8-900-374-94-44
[email protected]
Slide Image
Меню

Ралли 68 года москвич: История побед «Москвича» на международных ралли. История России.

История побед «Москвича» на международных ралли. История России.

В СССР история ралли как спортивных состязаний зародилась в 1950-е годы, основным оружием советских раллистов были «Победы» и «Москвичи». В то время все эти соревнования носили любительский характер — гонщики ездили на стандартных машинах, хотя были и исключения. Например, именно в ралли тех лет АЗЛК обкатал свою первую четырехступенчатую коробку передач.

С самого начала 1960-х последовали выступления наших спортсменов и на зарубежных соревнованиях, благо, появились новые автомобили — ГАЗ-21 «Волга» и 407-й «Москвич», однако, борьба шла с переменным успехом — лучших результатов добивались на соревнованиях между соцстранами. На серьезных международных соревнованиях лучшее, на что могли рассчитывать — это зачетные места в своем классе автомобилей. Так на ралли «Монте-Карло» 1964 года наши экипажи на 21-х «Волгах» и «Москвичах-407» не получили финального зачета, а в 1965-м вовсе не добрались до финиша.

Однако глумиться над нашими спортсменами и их техникой у меня нет никакого желания, не было тут вины и создателей техники, просто время наших успехов еще не пришло. Причина лежала вроде бы на поверхности — нашим машинам не хватало мощности — подготовленный двигатель раллийного «Москвича-403» тех лет развивал около 60-65 сил, ГАЗ-21 — 90-100 сил. Конкуренты с каждым сезоном увеличивали отрыв по мощности.

Что же, разве наши конструкторы не могли создать достойный аппарат? Могли, но регламенты ралли тогда были сильно привязаны к серийным машинам, и зачетные группы, в которых выступали наши спортсмены, устанавливали жесткие требования по степени вмешательства в исходную конструкцию. Вспомним, что собой представляли наши основные боевые машины в серийном исполнении: «Москвич-403» — двигатель объемом 1,36 л мощностью 45 л.с., «Москвич 408» — 1,36 л и 50 л.с., ГАЗ-21 «Волга» — 2,44 литра и 70-75 «лошадей». Не густо. Конечно, мощность моторов можно было поднять, но тогда немудреные советские нижневальные моторы со штанговым приводом клапанов резко теряли в ресурсе и надежности.

Так могло продолжаться долго, если бы самый передовой на то время автозавод АЗЛК не начал создавать в 1961 году агрегат, который потом долгие годы будет главным оружием советских раллистов. Именно тогда талантливый советский конструктор Игорь Окунев сел за чертежи мотора М-412. Первые обороты коленвала нового мотора пришлись на 1964 год, когда на конвейер встал обновленный 408-й «Москвич», однако, серийное производство автомобилей с новым двигателем произошло в 1967 году, когда появился «Москвич-412».


Москвич 408

Это был первый советский серийный верхневальный мотор для легкового автомобиля. При объеме 1,5 литра, с расположенными под углом друг другу клапанами, поперечным газовым потоком, полусферической камерой сгорания, двигатель обладал невиданной ранее для советских машин удельной мощностью и развивал внушительные 75 сил. Однако главное заключалось не в этих цифрах, а в запасе по форсировке — верхневальный алюминиевый мотор с удачной конструкцией ГРМ, сильно схожей с моторами BMW тех лет уже в рамках группы А1 (стандартные машины, где разрешалась лишь замена жиклеров в карбюраторе) выдавал 81-83 л.

с., а двигатели, подготовленные по более высокому уровню групп А2 и А4 развивали мощность 120-150 л.с., обладая при этом достаточным запасом надежности. Впервые наши раллисты получили достойную технику, на которой можно было побороть конкурентов. И шанс представился незамедлительно.

В «Ралли века», как тогда называли марафон «Лондон-Сидней» 1968 года (16 тысяч километров), наряду с известнейшими мировыми производителями участвовала и команда Советского Союза на автомобилях АЗЛК. Все четыре «Москвича-412» добрались до финиша. В абсолютном зачете позиции были невысоки, но в командном зачете советский экипаж занял 4 место за счет того, что команда АЗЛК была единственной добравшейся до финиша без потерь. Особенностью марафона было то, что в нем не было разделения на классы, и наши полуторалитровые «Москвичи», мало чем отличавшиеся от серийных, выступали в одном зачете, например, с Ford Falcon GT с пятилитровым мотором и другими «раллийными монстрами». Советских раллистов ждал успех и в другом сложном марафоне — «Лондон-Мехико» 1970 года (26 тысяч километров), где в командном зачете АЗЛК завоевал «бронзу» — третье место, а один из экипажей занял 12 место в абсолюте.

В сложнейших дорожных условиях до финиша добрались три экипажа из пяти. «Москвич» становился знаменитым, на наши машины стали пересаживаться даже зарубежные спортсмены — ралли Бельгии 1971 года выиграл бельгийский же экипаж на 412-м «Москвиче».

В том же 1971 году на ралли «Тур-Европы» состоялся спортивный дебют советской новинки — ВАЗ-2101. И первый блин не вышел комом — «копейка» заняла второе место в абсолюте, пропустив вперед Opel Kadett 1.9 Rally со 120-сильным мотором. К слову, 1,2-литровый мотор для ВАЗа готовили в Италии. «Москвич-412» в этом ралли приехал третьим, что, тем не менее, не помешало АЗЛК завоевать «Золотой кубок» за лучший результат команды из 4 экипажей, а серебряный оставить тольяттинцам. В том же 1971 году прошло ралли «Золотые пески» в Болгарии. Экипажи на 412-х «Москвичах» заняли 4, 6 и 7 места в абсолюте, пропустив вперед Renault Alpine, BMW 2002 и польский Fiat 125P. В 1972 году на этом ралли команда АЗЛК заняла 8, 10 и 11 места, впереди оказались уже Porsche-911 S, Ford Capri и Renault Gordini — собратья по соцлагерю не скупились на технику для своих команд.

На пьедестал наши спортсмены взобрались в том же 1972 году — на ралли «Рейд Польский» выдающийся спортсмен Стасис Брундза на «Москвиче-412» со 107-сильным мотором занял третье место. Первое досталось Рафаэлю Пинто на Fiat 124 Abarth, а на втором оказался теперь легендарный, а тогда еще молодой Вальтер Рерль на Ford Capri RS с 2,8-литровым мотором.

В африканском ралли «Западное Сафари — Аргунгу» 1973 года «Москвичи» заняли 2, 3 и 5 места, обеспечив первое место в командном зачете, причем автомобили АЗЛК пришли к финишу без поломок, в то время как именитых производителей буквально разваливались на части. А на ралли «Тур Европы — 73» когорта «Жигулей» получила золотой и серебряный кубки командного зачета. На соревнованиях стран соцлагеря в том году АЗЛК и ВАЗ не выходили из первой десятки абсолюта и поднимались на пьедестал. Но на западноевропейских соревнованиях наметилась негативная тенденция — все чаще нашим спортсменам приходилось довольствоваться лишь призовыми местами в своих классах — до 1300 куб.

см (ВАЗ) и до 1600 куб. см (АЗЛК), что соответствовало 20-30-ым местам в абсолютном зачете.

1974 год был ознаменован триумфом АЗЛК — Стасис Брундза занял первое место в ралли «Тур Европы-74», кроме того, второе, пятое и шестое места также заняла команда московского автозавода. Экипаж на ВАЗ-2101 обосновался на 4 месте. Среди трофеев АЗЛК оказались: командный приз, золотой и серебряные кубки, кубок короля Иордании, первое место в национальном зачете, первое место в заводском зачете и первое место в абсолютном личном зачете и своем классе. Машины Волжского автозавода заняли второе место.

В 1975 году в большой спорт пришла тольяттинская новинка — ВАЗ-2103. В итоговом зачете Кубка Дружбы соцстран, ставший к тому времени легендой Стасис Брундза, занял четвертое место в личном зачете, выступая на «412-м». Он же, пересев на «трешку», принял участие в знаменитом ралли «1000 озер». Его первое место в классе А2 (до 1600 куб. см) соответствовало 19-му в абсолюте — время триумфов уходило.

1976 год — единственный заметный успех — 6 место Брундзы в греческом ралли «Акрополис».

Что же случилось после 1976 года? Почему наши спортсмены фактически замкнулись в рамках соцлагеря и СССР? Почему шестое место Стасиса Брундзы в «Акрополисе» стало последним заметным достижением наших спортсменов? Ответ прост — наши машины перестали соответствовать требованиям времени. Дело в том, что в 1970-х наметилось изменение формы проведения ралли. До этого ралли представляли собой тысячекилометровые марафоны, сафари, рейды, где главную роль играла равномерность движения, показателем которой была средняя скорость, задаваемая организаторами, а также дорожные условия. Тогда во главу угла ставили надежность и выносливость конструкций. А в середине 1970-х маршруты стали укорачиваться, средние скорости росли, ралли стали проходить на закрытых трассах и состоять преимущественно из скоростных спецучастков. Таким образом, на первое место вышли управляемость, быстроходность, динамика — то, чем советские машины похвастаться не могли.

В это время начался процесс смены поколений раллийной техники, в прошлое уходили конструкции, ведущие свое происхождение с начала 60-х годов.

Четыре клапана на цилиндр, впрыск топлива, независимая задняя подвеска, дисковые тормоза на всех колесах, реечное рулевое управление, широкое использование алюминия и стеклопластика — вот, что стало нормой для «ралликаров» тех лет. Мощность моторов Ford, Fiat, Talbot, Lancia и прочих спортивных гигантов составляла уже недосягаемые 200-280 л.с. А наши «Жигули» и «Москвичи» как были, так и остались «рабоче-крестьянскими лошадками» по своей сути. Других машин в Союзе не было и не планировалось — «Москвич-2140» принципиально ничем не отличался от «412-го», ВАЗ принципиально ничего нового, кроме очередного рестайлинга «классики» не производил. Выпустить 400 серийных машин класса «гран туризмо» в условиях социалистической экономики было затруднительно. Чтобы достойно выступать в группах А1 и А2 нужно было иметь серийный прототип со всеми вышеуказанными достижениями технического прогресса, что было еще труднее, поэтому вторая половина 1970-х прошла в «междоусобных» раллийных битвах между АЗЛК, ВАЗ, а также «ижевцами», без претензий на первенство в западных соревнованиях.

Марафон «Лондон-Сидней» 1968 года


Просмотров: 58477

Источник: http://www.dni.ru/auto/2009/8/21/173257.html

statehistory.ru в ЖЖ:

Москвич 412 на ралли-марафоне Лондон-Мехико и Лондон-Сидней

Большинство российских любителей спорта знают о ралли-рейдах благодаря успехам грузовиков из команды «КАМАЗ-мастер». К сожалению лишь немногие помнят об участии в знаменитых трансконтинентальных ралли «Москвича 412». Главной наградой советским автопроизводителям за хорошее выступление на Ралли-марафоне Лондон-Сидней и Лондон-Мехико стало признание машины за рубежом.

Ралли Лондон-Сидней

Раллийная гонка из столицы Великобритании в австралийский Сидней проведенная в 1968 году считается первым в истории автомарафоном. Из 98 стартовавших в Ралли Лондон-Сидней 1968 года экипажей до финиша добралось лишь 56.  Изначально планировалось, что данное спортивное мероприятие будет проведено однократно но впоследствии маршрут гонки был повторен еще четырежды.

В послевоенный период Великобритания испытывала экономические трудности и нужно было найти информационный повод чтобы поднять дух нации.

Трансконтинентальное ралли способное привлечь внимание к успехам английского автопрома хорошо подходило для этой цели. Первым эту идею выдвинул владелец газеты Макс Эйткен вошедший в число спонсоров мероприятия. Приз за победу в соревновании составил 10 тыс. фунтов стерлингов.

Ход гонки и маршрут

Соревнование проходило сразу в 3 частях света: Европе, Азии и Австралии. Маршрут был проложен так чтобы охватить как можно больше стран. Европейская часть состояла из 4 этапов по территории Англии, Франции, Италии и Югославии.

В Азии гонщики проехали 7 этапов по Турции, Ирану, Афганистану, Пакистану и Индии. Австралия приняла сразу 19 этапов с торжественным финишем в Сиднее.

Европейская часть ралли прошла с приключениями но единоличного лидера не выявила. В Турции лидерство в генеральном зачете захватил Р. Кларк на Лотусе. Сложный горный этап под снегом и дождем он прошел со средней скоростью превышающей 60 миль в час.

К концу азиатской части ралли Кларк шел первым. Преследовали его С. Лампинен на Тойоте и Л. Бьянки на Ситроене.

В Австралии у Кларка начались технические проблемы. Он потерял много времени меняя поршень и дифференциал заднего моста на своей машине, а лидерство захватил Бьянки. К концу 19 этапа экипаж француза уверенно возглавлял общий зачет ралли но попал в аварию не добравшись до финиша всего 150 миль.

