Начать, пожалуй, стоит с небольшого экскурса в историю советского мотостроения.
В конце 1920-х годов создаются опытные мотоциклы «ИЖ», в 30-е начинается мелкосерийное производство, и лишь в конце 40-х — начале 50х разворачивается действительно масштабное производство.
В 60-е выпускаются первые мотоциклы «ИЖ Юпитер» (двухцилиндровый двигатель) и «ИЖ Планета» (одноцилиндровый двигатель). На Заводе имени Дегтярева производят 175-кубовый «Ковровец», позже превратившийся в «Восход».
В СССР начинаются поставки мотоциклов «Jawa», которые считались лучшими, из доступных в СССР.
На этом чисто исторический экскурс скорее всего стоит закончить, выше перечисленные мотоциклы интересны коллекционерам, в хорошем состоянии они стоят довольно дорого.
1. Было бы нечестно не рассказать о мопеде «Карпаты»
Производился на Львовском моторном заводе, имеет 50-и кубовый двигатель, и, как следствие, на нем можно ездить не имея водительского удостоверения кат. А. Двигатель маломощный, по динамике и максимальной скорости значительно отстает от современных скутеров, но отлично подходит для детей и изучения технической стороны. Аналоги — «Верховина» и «Дельта».
2. Минск
Двигатель небольшого объема обеспечивает невысокую максимальную скорость, мотоцикл легкий, благодаря чему отлично подходит для обучения езде. Найти в хорошем состоянии довольно сложно.
3. Восход
Немного тяжелее и мощнее предыдущего варианта.
4. Иж Планета, Юпитер 4-5
Отличаются между собой двигателями (одно- и двухцилиндровые соответственно). Выпускалисть до 90х годов, как следствие можно найти в хорошем состоянии. Последние модели оборудовались водяной системой охлаждения и литыми дисками. Довольно активно ведутся споры «Планета или Юпитер», подробно изучить плюсы и минусы можно на мото-форумах.
5. Урал, Днепр
Тяжелый мотоцикл с четырехтактным двигателем, брать первым мотоциклом не рекомендуется. Уралы продолжают выпускать и сейчас, новый в зависимости от модели стоит 250-300 т.р.
6. Jawa
Существует несколько модификаций, которые можно приобрести на данный момент. Можно разделить на мотоциклы с 6В и 12В электрооборудованием. У 6В варианта менее мощный двигатель и слабый генератор, но, субъективно мотоциклы, оборудованные 6В оборудованием, красивее (на фото). Являются мотоциклами того же класса, что и «Юпитер», но приятнее в эксплуатации. З/Ч в случае необходимости найти трудно.
От себя хочу заметить, что были у меня и «Иж» и «Восход» с «Минском», до них разнообразные мопеды «Дельта», «Карпаты» и прочие. Но самым первым и любимым для меня на всегда останется велосипед с моторчиком «Газуля». Появился он у меня довольно-таки рано, в классе 3-4 ом.
Такой, как на фото:
Именно с такой сидушкой. Внутри ее импровизированный ящик под инструменты) Большой инструмент конечно не положишь, а вот для пары свечей и свечника место самое то!
Оборудовался сей агригат, таким вот моторчиком, в основном Д5 или Д6. С его починкой справлялся даже школьник) В качестве топлива использовался бензин марок А-66, А-72 и А-76 . Помню, что еще обязательно нужно было уметь приготовить правильную топливную смесь из бензина и моторного масла. Все по инстуркции, иначе не поедет 😉
Идеальное транспортное средства для лесной и ухабистой местности. На рыбалку там, до соседней деревни на дискач…)
А какие мопеды и мотоциклы были у Вас?
via
specnazspn.livejournal.com
back-in-ussr.com
Мало кто знает, но история создания мотоциклов началась совершенно случайно. Живший в конце девятнадцатого века на территории Германии инженер-изобретатель Готлиб Даймлер долгое время проводил у себя в мастерской, разрабатывая бензиновый двигатель. Ему удалось не только собрать работающий агрегат, но и сделать конструкцию, очень похожую на современную мототехнику. Мужчина вовсе не думал изобретать мотоцикл, а лишь хотел проверить работу двигателя. 29 августа 1985 года он выехал за пределы своего огромного двора на двухколёсном транспортном средстве, приводимом в действие при помощи бензинового силового агрегата. Именно этот день принято считать началом эры мотоциклостроения.
Отечественная история создания мотоциклов началась в 1913 году. Именно на заре двадцатого века были предприняты попытки организовать импорт деталей из Швейцарии, а также наладить сборку лёгких мотоциклов. Для этого были выделены производственные мощности на заводе «Дукс», располагавшемся в столице. Но из-за начавшейся Первой мировой войны пришлось остановить конвейер.
Первым несерийным мотоциклом, который собрали на территории СССР, считается модель, получившая название «Союз». Она была спроектирована благодаря энтузиазму целой группы московских инженеров, работавших под руководством П. Н. Львова. Модель получила довольно мощный одноцилиндровый четырёхтактный силовой агрегат, рабочий объём которого составлял 500 см3. Несмотря на то что разработка закончилась успехом, массовая сборка была невозможной, так как завод изменил профиль своей деятельности.
Уже через четыре года после того, как в Москве была собрана и испытана первая модель, история мотоциклов отечественного производства получила продолжение. В Ижевске было принято решение создать конструкторское бюро, главной задачей которого стало мотоциклостроение. Возглавил группу специалистов Пётр Можаров, который считался одним из талантливейших инженеров тех времён. Под его началом стартовали кропотливые конструкторские работы, а уже через несколько лет было создано целых пять моделей мотоциклов, которые успешно прошли все испытания и были готовы к серийному производству. Именно так начиналась история создания мотоцикла ИЖ.
История мотоциклов ИЖ началась с моделей, которые получили название ИЖ-1 и ИЖ-2. Они оснащались двухцилиндровым V-образным силовым агрегатом, объём которого составлял 1200 см3. При максимальных нагрузках этот двигатель способен выдавать 24 л. с., что по тем временам было неплохим результатом. Как только мотоциклы поступили в серийное производство, были сконструированы и испытаны следующие модели, такие как ИЖ-3, 4 и 5.
ИЖ-3 получил V-образный двухцилиндровый двигатель, объём которого был значительно меньше, чем у предшественников, и составлял 750 см3. Самым лёгким и бойким в линейке получился ИЖ-4, который имел в своём оснащении двухтактный мотор с одним цилиндром. ИЖ-5, получивший привлекательное название «Композиция», позаимствовал силовую установку у мотоцикла «Неандер», однако внешнего сходства с ним не имел.
Только имея готовый модельный ряд, руководство Советского Союза всерьёз задумалось над строительством завода, на котором будут собирать отечественные мотоциклы. На этот момент в стране существовало сразу несколько конструкторских бюро, которые располагались в Ленинграде, Ижевске, Харькове и Москве. После того как была собрана комиссия экспертов Президиума ВСНХ СССР и детально изучен этот вопрос, мотоциклетный завод решили построить в городе Ижевске.
В 1933 году с конвейера сошли первые мотоциклы, а конструкторы продолжали работать над новыми моделями. Однако из-за начавшейся войны все проекты пришлось заморозить. Конструкторы вернулись к своим обязанностям лишь в 1946 году, после чего было налажено серийное производство мотоциклов серий «Сатурн», «Орион», «Сириус», и «Сатурн».
В 1962 году началась история мотоцикла «ИЖ-Планета», который стал настоящей легендой отечественного мотоциклостроения. Старшее поколение, прожившее много лет в стране с социалистическим строем, наверняка помнит, как практически все парни мечтали иметь ИЖ-ПС («Планета Спорт»). Модели, представляющие эту линейку, нередко встречаются на городских дорогах и сегодня.
Минский мотоциклетно-велосипедный завод начал свою деятельность в послевоенный период, а именно в 1945 году. Запустить производственные мощности стало возможно благодаря импортному оборудованию, которое привезли с территории Германии, объявившей о своей капитуляции. Первые шесть лет выпускались исключительно велосипеды, а уже с 1951 года стартовала серийная сборка мотоциклов.
Первым байком, выехавшим с территории завода, был «Минск-М1А», который имел много общего со своими зарубежными аналогами. Например, передняя часть мотоцикла была очень похожа на немецкую модель DKW-RT125, которая получилась невероятно успешной. DKW-RT125 был настолько грамотно продуман, что разработкой немецких конструкторов заинтересовались не только в Советском Союзе, но и в таких странах, как Япония, США и Великобритания.
Время шло, и необходимо было менять внешний облик мотоциклов на более современный. Руководство страны поручило конструкторам завода поработать не только над экстерьером, но и увеличить долговечность конструкции. Стоит отметить, что заводчане подошли с полной ответственностью к выполнению задания, и в 1974 году, в канун Дня Конституции СССР, была представлена модель дорожного мотоцикла ММВ3-3.111. Однако история мотоциклов, собранных белорусскими специалистами, на этом не закончилась.
Симпатии советских граждан были отданы байку, получившему название М-106. Этот красавец имел комбинированную окраску в два цвета (вишнёвый и чёрный). Но главной особенностью стало то, что, несмотря на серьёзные отличия от своих предшественников, 84% деталей были взаимозаменяемыми. То есть при выходе из строя, например, поршневой группы, для ремонта можно использовать аналогичную деталь, снятую с другой модели мотоцикла «Минск».
История мотоциклов «Урал» берёт своё начало в предвоенные годы. Сразу несколько заводов, расположенных в Ленинграде, Харькове и Москве, получили задание от правительства: сделать отечественный аналог немецкого мотоцикла BMW R71. Для этого в Швеции были куплены пять единиц зарубежной техники, которые тайно перевезли в Советский Союз.
Работы над «клонированием» начались в 1941 году, и до начала боевых действий было создано три мотоцикла, которые поступили на службу в советскую армию. Конструкция оборудовалась противотанковой установкой «Конкурс-М». Однако из-за войны пришлось перенести производственные мощности на восток, в небольшой уральский город Ирбит. Именно здесь была налажена массовая сборка. Несмотря на непрекращающуюся работу, удовлетворить потребность армии в мототехнике так и не удалось. Для того чтобы выйти из трудного положения, государство было вынуждено закупать технику в США и Великобритании до окончания Второй мировой войны.
Невзирая на боевые действия, завод смог не только пережить колоссальные трудности, но и продолжил работать после капитуляции фашисткой Германии. Первый мотоцикл, получивший название «Урал», сошёл с конвейера в 1960 году. Это была модель М-61, которая на протяжении трёх лет собиралась на ИМЗ.
В истории мотоциклов «Урал» были не только чёрные полосы. После линейки М-61 появилась серия М-63. Она могла похвастаться байками, характеристики которых находились на уровне, а порой и превосходили своих лучших зарубежных аналогов. Наиболее успешными считаются «Стрела» и «Кросс-650».
Индекс «Урал» использовался до 1976 года. Именно в этот период появилась модель М 67-37, которая стала последней в линейке. ИМЗ работает и по сегодняшний день. Предприятие сделало серьёзный ребрендинг и собирает мотоциклы, способные конкурировать с любыми мировыми лидерами.
История мотоциклов «Восход» началась с 1965 года. Эти байки пришли на смену модели К-175, которая тоже собиралась на заводе им. Дегтярёва. Как и все остальные мотоциклы, «Восход» имеет сильные и слабые стороны. К последним можно с уверенностью отнести стоимость нового мотоцикла, а также простоту его конструкции. Он был более доступным для среднестатистических граждан, нежели ИЖ или «Ява», и не таким прихотливым в обслуживании.
«Восход», как правило, покупали малоопытные водители, которые слабо разбирались в технической части самого аппарата. Это объясняется тем, что в конструкции нет сложных узлов и агрегатов, а устранить поломку можно прямо на дороге, имея при себе минимум инструментов. Однако это вовсе не значит, что мотоцикл не нуждался в обслуживании. Чем больше внимания уделялось профилактике и смазке всех механизмов, тем реже были поломки.
В 1976 году в продаже появились мотоциклы «Восход-2М», которые являлись доработанной версией своего предшественника. Кардинальных изменений не было, однако двигатель лёгкого отечественного байка стал немного шустрее, головная оптика – более качественной. Подвеска получила усовершенствованные амортизаторы, а также полностью была заменена передняя вилка.
В 1954 году с конвейера сошёл «Восход 3М». Он отлично зарекомендовал себя и выпускался на протяжении восьми лет. 3М получил более качественную систему охлаждения, головную оптику со световым рассеивателем европейского класса. Изменениям подверглась и приборная панель, на которую выводились не только привычные индикаторы температуры, поворотов и спидометр, но и индикатор износа тормозных колодок.
Эти мотоциклы имеют довольно интересную историю и появились спонтанно. Основатель завода, которым был Ф. Янечек, занимался производством огнестрельного оружия и не собирался менять свой род деятельности. Однако вмешался случай. Постепенно количество заказов стало уменьшаться, продажа винтовок не приносила ожидаемой прибыли. Чтобы не стать банкротом, предприниматель принял решение модернизировать заводские мощности и перейти на выпуск мототехники. Он приобрёл патент на производство мотоциклов, которые ранее собирались фирмой «Вандерер». Получив добро на сборку тяжёлых мотоциклов, Янечек в 1929 году запустил конвейер, однако спрос на «Яву» 350 SV был невелик.
Сотрудничая с английским конструктором, чехословацкий предприниматель создал новую модель, которая поступила в продажу в 1932 году. Более лёгкие мотоциклы оснащались 250- и 350-кубовыми четырёхтактными двигателями, позволяющими развивать неплохую скорость. Продажи заметно поднялись и держались на высоком уровне до начала Второй мировой войны. Оккупировав Чехословакию, солдаты вермахта долгое время пытались создать собственный мотоцикл под маркой «Ява», а также ремонтировали на заводе военную мототехнику собственного производства.
Новая история мотоциклов «Ява» началась в 1945 году. В первое время завод выпускал довоенные модели, однако уже в 1946-м была представлена абсолютно новая «Ява 250». Мотоцикл привлёк внимание тем, что оснащался очень резвым двухтактным двигателем, а также коробкой передач с автоматическим выключением сцепления.
Знаменитая «Ява 350» увидела свет в 1948 году. Так как предприятие стало государственным и находилось под контролем Советского Союза, это позволило экспортировать мотоциклы за границу. Но главными потребителями оставались советские мотоциклисты, которым пришлось по душе чехословацкое качество.
В период с 1950 по 1970 гг. выпускались такие модели:
Несмотря на то что с развалом Советского Союза спрос резко упал, история мотоциклов «Ява» не закончилась. Предприятие по сей день занимается производством и сборкой мотоциклов. Последней моделью, которая была представлена чешскими конструкторами, является Jawa 250 Travel.
История мотоциклов «Днепр» началась в послевоенные годы. Практически сразу же после победы над фашистами власти Советского Союза приняли решение о переоборудовании Бронетанкового ремонтного завода. На его месте должен был появиться Киевский мотоциклетный завод.
Переоснащение заводских мощностей не заняло много времени, и уже в 1946 году был собран первый мотоцикл «К1Б Киевлянин». Конструкторы использовали в качестве прототипа опытную модель немецкого байка Wanderer. Этот 100-кубовый аппарат стоял на производстве до 1952 года.
После К1Б стартовала сборка мотоциклов «Днепр 11», которая имела в своей комплектации боковую коляску. Следующей моделью стал «Днепр 16», получивший дополнительный привод на колясочное колесо. Этот мотоцикл был представлен в двух вариациях – с коляской и без неё. Последний имел увеличенные колёса, а также место для крепления люльки.
Несмотря на то что конструкторы КМЗ так и не смогли создать надёжную модель тяжёлого мотоцикла, который бы не так часто ломался, им удалось завоевать сердца многих мотолюбителей. Сегодня можно встретить большое количество переделанных мотоциклов «Днепр», из которых народные умельцы собирают чопперы и прочие кастомные байки.
fb.ru
Советские мотоциклы уже несколько десятилетий являются частью нашей культуры. При упоминании вслух этого словосочетания в голову сразу приходят такие марки как Урал, Днепр, ИЖ или Минск. Успех, завоеванный на российском рынке обусловлен доступностью и универсальностью советских агрегатов. Любой мотоцикл можно было использовать как для простого передвижения по городским улицам, так и для сельскохозяйственных работ и объемных грузоперевозок.
История создания первых двухколесных аппаратов начинается еще в начале прошло века, когда российский инженер Лейтнер установил в 1902 году на обычный велосипед одноцилиндровый двигатель на 430 см.куб. Его мощность составляла всего 2 лошадиные силы и позволяла мопеду разгоняться до 30-35 км/ч. Предназначался он исключительно для поездок по городу.
Однако монархия не разглядела в этом изобретении ничего интересного и использовала в основном для развлечений. Поэтому позволить себе такой аппарат могли только высшие слои общества. Из-за ограниченного спроса промышленники не могли себе позволить производство двухколесной техники. Поэтому российский мотоциклетный парк был немногочисленным и состоял из иностранных байков.
Уже в 1913 году организацию производства хотели наладить, собирая агрегат из деталей, привезенных из других стран. Попытка увенчалась провалом, поскольку началась Первая Мировая война.
Спустя 10 лет инженер-изобретатель Львов разработал первый советский мотоцикл под названием «Союз». После чего с 1928 года на Ижевском заводе были сконструированы первые серийные мотоциклы ИЖ с 1 по 5 моделей.
Для 20-х годов агрегат был довольно хорошо спроектирован и был не хуже американских Харлеев. Тем не менее, до идеала было далеко. Одной из основных проблем аппарата являлась сложносконструированная вилка переднего колеса. Это мешало хорошей проходимости и достаточной мощности разогнать мотоцикл до скорости больше 60 км/ч. Разгоняя байк выше этого показателя, сразу чувствовалось сильное колебание и неестественные вибрации.
Мотор был очень неплохим. V-образный движок с поперечным расположением обладал объемом в 1200 см.куб. и мощностью в 25 лошадиных сил. При весе в 290 килограмм, агрегат устойчиво держался на дороге и с легкость передвигался по бездорожью.
Главные конструктор Можаров со своей командой после разработки линейки мотоциклов ИЖ, был переведен в Ленинград, где получил задание по созданию нового проекта. Уже с 1931 года на заводе «Красный Октябрь» начался серийный выпуск нового двухколесного аппарата Л-300. Собственно именно с него и началась история советских мотоциклов.
После удачных капиталовложений промышленные владельцы ижевского сталелитейного завода создают мотоциклетный завод. На нем выпускался все тот же Л-300, только марка носила название ИЖ-7. Трудно поверить, однако этот мотоцикл получил самые одобрительные отзывы от владельцев за все время. Некоторые хозяева утверждают, что их ИЖ-7 до сих пор находится в рабочем состоянии.
Во время Великой Отечественной войны активное производство мотоциклов было прекращено, и завод использовался для удовлетворения армейских целей. Так в 41-ом году было остановлено производство ИЖ-12, отличавшегося отличной ходовой частью и способного разгоняться до 105 км/ч. Все же производство полностью не было остановлено. В целях обеспечения армии транспортом, в том же году начал производится тяжелый М-72.
На него можно было установить пулемет или даже гранатомет. После войны эти байки активно использовались органами правопорядка.
Уже в более позднее время стали производится такие советские тяжелые мотоциклы как Урал и Днепр, быстро набравшие популярность. Они были отличными помощниками в работе. Отличная грузоподъемность агрегатов позволяла перевозить большие массы без потерь мощности. Кроме того, Урал являлся основным транспортом для милиции 60-х годов.
Большинство заводов того времени уже прекратило выпуск своих детищ. Однако запчасти на советские мотоциклы можно без труда найти и до сих пор.
Куда большее внимание привлекают агрегаты первых байкеров того времени. Так в 90-х годах стали появляться зарубежные аппараты, на которых рассекали по ночам мотолюбители. Тем не менее, истинные патриоты всегда придерживались родного производства. Так, при недостатке характеристик они самостоятельно производили тюнинг советских мотоциклов, заменяя детали и экспериментируя с внешним видом мотоциклов.
Сейчас ретро мотоциклы СССР можно увидеть как в музеях, так и на дорогах общего пользования. Они почти не растратили своей популярности и все также используются в сельском хозяйстве, а молодежь на них получает первый опыт вождения. Конечно, суровые условия использования тех времен не позволяют найти агрегат в отличном состоянии, да и техническая часть российского производства всегда оставляла желать лучшего. Однако советские мотоциклы все еще на ходу и даже выглядят вполне сносно.
В целом мотоциклы СССР ничуть не уступают, а во много даже превосходят зарубежных производителей. Проходимостью Днепра или Урала может похвастаться далеко не каждая иномарка. Более того, запчасти на мотоциклы всегда легко найти и произвести ремонт самостоятельно.
Для многих людей советские агрегаты всегда будут более востребованными, чем другие. Ведь на них мы не только работали и ездили на отдых, но и побеждали в войнах. Сейчас существует множество коллекционеров, собирающих самые редкие модели мотоциклов. Производя их реставрацию, они добиваются максимальной приближенности к оригиналу. Вы наверняка ни один раз видели очень старенький байк с превосходным внешним видом. Поездка на таком агрегате по России вызывает у посвященных людей не только восхищение к аппарату, но и уважение к его владельцу.
motoholder.ru
Сила инерции, сообщенная промышленности во время индустриализации и в послевоенные годы, была велика. В середине 60-х годов мотопром, пожалуй, достиг наивысшего расцвета, продлившегося еще около 10 лет до середины 70-х.
В 60-е же правительством СССР были сделаны шаги, которые потом приведут к торможению и упадку производственной сферы. Косыгинская реформа, нацеленная на повышение эффективности заводов, вместо этого начала потихоньку убивать производство. Постепенная «реставрация» капитализма как экономической системы, ошибки в планировании импорта техники в итоге приведут к печальным результатам. И добьют отечественное мотоциклостроение перестройка и «невидимая рука рынка» 90-х…
Но пока на дворе 60-е, и СССР является, пожалуй, одной из самых «мотоциклетных» стран мира.Активно продолжает выпускаться техника с «военной» родословной. В прошлой части я незаслуженно обошел стороной мотоциклы Киевского мотоциклетного завода («Днепр»). В 40-х завод выпускал легкие мотоциклы серии К1, в начале 50-х начинается производство ирбитской модели М-72. Дальнейшем развитием этого мотоцикла стали модели К-750 и К-650.
В 1971 году в серию выходит одна из самых интересных моделей Днепра — МТ-9. Она имела верхнеклапанный оппозитный двигатель и коробку передач с передачей заднего хода и механизмом автоматического выключения сцепления при переключении передач, что для тяжелого мотоцикла, например, в условиях бездорожья являлось очевидным плюсом.
Днепр МТ-9 с баком позднего образца:
Дальнейшая история Киевского мотоциклетного завода и мотоцикла Днепр сильно напоминает историю Ирбитского завода и Урала. Из одной и той же модели пытались выжать максимум характеристик при минимуме капиталовложений в новое производство. Это, кстати, и было проявлением попытки «повысить эффективность заводов». Так, в 1979 году был выпущен миллионный мотоцикл семейства Днепр, но при этом его конструкция была откровенно устаревшей, внешне отличить его от родоначальника семейства неопытным взглядом было достаточно сложно. Да, это были хорошие и крепкие машины, но для конца 70 -х — начала 80-х это было серьезным технологическим отставанием. На фото Днепр 11:
Ирбитский мотоциклетный завод мало отличался в этом от Киевского. С 1961 по 1965 гг. на ИМЗ выпускали М-62, а с 1963 по 1971 год там выпускалась модель М-63 (она же Урал-2), которые не сильно отличались по конструкции от более ранней М-72. На смену им пришла модель Урал М-67-36 (на фото):
На примере этих двух моделей можно увидеть, что ставка на «эффективность» производства при отсутствии финансирования на развитие себя не оправдала. Но не только это было причиной, подкосившей мотопромышленность СССР. С 60-х годов происходила постепенная деградация коммунистической идеологии, все чаще начинала звучать мысль, что главное — это не построить общество со справедливым устройством, а дать каждому по квартире-машине. Безусловно, вопрос обеспечением жильем и транспортом — важный, но сама постановка вопроса меняла сознание людей. Человеку, и так по природе своей склонному к конкуренции, предлагалось мериться с другими принадлежащими ему материальными благами. Так, например, мотоцикл стал ассоциироваться с транспортным средством для подростков или колхозников. А настоящий успешный мужчина должен был, конечно же, приобрести автомобиль. Популярность мотоциклов неуклонно падала.
Были, правда, и очень удачные попытки соответствовать «духу времени». В случае с Иж Планета Спорт эта попытка увенчалась однозначным успехом:
В отличие от всех более ранних мотоциклов, которые создавались по образу немецких моделей, Планета Спорт явно пытался быть похожим на японских мотоциклы 60-70х.
Благодаря высокому качеству изготовления, ИЖ Планета Спорт активно продавался на экспортных рынках, например, в Великобритании, Нидерландах и Финляндии. Советские байкеры разгонялись на них до 140 км/ч, что было по-настоящему высокой скоростью для дорожных мотоциклов в те времена. Модель выпускалась с 1973 по 1984 год.
Вообще, Ижевский мотозавод подавал большие надежды. В начале 80-х годов завершилось строительство нового комплекса по производству мотоциклов. Высокоавтоматизированный, оснащённый подвесными сборочными конвейерами, он был рассчитан на выпуск 450 тысяч мотоциклов в год. В 1981 году в новом комплексе началось производство мотоциклов «Иж Юпитер-4». А в 1982 году появилась «Иж Планета-4» с новым 12-вольтовым электрооборудованием.
С 1985 года началось производство мотоцикла «Иж Юпитер-5» с двигателем, мощность которого была снижена с 28 до 24 л.с. Появилась кнопка «аварийного запуска». «Иж Планета-5», выпущенная в 1987 году получила значительно обновлённый двигатель мощностью 22 л.с. и новую внешность: бензобак, облицовки и приборный щиток. Вскоре подобным образом изменился и «Юпитер». В этот же период, на основе японского двигателя ХТ-550, были спроектированы и изготовлены опытные образцы перспективных мотоциклов «Орион», «Марафон» и «Спринтер». По своему дизайну и характеристикам это были очень современные и смелые модели.
Иж Спринтер:
Таким образом, к моменту перестройки не все мотозаводы испытывали трудности. Велись разговоры и о модернизации, закладывались новые производственные корпуса. Но картина начала резко ухудшаться с началом «перестройки».
Ижевский мотозавод с конца 80-х до середины 90-х разрабатывал, в основном, дополнительное оборудование для уже существующих моделей (например, прицепы коммерческого назначения) и вносил незначительные изменения в конструкцию. Лишь к концу 90-х появляется принципиально новая модель в стиле «чоппер» — Иж Юнкер:
Но мотоцикл к тому времени уже окончательно превратился из транспортного средства скорее в дорогую игрушку. Юнкер же в глазах потребителя статусной вещью быть никак не мог, поэтому спрос на него был невелик.
В итоге, связи с большими долгами, завод ИЖмото в 2008 году был законсервирован на неопределённый срок, а большая часть оборудования была распродана. Что ждет завод в дальнейшем неизвестно.
Печальная судьба ждала и Ирбитский мотоциклетный завод. В 1992 г. завод акционировался, сменив название ИМЗ на ОАО «Уралмото». 40% акций остались за управляющими и рабочими завода, 38% акций находились в виде приватизационных ваучеров, а 22% остались под управлением государства. С этого времени завод постоянно менял своё название, банкротился несколько раз и сокращал численность рабочих мест.
В конце 90-х завод делает почти синхронную с ИЖмото попытку выпустить мотоцикл в стиле чоппер. В 1998 году на свет появляется Урал Волк, который выпускался до 2011 года:
Правда, в отличие от ИЖмото, производство на Ирбитском заводе еще работает. С начала нулевых завод выпускает модернизированные версии классического Урала, которые смогли приобрести некоторый успех за рубежом в среде любителей приключений, охоты, рыбалки и просто любителей экзотики. Но объем выпуска такой, что современный Урал является в буквальном смысле штучным товаром — в среднем, в год реализуется около 1000 мотоциклов.
Американский актер Брэд Питт с сыном на Урале:
Мотоциклы Восход Ковровского завода не пережили перестройки.
Киевский мотоциклетный завод с середины 90-х испытал на себе сдачу в аренду и продажу простаивающих корпусов, с 2006 году основным направлением деятельности предприятия являлось производство запчастей для ранее выпущенных мотоциклов. Начавшийся в 2008 году экономический кризис и вступление Украины в ВТО в мае 2008 года осложнили положение завода. В августе 2012 года Фонд государственного имущества Украины продал 90,8% акций завода при условии сохранения основных видов деятельности завода. Однако производственную деятельность завод не возобновил.
Последняя серийная модель КМЗ — Днепр Соло:
Гораздо легче перечислить марки мотоциклов, которые сумели пережить развал Союза, 90-е и функционируют до сих пор. Таких заводов, кроме Ирбитского, по сути только один — белорусский Минск, который относительно недавно пережил ребрендинг: марка стала называться M1NSK. Ассортимент Минских мотоциклов тоже претерпел сильные изменения. Если быть точным, то сейчас M1NSK – это китайские мотоциклы Zongshen, собранные в Республике Беларусь и имеющие иную эмблему. Но при всех «но» надо отдать должное Минскому заводу — ведь он до сих пор жив.
M1NSK TRX 300i:
В Российской Федерации также пошли подобным путем. Примером могут служить две новообразованные марки мотоциклов — Baltmotors и Stels. Эти марки также выпускают мотоциклы из китайских комплектующих.
Baltmotors Classic 200:
Stels 200 Delta:
Что хочется сказать в заключение: пациент, скорее жив, чем мертв. Но жизнедеятельность эта пока сильно напоминает кому. И очень хочется верить, что есть еще шанс из этой комы выйти. Осталось только осознать, что «невидимая рука рынка» в этом не поможет (скорее, добьет окончательно), что без поддержки на государственном уровне промышленности, популяризации мотоспорта, регулярной работы по повышению культуры вождения здесь не обойтись.
cont.ws
Сегодня можно наблюдать тенденцию, что все больше и больше людей пересаживаются на мотоциклы, ведь мотоцикл это не только средство передвижения, заменяющее скучный и душный автомобиль, но и романтика путешествий, братство, целая идеология…
Каждый желающий может выбрать себе двухколесного друга по душе, от гулко рычащего чоппера, до сверхскоростного спортивного болида, но в свете всего этого оказался забытым целый класс мотоциклов, те мотоциклы, на которых ездили наши отцы и деды.
А ведь до сих пор есть любители, которым нравится старая техника, множество людей начинало ездить именно на этих мотоциклах. Возможно и Вы хотите приобщится к мото-культуре, но не знаете как, тогда эта статья для вас.
Начать, пожалуй, стоит с небольшого экскурса в историю советского мотостроения. В конце 1920-х годов создаются опытные мотоциклы «ИЖ», в 30-е начинается мелкосерийное производство, и лишь в конце 40-х — начале 50х разворачивается действительно масштабное производство.
В 60-е выпускаются первые мотоциклы «ИЖ Юпитер» (двухцилиндровый двигатель) и «ИЖ Планета» (одноцилиндровый двигатель). На Заводе имени Дегтярева производят 175-кубовый «Ковровец», позже превратившийся в «Восход».
В СССР начинаются поставки мотоциклов «Jawa», которые считались лучшими, из доступных в СССР.
На этом чисто исторический экскурс скорее всего стоит закончить, выше перечисленные мотоциклы интересны коллекционерам, в хорошем состоянии они стоят довольно дорого, и как первый мотоцикл их рассматривать не стоит.
Итак, что же можно приобрести
1. Несмотря на то что статья о мотоциклах, было бы нечестно не рассказать о мопеде «Карпаты»
Производился на Львовском моторном заводе, имеет 50-и кубовый двигатель, и, как следствие, на нем можно ездить не имея водительского удостоверения кат. А. Двигатель маломощный, по динамике и максимальной скорости значительно отстает от современных скутеров, но отлично подходит для детей и изучения технической стороны. Аналоги — «Верховина» и «Дельта». Ориентировочная цена за мопед в хорошем состоянии — 3 т.р.
2. Минск
Двигатель небольшого объема обеспечивает невысокую максимальную скорость, мотоцикл легкий, благодаря чему отлично подходит для обучения езде. Найти в хорошем состоянии довольно сложно. Цена около 4-5 т.р.
3. Восход
Немного тяжелее и мощнее предыдущего варианта, цена примерно такая же.
4. Иж Планета, Юпитер 4-5
Отличаются между собой двигателями (одно- и двухцилиндровые соответственно). Выпускалисть до 90х годов, как следствие можно найти в хорошем состоянии. Цена за хороший мотоцикл обычно на уровне 10-15 тысяч, встречаются цены до 25 т.р. Последние модели оборудовались водяной системой охлаждения и литыми дисками. Довольно активно ведутся споры «Планета или Юпитер», подробно изучить плюсы и минусы можно на мото-форумах, от себя порекомендую «Юпитер».
5. Урал, Днепр
Тяжелый мотоцикл с четырехтактным двигателем, брать первым мотоциклом не рекомендуется. Цена хорошего мотоцикла варьируется от 5 до 20 т.р. в зависимости от года выпуска. Уралы продолжают выпускать и сейчас, новый в зависимости от модели стоит 250-300 т.р.
6. Jawa
Существует несколько модификаций, которые можно приобрести на данный момент. Можно разделить на мотоциклы с 6В и 12В электрооборудованием. У 6В варианта менее мощный двигатель и слабый генератор, но, субъективно мотоциклы, оборудованные 6В оборудованием, красивее (на фото). Являются мотоциклами того же класса, что и «Юпитер», но приятнее в эксплуатации. З/Ч в случае необходимости найти трудно. Цена за хорошее состояние колеблется между 15-25 т.р., после реставрации от 40 т.р.
Не важно, что именно из этой техники выберете Вы, главное, что где-то будет спасен из сырого сарая от рук самоделкина, запасшегося наклейками «SPARCO», мотоцикл, который еще может ездить и радовать хозяина. Удачи Вам на дорогах! Похожие материалы:
www.softmixer.com