Сабвуфер Hertz первый в нашем «классе», конструкцию которого нельзя повторить в ручном производстве: основная часть его корпуса отлита из пластика; боковины изготовлены из ДВП, но качество обработки явно не «гаражное». Фазоинвертором служат два щелевых порта «рупорного» сечения. Контактные зажимы, как у всех почти, винтовые, но качество не «как у всех», даже с гранями под ключ. Что же, внимание к мелочам это безошибочный признак профессионализма. Диффузор динамика из целлюлозы с водостойким наружным покрытием. Подвес неширокий (20 мм), конкуентного типа. Внутренний объём ящика, по нашим расчётам, 29 л. Для 10-дюймовой головки это, в общем, не рекорд компактности, но, как мы знаем, фазики почти всегда получаются более просторными, чем закрытые ящики. Изготовитель рекомендует использовать сабвуфер с фильтром НЧ, настроенным на частоту среза 70 — 90 Гц. Сейчас поглядим…
Тип оформления ФИ Импеданс, Ом 4 Пиковая/непрерывная мощность (по данным изготовителя) Вт 700/350 Неравномерность АЧХ в салоне (25 — 80 Гц), дБ 8 Средняя чувствительность в салоне, дБ/Вт 97,1 Максимальное звуковое давление, дБ (к.н.и., %) 113(2,0) Габаритные размеры (Ш х В х Г), мм 433 х 338 х 340
В отличие от бандпассов частота настройки порта фазоинвертора (39 Гц) здесь ниже частоты резонанса головки (59 Гц). Резонанс выше, чем у подавляющего большинства участников (за исключением двоих), так что и чувствительность оказалась высокой. Максимальный уровень звукового давления не слишком впечатляет (даже по меркам «десяток»), но зато во всём диапазоне давлений Hertz работает с самыми низкими искажениями. АЧХ — типично «фазоинверторная», со спадом ниже частоты настройки, но суммарная неравномерность — как в лучших домах. Этот сабвуфер явно адресован тем, для кого качественное воспроизведение басов важнее, нежели оглушительная громкость. И делить полосы можно именно так, как авторы прописали. ЛИЧНОЕ ДЕЛО
КТО Hertz EBX 250R ПОЧЕМ $220 ЭТО — ПЛЮС Высокая чувствительность Низкие искажения Достойная форма АЧХ ЭТО — МИНУС Невысокое максимальное давление ОДНИМ СЛОВОМ… Для тех, кому музыкальность важнее, чем громкость РЕЙТИНГ Конструкция и исполнение 9 Форма АЧХ в салоне 9 Реальная чувствительность 9 Максимальное звуковое давление 7 Компактность оформления 8 Итог 42
Источник: журнал Автозвук, 10/2005. Марк ГАСАНОВ. Измерения Юрий ЕВТУШЕНКО
Литой корпус сабвуфера Hertz имеет современную форму, нижняя шайба магнитной системы тоже интересная и тоже литая. Материалом для изготовления диффузора по традиции послужила целлюлоза, с внешний стороны на диффузор нанесено органическое водозащитное покрытие.Диаметр центрального колпачка 102 мм. Ширина подвеса 24 мм. Присутствие внешнего обода C-образного сечения у нас принято по умолчанию, но ничто не заставит нас умолчать о том, что в ободе предусмотрены отверстия под крепёж, которые закрываются пластиковыми заглушками. Широкий, но низкий магнит (его габариты 167 х 30 мм) помещён в резиновый чехол фирменного цвета. Инженеры Elettromedia, сколько я помню, не склонны разбрасываться магнитным потоком. Вот и здесь диаметр осевого отверстия всего 18 мм. В корпусе предусмотрено восемь круглых отверстий для вентиляции звуковой катушки. Контактные зажимы винтового типа. Провода от них проложены по первому способу, но дополнительно зафиксированы на внешней стороне конуса.
У HX 250 нетипично высокая частота резонанса, измерения этот факт только подтвердили. Поэтому рассчитывать на хорошую АЧХ в небольшом ЗЯ не приходится. Тем не менее такое оформление итальянцы рекомендуют. Не можем присоединиться, и не уговаривайте. А вот с ФИ предлагаются интересные варианты, особенно в объёме 22 л, вот это нам нравится. На самом деле закрытый ящик для этого динамика понадобится довольно большой, 26 — 28 л. В таком же объёме можно сделать ФИ с интересной АЧХ. Берёте трубу диаметром 8 см, отрезаете кусок длиной 32… ну, дальше вы знаете. Однако вот ещё что: Fs высокая, добротность — тоже, что мешает реализовать режим free air? И верно, в акустическом экране Hertz даёт АЧХ, близкую к тем, что иные обеспечивают лишь в оптимальном закрытом ящике. Этим грех не воспользоваться.
Hertz HX 250 Номинальный импеданс, Ом 4 Пиковая/непрерывная музыкальная мощность (по данным изготовителя), Вт 900/450 Опорная чувствительность, дБ/Вт (1 м) 85,8 Максимальная чувствительность в салоне (ФИ), дБ/Вт 91,3 Неравномерность АЧХ (ЗЯ, 25 — 100 Гц), дБ 1,8
Средний к.н.и. (96 дБ, 50 — 125 Гц), % 1,15
Параметры Тиля-Смолла
Заявка
Факт
Fs, Гц
44,7
47,6
Vas, л
20,49
18,9
Qts
0,64
0,660
Относительно низкий магнит позволил достичь значения силового фактора ровно 10 Тл м — очевидно, авторы разработки сознательно выбрали расширенный магнитный зазор. Одновременно масса подвижной системы снижена до 93,6 г, так что опорная чувствительность получилась если и не высокой, то приемлемой. А с учётом более чем впечатляющего акустического подъёма реальная чувствительность оказалась вполне достойной. Что же касается нелинейных искажений, то среднее значение к.н.и. у сабвуфера Hertz ниже, чем у любого другого участника, и этим всё сказано.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
КТО Hertz HX 250 ПОЧЕМ $203 ЭТО — ПЛЮС Высокая чувствительность в салоне Может работать в акустическом экране Весьма низкие нелинейные искажения ЭТО — МИНУС Неидеальная АЧХ в ФИ Требует объёмистого оформления ЗЯ/ФИ ОДНИМ СЛОВОМ… Серьёзный саб для работы в ЗЯ и экране РЕЙТИНГ Конструкция и исполнение 8 Форма АЧХ в салоне 9 Реальная чувствительность 9 Искажения 9 Компактность оформления 6 + 1 Итог 42
Источник: журнал Автозвук, 11/2006. Марк Гасанов, измерения Юрий Евтушенко
Диффузор конический, фактурный полипропилен, неглубокий. Подвес резиновый, ширина 20 мм. Колпачок вогнутый конический, гладкий полипропилен, диаметр 80 мм. 8 овальных отверстий 8 х 6 мм, самоклеящийся уплотнитель в комплекте.
Магнитопровод цельный, с проточкой в задней шайбе и вентиляционным отверстием в керне, с защитной сеткой
Магнит диаметром 120 мм
Корзина стальная штампованная, 6 фасонных спиц, дополнительные вентиляционные окна ниже центрирующей шайбы, антирезонансное покрытие
Контактная колодка под «лопаточки»
Звуковая катушка диаметром 1,5 дюйма, выводы пришиты к центрирующей шайбе
Центрирующая шайба текстильная с пропиткой, 5 регулярных гофров
Номинальный импеданс, Ом 4 Максимальная мощность Continuous/Peak (по данным изготовителя), Вт 150/300 Чувствительность, дБ/Вт (1 м) 86,4 Масса подвижной системы, г 93 Силовой фактор, Тл м 10,3
Параметры Тиля — Смолла
Заявка
Факт
Fs, Гц
33
36
Vas, л
39
39
Qts
0,51
0,57
Картина нелинейностей такая: на принятый у нас критический уровень 5% Hertz выходит на частоте 55 Гц, ниже искажения растут не чрезмерно быстро, однако содержание третьей гармоники довольно высоко, это означает, что за искажения отвечает главным образом подвес, ограничивающий ход диффузора на низких частотах. Изготовитель рекомендует два варианта акустического оформления: ЗЯ объёмом 15 л и ФИ объёмом 18 л с готовыми размерами порта (Ф65 мм х 155 мм), что означает настройку на 43 Гц. К ЗЯ вопросов нет, к ФИ — есть, настройка кажется высоковатой. При измерениях скорректировалась величина полной добротности, если следовать рекомендациям изготовителя, АЧХ пройдут на 1 — 1,5 дБ ниже. Мы советуем не жадничать, ЗЯ взять объёмом 20 л, а ФИ — и того больше, зато смотрите, какая красота выходит.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО КТО Hertz DS 250.3 ПОЧЁМ 3400 р ЭТО — ПЛЮС Неплохая чувствительность Довольно компактное оформление ЭТО — МИНУС Упрощённые соединители ОДНИМ СЛОВОМ… Недешёвая марка за недорого РЕЙТИНГ Конструкция и исполнение 7 Форма АЧХ в салоне 8 Реальная чувствительность 8 Искажения 7 Компактность оформления 8 ИТОГ 7,6
Источник: журнал Автозвук, 11/2012. Николай Нестеров