Шедший вторым П. Хопкирк остановился чтобы помочь пострадавшим и тоже потерял шансы на победу. В результате победителем ралли был провозглашен Э. Коэн на Hillman Hunter. Вторым оказался Хопкирк, а третье место занял австралиец Ян Вон. Москвич 412 к сожалению в призеры не попал.

История: 70-90-е гг.

Второй раз ралли по тому же маршруту прошло в 1977 году. Главным фаворитом гонки являлся Мерседес, а спонсором выступила австралийская авиакомпания. Свой успех удалось повторить Э. Коэну на Mercedes 280E. Вторым стал Т. Фоукс на таком же автомобиле, а третье место занял П. Хопкирк на Ситроене.

Третье издание ралли состоялось в 1993 году и прошло в формате ретро-гонки в которой участвовали машины выпущенные не позднее 1970 года. Победил Ф. Тузилл на Porsche 911.

История 2000-х

В 2000 году состоялась вторая классическая гонка где победил швед С. Бломквист. В 2004 году в ралли приняли участие автомобили выпущенные до 1977 года. Весь пьедестал заняли новозеландские пилоты на Honda Integra. Последняя на сегодня ретро-гонка состоялась в 2008 году в рамках празднования 40-летия знаменитого ралли. 18 машин проехало по заключительной части маршрута из австралийского Вангаратта до Сиднея.

Ралли-рейд Лондон-Мехико

В 1970 году состоялся второй крупнейший трансконтинентальный автомарафон взявший старт на лондонском стадионе «Уэмбли» 19 апреля и финишировавший в столице Мексики 27 мая. Спортсмены проехали 16000 миль (25700 км) по Европе, Южной и Центральной Америке. На старт ралли вышло более 100 автомобилей. В гонке приняло участие много знаменитых гонщиков: Э. Коэн, Т. Фолл, Д. Мюрей, Р. Алтонен, Г. Перкинс и др. Победу одержал финн Х. Миккола на Ford Escort 1850GT.

Организация и маршрут гонки

Ралли проходило по территории многих стран Европы: Англии, Франции, Германии, Австрии, Испании, Венгрии, Югославии, Болгарии, Португалии. Из Лиссабона в Рио-де-Жанейро автомобили перевозили через Атлантический океан на 2 судах. В Южной Америке гонщики проехали через Бразилию, Аргентину, Чили, Боливию, Перу и Колумбию. После еще одного морского трансфера в Панаму пелотон пересек территорию Коста-Рики финишировав в Мехико.

Автомобили принимавшие участие

Технические требования к автомобилям не были слишком строгими. Большинство участников соревновалось на серийных моделях или их модернизированных версиях. В ралли приняли участие самые разные машины: от Volkswagen Beetles до Rolls-Royce. Свои заводские команды прислали Ford, British Leyland, Citroen и Москвич.

Форд использовал модифицированную версию Escort Mk Is оснащенную мощным мотором объемом 1850 куб. см. На каждом автомобиле было по 2 пилота. British Leyland участвовала в ралли двумя машинами: Triumph 2.5PI Mark 2s и Austin 1800s. Ситроен прислал DS21.

Москвич на ралли-марафоне Лондон — Сидней / Мехико

Советский Союз был представлен на ралли-рейдах командой «Москвич», использовавшей 412-ю модель. Учитывая уровень соперников, результаты советских раллистов на знаменитых многодневках общепризнанно считаются выдающимися. В гонке Лондон-Сидней команда заняла почетное четвертое место в общекомандном зачете, а в ралли Лондон-Мехико — третье. При этом гонщикам из СССР пришлось соревноваться с более мощными и надежными автомобилями такими как Ford Falcon.

В 1972 г. британец Т. Лэнфренчи на Москвиче стал победителем в своем классе в автогонках British Saloon Car Championship. В ралли «Западные сафари — Аргунгу» (1973-й г.) советский экипаж занял в личном зачете второе место.

Доработка авто Москвич 412

В первых ралли-рейдах участвовал серийный Москвич 412 с небольшими модификациями. Усиление кузова, защита картера мотора, увеличение колесных дисков, дополнительный топливный бак и навигационные приборы. Автомобиль весил примерно на полтонны больше серийной версии, а его мощность не превышала нормативную. В 1972 г. АЗЛК начал готовиться к первенству СССР. Экипажи впервые использовали спортивный Москвич 412Р с двигателем оснащенным двумя распредвалами.

Успехи на Лондон-Сидней 1968

Все машины успешно добрались до финиша. Лучшим среди «Москвичей» был экипаж С. Тенишева, занявший 20 место. Остальные финишировали на 22, 28 и 33 позициях.

Успехи на Лондон-Мехико 1970

Лучший экипаж финишировал заняв 12 место в индивидуальном зачете. Сложность маршрута подчеркивает тот факт, что до финиша добралось 23 автомобиля — менее четверти от стартовавших.

Успехи на Аргунгу 1973

Советские машины заняли 2, 3 и 5 места, обойдясь без существенных поломок. Финиш пересекло лишь 8 экипажей из 27 стартовавших.

Коммерческий успех

Спортивный успех окрылил московских автопроизводителей. Почти половина россиян хотела приобрести Москвич 412 принимавший участие на ралли-рейдах. За рубежом он заработал репутацию прочной и надежной машины. Продажи автомобилей этой модели в начале 70-х годов резко выросли во всем мире. Отечественный Москвич в ралли серьезно заявил о себе.

Снос стареющих жилых домов пробуждает настроения московских областников

Ссылка на оригинальную историю на веб-сайте Джеймстауна

В феврале прошлого года президент России Владимир Путин рекомендовал мэру Москвы Сергею Собянину, чтобы городская администрация снесла городские хрущевок — пятиэтажных многоквартирных домов, построенных в 1950–1960-х годах и в просторечии названных в честь советского генерала Никиты Хрущева. Секретарь того времени. Нынешние жители хрущевок подлежали расселению в новое жилье. Вместе этот двойной процесс сноса и переселения эвфемистически именуется «обновлением». Путин заявил, что сами москвичи хотят снести эти ветхие дома и переехать в новое жилье. В свою очередь Собянин сообщил, что программа переселения жителей будет завершена в течение 2017–2018 годов (Ведомости, 21 февраля).

Но Путин явно не понял настроения москвичей. Планируемый «ремонт» вызвал в городе масштабное протестное движение. Согласно независимым источникам, митинг 14 мая против сноса многоквартирных домов вывел на улицы около 20–30 000 человек. Это довольно много, особенно с учетом ужесточения законодательства, касающегося протестов и митингов (см. ЭДМ, 8 июня 2012 г.; 27, 30 марта 2017 г.). Во время этой демонстрации муниципальные депутаты Елена Русакова и Константин Янкаускас произнесли особенно резкие речи, требуя отставки мэра Собянина (Newsru.com, 14 мая).

Москва часто представляется единым городом, но на самом деле этот 12-миллионный «мегаполис» разделен на 125 районов, каждый из которых имеет статус муниципального образования. Эти муниципалитеты сами избирают своих депутатов, хотя и имеют небольшой авторитет в российской «вертикали власти». Согласно официальным правительственным планам, сносу подлежат 4566 единиц жилья в 85 районах Москвы (РБК, 3 мая). Действительно, основная масса протестов возникла в большинстве этих районов. Всего проект «обновления» может затронуть 1,6 млн человек (Rusrand.ru, 28 апреля).

Бывший ультраправый российский националист, ставший прозападным либералом, Алексей Широпаев, участвовавший в митинге, заметил: «Движение против «обновления» стимулирует московское гражданское самосознание. То тут, то там я видел пестрые флаги Московские уезды (такой внутримосковский регионализм-патриотизм)» (Afterempire.info, 15 мая). Регионализм в России обычно трактуется как сопротивление регионов Москве как центру империи. Однако в этом феномене московского регионализма проявилась иная, более глубокая сторона — противопоставление центра силы самой Москвы как многоликой метрополии. Таким образом, на митинге протеста 14 мая москвичи выступали не в роли жителей «столицы империи», озабоченных в первую очередь государственными амбициями (как это пытается порождать власть и государственная пропаганда — см. ЭДМ, 27 апреля). , а как граждане своего города и его района, со своими интересами. И это пока главный социальный результат спорного плана массовой «обновления», не предусмотренного его правительственными инициаторами.

В этой ситуации можно усмотреть и парадоксальный момент: вымирающие пятиэтажки явно принадлежат советскому времени, но протесты их обитателей не «советские». Жители выступают за права собственности, поскольку квартиры в этих домах были приватизированы жильцами в начале 1990-х, после падения коммунизма. Наоборот, нынешние российские власти продолжают политику советского образца, о чем свидетельствует эта попытка массового насильственного переселения (Rusrand.ru, 28 апреля).

Жители других регионов России с некоторым недоумением смотрят на московские события. Для них непонятно, почему власти в первую очередь взялись за «ремонт» Москвы, в то время как многие российские регионы за пределами столицы страдают от еще большей концентрации ветхого жилья. Видимо, это очередное проявление советской традиции — когда центр стремится превратить Москву в «витрину социализма», забывая при этом о периферийных городах страны. Российский антикоррупционный блогер и оппозиционный политик Алексей Навальный недавно привел официальную статистику по сносу многоквартирных домов и расселению жильцов: «На программу реновации потребуется не менее двух триллионов рублей [35 миллиардов долларов], эту цифру озвучивает сам Собянин. «Это колоссальная сумма денег, которая будет вынута из карманов не только всех москвичей, но и жителей страны» («Эхо Москвы», 16 мая). Если это приведет к дальнейшему падению уровня жизни в регионах, во многих других городах России также может наблюдаться рост массовых протестов, направленных как против местной власти, так и против центральной власти.

Можно возразить, что дома хрущевской постройки действительно конструктивно устарели, хотя многие из них с тех пор прошли капитальный ремонт. Однако в качестве альтернативы хрущевкам на жителей власти предлагают не частные малоэтажные дома, популярные в Европе и США, а еще более высокие, тесные «спальные кварталы». Другими словами, типы многоквартирных домов с высокой плотностью застройки, от которых давно отказались развитые страны.

По мнению некоторых экспертов, с экономической точки зрения «реставрация» хрущевки выгодна крупным строительным и девелоперским компаниям. Власти Москвы готовы купить у них уже готовые квартиры для расселения этих жителей пятиэтажек. В Москве уже построено достаточно большое количество нового жилья. Но из-за стремительного роста цен на жилье эти объекты до сих пор не проданы, а связанные с московскими властями строительные компании теряют прибыль (РБК, 20 апреля).

Помимо экономического обогащения московских застройщиков, основной политической целью авторов программы «обновления», видимо, является популяризация фигуры Владимира Путина в российской столице, где в 2011–2012 годах проходили массовые протесты против него. Однако вряд ли это поможет улучшить имидж Путина к выборам 2018 года. Нынешняя ситуация в России (на примере, например, протестов российских дальнобойщиков и массовых молодежных антикоррупционных выступлений этой весной — см. ЭДМ, 6 апреля 2016 г. ; 27, 30 марта 2017 г.) такова, что любая деспотичная социально-экономическая инициатива властей вызывает негативную реакцию в российском обществе. Сто лет назад такое же массовое общественное настроение вылилось в революцию.

Уведомление об авторских правах: © 2010 The Jamestown Foundation

Снос стареющих жилых домов пробуждает настроения московских областников

Митинг протеста против запланированного сноса многоквартирных домов в Москве 14 мая (Источник: AP)

В феврале прошлого года президент России Владимир Путин рекомендовал мэру Москвы Сергею Собянину, чтобы администрация города снесла городские хрущевок — пятиэтажных жилых домов, построенных в XIX в.50–1960-е годы и в просторечии назван в честь Никиты Хрущева, тогдашнего генерального секретаря СССР. Нынешние жители хрущевок подлежали переселению в новое жилье. Вместе этот двойной процесс сноса и переселения эвфемистически именуется «обновлением». Путин заявил, что сами москвичи хотят снести эти ветхие дома и переехать в новое жилье. В свою очередь Собянин сообщил, что программа переселения жителей будет завершена в течение 2017–2018 годов (Ведомости, 21 февраля).

Но Путин явно не понял настроения москвичей. Запланированная «реконструкция» вызвала в городе масштабное протестное движение. Согласно независимым источникам, митинг 14 мая против сноса многоквартирных домов вывел на улицы около 20–30 000 человек. Это довольно много, особенно с учетом ужесточения законодательства, касающегося протестов и митингов (см. ЭДМ, 8 июня 2012 г.; 27, 30 марта 2017 г.). Во время этой демонстрации муниципальные депутаты Елена Русакова и Константин Янкаускас произнесли особенно резкие речи, требуя отставки мэра Собянина (Newsru.com, 14 мая).

Москва часто представляется как единый город, но на самом деле этот 12-миллионный «мегаполис» разделен на 125 районов, каждый из которых имеет статус муниципального образования. Эти муниципалитеты сами избирают своих депутатов, хотя и имеют небольшой авторитет в российской «вертикали власти». Согласно официальным правительственным планам, сносу подлежат 4566 единиц жилья в 85 районах Москвы (РБК, 3 мая). Действительно, основная масса протестов возникла в большинстве этих районов. Всего проект «обновления» может затронуть 1,6 млн человек (Rusrand.ru, 28 апреля).

Бывший ультраправый русский националист, ставший прозападным либералом, Алексей Широпаев, участвовавший в митинге, заметил: «Движение против «обновления» стимулирует московское гражданское самосознание. Кое-где видел пестрые флаги московских районов (этакий внутримосковский регионализм-патриотизм)» (Afterempire.info, 15 мая). Регионализм в России обычно трактуется как сопротивление регионов Москве как центру империи. Однако в этом феномене московского регионализма проявилась иная, более глубокая сторона — противопоставление центра силы самой Москвы как многоликой метрополии. Таким образом, на митинге протеста 14 мая москвичи выступали не в роли жителей «столицы империи», озабоченных в первую очередь государственными амбициями (как это пытается наплодить власть и госпропаганда — см. ЭДМ, 27 апреля). , а как граждане своего города и его района, со своими интересами. И это пока главный социальный результат спорной массовой «реновации», не предусмотренной ее правительственными инициаторами.

В этой ситуации просматривается и парадоксальный момент: вымирающие пятиэтажки явно принадлежат советской эпохе, но протесты их обитателей не «советские». Жители выступают за права собственности, поскольку квартиры в этих домах были приватизированы жильцами в начале 1990-х, после падения коммунизма. Наоборот, нынешние российские власти продолжают политику советского образца, о чем свидетельствует эта попытка массового насильственного переселения (Rusrand.ru, 28 апреля).

Жители других регионов России с некоторым недоумением смотрят на московские события. Для них непонятно, почему власти в первую очередь взялись за «ремонт» Москвы, тогда как многие российские регионы за пределами столицы страдают от еще большей концентрации ветхого жилья. Видимо, это очередное проявление советской традиции — когда центр стремится превратить Москву в «витрину социализма», забывая при этом о периферийных городах страны. Российский антикоррупционный блогер и оппозиционный политик Алексей Навальный недавно привел официальную статистику по сносу многоквартирных домов и расселению жильцов: «На программу реновации потребуется не менее двух триллионов рублей [35 миллиардов долларов], эту цифру озвучивает сам Собянин. . Это колоссальная сумма денег, которая будет вынута из карманов не только всех москвичей, но и жителей страны» («Эхо Москвы», 16 мая). Если это приведет к дальнейшему падению уровня жизни в регионах, во многих других городах России также может наблюдаться рост массовых протестов, направленных как против местной власти, так и против центральной власти.

Можно возразить, что дома, построенные в хрущевскую эпоху, действительно конструктивно устарели, хотя многие из них с тех пор подверглись капитальному ремонту. Однако в качестве альтернативы хрущевкам на жителей власти предлагают не частные малоэтажные дома, популярные в Европе и США, а еще более высокие, тесные «спальные кварталы». Другими словами, типы многоквартирных домов с высокой плотностью застройки, от которых давно отказались развитые страны.

По мнению некоторых экспертов, с экономической точки зрения «реставрация» хрущевки выгодна крупным строительным и девелоперским компаниям. Власти Москвы готовы купить у них уже готовые квартиры для расселения этих жителей пятиэтажек. В Москве уже построено достаточно большое количество нового жилья. Но из-за стремительного роста цен на жилье эти объекты до сих пор не проданы, а связанные с московскими властями строительные компании теряют прибыль (РБК, 20 апреля).

Помимо экономического обогащения московских застройщиков, основной политической целью авторов программы «обновления», видимо, является популяризация фигуры Владимира Путина в столице России, где в 2011–2012 годах проходили массовые протесты против него. Однако вряд ли это поможет улучшить имидж Путина к выборам 2018 года. Нынешняя ситуация в России (на примере, например, протестов российских дальнобойщиков и массовых молодежных антикоррупционных выступлений этой весной — см.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *