8-900-374-94-44
[email protected]
Slide Image
Меню

Луаз тпк: Все гениальное – непросто: тест-драйв военного ТПК ЛуАЗ-967

Все гениальное – непросто: тест-драйв военного ТПК ЛуАЗ-967

  • Главная
  • Статьи
  • Все гениальное – непросто: тест-драйв военного ТПК ЛуАЗ-967

Конструкторы всеми силами старались сделать эту машину как можно менее заметной. Они достигли цели – о транспортере ЛуАЗ-967 мало знали даже те, кто служил в Советской Армии. Некоторое количество этих полусекретных машин осталось на ходу после списания, и мы прокатились на одной из них.

Первый раз за руль плавающей «Волынянки» (таково имя собственное этого ЛуАЗа) я сел посреди большого города. Завел, поехал, и, несмотря на вожделенность момента, сразу почувствовал себя не в своей тарелке. Сижу, открытый со всех сторон, посреди грубой железной платформы. Ни крыши, ни дверей, да еще низко – кажется, из соседних машин все смотрят на меня свысока.

Но побывав с ТПК за городом, сам смотрел на обитателей городских дорог свысока: на что вы годитесь, кроме асфальта, с вашей пластиковой скорлупой по периметру и смешным клиренсом?

Откуда оно взялось

Об истории ТПК и ЛуАЗа мы уже писали довольно подробно, но коротко поясним.

В 50-е годы армейские аналитики решили, что бойцам нужен транспорт даже там, где враг конкретно рядом – то есть там, где солдат вообще-то передвигается короткими перебежками или ползком. Транспортер переднего края – так назвали эту технику, и название объясняет все.


Подвезти боеприпасы как можно ближе к огневой позиции, эвакуировать раненого буквально из-под огня, перебросить группу бойцов в обход каких-то важных и стремительных событий. Ну или как вариант – заполучить малозаметную тележку-носитель для монтажа тяжелого стрелкового вооружения: автоматического гранатомета, станкового пулемета, миномета и т. п. Естественно, предполагалось, что проехать такой многоцелевой транспортер должен был везде, где пробежит пеший солдат, соответственно, для него планировался полный привод, клиренс порядка 300 мм и высота при этом – всего около 0,7 м.

Заодно машину решили сделать плавающей, что при ее габаритах казалась несложным.

Конструкция

История разработки ТПК была долгой и тернистой. Многолетний путь поисков и решений в конце концов привел к интересной и целиком логичной конструкции. Принятый на вооружение транспортер переднего края образца 1969 года, названный в итоге ЛуАЗ-967, получил герметичный корытообразный (прошу без обид!) кузов с вваренной в днище рамой.



Компоновка переднемоторная, но не классическая: продольно установленная V-образная «четверка» Мемз-966 (позднее – Мемз-968) постоянно приводит во вращение передние колеса. Крутящий момент на задний мост отбирается прямо от коробки передач, в которой, кстати, кроме четырех привычных «запорожских» ступеней имеется еще одна дополнительная – более низкая, чем первая, ее обычно называют пониженной. Включается эта «ползучая скорость» только после подключения заднего моста – вторым, коротким рычагом, торчащим из пола по центру кузова.

Третий же рычаг, похожий на «ручник», блокирует задний межколесный дифференциал.

Впрочем, по свидетельству владельцев, гоняющих ТПК в реальной грязище (да и мой скромный опыт покатушек на ТПК ЛуАЗ-967 и «гражданском» ЛуАЗ-969), до блокировки «дифа» дело доходит редко. Но об этом чуть позже.



Подвеска транспортера полностью независимая, на поперечных торсионах и с индивидуальными для каждого колеса амортизаторами.

Вся упомянутая начинка плавающего вездехода скрыта под его палубой – даже пара пассажирских сидений ловко прячется под нее, образовывая ровную площадку с возвышающимся по центру водительским сиденьем (тоже, кстати, складывающимся).

Также в «трюме» помещены бензобак, все трубопроводы, аккумулятор и отсек для принадлежностей. С обратной, нижней стороны, днище машины гладкое – это большой плюс на воде. И кроме того, в сочетании с 285-миллиметровым клиренсом это серьезное дополнение к прочему внедорожному активу ЛуАЗика, например, в серьезной грязи. Впрочем, на некоторых экземплярах снизу можно найти выступающие такелажные петли для крепления машины к специальным платформам, применяемым при десантировании в воздушно-десантных войсках.

Капот, на который откидывается лобовое стекло, скрывает не только двигатель-«воздушник»

, но и набор различного вспомогательного оборудования. Так, тут размещено сразу два пусковых устройства для старта двигателя в сильные морозы. Одно – бензиновое, классического для Советской Армии «примусного» типа, рассчитанное на предварительный основательный прогрев двигателя.

Второе – нетипичной конструкции, с впрыском легковоспламеняющейся жидкости «Арктика» во впускной коллектор. Контейнеры-баллончики с этим спецсредством поставлялись с машиной в комплекте, их применяли для экстренного запуска промерзшего двигателя – например, по тревоге.



Еще под капотом есть такая специфическая штука, как насос для откачки воды, которая попадает в подполье при заплывах. Двигатель укомплектован дополнительным маслорадиатором с электровентилятором обдува. Согласно инструкции, его подключают при длительном движении груженого транспортера в тяжелых условиях, хотя на практике двигатель ТПК перегреть трудно.

Технологии от сумрачного советского гения

Если с точки зрения технической начинки ТПК выглядит вполне по-автомобильному, то с потребительскими качествами – специфика на специфике, нюанс на нюансе. То, что в наличии имеется только нижняя часть кузова – это еще полбеды. Штатный тент тоже простоват, он не предусматривает каких-либо боковин, простираясь только над головами и на месте задней стенки кузова.

Водительское сиденье стоит посередине платформы. Это затем, чтобы не нарушать центровку на плаву и чтобы по бокам от него можно было … лежать, причем сразу двоим! Ведь одна из основных функций транспортера – эвакуация раненых. Поэтому и двое носилок, укладываемых вдоль бортов, входили в «базовую комплектацию» плавающих ЛуАЗиков.

Еще двое бойцов могли сесть между носилок за спиной водителя, им от конструкторов машины полагался штатный коврик. На случай, если лежачих пассажиров не окажется, из пола на месте носилок хитрым образом выдвигаются два сиденья со спинками.

А вот еще одна поражающая воображение трансформация. Водительское сиденье складывается так, чтобы на нем тоже можно было лежать – на животе, точнее, грудью. Это для того, чтобы водитель мог рулить автомобилем из укрытия, не будучи легкой мишенью для стрелков. Вот и рулевая колонка тут имела «регулировку по высоте», то есть складывалась до почти горизонтального положения.

Как и у всякого серьезного внедорожника, у ЛуАЗ-967 есть лебедка. Но она предназначена не для самовытаскивания автомобиля, а – внимание! – для подтягивания раненого бойца под обстрелом. В комплекте с санитарной версией ТПК кроме пары носилок шел легкий формованный ложемент.

На этих своего рода санках раненый боец, буксируемый тросом, «ехал» по полю боя к машине, стоящей в укрытии. Усилия лебедки в 150 кг мало для вытягивания застрявшей машины, да и выдвижной кронштейн троса слаб для этого.



Еще одному нешуточному «навороту» мог бы позавидовать любой современный «проходимец». Уникальность его не в уровне технологий, а напротив – в простоте и одновременно редкой многофункциональности. На бортах ТПК в заводской комплектации шарнирно подвешивали пару продолговатых панелей, которые сегодняшние фанаты офф-роуда назвали бы сэнд-траками.

Собственно, это они и есть, однако прочность их рассчитана не только на преодоление зыбучих песков, но и на проезд по ним над окопами, неровностями, а также – на выезд машины из водоема по болотистому берегу. В транспортном положении на кузове автомобиля эти трапики фиксировались в двух положениях. В верхнем они служили бортами, удерживающими груз, людей и лежащих на носилках раненых.

А в нижнее их переводили, чтобы понизить силуэт машины на поле боя, а еще чтобы они не мешали грузить раненых и прочие тяжести. Для этой же цели, кстати, на машинах первых серий был сделан откидывающимся задний борт. Наконец, солдатская молва утверждала, что трапы эти также могли работать резервным бензобаком и вмещали в себя до 20 литров топлива. К сожалению, последнее утверждение проверить не удалось.

Наконец, едва ли не самое главное в ТПК: его конструкторы смогли гениально совместить сугубо военное предназначение уникальной машины с реалиями народного хозяйства. Мало того, что армейскую амфибию укомплектовали серийным мотором от «Запорожца», так еще создали на ее платформе популярный внедорожник для села ЛуАЗ-969 – недорогой, практичный и с такой же невероятной проходимостью. Разве что не плавающий. Мы как-нибудь сделаем и его тест-драйв тоже.

На ходу

Чтобы ехать в ТПК, нужно перво-наперво понимать, зачем это тебе нужно. А нужно, чтобы не идти пешком, причем там, где и пройти-то невозможно. И все, больше никаких желаний типа мягких сидений, отопителя, крыши, дверей и прочих глупостей. Если себя настроить таким образом, транспортер переднего края ЛуАЗ-967 будет воспринят вами правильно, даже если вы не сержант ВДВ.

Посадка за рулем конечно, необычна, но не так страшна, как может показаться. Ноги держу в стороны, потому что между колен торчит два рычага плюс внизу тоннель трансмиссии. Но ступни стоят в специальных нишах-углублениях, поэтому колени согнуты меньше, чем на

«Виллисе», который мы тестировали в прошлом году, и особых неудобств нет.



Педали нажимаются легко, реакции на нажатия не особо четкие, но акселератор отзывчивый и вперед машина бежит для своей внешности резво. Коробка – с типичным советско-джиперским характером: передачи находятся легко, но включаются с тугим щелчком.

А вот руль – настоящий аттракцион. Точности в нем мало, он легкий и «растянутый», но ощущения отчасти картинговые, поскольку сидишь на продольной оси машины, к тому же низко. Рулить интересно, особенно на скорости. На сухопутной версии ТПК – гражданском ЛуАЗ-969 – все совсем не так. Там ты сидишь ближе к носу и выше на 10 сантиметров, вместе с мотором и длинным капотом нависаешь над передней осью, и все реакции получаются с заметной задержкой.



Да, насчет скорости – не нужно иронизировать. Паспортная максимальная скорость 80 км/ч для этой камуфлированной платформы – просто третья космическая, потому что уже после 50-60 км/ч ощущения экипажа приближаются к экстремальным.

Офф-роуд

На бездорожье ТПК по-настоящему злой: в этот день я не нашел такого пространства, которое он не смог бы преодолеть. Жутковатую смесь грязюки и талого снега, по которой было нелегко идти ногами в рыбацких бахилах, он не посчитал за препятствие. Несмотря на свой неуклюжий вид, вездеход легко и долго шел по этому месиву на «всех четырех» и пониженной, не проваливаясь глубоко, уверенно перемалывая зубастой резиной все, что оказывалось под колесами.

Я сидел один посреди пустой платформы ТПК, держал двигатель «на ровном газу» и совершенно спокойно продвигался вперед. Хорошо, что я не видел колеи, которые оставались позади – глубокие, развороченные, они выглядели просто устрашающе и вполне могли бы быть приписаны его величеству УАЗу.



Когда консистенция «дороги» стала пожиже, мне показалось, что ТПК начал временами ползти по грунту гладким брюхом. Впрочем, на скорости движения это никак не отразилось, колеса все также не торопясь цеплялись за грунт, а мне пришлось лишь прибавить газу. Тут уже я, страхуясь, заблокировал задний межколесный дифференциал, хотя чего-чего, а опасной для таких условий пробуксовки колес я не ощущал.

На ровной гладкой поверхности, в мокрых обледеневших колеях все наоборот: незагруженная машинка обозначила чрезмерный крутящий момент на колесах. Транспортер начинал яростно буксовать всеми четырьмя, нервно реагируя на нажатие акселератора, когда я старался резко набрать скорость. Понятно, что с полной нагрузкой картина была бы иной, но вопрос решился по-другому. Достаточно просто включить передачу повыше, оставив активированным также режим 4х4.

Еще одно интересное ощущение: барахтаясь в грязи и ледяных лужах, было не страшно завязнуть. Казалось, случись такое, можно будет вдвоем-втроем оттащить легкую машинку на более ровное место, снова прыгнуть за руль и продолжить движение. Конечно, ТПК не такой уж легкий (930 килограммов), но самая главная правда в другом – я почти уверен, что засадить такую машину можно только специально.



Краткие технические характеристики ТПК ЛуАЗ 967/-967М

Габариты (Д х Ш х В) 3 682 × 1 712 × 1 580
База, мм 1 800
Клиренс, мм 285
Масса снаряж. /полная, кг 930 / 1 350
Объем топливного бака л 68
Двигатель 0,9 л (27л. с.), 1,2 л (37 л. с.)
Тормоза передние/задние барабанные / барабанные
Подвеска передняя/задняя независимая / независимая
Шины 5,90–13″

авто с пробегом

 

Новые статьи

Статьи / Гаджеты Комбо-устройства с патч-антеннами: так хорошо это или плохо? Что мы выяснили, покатавшись неделю с тремя устройствами? Еще недавно все комбо-устройства имели формат здоровенного «утюга», но сегодня их вытеснили гаджеты в формате «смартфона» – плоские,. .. 73 0 1 28.04.2023

Статьи / Практика Трубки, шланги и необычные ключи: что и почему ломается в тормозной магистрали Основная проблема тормозной магистрали заключается в том, что она не радует большим разнообразием поломок: магистраль может только протекать, причём часто она это делает неожиданно быстро. Я… 223 0 1 28.04.2023

Статьи / Ремонт Оригинал или аналог: изучаем на примере оригинальных деталей ГАЗ Главный тормозной цилиндр – несложный и малозаметный узел, от которого тем не менее зависит главное. А именно – безопасность, ибо при выходе его из строя автомобиль лишится тормозов. С понят… 312 0 1 27.04.2023

Популярные тест-драйвы

Тест-драйвы / Тест-драйв 30 лет рабства: тест-драйв ГАЗ-53 Точнее было бы написать «тест-драйв ГАЗ-САЗ-3507 на шасси ГАЗ-53-14», но это слишком сложно. А вот просто ГАЗ-53 узнает каждый, кто успел выпить стакан  газировки за одну копейку (с сиропом… 10042 9 878 09.12.2022

Тест-драйвы / Тест-драйв Тест-драйв Geely Monjaro: лучше, чем Volvo? В Китае этот полноразмерный кроссовер дебютировал еще два года назад под неблагозвучным для нашего уха именем Xingyue L и заводским индексом KX11. В России машину сертифицировали в 2022, и в… 8922 8 9 07.04.2023

Тест-драйвы / Тест-драйв Любителям Volvo, по цене Volvo: тест-драйв обновленной Geely Tugella Впервые с Geely Tugella мы познакомились ровно два года назад, в ноябре 2020. За эти два года флагманский кроссовер нашел свою, пусть и небольшую, аудиторию, заработал определенную репутацию… 8849 3 900 29.11.2022

Реставрация ретро автомобиля ЛуАЗ — 967 «ТПК» своими руками

Реставрация ретро автомобиля ЛуАЗ — 967 «ТПК» своими руками

8-927-904-20-27
Речной переулок, 3А

Заказать рассчет

Пожалуйста, заполните контактные данные и наш специалист свяжется с Вами в ближайшее время

Стартовое состояние

Газ 21 – это и есть классика советского автопрома. К нам в гараж попал достойный образец «Волги» 2 серии, который многие годы был только у одного пользователя, что делает задачу еще интересней. Владелец сказал, что за последний год автомобиль побывал в трех автосервисах, где до ума его так и не довели. Поэтому до нас Газ дошел в разобранном состоянии и с нехваткой запчастей 60%. Глядя на машину, которая, по сути, была просто кузовом с лежащим в его багажнике двигателем.

Этап 1

1 Этап — Получение

Этой весной в наши руки попал очередной пример советской инженерной мысли. На этот раз «лечение» требовалось настоящему раритету, а именно армейскому Луазу с одной из первых партий Луцкого завода. В начале далеких 1950-х годов от армии поступил заказ на автомобиль для перевозки раненных, боеприпасов, снаряжения и буксировки небольших артиллерийских орудий. Требования к машине такие: мобильность, надежность, маленький размер, о комфорте в СССР особо не парились. В результате в армейку поступили Луазы.

Машинку и сегодня можно встретить по селам необъятной Родины, где местные мужики перевозят в ней все, начиная картошкой, заканчивая живыми телятами. Владельцы Луаза, не дадут соврать, что топлива для своих размеров он ест прилично, а его девиз: «ремонт, ремонт и еще раз ремонт». Наш экземпляр не исключение. Двигатель не заводится, масло текло даже оттуда, откуда не должно, а из резиновых деталей цела только запаска.

Несмотря на неудобный подступ к ключевым гайкам, разборка автомобиля и снятие агрегатов много времени не заняла и в ходе вскрытия мы поняли, что ремонта требуют уплотнители, ДВС, коробка, редуктор, полной замены требовала шаровые и оба кардана. Вообще почти все. При этом на днище мы еще даже не смотрели.

 

 

до

после

Дата начала:

3 марта 2018 г.

Дата окончания:

16 марта 2018 г.

Этап 2

2 Этап Разбираемся

Подготовка кузова прошла без пескоструек. Металл ожидаемо, потрепан, машина-то рабочая, и на нем уже было много латок, поставленных предыдущими владельцами. Каждую деталь обрабатывали пока не доходили до металла, что конечно заняло время. В итоге рихтовка кузова затянулась на 2 недели, а металл обработали кислотным грунтом.

Все агрегаты автомобиля оказались окончательно испорчены, поэтому решили полностью поменять его ДВС. Сначала вообще хотели поставить на Луаз двигатель от классики, но когда удалось отыскать донора, от затеи отказались. Через Интернет нашли запчасти, которые были в другом регионе и к нам они дошли только через 14 дней, понятно, что сроки ремонта из-за этого пришлось отодвинуть. А вот пыльники для редукторов взяли в магазине нашего города

до

после

Дата начала:

17 марта 2018 г.

Дата окончания:

25 марта 2018 г.

Этап 3

3 Этап — Завершаем

После обработки кузова стало понятно, что его надо ровнять, так как он весь был залатан. Для покраски решили взять «Раптор», не забыв предварительно обработать днище машины и все сварные швы. Наждачкой сбили глянец и пистолетом нанесли «Раптор». В цвете решили не изгаляться и выбрали хаки, тем самым отдав дань классике. Кузов защитили антигравием.

С учетом нашего бюджета на полное восстановление раритетного Лаза мы потратили 1,5 месяца. Большая часть времени ушла не на сами работы, а на поиск запчастей, которые найти можно только на разборке.

ЗЫ: Уже в июне на неё пересекли вброд Волгу. Машина прошла испытание достойно и без эксцессов )

до

после

Дата начала:

26 марта 2018 г.

Дата окончания:

15 апреля 2018 г.

Авто ЛуАЗ 967 magburu onwe Usoro ịkwaga site ala, oké osimiri na ikuku ọdịda

Автомобиль ЛуАЗ-967 и kpọmkwem haziri maka ojiji na atọ amaokwu. Ka ibugharịa ya adịghị mkpa ụzọ, na-atụ egwu nke mmiri mgbochi, ọ dị oké egwuru na a anya na e mere kpọmkwem maka ojiji na anya-ụzọ ọnọdụ.

ụgbọala na-ahụ n’ụzọ zuru okè na-emegharị maka parachute ọdịda на борту ndị ụgbọ ụgbọelu.

akụkọ ihe mere eme nke ndị kasị kọmpat амфибия

Na 1949-1953 afọ nke mbụ Советский Союз ọnọ ogwe aka Korean Patriots. N’oge okwu, na ụkọ na ndị agha nke ìhè anya-uzọ ugbo ala e kwuru maka iga nke mgbọ na ibufe ndị merụrụ ahụ.

Ji ndị agha ụgbọala ГАЗ-69 ndị kwa заметный на mgbe na-chụọ n’ọrụ, wee na-merụsịrị doro na craters teren: anọkarị na akwa ma na-eme eme. Ọ na-e kpebiri iji a ọhụrụ otu ìhè амфибия igwe na elu nkwusioru na-ekwe omume ọdịda ụgbọelu на парашюте.

Na 1958, a pụrụ iche otu nke mmepe edu BM Fittermana mbụ прототип e kere, a na-akpọ US-049. Nke nta nke nta ka mma imewe, ike ọhụrụ ngo, ma na 1961 a ọhụrụ igwe, kpọrọ ЛуАЗ-967.

Emepụta ụgbọala на Луцком Автомобильном Заводе.

Real-teren

Ke akpa ilekiri незаметный, na igwe nwere ọtụtụ uru, na-ese na ozuzo na agba bụ ndị magburu onwe kwaara ya.

ЛуАЗ-967 (ТПК-амфибия) си н’иху иху эбу ремень е джи ми на нду ага нке мб ГДР. Руо таа, ụfọdụ ụdị nwere ike dị na Ukraine agha. Ụgbọala ọtụtụ-eji maka ije nke ngwongwo na iga nke mgbọ. Ndi nkiti ndụ Usoro nwekwara и etinyere.

A ọtụtụ ụgbọala e dere oyi n’oge oge nke a na-akpọ «ре на нва амала». Авто ЛуАЗ-967 бụ nnọọ ewu ewu n’etiti ndị ọkụ azụ, dinta, ndị bi n’ime ime obodo.

Etiti, ụgbọ mmiri, ahụ

ụgbọala ahụ nwere a kara akara pụrụ iche imewe.

Н’окпуру эбе оче, н’ала нзузо:

  • н’акоко трубопровод батру;
  • mmanụ ụgbọala бак;
  • akụkụ ahụ mapụtara;
  • нё эдози.

Ụfọdụ n’ime nkọwa, na-emebu ka a ot ụgbọ ala, bụ kpam kpam na-ejighị на ЛуАЗ-967.

  • ọnụ ụzọ ahụ;
  • печь;
  • n’akụkụ okwuchi windo nkwa.

ọzọ uru

Колесо N’iru na akwọ ụgbọala oche apịaji. Nke a na-eme maka mmezu nke-ekwe omume nke na-akwọ ụgbọala на лежачем ọnọdụ, n’ihi na ihe atụ, n’okpuru ọkụ. Nke a na-emepụta визуальный echiche nke mbenata ụgbọala elu na onye na-akwọ agaghị ịbụ na isiokwu обстрел.

Na ebe ha ụzọ ọpụpụ si n’iru nkpa-n’aka na ọkara anyu n’ịnyịnya roba uwe. Ха-на-енье плавучесть. Ọ bụ ihe amamihe na-elele герметичность nke kwesịrị ekwesị nke ahụ tupu mmiri ЛуАЗ-967 на mmiri.

N’ala na n’ihu akụkụ e люки maka ohere onye akụkụ nke engine ma ọ bụ na nnyefe.

двигатель

Луаз-967 onwem na abụọ V ekara anọ na-цилиндровый двигатель na ikuku jụrụ usoro.

Na oyi ihu igwe ebe n’ezí okpomọkụ -15 ° C dị mkpa itinye ọwa okpomọkụ ngwaọrụ ma ọ bụ mbede ọsọ na-agba na ọgwụ n’ ime esite a ngwakọta nke ada «Арктика».

Двигатель ала ọsọ, ала-ике на-адогхо нду, кама ọ кёро эго мака ихе ага-эме. Agha, ndị a ụgbọala na-na na na-eji n’oge ọgụ. Ndi nkiti ndụ — на ná ngwụsị izu. N’oge ruo n’oge na-agbanwe снос ма ọ bụ ntụpọ akụkụ.

Mmanụ ụgbọala — mmanụ ụgbọala Ai-76.

Nnyefe на коробку передач

Переднее колесо mbanye na-gbakwunyere na njikọ na n’azụ межколесная ось esi nke ike-akpọchi. Nyere ihe mkpọchi ke laa enweghị Nrịrọ ipigide. Ogologo oge njem site anọ na-wheel mbanye na-ekpochi esi maka ike ala na-atụ aro

Сайт с крутящим моментом на сайте Mbelata Kwadobe. Ось N’azụ — аро, энэм ке трубка.

Nzipu ise:

  • anọ ugbo ala;
  • otu maka Ndahie na «na-akpụ akpụ» mode, akpa jụụ, banyere 3 км/ч.

Nsogbu-free ọrụ

Na ndị agha ubi, na ndi nkiti ndụ bụ незаменимый igwe ЛуАЗ-967. Фотографии egosi obosara arụmọrụ ike nke a ụgbọ ala.

Mkpa nsogbu-free ọrụ bụ nkà ịrụzi ụgbọala ma ọ bụ ekwe omume nke mgbe nile na-arụzi na ogbako. Na na akụkụ ahụ mapụtara mkpa na-elekọta n’ọdịnihu.

необычных моделей Луцкого автозавода. ЛуАЗ (Луцкий автомобильный завод) Разработка и освоение в производстве

За всю историю существования Луцкого автомобильного завода было выпущено много легковых автомобилей. Практически все они были разработаны для использования сельским населением. Они отличались высокой проходимостью, некоторые из них были амфибиями. Это было только в начале 90-х, что были предложены модели для города и пляжа. Если расположить все модификации автомобиля в хронологическом порядке, то получится следующее:

ЛуАЗ-967

Это плавучий внедорожник, предназначенный для военных. Его серийный выпуск начался в 1975 году, а сама машина выпускалась с 1961 года. Изначально она предназначалась для обеспечения доставки боеприпасов, буксировки минометов и другого легкого вооружения, эвакуации раненых и т. д.

В первых моделях ее кузов был из стеклопластика, но этот материал не оправдал возложенных на него ожиданий. Также замены требовал слабый двигатель мотоцикла (22 л.с.). В результате вместо него НАМИ-149Установлена ​​модель, унифицированная с «Запорожцем». После этого машина стала иметь следующие характеристики: скорость в воде – 3 км/ч; по шоссе – 75 км/ч; мощность двигателя — 30 л.с. Модель снята с производства в 1978 году

ЛуАЗ-967А

967А отличается от 967 только двигателем. Он оснащен мотором МеМЗ-967А, который имеет большую мощность (40 л.с.). Выпускал этот автомобиль ЛуАЗ в период с 1965 по 1977 год. Правда в открытой продаже он появился только в 1975 году. До этого им комплектовались воинские части.

ЛуАЗ-967М

Модификация 967М была адаптирована для гражданского использования и поступила в продажу в 1975 году. В нее было внесено несколько существенных изменений:

  • Произведена унификация электрооборудования автомобиля УАЗ.
  • Гидравлика унифицирована с Москвичем.

К сожалению, производство внедорожника длилось очень недолго, всего до конца 1980 года. 62 до 1967 г., а затем его серийный выпуск был продолжен в 1999 г., правда, на другом автозаводе. В его основе лежит та же 967-я модификация, но с многочисленными улучшениями.

«Геолог» имеет:

  • передний и задний привод, независимая подвеска.
  • 3-цилиндровый двигатель объемом 1,5 (ЗДТН).
  • Большая снаряженная масса 300 кг и 1250 кг.

Расход топлива также увеличился с 10 литров. на 100 км. при скорости 40 км/ч, на 12 л. При этом скорость на воде вместо 3 км/ч стала 5 км/ч.

ЛуАЗ-969 «Волынь»

Первый волынский автомобиль ЛуАЗ сошел с конвейера еще в 1967 году. Его производство продолжалось почти до конца 1992 года. Изначально автомобиль оснащался одним и тем же двигателем от АвтоЗАЗ, что значительно снижал комфорт пассажиров в салоне из-за его высокой шумности. На автомобиль была установлена ​​механическая коробка передач.

В разные годы выпускалось несколько модификаций этого автомобиля, они представлены ниже.

ЛуАЗ-969В

Годы выпуска внедорожника с 1967 по 1972. Основное его отличие заключалось в том, что автомобиль не имел привода на заднюю ось… По сути, это первый переднеприводный автомобиль, который производился в СССР. . Всего было создано 7938 единиц. техника этой модели.

ЛуАЗ-969А

Годы выпуска автомобиля 969А с 1975 по 1979 Эта машина имела мягкий верх кузова (брезент), который легко снимался. Задняя дверь была на петлях. Модель разрабатывалась для бездорожья. Общее количество выпущенных единиц составляет около 30,5 тысяч единиц. Грузоподъемность внедорожника составляет 400 кг, при этом он еще может буксировать груз массой до 300 кг.

ЛуАЗ-969М

969М отличался от первых модификаций повышенным комфортом — в салоне устанавливались сиденья, такие же, как на «Жигулях». У него было много конструктивных особенностей, отсутствовавших в более ранних версиях. Мощность установленного на нем двигателя МеМЗ-969А составляет 40 л.с. Отличие заключается в установке раздельных приводов тормозов на передний контур с гидровакуумным усилителем. Передняя часть кузова и форма лобового стекла… Отметим, что модель 969М вошла в 10-ку лучших автомобилей на международной автомобильной выставке в Турине 1978

ЛуАЗ-1302

Первый автомобиль этой марки был выпущен в 1990 году. Его отличием от модели 969М был двигатель от Таврии, а не от Запорожца. Это значительно уменьшило шум в салоне. Но это не все конструктивные изменения, хотя внешне автомобиль ничем не отличался от своего предшественника:

  • Установлена ​​новая приборная панель и усилены лонжероны.
  • Повышена шумо- и виброизоляция кабины.
  • Установлены сиденья от Таврии.
  • Благодаря новому двигателю значительно снижен расход топлива.
  • Емкость топливного бака 34 литра.

ЛуАЗ-13021

Основой для изготовления этой грузовой модификации автомобиля послужила, конечно же, модель 1302. Полноприводный внедорожник обладает отличными показателями проходимости. Двигатель охлаждался жидкостью, а не воздухом. По сравнению с базовой моделью колесная база увеличилась на 0,5 м. Запасное колесо прикреплено к задней двери. Это грузовой автомобиль пользовался большой популярностью среди сельского населения.

ЛуАЗ-1302-05 «Форос»

Автомобиль был представлен публике в Москве в 1999 году на выставке MIMS’99. Но, к сожалению, ни один из этих пляжных джипов так и не увидел свет в серийном производстве. По специальному заказу было собрано всего несколько штук. «Форос» был разработан на базе ЛуАЗ 969. Его изюминкой стал 4-цилиндровый итальянский дизель фирмы Lombardini мощностью 35 л.с. Хотя стоимость «Фороса» была вполне приемлемой, для того времени у руководства автозавода не нашлось средств для запуска серийного производства автомобилей.

В заключение хотелось бы отметить, что на протяжении всей истории выпуска Луцким заводом легковых автомобилей каждый из автомобилей серии становился своего рода шедевром. Именно на этом предприятии был создан первый переднеприводный автомобиль. Здесь был разработан пляжный джип, однако запустить его в серийное производство до распада СССР не успели. Словом, можно с уверенностью сказать: Луцкий автозавод внес ощутимый вклад в развитие машиностроения.

Полное наименование: ОАО «Луцкий автомобильный завод»
Другие названия: ЛуМЗ
Существование: 1955 — сегодня
Местонахождение: (СССР), г. Луцк, ул. г. Ровно, 42
Ключевые цифры:
Продукция: Автомобили, автобусы
Модельный ряд: ЛуАЗ-967

После Великой Отечественной войны в Советском Союзе идет активное восстановление народного хозяйства. Возрождаются действующие фабрики и предприятия и создаются новые. Один из новых заводов, построенный и сданный в эксплуатацию в 1955 году, — Луцкий ремонтный завод.

История предприятия ЛуАЗ.

Первоначально это была относительно небольшая компания с 238 сотрудниками. Основным видом деятельности завода был капитальный ремонт автомобилей «ГАЗ-51» и «ГАЗ-63», производство запчастей к ним, а также изготовление ремонтной техники, которая была востребована Министерством сельского хозяйства.

В 1959 году специализация завода изменилась, он стал машиностроительным и в его номенклатуру теперь входят прицепы, авторефрижераторы, автомастерские, кузова, а также кузовные детали и изделия. специального назначения. При этом происходит постепенное расширение используемых площадей. Но можно заказать кузовной ремонт.

В 1965 году при отделе главного конструктора были созданы два собственных конструкторских бюро, которые в ускоренном темпе разрабатывают техническую документацию на автомобиль «ЗАЗ — 969». И уже в следующем, 1966 году, предприятие собрало первые полсотни малолитражных автомобилей. Так родилась на Волыни новая отрасль народного хозяйства — автомобильная промышленность. И 11 декабря того же года, в соответствии с приказом министра автомобильной промышленности СССР Луцкий машиностроительный завод переименовывается в Автомобильный завод, с тех пор предприятие специализировалось исключительно на выпуске малой и малой грузоподъемности, а также армейских транспортеров.

В декабре 1971 года Министерство автомобильной промышленности СССР для «ЛуАЗа» определило его автомобильную специализацию, которая заключалась в создании завода автомобилей повышенной проходимости для нужд народного хозяйства. Не останавливая конвейер, производство всей ранее выпускаемой другой продукции было передано другим специализированным предприятиям.

В 1975 году было создано автомобильное объединение «Коммунар» со штаб-квартирой в г. Запорожье. В это объединение входит и Луцкий автомобильный завод. К этому времени компания выпускает небольшое количество автомобилей. собственной разработки, которые славятся высоким качеством. В этом же году начат серийный выпуск ЛуАЗ — 9Модель 67М была организована. Продолжаются дальнейшие дизайнерские исследования для создания новых моделей автомобилей.

В августе 1976 года в соответствии с распоряжением Совета Министров СССР на Луцком автомобильном заводе проводится реконструкция, позволяющая выпускать автомобили в количестве 50 тысяч единиц. в год.

В 1979 году Луцкий автомобильный завод освоил выпуск нового автомобиля «ЛуАЗ-696М», который долгое время оставался единственным полноприводным автомобилем в Советском Союзе.

100-тысячный автомобиль собственной разработки сходит с конвейера завода в сентябре 1982 года, а с апреля 1983 года первые автомобили экспортируются в ряд зарубежных стран.

В конце восьмидесятых годов конструкторы автозавода предприняли попытки разработать и запустить в производство новые модели автомобилей. Так появились прототипы «ЛуАЗ-Прото» и «ЛуАЗ-1301». Однако ни та, ни другая модель так и не была запущена в серийное производство.

1990 год для предприятия более чем удачный. В этом году завод запускает в серийное производство новую модель «ЛуАЗ-1302». Кроме того, собирается рекордное количество станков за всю историю предприятия – 16 500 единиц.

Через два года, в 1992 году, предприятие было выведено из состава производственного объединения «Коммунар» и стало самостоятельным под названием ОАО «Луцкий автомобильный завод» (ОАО «ЛуАЗ»).

В середине 90-х годов «ЛуАЗ», как и многие другие предприятия на территории бывшего СССР, попал в сложное положение. Производство резко упало, и производство пришлось приостановить. Однако на этом история предприятия не закончилась.

В 2000 году после реорганизации удалось организовать сборку автомобилей ВАЗ и УАЗ в Луцке. Следующий, 2001 год, ознаменовался расширением ассортимента. Собрались «УАЗ-3160», «ВАЗ-23213 («Нива»)», «ВАЗ-2109».9″, «ВАЗ — 2107», «ВАЗ — 2104». В 2002 году добавлены разные модели фирм «ИЖ», «Киа», «Исузу», «Хюндай».

В 2005 году Луцкий автомобильный завод вошел в состав корпорации «Богдан». В результате автомобильное производство на ЛуАЗе переносится в другую локацию, а на его производственных площадях развивается производство автобусов и троллейбусов различных модификаций.

В 2008 году предприятие запустило вторую очередь автобусно-троллейбусный проект

Сегодня история предприятия в Луцке продолжается

ЛуАЗ (Луцкий автомобильный завод) — легенда советского автомобилестроения. В настоящее время ОАО «Луцкий автомобильный завод» входит в состав корпорации «Богдан» и занимается производством автомобилей модельного ряда ВАЗ, KIA, Hyundai, а также коммерческого транспорта — автобусов и троллейбусов.
История предприятия началась в 1951 году, когда после выхода соответствующего постановления Совета Министров УССР в Луцке началось строительство ремонтного завода, которое длилось четыре года. А 25 августа 19 г.55 введен в эксплуатацию Луцкий ремонтный завод. Основная продукция завода – запасные части к автомобилям ГАЗ-51 и ГАЗ-63, а также ремонтное оборудование для нужд Минсельхоза.
В 1959 году завод был переквалифицирован в машиностроительный и получил новое название Луцкий машиностроительный завод (ЛуМЗ). Кроме того, меняется и его специализация: выпуск кузовов автомобилей, рефрижераторов, а также других видов специализированной автомобильной техники.
В 1966 — первый гражданский автомобиль собственного производства ЗАЗ-969В, представлявший собой усовершенствованную версию знаменитого «Запорожца». С началом выпуска этой модели на Волыни появилась новая отрасль машиностроения – автомобильная промышленность. 11 декабря 1966 года Луцкий машиностроительный завод был переименован в Луцкий автомобильный завод.
В период с 1966-1971 гг. с заводского конвейера сходили исключительно переднеприводные модели ЛуАЗ-969В, но уже в 1971 году автомобиль был немного переработан: привод стал полным, а двигатель — более мощным. В 1975 Луцкий автомобильный завод образовал объединение с крупнейшим автомобильным заводом Запорожья «Коммунар». В этом же году начинается серийное производство автомобилей ЛуАЗ-967М, продолжается разработка принципиально новой, четвертой, модели.
В 1979 году на конвейер была поставлена ​​новая модель с индексом 969М, которая выгодно отличалась от предыдущих моделей не только внешним видом, но и улучшенными техническими характеристиками.
22 сентября 1982 года с конвейера Луцкого автомобильного завода сошел стотысячный автомобиль, а 19 апреля83 началась экспортная деятельность завода.
В марте 1990 года на завод прибыли делегации швейцарской компании Ipatko и американской компании Chrysler. По итогам переговоров подписаны соглашения о сотрудничестве.
В 1990 году началось производство ЛуАЗ-1302. Внешне он практически не отличался от своего предшественника, а главную роль в его популяризации сыграл новый двигатель. 1302-я модель была оснащена 53-сильным агрегатом, который к тому же стал более надежным.
Также в 1990 году было собрано рекордное количество автомобилей в истории завода — 16 500 единиц. В 1992 году приказом генерального директора АвтоЗАЗ завод выводится из состава объединения «Коммунар». Завод реорганизуется из государственного предприятия в открытое акционерное общество ОАО «ЛуАЗ».
В это же время завод начинает переживать тяжелые времена. Задерживают зарплату, что приводит к резкому спаду производства. В таком неопределенном положении завод находился до февраля 2000 года, когда руководство предприятия подписало соглашение о сотрудничестве с концерном «Укрпроминвест». По этому соглашению сборка автомобилей ВАЗ началась на заводе в Луцке.
В апреле 2000 года был проведен тендер по продаже 81,12% акций Луцкого автомобильного завода, победителем которого стал концерн «Укрпроминвест» (ЗАО «Украинский промышленно-инвестиционный концерн»). Через месяц в остановившихся к тому времени мастерских ЛуАЗа была налажена крупноузловая сборка ВАЗов и УАЗов.
В 2002 году темпы сборки продолжали нарастать: к ВАЗам и УАЗам добавились автомобили Иж, позже началась сборка грузовиков Киа, Исузу, Хендай.
В 2005 году Луцкий автомобильный завод входит в состав корпорации «Богдан». Осенью того же года на предприятии начинается крупноузловая сборка легковых автомобилей. Автомобили Хендай и Киа.
С июня 2005 г. по апрель 2006 г. завод создает условия для производства 1,5 тыс. троллейбусов и автобусов в год. 6 апреля 2006 года ОАО «ЛуАЗ» представит новую автобусную программу.
В 2006 году ОАО «Луцкий автомобильный завод» переименовано в ОАО «Автомобильный завод «Богдан». В этом же году начался второй этап автобусной программы, в рамках которого планировалось довести производство до 6000 автобусов и троллейбусов в год.
2007 год ознаменовался началом производства модели Lanos в Луцке, однако корпорация продолжала ориентироваться на производство крупной городской автомобильной техники. Так концерн «Богдан» начал выпуск туристических автобусов, а в 2008 году в Черкассах открылся завод по выпуску грузовых и коммерческих автомобилей.
Производство начато в 2009 году коммерческого автомобиля собственной разработки – Богдан 2310, в основу которого легла известная модель Лада 2110.
Сегодня «Богдан Моторс» является крупнейшим автомобилестроительным предприятием в СНГ, специализирующимся на выпуске легковых и коммерческих автомобилей. Все модели изготавливаются с использованием качественных комплектующих отечественных и зарубежных фирм на высокотехнологичном оборудовании немецкого и японского производства.

1961, ЛуАЗ-967. ТПК, то есть транспортер передка — это амфибия, первая, еще не гражданская модель ЛуАЗа. Именно на его базе разрабатывались невоенные внедорожники Луцкого завода.


1960 год, опытный образец ЛуАЗ-967.


1982 г.в., ЛуАЗ-972. Необычный трехосный вездеход-амфибия.


1998 г.в., ЛуАЗ-1901 «Геолог». Очередная амфибия разработки ЛуАЗа, попытка реанимировать почти остановившийся к концу 90-х завод. Было изготовлено восемь экземпляров.


1965, ЛуМЗ-969В. Первый прототип легендарного внедорожника. На снимке автомобиль из пробной партии в 50 экземпляров, построенный после того, как два автомобиля, собранные по документации, переданной с ЗАЗ, прошли предварительные испытания. Завод в те годы еще назывался ЛуМЗ (не «автомобильный», а «машиностроительный»).


1999, ЛуАЗ-1302−05 Форос. Интересная попытка возродить классический внедорожник, пляжный автомобиль с двигателем Lombardini для экспорта. Автомобиль был изготовлен в единственном экземпляре и «засветился» на нескольких автошоу.


1997 г.в., ЛуАЗ-13021−08 «Скорая помощь». Опытный полноприводный медицинский автомобиль для сельских фельдшерских пунктов. Кстати, он мог бы стать заменой «батонов».


1990-е гг., ЛуАЗ-13021−07. ЛуАЗ-13021−04 с удлиненным кузовом, стеклопластиковым верхом и задним бортом. Почти катафалк.


1979, ЛуАЗ-2403 Аэрофлот. Тягач для багажных тележек и легких самолетов на базе 969-го. Выпускался небольшими партиями серийно, последние автомобили выпущены в 1992 году.


1988 год, ЛуАЗ-Прото. Разработан в лаборатории НАМИ группой конструкторов под руководством Геннадия Хайнова. Он мог бы стать достойной заменой «классике», но события 90-х не позволили мечте сбыться.

Ремонтный завод в Луцке появился в 1951 и сначала делали все на свете — и душевые, и вентиляторы, и стенды сборки тракторных двигателей и т.д. А еще ГАЗы ремонтировали и запчасти к ним производили. С 1959 года в Луцке стали разрабатывать и выпускать прицепы и рефрижераторы, а в 1965 году завод получил документацию на вездеход ЗАЗ-969. С этого момента и началась автомобильная история ЛуАЗа. Сегодня завод принадлежит корпорации «Богдан» и занимается сборкой автобусов и троллейбусов.

«Малый танк», «Луноход», «Тушканчик» — какие прозвища давали легендарному советскому внедорожнику ЛуАЗ-969 «Волынь».

Его невероятная проходимость была признана даже за пределами страны, что не так характерно для автомобилей из СССР. На международном автосалоне в Турине ЛуАЗ-969М вошел в десятку лучших внедорожников Европы.


Эволюционировав от простой мототележки для сбора раненых на поле боя до незаменимого вездехода в сельских условиях, этот причудливый маленький джип сумел найти как преданных поклонников, так и тех, кто его ненавидит, но мало кого оставил равнодушным.
ЛуАЗ-969 известен совершенно непревзойденной проходимостью и столь же непревзойденной компактностью салона. И это неудивительно, ведь первоначальное предназначение этой машины было стопроцентно военным.


В начале 1950-х годов, во время Корейской войны, Луцкий автомобилестроительный завод по заказу Министерства обороны разработал передовой транспортер — ТПК. Это была моторизованная тележка повышенной проходимости не более полуметра в высоту, с полным приводом и лебедкой, которую предполагалось сбрасывать с самолета на парашюте. Но, пожалуй, главной особенностью была его способность передвигаться по воде.


Вскоре советские инженеры сообразили, что военную технику можно приспособить для нужд села, и таким образом, на базе ТПК спустя десятилетие родилась «Волынь» — первая советская машина повышенной проходимости.


Первые гражданские образцы можно без натяжки назвать сельским джипом – о передвижении по воде пришлось забыть, водитель и пассажиры разместились как в обычном автомобиле, к брезентовому верху добавились брезентовые боковины. ЛуАЗ-969В стал первым серийным автомобилем с передним приводом.


Буква «В» в названии как раз и обозначала переднеприводную модификацию. Дело в том, что к началу серийного производства модель не успели обеспечить коробкой передач заднего моста, из-за чего она пошла в серию с передним приводом. Эта история продолжалась до начала 1970-х годов, когда ЛуАЗ наконец обзавелся полным приводом.


То, что на бездорожье ЛуАЗ может «обыграть» кого угодно — хоть «Ниву», хоть «Хаммер» — это правда. Двигатель, коробка передач, главная передача и карданный вал компактно расположены в корпусе с интегрированной лонжеронной рамой, а все узлы практически расположены в едином герметичном корпусе. Независимая торсионная подвеска, продольные рычаги спереди и сзади имеют большой ход, а 13-дюймовые шины имеют очень мощные грунтозацепы. Это без преувеличения «маленький танк с двигателем «Запорожец».


Тем не менее проблем у машины хватало. Двигатель от «Запорожца» одновременно давал преимущества, находясь впереди, и был своеобразным бичом из-за малой мощности. Модернизировать машину пытались сначала в 1975 году, когда на «Волыни» появился 40-сильный двигатель (модель стала называться ЛуАЗ-969А), а затем в 1979 году, когда появились замки на дверях (внимание!), в салоне появились сиденья от «жигулей», снаружи кузов стал менее угловатым. 969М выглядит иначе.


В начале 90-х — примерно в то время, когда двигатель от «Запорожца» был заменен на двигатель от «Таврии» — ЛуАЗ-969 стал ЛуАЗ-1302 в связи со сменой индексов в СССР. Новый двигатель уже имел жидкостное охлаждение, 4 цилиндра и 53 лошадиные силы. Волынь теперь потребляла 7,7 литра на 100 километров (в отличие от прежних официальных 10) и развивала максимальную скорость до 100 километров в час (до этого было 85). Примерно через год после запуска новой модели Украина вышла из состава СССР и контакты ЛуАЗа с Россией прекратились.


Не совсем понятно, когда именно ЛуАЗ-969 стали называть «Волынью», но это название продержалось долго, начиная с модели 1967 года и вплоть до начала 1990-х годов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *