8-900-374-94-44
[email protected]
Slide Image
Меню

Лучшие мотоциклы ссср: 10 лучших мотоциклов СССР — Газета «Огни Алатау»

10 лучших мотоциклов СССР — Газета «Огни Алатау»

Одни вспоминают советские мотоциклы с сердечной теплотой. Другие в наше время постоянно твердят о том, что все сделанное в СССР было не лучше, чем ведро с гайками. Как бы то не было на самом деле, размах мотоциклетного производства в стране считался одним из самых больших в мире. Ни одно современное предприятие на пространстве бывшего Советского Союза не может похвастаться даже примерным объемами производства, а многие заводы и вовсе уже закрыты или приостановлены, сообщает портал «Новате».

1. «ПМЗ»

Можно смело сказать, что ПМЗ от Подольского механического завода (город в Московской области) – это не только первый советский тяжелый мотоцикл, но еще и самый красивый советский мотоцикл. Выпускался ПМЗ-А-750 с 1934 по 1939 год. В общей сложности завод порадовал 4 636 такими мотоциклами.

2. «Рига»

В столице Латвии городе Рига находился завод «Саркана звайгзне», который занимался в том числе выпуском популярных в советское время мопедов. Под этой же маркой выпускались и полноценные мотоциклы. Например, очень популярной была модель «Рига-17С». Делали мокики и мотоциклы в Латвии с 1958 по 1998 год.

3. «Карпаты»

Мопеды «Верховина», мокики и мотоциклы «Карпаты» выпускались на Львовском мотозаводе с 1960-х годов на западе Украины. Несмотря на то, что в 1970-е в СССР стали страшно популярны чехословацкие мопеды «Ява», львовский ЛМЗ и рижский «Саркана звайгзне» не сильно отставали от своих конкурентов из «Франтишека Янечека».

4. «ТИЗ»

В Ростовской области России в городе Таганрог находился Таганрогский инструментальный завод (закрыт в 2020 году). Примечательно предприятие уже только тем, что в свое время стало одним из первых производителей мотоциклов в Советском Союзе. Мотоциклы ТИЗ выпускались до 1943 года. Правда, после окончания Великой Отечественной войны завод так и не вернулся к производству мототехники.

5. «Ковровец»

Во Владимирской области России есть город Ковров, где по сей день работает «Завод имени Дегтярёва». Предприятие является оружейным. Однако, в 1946 году там начали выпускать еще и мотоциклы. В 1957 году появилась одна из самых известных моделей – К-175. На сегодняшний день выпуском мототехники предприятие больше не занимается.

6. «Днепр»

Киевский мотоциклетный завод был основан в 1945 году и приостановлен в 2012-м. Предприятие когда-то было известно на всю страну. Первой моделью завода стал легкий мотоцикл «Киевлянин» К-1Б. Первый мотоцикл, получивший название «Днепр», был выпущен на предприятии в 1968 году. Им стала модель К-650.

7. «Тула»

Тула известна не только своими самоварами, но еще и Тульским машиностроительным заводом, который отметился и несколькими линейками мотоциклов. Среди наиболее известных: «Турист», «Тулица», «Муравей». Некоторые даже считают, что продукция ТМЗ по данному направлению была лучшей во всей стране.

8. «Минск»

В 1945 году в столице БССР городе Минске был основан Минский мотоциклетно-велосипедный завод. В 1951 году на ММВЗ был выпущен первый мотоцикл. Им стала модель «Минск» М1А. Работает завод до сих пор, выпуская несколько линеек мотоциклов под маркой «M1NSK». Делают в столице Беларуси дорожную, спортивную технику и даже эндуро.

9. «Урал»

Мотоциклы «Урал» выпускаются до сих пор. Многие считают их одними из самых красивых в Советском Союзе. Современные варианты выглядят не хуже, а время от времени на них даже появляются иностранные звезды. Само предприятие — Ирбитский мотоциклетный завод — было основано в 1941 году. Правда, сегодня за год здесь делают столько мотоциклов, сколько в лучшие годы делали за смену. И это не преувеличение.

10. «Иж»

Пожалуй, самый известный советский мотоцикл несмотря на то, что Ижевский машиностроительный завод известен в первую очередь как оружейное предприятие. Мотоциклы «Иж» пользовались большим спросом в Советском Союзе и активно поставлялись за рубеж. Первые мотоциклы в Стране Советов начали делать в 1933 году именно здесь.

 

рост популярности и лучшие отечественные модели

В предыдущем материале мы подробно рассказали о периоде появления первых мотоциклов на русской земле, который пришелся на самое начало XX века. Однако достаточно успешное, пусть и не очень быстрое, развитие нового транспортного средства было мгновенно прекращено революцией и сменой власти. На смену Российской Империи пришел СССР, и в истории отечественного мотоциклостроения начался новый виток.

Первые годы СССР

Первые попытки восстановить работу завода «Дукс», фактически являвшегося пионером мотопрома до революции, были предприняты нескоро. В 1918 году предприятие было переименовано в «Государственный авиационный завод №1» и сосредоточился на выпуске авиационных деталей, дрезин и прочих изделий.

Вновь вернуться в привычное русло завод попытался в 1924, когда группа инженеров разработала и построила на нем самый первый советский мотоцикл, получивший символичное название «Союз». В сравнении с выпускаемыми в 1910-14 годах моделями это был уверенный шаг вперед. Во-первых, машина была построена на базе одноцилиндрового 4-тактного 503-«кубового» мотора и даже имела мягкую подвеску обоих колес, многодисковое сцепление и трехступенчатую коробку передач.

А, во-вторых, в отличие от предшественников, практически полностью состояла из отечественных деталей. Исключение составляли лишь магнето и карбюратор, но даже двигатель был сконструирован и произведен в Советском Союзе.

В целом, разработка оказалась удачной и даже вполне успешно участвовала во «Втором испытательном автопробеге», проходившем в 1925 году, но по каким-то причинам в серийное производство так и не попала.

Первые серийные модели

Следующая попытка вновь поставить заброшенную индустрию на ноги пришлась на самое начало 1930-х годов и была куда более удачной: над развитием направления начало работать сразу несколько заводов, расположенных в Ленинграде, Ижевске, Подольске и Таганроге, и на рынок поступили первые доступные серийные модели.

Первопроходцем среди них стал мотоцикл «Л-300», также впоследствии именуемый «Красным октябрем» в честь ленинградского завода, на котором он продолжил собираться. Поскольку отечественное мотоциклостроение только начинало развиваться, в основе первой серийной модели лежали успешные наработки зарубежных коллег, а конкретно немецкий мотоцикл DKW Luxus 300.

Для своего времени эта модель, и, соответственно, советский аналог, были весьма прогрессивными, пусть и не очень мощными. В их основе лежал одноцилиндровый 2-тактный двигатель объемом 293 см3, а конструкция включала трехступенчатую КПП, переднюю пружинную подвеску и фару.

Первые экземпляры сошли с конвейеров уже в 1930 году, а в 1931 сразу три «Л-300» приняли участие в своеобразном испытательном кросс-кантри ралли заезде на 4631 км, при этом 2/3 трассы приходилось на бездорожье. Мотоциклы показали себя с наилучшей стороны, поэтому вскоре поступили не только в свободную продажу, но и стали производиться для армии. Более того, именно эту модель можно назвать и первым спортивным советским мотоциклом, поскольку он активно участвовал в различных соревнованиях.

С небольшим опозданием, начиная с 1933 года, серийное производство собственных моделей наладил ижевский завод «ИЖМАШ». Весьма интересно, что опытные образцы он готовил гораздо активнее своего «конкурента» и даже выпустил целых 5 различных моделей (ИЖ 1-5) еще в 1928-29 гг, но к полноценному серийному выпуску пришел позже. Более того, первая массовая ижевская модель, получившая название «ИЖ-7», фактически являлась «копией копии». Это был все тот же «Л-300», но еще более удешевленный: модель не имела багажника, вращающейся ручки газа и дистанционного декомпрессора. Удешевление сказалось не только на удобстве и общем качестве. Даже выпуск ее оказался фальстартом: все 12 первых мотоциклов были возвращены на завод из-за проблем с зажиганием. Впоследствии «ИЖ-7» и «Л-300» выпускались параллельно.

Годы перед войной

В 1938 году на смену «семерке» пришла новая модификация – «ИЖ-8». Она получила существенно более мощный мотор (8 л.с.) и современную систему зажигания – вместо привычного для того времени магнето в ней использовалась ставшая впоследствии стандартной пара из аккумулятора и генератора. Уже через 2 года начался выпуск новой модели «ИЖ-9», с еще более мощным (9 л.с.) двигателем.

Впрочем, активную работу вели не только «Красный октябрь» и «ИЖМАШ», выпускавшие легкие мотоциклы «для народа».

Так в 1934 году на «Подольском механическом заводе» стал выпускаться первый тяжелый мотоцикл «ПМЗ-А-750», в первую очередь предназначавшийся для армии. По конструкции он также являлся частичным «клоном» зарубежной техники, причем не одной, а сразу нескольких моделей. Раму, например, советские конструкторы подсмотрели у BMW, а в качестве двигателя предложили свою версию американского V-образного 750-«кубового» мотора, устанавливающегося в мотоциклы Harley-Davidson.

Несмотря на крайне передовые технические решения (например, замок зажигания, который нельзя было встретить ни в одной другой советской модели), в эксплуатации «ПМЗ-А-750» оказался крайне капризным и не слишком надежным, поэтому в 1939 году он был снят с вооружения армии и с производства. С тех пор на «ПМЗ» мотоциклы больше не выпускались, а место военного железного коня заняла модель М-72, ставшая очередным «аналогом» европейской техники, на этот раз BMW R71. К слову, именно она стала основным мотоциклом советских войск в период Второй мировой.

Еще одна попытка создать надежный тяжелый мотоцикл была предпринята в 1935 году на «ТИЗе» – «Таганрогском инструментальном заводе». Его конструкторы не стали изобретать велосипед и просто скопировали успешную английскую модель BSA Sloper с 600-«кубовым» двигателем, дав своему варианту простое и понятное название ТИЗ АМ-600. Получившаяся машина считалась одной из самых надежных, поэтому даже выпускалась особая модификация для нужд НКВД, оснащенная турелью для пулемета вместо коляски. С началом войны производство было перемещено из Таганрога в Тюмень, где ТИЗ АМ-600, предварительно слегка модифицированный, продолжил выпускаться вплоть до 1943 года.

Разнообразие моделей послевоенных лет

Как и революция 1917-года Вторая мировая нанесла серьезный удар по советской мотоциклетной промышленности. Мотоциклы продолжали выпускаться и активно использоваться армией, но о разработке новых моделей речи абсолютно не шло. Эта ситуация сохранилась и в течение нескольких послевоенных лет: пока страна поднималась с колен, в хозяйстве использовались исключительно мотоциклы, уцелевшие в военных действиях.

Восстанавливаться индустрия начала лишь к началу 1950-х годов, и процесс этот был достаточно болезненным. По большей части новые для СССР модели мотоциклов были в большей или меньшей степени копиями немецких мотоциклов и производились по чертежам, доставшимся от поверженной в войне Германии.

В то же время список заводов, осуществлявших выпуск мотоциклов, достаточно сильно разросся. Так мототехнику (в том числе, легкие мотороллеры) в дополнение к функционировавшему ранее Ижевскому начали выпускать заводы в Туле, Коврове, Вятских Полянах, Минске и Риге. Все это привело к достаточно уверенному развитию мотоциклостроения и быстрому пополнению ассортимента моделей. И если раньше их можно было буквально пересчитать по пальцам, то в период 50 и, тем более, 60-70х годов общее число различных модификаций исчислялось десятками. Наиболее интересными и значимыми среди них были:

  • М1А «Москва» (он же «Минск М1А») – первый легкий мотоцикл послевоенных лет. Копия немецкого DKW RT125 с мотором 125 см3. К началу 50-х выпускался сразу на нескольких заводах, в том числе, на ковровском «ЗиД» под обозначением К-125. Являлся основной учебной машиной в школах ДОСААФ.
  • ИЖ-49 – копия DKW NZ 350. Достаточно универсальный мотоцикл, который мог оснащаться коляской, а позднее даже стал основой для выпуска спортивных кроссовых и шоссейных моделей.
  • «Восход» – родоначальник одноименной серии, выпущенный в 1957 году. Легкий, неприхотливый мотоцикл с одноцилиндровым мотором объемом 174 см3, получивший огромную популярность среди населения.
  • «Урал М-62» – тяжелый мотоцикл с 4-тактным двигателем мощностью 28 л.с., выпускавшийся Ирбитским мотоциклетным заводом с 1961 года. В основном использовался милицией, но в комплекте с коляской эксплуатировался и гражданами.
  • «ИЖ Планета» – дорожный мотоцикл с одноцилиндровым 2-тактным двигателем мощностью 13 л.с., выпуск которого был налажен в 1962 году. Достаточно удачная и популярная модель, ставшая родоначальником не только целой серии «Планет», но и прародителем спортивного «ИЖ Планета Спорт».

Закат советского мотопрома

Несмотря на внушительный ассортимент моделей и всеобщее их распространение из-за относительной доступности и востребованности, связанной, в первую очередь, с плохим состоянием дорог, уже в 1970-х советский мотопром начал постепенно, незаметно увядать.

Дело в том, что процесс выпуска новых моделей в СССР был крайне осложнен бюрократией. В отдельных случаях для того, чтобы новая модификация поступила в серийное производство и свободную продажу, требовалось разрешение от высшего руководства страны. При этом все этапы согласований подготовленные документы проходили с большими задержками и в итоге нередко не одобрялись. В итоге даже успешные опытные образцы двигателей лишь изредка внедрялись в серийное производство.

Все это привело к тому, что действующие заводы годами штамповали все те же мотоциклы, которые начали выпускаться еще в послевоенный период, внося лишь незначительные модификации в их внешний вид и конструкцию, и практически не затрагивавшие ходовую часть.

Таким образом, в определенный момент отставание от европейских заводов оказалось настолько сильным, что советские спортсмены просто не могли участвовать в международных соревнованиях на отечественной технике из-за ее несоответствия современным требованиям.

Проблемы были не только с профессиональным мотоспортом, но и с бытовой сферой. Так за все годы работы многочисленных профильных предприятий свет так и не увидела ни одна модель класса 250 см3, по всему миру считавшегося «народным». Потребителю приходилось довольствоваться либо 175-«кубовым» «Восходом» или 346-«кубовой» «Планетой-3», либо тяжелым «Днепром» с двигателем 650 см3.

Фактически, единственным «выходом» из сложившейся ситуации для среднестатистического гражданина оставался 200-«кубовый» мотороллер «Тула» – копия немецкого Goggo, выпускавшегося еще в 50-х, или изредка встречавшиеся в продаже старые мотоциклы из Венгрии или Чехии. Спортсмены же в итоге и вовсе были вынуждены пересесть на машины зарубежного производства, в частности Jawa для спидвея и KTM для мотокросса.

Все эти проблемы, скрытые за искусственно поддерживаемым на высоком уровне производством (1,4 млн. мотоциклов и мопедов суммарно по состоянию на 1990 год), просуществовали вплоть до самого распада СССР.

В 1991 ему на смену пришла другая страна, и пусть отдельные производители и продолжили свою деятельность, на рынке вскоре начали действовать другие правила и порядки, неизменно повлиявшие на всю отечественную мотоиндустрию.


Марки российских мотоциклов

Российские мотоциклы никогда не были так популярны в мире, как в середине 20 века. Именно на советское время, которое сегодня все пытаются представить как на самое мрачное и малоразвитое, пришелся пик развития советского мотопрома. Распад СССР привел к практическому уничтожению этого вида промышленности. И попытки восстановить былую славу сегодня еще не увенчались успехом. Единичные случаи все еще не идут ни в какое сравнение с массовым успехом прошлого. Сегодня поддержание российской мотоиндустрии во многом легло на плечи некоторых старых, но известных брендов, переживших не лучшие времена.

Что такое российские марки мотоциклов?

Наиболее известные российские марки мотоциклов, вышедшие на мировой рынок: Урал, Стелс, ЗиД, БалтМоторс, Ирбис, АВМ, ИЖ.

Сравнение сегодняшнего дня с историей российского мотопрома не может быть объективным и вообще возможным. Известные советские бренды представляли собой полноценный продукт советского производства от винта до сиденья, получив всемирное признание как цельный продукт страны. Современные компании, громко позиционирующие себя как лидеры российского мотопрома, могут похвастаться только своим дизайном мотоциклов или умением заставить их ездить, собранные в единый механизм из запчастей зарубежных производителей. Но в последнее время стали появляться новые разработчики, пытающиеся поддержать отечественный бренд на основе конструкций, собранных из элементов, произведенных в России. Сегодня можно сказать, что возврат к былым успехам начался.

Урал

Самой известной советской мотоциклетной маркой была и остается компания ИМЗ-Урал. Компания была основана в 1941 году Правительством СССР в Ирбите. С тех пор ее продукция уже много десятилетий держит пальму первенства лучшего российского производителя. Бренд смог выдержать тяжелейший период распада государства. Этому способствовал постоянный спрос на мотоциклы «Урал» в некоторых странах Европы и США. Первая модель основана на базовой конструкции BMW R-71. Тяжелые мотоциклы с коляской отличались большой мощностью и проходимостью, благодаря приводу на оба колеса. Техника была незаменима в условиях бездорожья. Кроме того, компания выпускала городскую версию — модель ST. Компания продолжает свою деятельность благодаря высокой популярности своей продукции.

Буквенная аббревиатура ИМЗ являлась центральным элементом эмблемы. Знак представляет собой стилизованное колесо из двух вписанных друг в друга кругов. В маленькое поле вписан равнобедренный треугольник. Внутреннее пространство рисунка занято аббревиатурой наименования предприятия изготовителя. В поле между малым и большим кругами в верхней части надпись – МОТОЦИКЛЫ УРАЛ. Цвет логотипа — черный монохромный. Он характеризует строгость и серьезность государственного производства, направленного на удовлетворение как гражданских, так и оборонных нужд.

Stels

Stels — один из брендов, уже родившихся в новой России в 1996 году в Люберцах Московской области, как одно из направлений деятельности компании «Веломоторс». Создание бренда было вызвано необходимостью формирования отдельного подразделения, которое будет заниматься производством мотоциклов и велосипедов. Stels способствовала возможности индивидуализации продуктов компании на рынке, который был достаточно насыщен аналогичными предложениями. Компания разрабатывает свои мотоциклы, квадроциклы (с 2009 г.), и велосипеды, собирает их на основе комплектующих Китай и реализует через широкую сеть дилеров по всему миру. В 2013 году продукция компании прошла международную сертификацию.

Логотип Stels — яркий пример современного минимализма. Эмблема выполнена в однотонном светло-желтом цвете. Этот оттенок обладает сильным позитивом, благодаря чему он особенно хорошо демонстрирует визуальную самоидентификацию. Товарный знак представляет собой светло-желтый квадрат с небольшим наклоном вправо. Внутри рисунка на белом фоне незавершенного круга вписан символ «S» — заглавная буква названия бренда. Белый цвет формирует зрительное впечатление о наличии символа, перекликающегося с китайскими «инь» и «ян». Под вывеской размещено название бренда — Stels, выполненное строчным шрифтом, близкое по исполнению к шрифту Comic Opera Oblique JNL от Джеффа Левина светло-желтого цвета. Наклон всех элементов логотипа — это символическая визуализация скорости и возможности получить желаемое сегодня и сейчас.

ЗиД

Одним из популярных советских двухколесных транспортных средств был легендарный «ковровщик» — мопед марки «Восход». Производство «Восход» образовано на базе ЗиД-Завода Дегтярева, основанного 27 августа 1916 года в Коврове Владимирской области, Россия. При образовании предприятие входило в состав Первого Российского акционерного общества стрелково-пулеметных заводов. В советское время на нем делали пулеметы Федорова, Дегтярева, Горюнова, всемирно известный ППШ. С 1946 налажен выпуск первых мотоциклов К-125. Сегодня ЗиД входит в холдинг «Высокоточные системы» (Ростех) и имеет несколько подразделений мотоиндустрии. ЗиД производит мотоциклы на базе разработок времен СССР и мотоциклы китайской марки Lifan.

Логотип ЗиД повторяет по своей форме изображение колеса, традиционное для предприятий передвижной советской техники. В этот период очень мало внимания уделялось привлекательности бренда. Все силы производства были направлены на простоту и узнаваемость продукта, который должен был получить признание потребителей за его качество, возможность длительного функционирования. Поэтому лаконичность, простота и уникальность гербов были основными направлениями их создания. Логотип ЗиД выполнен в сплошном синем цвете. В центре кругов с наклоном вправо размещена аббревиатура ЗиД. Над средней буквой «порхала» пятиконечная звезда.

БалтМоторс

БалтМоторс — первая российская компания по сборке автомобилей после распада СССР, основанная в 2004 году в Калининграде. Продукция компании состоит из мотоциклов, квадроциклов, снегоходов и малотоннажных мотобуксировщиков. Последнее особенно востребовано в Европе, Канаде и США. Компания получила известность благодаря высокому качеству своей продукции. Это обеспечивается применением современных японских и китайских технологий. Производство мотоциклов сегодня включает в себя разработку и модификацию 10 моделей. Ассортимент охватывает практически все сферы, в которых они могут быть использованы для обеспечения комфортной жизни человека и спортивных площадок.

Логотип «Балтмоторс» учитывает современные требования визуализации и психологию восприятия информации современным потребителем. Цвет знака состоит из черного и серебристо-серого цветов. Круглый логотип имеет визуальную выпуклость к центру. В верхней части внутреннего поля круга по окружности прописными латинскими буквами нанесен текст – baltMotors. Центр – «бм». По окружности от начала названия бренда до его последней буквы формируется стилизованное изображение радиатора. Внизу полоса в зубчатом исполнении, являющаяся элементом зубчатого колеса в расширенном исполнении.

Irbis

История Irbis Motors, компании по сборке и продаже мотоциклов китайских производителей, началась в 2000 году. Бренд BEIJING IRBIS TRADING CO, LTD из Тайжоу вышел на российский рынок в поисках представителей, которым стали Российская компания Востокскутер. В 2004 году компания была переименована в Ирбис Моторс; бренд значительно расширил свои возможности, обзавелся сборочными цехами и перешел из разряда продаж в производственную компанию. Ассортимент предложений включает:

  • Качественные и недорогие мотоциклы и скутеры.
  • Вездеходы.
  • Снегоходы под ТМ Ирбис.

Отличаются низкой ценой и надежностью, возможностью сервисного обслуживания, постоянным наличием оригинальных запчастей.

Товарным знаком бренда стал след животного, давшего название компании – снежного барса. Весь логотип выполнен в сплошном карминно-красном цвете. Справа от лапы символ – название бренда – Irbis. Текст набран строчными буквами с засечками. Это исполнение создает визуальное ощущение ускорения, характерное для продукта и перспектив развития всей компании.

АВМ

Санкт-Петербургский бренд АВМ основан в 1996 году как компания по торговле мотоциклами иностранного производства. Само название было создано на основе аббревиатуры от первых букв предлагаемых к продаже товаров – автомобили, велосипеды, мотоциклы. На сегодняшний день бренд осуществляет розничную торговлю автомобилями иностранных марок, оптовую и розничную продажу велосипедов, а также производство и оптово-розничную продажу легких мотоциклов и мопедов ТМ АВМ и XMOTO. Позже компания приобрела мощности по производству автомобилей под своим именем. Компания имеет широкую дилерскую сеть по всей России, занимаясь продажей и обслуживанием выпускаемой техники.

Эмблема AVM тяготеет к всемирно известному логотипу Audi AG. Те же золотые кольца, только в количестве трех штук и выполненные с пересечением друг друга. Каждое из колец содержит строчную букву аббревиатуры названия компании. Плавный переход тональности колец обеспечивает зрительное восприятие переливающегося золота и обеспечивает объем в виде треугольной призмы.

ИЖ

Самый известный советский бренд по производству автомобилей и мотоциклов – ИЖ, выпускает мотоциклы уже 80 лет. Предприятие, расположенное в городе Ижевске, являлось дочерним предприятием «Измаша» — оружейным заводом и называлось «ИжАвто». Первый мотоцикл покинул стапели завода в 19 г.28 – ИЖ-1, инженер-конструктор Мохаров Петр Владимирович. Впоследствии модельный ряд мототехники марки пополнился множеством видов разного дизайна. Среди них наиболее известными были Иж-Юпитер-5 среднего класса и спортивно-туристического профиля Иж-Планета-Спорт, выпускавшиеся с 70-х по 80-е годы прошлого века. Модели пользовались большим спросом в Европе и Америке под марками «Казак» и «Неваль». Наряду с Уралом и Днепром, имевшими заднюю передачу, мотоциклы ИЖ стояли во главе всех марок мотоциклов, выпускавшихся в СССР в то время.

Логотип компании, которая до недавнего времени была лидером в производстве мотопрома России, до сих пор помнят все мотолюбители мира. Эмблема представляла собой стилизованную планету Сатурн с кольцом вокруг нее. Интересно, что появление логотипа оказалось ошибкой дизайнеров, которую они хотели использовать для модели Юпитер. Он появился в результате очередной гонки по выполнению плана и сжатых сроков выпуска. Эмблему подготовили в спешке, доверив ее доводку молодому инженеру, только что вышедшему из стен Университета. В спешке детальную проверку проводить не стали, и в таком виде ИЖ-Юпитер-2 был представлен государственной комиссии. Ошибка стала фирменным знаком. Кольцо планеты и окружность логотипа были серыми. Внутреннее поле планеты светло-голубое. На переднем плане кольцо стало аббревиатурой названия бренда.

Какой лучший русский мотоцикл?

Одними из самых успешных российских мотоциклов являются модели «Урал», которые очень любил актер Брэд Питт. Среди молодых производителей особенно перспективными кажутся Ирбис и Стелс.

Урал хороший мотоцикл?

Мотоциклы «Урал» хорошо работают на пересеченной местности, потому что для этого они и созданы. Этот вид транспорта достаточно популярен на Западе.

Есть мотоциклы Урал?

Да, Урал — тяжелый мотоцикл с коляской. Они полностью изготовлены из алюминия и стали, в отличие от большинства современных моделей, имеющих пластиковые элементы.

Какая самая худшая марка мотоцикла?

Многие ненадежные мотоциклы в мире раздражают тех, кто на них ездит. Выделить кого-то сложно, ведь даже Suzuki из японской «большой четверки» в 2020 году возглавил список «Худший мотоциклетный бренд» по результатам опроса потребителей.

За бывшим железным занавесом в поисках паршивых мотоциклов Комми

Я до сих пор хорошо помню новость о сносе Берлинской стены. По телевизору. Так мы получали последние новости, до интернета.

Однажды в 1989 году глава Коммунистической партии Берлина постановил, что отныне восточные немцы могут свободно пересекать шесть пограничных постов, в том числе знаменитый «КПП Чарли», показанный во многих шпионских фильмах, который охраняли солдаты со стрельбой на поражение. заказы. Вскоре толпы напали на стену с кувалдами, отчаянно пытаясь сделать эту новую открытость постоянной. После падения Берлинской стены в 1989, в бывшей коммунистической зоне наблюдался «расцвет» граффити. Несколько десятилетий назад это было бы довольно рискованно. Фото Марка Гардинера.

Я вырос в Европе (хотя к 1989 году снова жил в родной Канаде). Я знал людей, чьи семьи были разделены; другие, которые рисковали своей жизнью, чтобы сбежать на Запад, и потеряли всякую надежду когда-либо увидеть тех людей, которых оставили позади. Сцены сноса стены были эмоциональными; для тех из нас, кто достиг совершеннолетия во время холодной войны, все изменилось.

Однако мои первые мысли были немного более прозаическими.

Я надеялся, что кому-нибудь придет в голову сохранить ужасные автомобили и мотоциклы Германской Демократической Республики (ГДР), которую мы называли Восточной Германией.

Я знал, что, когда эти будущие бывшие коммунисты осознают, насколько отсталыми являются их автомобили, они будут массово брошены. А учитывая водорастворимые свойства металлургии Восточного блока — по крайней мере, металлов, доступных для гражданского производства — эти «Трабанты» и МЗ растворятся сами собой.

Кто спасет эти паршивые мотоциклы коммунистов?

МЗ производил этот двухтактный оппозитный двигатель объемом 350 куб. См в период с 1956 по 1959 год. Семнадцать лошадиных сил давали ему максимальную скорость около 70 миль в час. Фото Марка Гардинера.

В поисках мото-реликвий времен холодной войны

Недавно мне пришлось порыться на свалке своих воспоминаний и собрать воедино рабочую версию моего прежнего «я» — Марка, гуру рекламы, — когда меня попросили выступить перед бизнес-группой в Берлине. Организаторы забронировали мне номер в отеле Adlon Kempinski, удобно расположенном между посольствами США и России, в тени Бранденбургских ворот.

Недалеко от моего отеля в 1963 году Кеннеди сказал знаменитую фразу «Ich bin ein Berliner», что буквально означало «Я пончик с желе». А в 1987 году Рональд Рейган, как известно, упрекнул своего российского коллегу, сказав: «Мр. Горбачев, снеси эту стену». Строго говоря, дело было не в Горбачеве, но дело было поставлено.

И стена действительно рухнула 9 ноября 1989 года.

Однако мне не нужно было беспокоиться о том, что кто-то сохранит эти водорастворимые мотоциклы Восточного блока. Один свободный день я провел, пройдя несколько миль по бывшему Восточному Берлину, к музею мотоциклов ГДР.

Да, есть один! Я имею в виду, что Берлин, безусловно, имеет глубокое чувство собственной истории, поэтому я предполагал, что увижу один или два мотоцикла, сохранившихся в какой-нибудь коллекции артефактов. Но я был рад найти целый музей с более чем 100 велосипедами коммунистического периода.

Это не официальный государственный музей; это страстный проект какого-то частного парня, в несколько неряшливом пространстве под железнодорожными путями, так что все это место тихо грохочет каждые несколько минут, когда поезда катятся прямо над головой. Я думаю, что встретил владельца / куратора, хотя я не могу быть уверен, потому что мой немецкий в лучшем случае эрзац. (Все, кто вырос в Западном Берлине, говорят по-английски, но те, кто вырос на бывшем Востоке, выучили русский.)

В середине 1950-х IWL выпустила великолепный скутер Pitty с двухтактным двигателем объемом 123 куб. К тому времени, когда Кеннеди произнес свою знаменитую речь в 1960-х годах, дизайнеры IWL создавали гораздо менее экстравагантные модели, такие как Troll. Фото Марка Гардинера.

IWL Troll не мог соответствовать стилю Pitty, но, по крайней мере, у него был более мощный 143-кубовый двигатель. Было изготовлено почти 60 000 троллей. Фото Марка Гардинера.

Дисплеи представлены как на немецком, так и на английском языках, но английские переводы любезно предоставлены Google — и не недавним хорошим Google Translate, а дрянным, сделанным несколько лет назад. В лучшие времена технические темы, такие как мотоциклы, представляли собой сложные задания для машинного перевода. Я обнаружил, что переводил переводы. Я понял, что «промывка» относится к «очистке» выхлопных газов в двухтактных двигателях.

Персонал ничего не мог сказать мне о том, где и когда этот мотоцикл должен был участвовать в гонках. Похоже, это копия IFA DKW RT125 середины 1950-х годов. Танк выглядит как творение какого-то дилетанта — грубовато, но эффективно. Фото Марка Гардинера.

Как бывшего (и дерьмового) шоссейного гонщика, меня тянуло к гоночным байкам. Вот чего я не нашел: ни одного из сказочных двухтактных мотоциклов Гран-при MZ 1960-х годов.

С 1953 года Вальтер Кааден — изобретатель современной расширительной камеры — руководил гоночным магазином MZ в Чопау. Созданные им двухтактные двигатели с дисковым клапаном были предметом гордости коммунистов и излюбленной темой пропаганды, пока звездный гонщик Восточной Германии Эрнст Дегнер не перебежал на запад и не передал секреты Каадена Судзуки. История дезертирства Дегнер/Кааден слишком велика, чтобы вдаваться в нее здесь. Вместо этого я просто порекомендую «Stealing Speed» Мэта Оксли.

Я мог что-то упустить, но у меня не складывается впечатление, что бывшие восточные немцы когда-либо полностью прощали Дегнера — даже если они понимали его мотивы.

Бегство Дегнера стало благом для Японии и началом конца MZ в Гран-при. Но в ГДР еще был национальный чемпионат, а русские проводили общекоммунистический международный чемпионат. В небольшом музее есть несколько действительно очаровательных восточногерманских гоночных мотоциклов домашнего производства, которые были построены с ограниченными ресурсами, но не без воображения, инженерных и производственных навыков.

У входа в музей выставлен Simson AWO 250 конца 1950-х годов, который был модифицирован для шоссейных гонок в старой национальной серии Восточной Германии. Лестница ведет вниз к трем гораздо большим комнатам в подвале, в которых в общей сложности находится около 140 мотоциклов. Фото Марка Гардинера.

Особое место в музее отведено 250-кубовому синглу с карданным приводом, который начинался как флегматичный уличный байк Simson, но был преобразован в шоссейный байк, оснащенный двойным передним тормозом с ведущими колодками от Yamaha — компонентом, который должно быть, был почти недоступен в те времена.

Это еще одна копия DKW RT125, впоследствии модифицированная для гонок. Но у него есть действительно сложная модификация в виде фиктивного цилиндра, который повышает эффективность простого двухтактного двигателя с поршневым портом. Фото Марка Гардинера.

Однако больше всего меня впечатлил 125-кубовый шоссейный гоночный автомобиль, который, как я полагаю, начал свою жизнь как клон DKW ​​RT125, но у которого к нижней части картера был привит фиктивный цилиндр. Насосный эффект фиктивного цилиндра значительно улучшил эффективность продувки того, что в противном случае было бы грубым двухтактным поршневым портом. Дорожный просвет? Ну, это была отдельная тема…

Гордость МЗ за ISDT торжествует. Фото Марка Гардинера. Международные шестидневные гонки были одним из мотоциклетных соревнований, в которых восточные немцы продолжали участвовать. Я уверен, что было легче убедить Центральный комитет выделить ресурсы на усилия по созданию ISDT, поскольку было очевидным побочным эффектом с точки зрения разработки мотоциклов, пригодных для использования в военных целях.

В коллекции есть несколько милых маленьких гоночных велосипедов для бездорожья, иллюстрирующих непреходящую любовь восточногерманских инженеров к вилкам Earles. я заметил один 19Внедорожный мотоцикл 60-х годов, у которого под седлом свисал кожух или юбка из наугхайда, которые, очевидно, служили для защиты воздухоочистителя и других компонентов от грязи и непогоды. Мне это показалось простой и эффективной идеей.

Надпись на вывеске гласит: «Находки амбара», и эта экспозиция иллюстрирует судьбу почти всех сотен тысяч мотоциклов, произведенных в коммунистическую эпоху. К счастью, кто-то подумал сохранить велосипеды в этом уникальном музее. Фото Марка Гардинера.

Несмотря на официальную и неофициальную поддержку конкуренции, большая часть коллекции отражает утилитарную направленность промышленности в коммунистический период. Упор делался на то, на чем товарищ рабочий мог бы добраться от своей холодной квартиры до государственной птицефабрики, шлепая по дорогам, которые всегда были мокрыми, потому что при коммунизме погода всегда была холодной и серой.

Просто шучу. Погода была в порядке.

Несмотря на то, что вместо штампованной рамы используется стальная трубчатая рама, этот 19-дюймовыйМопед 55 — восточногерманская версия вездесущего NSU Quickly. Его описывают как велосипед с «полезным» мотором мощностью 1,4 лошадиных силы. Фото Марка Гардинера.

И дизайнерам все же удалось создать действительно элегантные маленькие мопеды и скутеры, смешав органичные формы ар-деко с обтекаемым футуризмом. Даже у самых простых самокатов с плоскими боками была смутно героическая простота русских конструктивистских пропагандистских плакатов. («Работай усерднее, Родине нужна сталь!»)

Какими бы комичными ни были автомобили Trabant, рабочие годами стояли в очереди, чтобы получить их. Так что, если вы собирались путешествовать с женой и ребенком или двумя, более доступным вариантом была коляска. Многих везли мотоциклы мощностью менее 20 лошадиных сил, так что быстро они никуда не уезжали. Но машин тоже не было.

На выставке есть красивый MZ, который был предметом специального производства, используемым полицейскими, которые обеспечивали сопровождение мотоциклов для VIP-персон. Я предполагаю, что западные дипломаты приезжали и их сопровождали мотоциклы, которые, если смотреть изнутри лимузина, выглядели более или менее похожими на те, что использовались для этой цели в Лондоне или Париже. Но под обтекателем это было просто еще одно двухтактное пятно.

Большая часть производства мотоциклов до Второй мировой войны, которое располагалось в Восточной Германии, было реорганизовано при коммунистах, которые создали такие бренды, как MZ (Motorenwerke Zschopau) и IFA (Industrieverband Fahrzeugbau). Но мотоциклетная марка и завод Simson пережили переход к государственной промышленности.

Симсон конца 1950-х. Фото Марка Гардинера.

Деталь Симсона 1950-х годов. Фото Марка Гардинера. Есть комната, посвященная Симсонам, которые, на мой взгляд, были лучшими велосипедами, сделанными за железным занавесом. Коллекция включает в себя несколько моделей Simson, созданных для экспорта на запад. Должно быть, это было странно, быть сотрудником Simson, изготавливать, упаковывать и продавать велосипеды лучше, чем что-либо доступное в вашем собственном мире.

К середине 1980-х годов восточноевропейским правительствам становилось все труднее и труднее мешать гражданам осознать, что люди на Западе имеют доступ к гораздо большему количеству потребительских товаров лучшего качества. Правительство ГДР было одним из самых безжалостных в подавлении зарождающегося чувства граждан, что их облажались. Огромная сеть гражданских информаторов снабжала тайную полицию STASI именами всех, кто казался неудовлетворенным жизнью при коммунизме.

Когда Германия была разделена, коммунисты захватили существующий завод BMW с инструментами для одноместного BMW 250 cc, разработанного в 1930-х годах. Они продолжали производить этот мотоцикл после войны, пока BMW не подала на них в суд за нарушение прав на товарный знак. После 1952 года конструкция, созданная десятилетиями, продолжала продаваться как EMW, что означает «Eisenacher Motorenwerk». Фото Марка Гардинера.

Но даже STASI не смогла помешать мотоциклистам старой ГДР понять, что по ту сторону стены творятся невероятные вещи. Как, например, появление Suzuki GSX-R750. Таким образом, в качестве крошечной части широкой и тщеславной попытки спасти коммунистическую систему они создали свои собственные гоночные копии спортивных мотоциклов. Которые были в значительной степени такими же дрянными старыми двухтактными двигателями, которые теперь доступны с ярко окрашенными обтекателями.

В конце коммунистической эры MZ переупаковала свой надежный (некоторые сказали бы, сильно устаревший) сингл 250 в эту копию гоночных представителей, которые захватили капиталистический байкерский мир. Фото Марка Гардинера.

В основном, до самого конца, они произвели сотни тысяч синглов MZ Trophy 250 cc. Он был достаточно быстрым, его можно было достаточно легко разобрать, и с шестью движущимися частями он был достаточно простым, чтобы продолжать работать в среде, где не хватало абсолютно всего.

Я признаю, что у меня был запретный роман с Trophy, которым также пользовались некоторые упертые мотокурьеры на западе. Во время моих долгих прогулок в музей и обратно — хотя я видел десятки, если не сотни мотоциклов — я не заметил ни одной машины, которая была произведена в старой ГДР.

Хотя я их себе представлял. И задумался о жизнях других, кто ездил на этих ныне отвергнутых мотоциклах. Даже самый прозаический скутер должен был давать своему водителю хотя бы на мгновение чувство свободы.

Это архетип восточногерманского мотоцикла: MZ ES250 Trophy. Это из 1968 года, но они очень мало изменились за 15-летний период производства. Фото Марка Гардинера.

Мотоциклы вне плена

В тот вечер я попросил консьержа в гостинице сказать мне, куда мне пойти, чтобы спрятаться от олигархов, дипломатов и туристов. Я хотел найти настоящих берлинцев. Консьержка обвела на карте улицу и рассказала, как пройти к метро. В метро было жарко, душно и многолюдно, пока я считал остановки.

Я вышел на хаотичном перекрестке и пошел по людному тротуару мимо продуктового магазина. Это всегда хороший знак. Это означает, что вы находитесь в районе, где на самом деле живут люди. Девочка лет шести промчалась на велосипеде между пешеходами, преследуя старшего брата. Цепь огней и гул разговоров манили меня через ворота в центр квартала, где я нашел идеальный пивной сад, идеальное пиво и идеальные колбаски.

Когда сумерки сменились ночью, я присоединился к примерно 2000 человек, сидящим за сотнями столов для пикника. У Берлина есть глубокое чувство собственной истории, и если вы вообще осознаете это, вас снова и снова поражает то, как он был эпицентром невероятной жестокости и печали на протяжении последних ста лет или около того. Но все эти люди казались такими здоровыми, уравновешенными и просто счастливыми.

Уходя, я прошел мимо мотоцикла BMW серии K, который был построен в Западной Германии, а не просто «Германия». И я подумал: ну, конечно, эта штука пережила все эти годы. Что такое несколько десятков лет для кирпича?

Я прошел несколько кварталов в темноте обратно к ближайшей станции метро.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *