории создания МЧС России.
Если говорить об истории создании МЧС России кратко, то можно отметить, что буквально через несколько месяцев новая структура доказала свою эффективность, взяв на себя руководство всеми происшествиями, попадающими в разряд чрезвычайных. Весной девяносто первого руководителем корпуса спасателей (РКС) стал Сергей Шойгу.
Через некоторое время он выступил с инициативой переименовать существующую структуру из-за масштабности поставленных перед ней задач. В итоге появился Государственный Комитет по чрезвычайным ситуациям. За последующие годы это подразделение еще не раз меняло свое название. Постепенно в его состав вошли различные пункты спасения и контроля, созданные еще в советские времена. Их эффективность была доказана годами работы, поэтому они и стали частью новой структуры.
Буквально через четыре года после своего создания организация доросла до размеров самостоятельного министерства, которое возглавил бессменный Сергей Шойгу. Можно подумать, что на этом закончилась история создания и развития МЧС. Однако на самом деле в девяносто четвертом году прошлого века начался очередной этап становления данной структуры, ставшей одной из самых мощных и эффективных не только в России, но и среди других стран.
Пятнадцать лет назад численность сотрудников МЧС не превышала семидесяти тысяч человек, но вошедшие в состав министерства триста тысяч пожарников заметно расширили возможности подразделения и усилили его. На сегодняшний день российские сотрудники министерства имеют очень высокий уровень подготовки и нередко вылетают на ликвидацию последствий стихийных бедствий и тушение пожаров за границу.
История МЧС России кажется крайне простой, но в реальности эта структура не является статичной. Она постоянно видоизменяется и совершенствуется, чтобы полностью соответствовать потребностям современности. Об этом нам тоже хочется рассказать читателям.
Об истории создания МЧС в РФ мы вам уже поведали, но многие до сих пор довольно плохо представляют, чем именно занимается эта структура и каким образом она функционирует.
С самого первого момента своего образования подразделение реагирует и выезжает на ликвидацию последствий природный катастроф, эпидемий, а также техногенных происшествий. К последней группе относятся выбросы энергий, взрывы, пожары и серьезные аварии на заводах, фабриках и других производственных объектах.
Отличительной чертой министерства, которая сформировалась еще на самых первых этапах развития МЧС в России (история создания и предыстория появления этой структуры нами уже была озвучена ранее), является совместная и слаженная работа с различными организациями. В случае возникновения чрезвычайной ситуации руководящие органы сразу же переключается на МЧС и все остальные службы, имеющиеся в регионе, выполняют его указания. Это позволяет решать задачу быстро и практически мгновенно реагировать на все возникающие в процессе работы трудности. Впрочем, именно этим и славятся российские спасатели во всем мире.
Так как история создания современной системы МЧС связана с возникновением чрезвычайных ситуаций на территории России, то нам хочется дать этому термину максимально четкое определение.
Заглянув в словарь, вы сможете узнать, что под ЧС понимается возникновение условий, которые на определенной территории нарушают нормальный уклад жизни, нанося урон государственному и частному имуществу, вызывая угрозу жизни и здоровью людей, а также меняя экосистему. В общей массе эти процессы являются обратимыми, но в случаях, когда чрезвычайная ситуация возникла в результате техногенной катастрофы, ликвидировать ее последствия может быть практически невозможно.
Думаем, теперь нашим читателям стало более понятно, с чем ежедневно сталкиваются сотрудники МЧС и какие сложные задачи они решают. Впрочем, к основным задачам этой государственной структуры мы вернемся немного позже.
Так как министерство является государственной структурой, то оно воплощает именно видение государства о необходимости и целесообразности тех или иных реакций. В информационный центр этой структуры стекается вся информация о ЧС и мерах по их ликвидации. Можно представить МЧС в виде огромного мозгового центра, который принимает, анализирует и классифицирует информацию. Параллельно принимаются решения о необходимости вмешательства сотрудников министерства в решение ситуаций, ведь зачастую проблему вполне можно решить на местном уровне силами спасательных подразделений, имеющихся в регионе.
При необходимости, когда происходят масштабные катастрофы, сотрудники МЧС прибывают на место происшествия в течение четырех часов. Это время уходит на подготовку оборудования, инструктаж спасателей относительно ситуации и дорогу до места пожар, аварии или катастрофы. Во многих случаях в качестве транспорта используются вертолеты.
Считается вполне нормальным, если МЧС оказывается на месте происшествия уже после милиции, спасательных служб региона и медицинских работников. Эта специфика известна каждому, кто сотрудничал с данным министерством.
Сразу хочется заметить, что МЧС имеет довольно разветвленную структуру, которая уже многие годы показывает себя очень эффективной. Мы представляем ее в виде списка:
1. Центральный аппарат.
Сюда входит административный аппарат, производящий управление всей структурой целиком. К этой группе относится министр, его замы, секретари, а также военный эксперт и главный пожарный инспектор.
2. Управления, входящие в состав министерства.
Их насчитывается десять. Каждое выполняет свои функции и поставленные задачи. К примеру, информационное управление отвечает за своевременное обеспечение данными о катастрофах и их анализ.
3. Департаменты.
На всей территории России функционируют девять департаментов МЧС. Среди них можно назвать, например, департаменты управления и финансово-экономический.
Подобная организационная структура формировалась на протяжении нескольких лет и считается законченным вариантом.
Такая мощная структура, как МЧС, должна обладать значительной научной базой, поэтому в состав министерства входят несколько учреждений, ведущих серьезную исследовательскую работу.
На сегодняшний момент таких институтов пять.
В современном мире престиж МЧС поднялся очень высоко и многие молодые люди видят свое будущее именно в данной структуре. По результатам социологических опросов не только юноши, но и немалое количество девушек хотели бы связать жизнь с работой спасателя или пожарного.
На сегодняшний день обучение будущих сотрудников МЧС проводится в восьми высших учебных заведениях. Они располагаются в разных городах России. К примеру, свой институт имеется в Санкт-Петербурге, в Иванове и на Дальнем Востоке.
Интересно, что в данной структуре существует и институт культуры МЧС России, состоящий из шести отделов.
Более двух лет существует особый перечень услуг, оказываемых на коммерческой основе. На сегодняшний день он достаточно широк и включает в себя массу пунктов. К примеру, сотрудники МЧС могут оказать содействие в тушение пожара на частной территории или выставить противопожарные посты.
Стоит отметить, что эти услуги пользуются большим спросом у населения, поэтому их перечень планируется в ближайшее время еще расширить.
История создания структуры нам уже хорошо известна, но немаловажно ознакомиться и со списком реализуемых задач МЧС, который остается в неизменном виде уже несколько лет. Периодически в него вносятся незначительные коррективы, но в целом он не подвергается сколько-нибудь существенным изменениям:
Сегодня мы постарались максимально подробно рассказать читателям об МЧС России. История создания, структура и функция этого государственного ведомства теперь не будут для вас секретом. А главное, теперь вы точно знаете, почему именно двадцать седьмого декабря россияне празднуют день спасателя.
В 1928 году Наркомом по военным и морским делам было утвержденно первое Положении о противовоздушной обороне СССР, в котором сказано, что противовоздушная оборона имеет назначением защиту Союза ССР от воздушных нападений с использованием для этой цели сил и средств, принадлежащих как военным, так и гражданским ведомствам и соответствующим общественным оборонным организациям.
К 1932 году были созданы необходимые организационные и материальные предпосылки для создания единой общегосударственной системы местной противовоздушной обороны в стране.
4 октября 1932 года Советом Народных Комиссаров – Правительством станы было принято «Положение о противовоздушной обороне СССР». Этим документом были впервые определены мероприятия и средства защиты населения и территорий страны от воздушной опасности в зоне возможного действия вражеской авиации. Этот акт и положил начало создания МПВО (местная противовоздушная оборона).
Эта дата считается днем рождения Гражданской обороны, так как именно те функции, которые выполняла МПВО страны, в дальнейшем продолжала совершенствовать и развивать Гражданская оборона СССР.
Поскольку МПВО являлась составной частью всей системы противовоздушной обороны страны, общее руководство МПВО в стране осуществлялось Наркоматом по военным и морским делам. Помимо Воинских частей МПВО, подчиняющихся командованию военных округов, организовывались добровольные формирования МПВО. В городских районах это были участковые команды, на предприятиях — объектовые команды, при домоуправлениях — группы самозащиты.
Постановлением СНК СССР от 7 октября 1940 года руководство МПВО было передано Наркомату внутренних дел СССР, в составе которого было создано Главное управление МПВО. Постановлением СНК СССР от 2 июля 1941года введена всеобщая обязательная подготовка населения к противовоздушной обороне.
15 июля 1961 года Постановлением Совета Министров СССР МПВО преобразована в гражданскую оборону, была введена должность начальника ГО и создана новая общегосударственная система: Гражданская оборона СССР. Было утверждено Положение о Гражданской обороне СССР. Общее руководство ГО СССР осуществлялось Советом Министров СССР, непосредственное руководство — Министерством обороны СССР, повседневное руковдство — начальником ГО СССР, заместителем министра обороны СССР. Непосредственное руководство ГО в союзных и автономных республиках, краях, областях, городах, городских и сельских районах осуществляется председателями Советов народных депутатов, которые являются начальниками ГО.
В 1970-е годы были созданы новые виды формирований ГО повышенной готовности: сводные отряды и команды механизации работ, а затем и войска гражданской обороны.
В 1971 году руководство ГО возложено на заместителя Министра обороны СССР, а сама система передана в подчинение Министерству обороны. С этого момента начался расцвет как системы ГО, так и системы ДОСААФ (добровольное общество содействия армии, авиации и флоту). Проводилось множество мероприятий, была создана грандиозная материальная база, которая применяется и в настоящее время.
С 1987 года на Гражданскую оборону официально были возложены обязанности по защите населения и объектов народного хозяйства от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, проведение спасательных и восстановительных работ. Встал вопрос о формировании единой государственной системы, обеспечивающей заблаговременную подготовку к действиям в экстремальных условиях по преодолению ситуаций чрезвычайного характера, вызванных крупными авариями, катастрофами и стихийными бедствиями. Такая постановка вопроса ни в коей мере не подразумевала подмену или наоборот замену системы гражданской обороны страны новой системой. Наоборот, предусматривалось более широкое использование возможностей системы Гражданской обороны в ходе преодоления различных чрезвычайных ситуаций.
27 декабря 1990 года было принято Постановление Совета министров РСФСР «Об образовании российского корпуса спасателей на правах государственного комитета РСФСР, а также формирование единой государственно-общественной системы прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций».
17 апреля 1991 года заместитель Председателя Госстроя РСФСР Сергей Шойгу был назначен председателем российского корпуса спасателей.
Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 июля 1991 года российский корпус спасателей был преобразован в Госкомитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям, председателем которого 5 августа 1991 года был переназначен С. К. Шойгу.
19 ноября 1991 года Указом Президента РСФСР Б. Н. Ельцина №221 был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при президенте РСФСР (ГКЧС РСФСР), председателем которого был назначен С. К. Шойгу.
В 1991 году система ГО была включена в состав Государственного комитета РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Руководителем ГО России является Председатель Правительства Российской Федерации.
В мае 1993 года Россия вступила в Международную организацию гражданской обороны (МОГО).
10 января 1994 года Указом Президента Российской Федерации №66 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» ГКЧС России был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
Указом Президента Российской Федерации от 20 января 1994 г. № 171 главой МЧС России назначен С. К. Шойгу.
Всемирный день гражданской обороны отмечается ежегодно 1 марта.
День гражданской обороны МЧС России отмечается 4 октября.
История FEMA обеспечивает основу для нашей сегодняшней идентичности лидеров. Он уходит корнями в историю нации, стремящейся найти силы перед лицом непредсказуемых и разрушительных бедствий.
Первый в истории США законодательный акт о федеральной помощи при стихийных бедствиях последовал за разрушительным пожаром в Портсмуте, штат Нью-Гэмпшир, в декабре 1802 года. Разрушение больших площадей морского порта города поставило под угрозу торговлю в только что основанной стране. В 1803 году Конгресс США оказал помощь пострадавшим портсмутским торговцам, приостановив выплаты по облигациям на несколько месяцев.
Президент Картер подписал указ № 12127, вступивший в силу 1 апреля 1979 г., о создании FEMA. Вскоре после этого, подписав Исполнительный указ № 12148 от 20 июля 1979 года, президент Картер возложил на агентство двойную задачу управления чрезвычайными ситуациями и гражданской обороны.
Полномочия агентства были дополнительно определены и расширены Поправками о помощи при стихийных бедствиях и экстренной помощи от 1988 года, которые внесли поправки в Закон о помощи при стихийных бедствиях от 1974 и переименовали его в Закон Роберта Т. Стаффорда о помощи при стихийных бедствиях и чрезвычайной помощи (Закон Стаффорда). Закон Стаффорда дал четкие указания по управлению чрезвычайными ситуациями и установил действующую законодательную базу для реагирования на стихийные бедствия и восстановления посредством заявлений президента о стихийных бедствиях.
Террористические акты 11 сентября 2001 г. изменили лицо национальной безопасности и управления чрезвычайными ситуациями и привели к значительным изменениям в законодательстве и политике для реорганизации федерального правительства. В 2002 году президент У. Буш подписал Закон о внутренней безопасности, что привело к созданию Министерства внутренней безопасности США (DHS). Департамент был создан 1 марта 2003 года и объединил FEMA и еще 21 организацию.
В августе 2005 г. исторический ураган «Катрина» обрушился на Миссисипи, вызвав крупномасштабные разрушения вдоль побережья Мексиканского залива, переместив семьи во все 50 штатов и приведя к многомиллиардным потерям инфраструктуры и Экономика. Конгресс принял Закон о реформе управления чрезвычайными ситуациями после Катрины от 2006 года, который учредил FEMA в качестве отдельного агентства в рамках DHS, определил основную миссию FEMA и назначил администратора FEMA главным советником президента, Совета внутренней безопасности и министра внутренних дел. Безопасность по всем вопросам, связанным с управлением чрезвычайными ситуациями в Соединенных Штатах.
Возможности федерального правительства были еще раз испытаны в 2012 году, когда ураган «Сэнди» затронул все восточное побережье. Последствия урагана были обширными: миллионы остались без электричества, были разрушены сотни тысяч домов и нанесен миллиардный ущерб. Впоследствии Конгресс принял Закон об улучшении восстановления Сэнди от 2013 года, чтобы упростить восстановление общественной инфраструктуры и разрешить племенам, признанным на федеральном уровне, напрямую запрашивать декларацию президента.
В 2017 году страна столкнулась с историческим сезоном ураганов в Атлантике и сильными лесными пожарами. Беспрецедентная и стремительная череда стихийных бедствий изменила управление чрезвычайными ситуациями и сосредоточила усилия на создании культуры готовности, готовности страны к катастрофическим бедствиям и уменьшении сложности FEMA. Конгресс предоставил агентству расширенные полномочия для достижения этих целей, приняв Закон о реформе аварийного восстановления от 2018 года. партнеры.
Основополагающая доктрина FEMA, Pub 1, подробно описывает историю, миссию и основные ценности агентства.
Для более двух столетий законодатели США признавали необходимость федерального правительства который помогает своим гражданам во время стихийных бедствий. Самый значительный и самый ранний случай такого федерального вмешательства произошел в 1803 году. Это был год, когда серия пожаров охватила портовый город Портсмут, штат Нью-Гэмпшир.
В ответ на стихийное бедствие Конгресс принял закон, предусматривающий помощь портсмутским торговцам. Что еще более важно, Закон Конгресса 1803 года содержал первый национальный закон о стихийных бедствиях, когда-либо принятый Конгрессом Соединенных Штатов.
В последующие десятилетия отпечаток, оставленный Портсмутом, способствовал развитию специального подхода к управлению чрезвычайными ситуациями, который до середины 20-го века Конгресс повторял более 100 раз, чтобы справиться с такими хорошо известными бедствиями, как большие пожары. Нью-Йорка в 1835 году и Чикаго в 1871 году, ураган, сровнявший с землей Галвестон, штат Техас, в 1900 и разрушительное землетрясение в Сан-Франциско в 1906 году.
В 1930-е годы федеральное правительство включило помощь при стихийных бедствиях в широкомасштабное законодательство по восстановлению экономики США. К середине десятилетия были приняты законы, предусматривающие выделение федеральных средств на реконструкцию общественных объектов, автомагистралей и мостов, пострадавших от стихийных бедствий.
В 1950-х годах в управлении чрезвычайными ситуациями преобладала деятельность гражданской обороны военного времени, которая, по мнению правительства, должна была подготовить страну к возможному ядерному нападению.
Серия мощных ураганов и землетрясений в 1960-х и начале 1970-х привлекла внимание общественности к ликвидации последствий стихийных бедствий. Федеральное управление по оказанию помощи при стихийных бедствиях руководило крупными федеральными мерами реагирования на ураган Карла (1962 г.), землетрясение на Аляске (1964 г.), ураган Бетси (1965 г.), ураган Камилла (1969 г.), землетрясение в Сан-Фернандо (1971 г.) и ураган Агнес (1972). Вскоре последовало законодательство, особенно в 1974 году, когда был принят Закон о помощи при стихийных бедствиях, установивший процесс объявления президентом национальных бедствий.
Несмотря на эти изменения, деятельность по управлению чрезвычайными ситуациями и стихийными бедствиями оставалась фрагментарной. Более 100 федеральных агентств участвовали в некоторых аспектах этих усилий, в то время как правительства штатов и местные органы власти имели множество параллельных программ и политик. Необходимость централизации федеральных функций в чрезвычайных ситуациях стала еще более острой после получившей широкую огласку аварии на атомной электростанции Три-Майл-Айленд в 1978 году.
В 1979 году президент Джимми Картер подписал указ о создании Федерального агентства по чрезвычайным ситуациям (FEMA). FEMA поглотила множество агентств, связанных со стихийными бедствиями, в том числе Федеральное управление страхования, Национальное управление по предотвращению и контролю пожаров, Национальную программу обеспечения готовности населения метеорологической службы и Федеральное управление по оказанию помощи при стихийных бедствиях. Он также взял на себя ответственность за гражданскую оборону. FEMA был протестирован в течение 1980-х и 1990-х годов из-за стихийных бедствий и техногенных катастроф, включая загрязнение канала Любви в северной части штата Нью-Йорк, кризис кубинских беженцев в 1980 году, землетрясение в Лома-Приета в 1989 году и ураган Эндрю в 1992 году. , концепция федерального управления чрезвычайными ситуациями подверглась беспрецедентному испытанию террористическими атаками 11 сентября в Нью-Йорке и Вашингтоне, округ Колумбия. Атаки выявили вопиющие недостатки в координации действий правительства в чрезвычайных ситуациях и при стихийных бедствиях. Впоследствии Конгресс США принял Закон о внутренней безопасности 2002 года, в соответствии с которым было создано Министерство внутренней безопасности. Это недавно созданное агентство было разработано для лучшей координации усилий различных федеральных агентств, которые занимаются правоохранительной деятельностью, обеспечением готовности к стихийным бедствиям и восстановлением, охраной границ и гражданской обороной. В 2003 году FEMA было поглощено Национальной безопасностью и стало частью Управления готовности к чрезвычайным ситуациям и реагирования на них.
Управление чрезвычайными ситуациями имеет долгую историю в Соединенных Штатах, и его значение будет только расти.