8-900-374-94-44
[email protected]
Slide Image
Меню

Сабвуфер 10 дюймов hertz – Сабвуфер 10» Hertz Energy ES 250D.5

Доступные 10-дюймовые сабвуферы | журнал АвтоЗвук

Если вы заметили, драгоценные наши читатели, 10 дюймов — это у нас любимый калибр сабвуферов. Не за круглое значение в десятичной системе. По иной причине.

Hertz DS 25.3 || Rockford Fosgate R2SD4-10 || Kicker ES 10D4 || Polk Audio DB1040DVC || JL Audio 10WXv2-4 || MB Quart RLP 254 || Phoenix Gold RX 110d || Soundstream P.104 || Auditor RIP-250P || Airtone SWK-1024 || Ground Zero GZRW 10XD-AL || Coral HDS810

С ними, 10-дюймовыми, интересно, и не только правоверным аудиофилам и увлечённым автозвуковым спортсменам. В области науки о громкоговорителях простое масштабирование не работает, изменение диаметра диффузора на 20%, как происходит при переходе от 12-ти к 10-дюймовому калибру, явным образом меняет повадки динамика. Сегодня у нас собрались безусловно доступные сабвуферы, за самый дорогой из них можно заплатить одной купюрой, обязательной к приёму на территории Российской Федерации, самого недорогого, если поторговаться, за такую же купюру можно взять два. Характеристики же динамиков, в отличие, заметим, от участников аналогичного недавнего теста, но относящегося к дорогим моделям, оказались на удивление схожими между собой. Так, резонансная частота норовила оставаться вблизи 35 Гц, не без исключений, разумеется, большинство динамиков продемонстрировало в той или иной степени повышенную добротность. Здесь исключения тоже были, одно или два — даже ярко выраженных, но ведь это одно-два из двенадцати, поделите, если не лень.

Но главное не в этом, и именно потому для сегодняшнего теста был выбран такой заголовок. 10-дюймовые сабвуферы — идеальный инструмент для создания в машине правильного, корректного, музыкального баса. Так у них складываются параметры, это было подтверждено столько раз, что и повторять неловко, не то что искать дополнительные доказательства. А наиболее правильный (корректный и т.д.) бас достигается при работе динамика в закрытом ящике. Поэтому лейтмотивом теста, помимо прямой задачи — сопоставления достоинств и недостатков дюжины сравнимых по всем показателям моделей, стала демонстрация «правила десятки» (копирайт отмечаем, но не ставим под защиту закона).

Правило простое: если вы почему-либо выбрали для своего проекта сабвуферную головку этого калибра, в ту же минуту забудьте слово «фазоинвертор». Хотя бы на время, достаточное для того, чтобы пройтись по этому тесту внимательным взором и убедиться: большинство участников в компактных или очень компактных закрытых корпусах показывают идеальную АЧХ. Идеальной АЧХ применительно к этому калибру (не только к этому, но к этому — в намного большей степени, чем, скажем, к «пятнашкам», приобретаемым и устанавливаемым с несколько другими планами и жизненными ориентирами), мы считаем ровную и горизонтальную с учётом акустической функции салона. АЧХ в фазоинверторе по определению такой не будет, а раз так — оставим её для других калибров. Кроме того, как вы тоже сможете заметить, учиняя с участием «десятки» фазоинвертор, вы либо лишитесь одного из немаловажных достоинств этого калибра — компактности оформления, либо (реже) по полной огребёте технических проблем, связанных с расположением длинного тоннеля в небольшом ящике. Напомним забывчивым: при одной и той же частоте настройки тоннель должен быть тем длиннее, чем меньше объём корпуса. Несправедливо, знаю, но такова жизнь и её важная часть — физика.

Производители, приводя свои рекомендации по акустическому оформлению, дают цифры для ФИ в большинстве случаев. И часто разумнейшие рекомендации, касающиеся ЗЯ, сопровождаются чем-то чудовищным, когда речь заходит о ФИ. Заметим, свои рекомендации производители основывают на ими самими же заявленных параметрах, наше дело — нарисовать по приведённым данным и зарыдать. Особенно часто это случается с американскими производителями, ведь известно: герб США — орёл, держащий в одной лапе пучок стрел, а в другой — АЧХ фазоинвертора, настроенного на 50 — 60 Гц, что опаснее для жизни — ещё надо посмотреть.

По данным собственных измерений и следуя своим приоритетам, мы ФИ в этом тесте старались особо навязчиво не предлагать, но данные оформления и АЧХ приводили несколько раз, для иллюстрации того, что теряется и что приобретается. Исключение — ФИ, приспособленный для музыки в лучшем смысле слова, было примерно одно.

Оценивая АЧХ участников более тонко, чем «ровная-горбатая», мы принимали во внимание ещё одну особенность, которую можно обратить на большую для себя пользу. При определённом сочетании параметров у «десяток», встречающихся чаще, чем у других головок, АЧХ с учётом влияния салона может иметь равномерное по сабвуферному диапазону акустическое усиление. Оно в реальной жизни сложится с чувствительностью собственно динамика и, даже будучи умеренным (скажем, 3 дБ), станет равносильным удвоению подведённой к сабвуферу мощности, со всеми вытекающими в смысле динамического диапазона последствиями. Именно такие головки получали у нас наиболее высокие оценки в графе АЧХ в салоне.

В заключение — замечание, касающееся представления результатов измерения нелинейных искажений. Один читатель отметил, что их можно представить проще и нагляднее не в ущерб информативности, если убрать с поля графика кривую звукового давления, а оставить только кривую, соответствующую уровню нелинейных искажений 5%, принятому у нас за порог начала беспокойства. Мы попробовали — действительно, поле графика стало использоваться более эффективно. Надеюсь, оцените.

 

Победителями себя показали представитель одного из самых старых (в смысле — заслуженных) и одного из самых новых брендов сабвуферного мира: Kicker и Airtone. Здесь, однако, надо отметить, что некоторые численно одинаковые оценки два чемпиона заработали по-разному. Высокий балл за компактность оформления у «Кикера» включает в себя поощрение за возможность работы free air, у всех остальных участников эта возможность либо условна, либо отсутствует. Airtone же просто работает в корпусе фантастически (правда-правда) малого объёма, причём это его свойство, судя по документации, хорошо изучено (а значит — изначально задумано) и производителями, респект, однозначно. В число «Фаворитов» попали Rockford Fosgate — очень удачная реализация плоского сабвуфера, Auditor и Ground Zero. У каждого есть свои сильные стороны и свои особенности. «Рекомендации» мы даём ещё двум участникам: Phoenix Gold, единственной претензией к которому была невысокая чувствительность, а в число достоинств, помимо прочего, вошли исключительно низкие искажения; и итальянский Coral, его линейность в восторг не привела, но этот сабвуфер оказался очень всеядным в отношении акустического оформления и открывает широкие возможности для установщика с фантазией.


www.xn--80aeatqv1al.xn--p1ai

Сабвуфер 10” Hertz ES 250D

Hertz ES 250D

Автозвук №10 2006 года. Одноклассники. Сабвуфер 10”.

Головки с двухсекционными звуковыми катушками разместились компактной группой в завершающей части теста. Правда, в отличие от предыдущего участника у сабвуфера Hertz каждая секция по 4 Ом. Диффузор в соответствии с традициями выполнен из целлюлозы и покрыт снаружи органическим водозащитным слоем. Также в соответствии с традицией диф-фузородержатель безукоризненно заглушён. Шайба магнитной системы, как всегда, плоская — кажется, инженеры Hertz не видят необходимости жертвовать полезным магнитным потоком ради экономии длины керна. Диаметр выпуклого центрального колпачка 99 мм. Ширина подвеса около 20 мм — у конгруэнтного подвеса трудно точно определить, где кончается подвес и начинается диффузор. На внешний обод корпуса надето резиновое кольцо С-образного сечения (этот элемент конструкции нам встретился уже у семи участников). Магнит габаритами 121 х 25 мм помещён в чехол фирменного цвета революций XXI века. Диаметр осевого отверстия — те же 20 мм. Для подключения акустического провода надлежит использовать клеммы-» лопаточки». Провода к секциям звуковой катушки проложены тоже по первому способу и так же прошиты в конус дважды.


Hertz ES 250D

Номинальный импеданс, Ом

4 + 4

Пиковая/непрерывная музыкальная мощность

(по данным изготовителя), Вт

500/250

Опорная чувствительность, дБ/Вт (1 м)

85,0

Максимальная чувствительность в салоне (ФИ), дБ/Вт

90

Неравномерность АЧХ (ЗЯ, 25 – 100 Гц), дБ

1,9

Средний к.н.и., (96 дБ, 50 – 125 Гц), %

1,76

Параметры Тиля – Смолла

Заявка

Факт

Fs, Гц

31,0

29,0

Vas, л

43,42

48,4

Qts

0,48

0,488

По факту у сабвуфера Hertz оказался второй по величине эквивалентный объём Vas, но отнести его к категории «тонких» мешает не самая лёгкая подвижная система (100 г), которая: лишь чуть легче среднего значения. При параллельном включении секций измеренное значение силового фактора составило 7,7 Тл м, что эквивалентно 10,9 Тл для 4-омной головки. И то, и другое значение, прямо скажем, не потрясает. Отсюда и относительно не высокая опорная чувствительность. Нелинейные искажения низкие — конструкторы фирмы своё дело знают, в чём у нас было достаточно возможностей убедиться.

Чётко и ясно: закрытый ящик на 23 л, фазик — 30 л с настройкой на 30 Гц, пифагорейская красота есть и здесь. Правда, по нашим расчётам, приведенные размеры тоннеля (62 х 220 мм) настроят этот объём на 32 Гц, но мы проверили: АЧХ изменится незначительно, а она именно та, что надо в этом оформлении. А уж в ЗЯ — тем более. Измеренные значения параметров очень близки к прочитанным, поэтому обе рекомендации итальянцев сохраняют свою ценность. От себя присовокупим: ценой некоторых жертв чувствительности ЗЯ можно утрамбовать до 16 л, а очень широкополосный ФИ реализуется в очередном гармоничном сочетании 28 л, 28 Гц. Тоннель, если уж придерживаться выбранного изготовителем диаметра, надо брать 38 см длиной.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

КТО

Hertz ES 250D

ПОЧЕМ

$100

Низкие нелинейные искажения

Относительно невысокая чувствительность

ОДНИМ СЛОВОМ

Профессиональный продукт за любительскую цену


РЕЙТИНГ

Конструкция и исполнение

8

Форма АЧХ в салоне

9

Реальная чувствительность

8

Искажения

9

Компактность оформления

8

Итого

42

|llll|llll|llll|llll|llll|llll|llll|llll|llll|llll|

www.12v-club.ru

сабвуферы калибра 10 дюймов от 5000 рублей

Как устроены свободные выборы? Это если кто успел забыть. Для начала нужны вменяемые кандидаты. Согласен, уже одно это может стать проблемой…

Hertz ES F25.5 | Cadence S2W10-D4 | Polk Audio MM 1040 DVC | Alpine SWR-10D4 | Gladen SQX 10 | Crescendo Etude2.10 | Memphis Car Audio 15-M510D2 | Morel Ultimo SC104 | Kicker CVX 104 | CDT QES-1020

Участники этого теста — сабвуферы «аудиофильского», десятидюймового калибра и не совсем бюджетной (то есть тоже в каком-то смысле аудиофильской) цены вменяемы, ответственны и квалифицированы безоговорочно, одной проблемой у нас меньше. Каждый из претендентов на место в багажнике пришёл со своей программой, в нашем случае — набором параметров и характеристик. Большинство участвующих в выборах предъявили солидные рекомендации. Хотя, надо отметить, не все. Это была аллегория в смысле рекомендаций изготовителей по акустическому оформлению.

Теперь оставим аллегории. Ну хорошо, в последний раз… Что показало изучение предвыборных программ участников? Обещания у всех были сходными и единственно возможными: ровная АЧХ, желательно высокая реальная, то есть определяемая с учётом акустического оформления и влияния салона, чувствительность, само же оформление — компактное. Опять же — желательно.

А вот средства, которыми этого предполагали достичь изготовители сабвуферов, оказались очень разными. Вот пример: совершенно понятная и однозначная, в отличие от некоторых других, характеристика динамика — масса подвижной системы. У одного из участников теста она составила 66 г, у другого — больше 200. Это — втрое. Другая характеристика, прямо входящая в «короткий список» параметров Тиля — Смолла, эквивалентный объём, грубо говоря — жёсткость подвеса. Зафиксированный по десяти тестируемым минимум — 12 л, максимум — 55. Это — больше, чем вчетверо.

Рекомендованные объёмы оформления: от 7 л у одного (семи, семи, это не опечатка) до 85 у другого. Это, если кто не заметил, в двенадцать раз, даже с копейками. Ну хорошо, примем даже, что рекомендации не всегда оказываются солидными, мы всё равно всегда делаем свои, и очень часто рекомендуемые нами объёмы выходят меньшими. Это не из жадности или популизма, излишний объём фазоинверторного оформления всегда означает горб на АЧХ («бум-бум» в терминологии слуховой экспертизы). Чрезмерный объём ЗЯ — это рост амплитуды колебаний диффузора на самых низких частотах и стремительный рост нелинейных искажений (в уже использованной терминологии — «хррр-хррр». Вам это надо? Нам — нет). Однако и по нашим рекомендациям минимум объёма оформления оказался 10 л, максимум — 30.

В некоторых же других, не менее важных отношениях участники этого теста проявили удивительную солидарность, например: все десятидюймовые головки повышенного класса способны обеспечить в салоне идеальную или почти идеальную АЧХ в закрытом ящике, а также хорошую или очень хорошую — в ФИ. На другие калибры, замечу, это распространяется с большими оговорками.

При определении реальной чувствительности половина участников, показав до этого совершенно разную опорную, то есть — присущую собственно динамику, без учёта салона или типа оформления, чувствительность, в оптимальном фазоинверторе, как сговорившись, вышли на отметку 92 дБ/Вт. Кстати, в этом тесте мы приводим реальную чувствительность в двух типах оформления — ЗЯ и ФИ, поскольку ничего навязывать не вправе.

Особого внимания заслуживают, на наш взгляд, результаты измерений нелинейных искажений, вносимых динамиком при фиксированной величине создаваемого звукового давления в зависимости от частоты. На круг сегодняшние герои более линейны, чем их бюджетные предшественники из декабрьского номера, что неудивительно, но подробностей здесь хватает, постарайтесь их правильно осмыслить. То, что искажения растут по мере снижения частоты — известно давно. Однако растут они по-разному: позже или раньше, быстрее или медленнее, в спектре их может доминировать «нестрашная» на слух вторая гармоника или более неприятная третья.

Кроме того, очень полезно обратить внимание на поведение кривых гармоник в области среднего баса, ближе к предполагаемой частоте раздела «фронт — сабвуфер». Почему? Там они вроде бы не катастрофически высоки? А вот почему: именно гармонические составляющие этих частот (скажем, 60 — 80 Гц) попадают за пределы сабвуферного диапазона: вторая гармоника 70 Гц — это 140, третья — вообще 210, что уже давно рабочий диапазон фронта, а генерируются эти составляющие сабвуфером, то есть сзади. Многие проблемы с локализацией баса в своей основе имеют именно этот феномен, потому и не устраняются никакими плясками с задержками и фазами. Впрочем, замечу повторно: у сегодняшних испытуемых ситуация с нелинейностями более чем благоприятная.

Это, а равно и упомянутые ранее обстоятельства солидарной деятельности продвинутых «десяток» впоследствии (через десяток с чем-то страниц) сильно затруднит подведение итогов теста. Но здесь участники сами виноваты: все пришли подготовленными, с продуманными программами, боксёров и шансонеток у нас сегодня не будет…

 

МЁД & ДЁГОТЬ

Итоги состязания братьев-сабвуферов подводить в этот раз оказалось непросто. Впрочем, зачем из вас выбивать слезу, давайте к делу. Все, подчеркну, все участники оказались исключительно удачными, «пробоев подвески» не возникло ни разу, да вы и по оценкам можете об этом судить. Поэтому «по жизни» выбор любого из них для вашего проекта будет оправдан, иное дело, что частные показатели у них разные, как и ваши личные приоритеты или ограничения, здесь уж выбор никак не за нами. Однако формат есть формат, поэтому лучших из безусловно отличных надо всё же обозначить. Сразу трое предъявили комиссии по раздаче наград самые высокие суммарные оценки: Polk, Alpine и Crescendo. После непростых дебатов решено было, что звания «Лидера» из них в наибольшей степени заслуживает Alpine, в том числе — за отменные показатели линейности, получившиеся далеко не случайно. Очень понравился Polk: невеликие (совсем) объёмы потребного оформления в нём сочетаются и с компактностью собственной конструкции, единственное, пожалуй, в чём он показал себя не на пятёрку — реальная чувствительность в салоне. «Фаворит» — то минимальное, чего заслуживает эта головка. У неё, кстати, и цена одна из самых приятных глазу в этом тесте. Дебютант индонезийских кровей Crescendo тоже проявил себя уверенно, оформление у него не фантастически компактное, как у некоторых, а всего лишь очень компактное. И ему достаётся наша безусловная «Рекомендация».

Ещё троих участников мы отметим рекомендациями особыми, специфическими. Hertz продемонстрировал отменную реальную чувствительность в салоне, и вообще сторонники классической школы «тонких» сабвуферов именно в нём найдут своё счастье. Memphis — это что-то феноменальное в смысле потребных объёмов. И наконец, ничто в облике Cadence не предвещало возможности устанавливать его в акустический экран, на деле же оказалось, что эта возможность есть, а результат — великолепен.


www.xn--80aeatqv1al.xn--p1ai

Хроники Магнитолы — Мультитест. Сабвуфер 10″ Hertz HX250

Сабвуфер выпущен итальянской компанией, которая сравнительно недавно освоила выпуск низкочастотных динамиков, но уже успела обрести популярность и уважение в этой сфере.

“HX250” – представитель обновленной серии “Hi-Energy”, в которой итальянские специалисты воплотили ряд интересных технических решений. Первое, что стоит упомянуть, — по сравнению с предшественниками новые сабвуферы стали намного более длинноходными: разработчики увеличили амплитуду смещения диффузора за счет вытянутого полюсного фланца, более широкого подвеса из резины и новой центрирующей шайбы. Серьезные изменения коснулись и самого конуса. У “HX250” он сделан по принципу сэндвича – на основу из непрессованной целлюлозы нанесено покрытие из карбоновых волокон. Диффузородержатель сабвуфера, покрытый антирезонансным составом, отлит из алюминия и имеет характерный для итальянских динамиков каркас, состоящий из четырех широких стоек с прорезью в центре и боковыми ребрами жесткости. В нижней части корзины разработчики предусмотрели несколько небольших отверстий, которые отводят избыток тепла от звуковой катушки, помогая в этом деле осевому отверстию (с экспоненциальным сечением) в магнитной системе.

Корпус для сабвуфера “Hertz” может быть закрытым или фазоинверторным (ФК), в обоих случаях АЧХ получается очень привлекательной. Первый вариант потребует меньше 30 л объема (закрытый корпус меньших габаритов делать нет резона – максимум отдачи сместится в среднебасовую область), второй – 23 л. Порт фазоинвертора можно сделать компактным: Æ7х23 см.

Сабвуфер воспроизводит сочный, мягкий и телесный бас с хорошей глубиной и плотностью. Его звучание обладает редкими в данном мультитесте универсальностью и натуральностью, благодаря чему практически любые музыкальные композиции воспроизводятся на высоком уровне с должной достоверностью. Небольшие замечания может вызвать разве что передача акустических записей – динамик немного упрощает фактуру инструментов, пряча от слушателя некоторые ноты, а в определенных фрагментах сглаживая басовый рельеф.

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

Мощность (номин./макс.)                     450 / 900 Вт

Уровень чувствительности                   93 дБ/Вт /м

Электрическое сопротивление  4 Ом

Диффузородержатель                          алюминиевый, литой

Диффузор                                            из непрессованной целлюлозы и карбоновых волокон

Подвес                                                резиновый

Магнит                                                ферритовый, сдвоенный

Установочная глубина                         133 мм

Параметры Тиле-Смолла:

резонансная частота (Fs)                     44 Гц

результирующая добротность (Qts)     0,64

эквивалентный объем (Vas)                 20 л

максимальное смещение (Xmax)         10 мм

Рекомендуемый производителем объем корпуса (ЗК/ФК)        10 или 16/16 л (частота настройки 45 Гц; Æ6х15 см) или 22 л (40 Гц, Æ6х14 см)

Рекомендуемое акустическое оформление                              ЗК 30 л, ФК 23 Л (частота настройки 40 Гц, Æ7х23 см)

 

ВЫВОД

Качество звучания                   4 (5)

Техническое совершенство      3 (5)

Дизайн                                    3 (5)

 

Достоинства: Высокое качество исполнения

Источник: журнал «Car&Music», №6/2005. Текст: Алеексей Крупчан

magnitola.net

10-дюймовые сабвуферы до 4700 рублей

Даже неловко ещё раз признаваться, что «десятки» мы здесь очень уважаем. Но лишнее признание чувствам не вредит, просто скажу другими словами.

TEAC TE-W210 | Lanzar VW-10D | Pioneer TS-W2501S4 | JBL GTO-1014 |Kicker CWS 104 | Precision Power SN.10 | Airtone SWF-1024 | MD.LabSW-B10F | Hertz Energy ES 250.5 | Phoenix Gold SL10d4

Сабвуферы этого калибра дарят нам свободу. Бас они дают так же, как другие, может быть — не всегда так много, но очень часто — «более лучшего». А свобода приходит с ними в виде объёма. Того, который остаётся незанятым, потому что себе «десятки» берут, как правило, немного.

Это были исходные данные, базирующиеся на прошлом (многолетнем, огромном и бесценном) опыте. Но каждый тест приносит какие-нибудь сюрпризы, никогда не обходится. В этот раз оказалось, что свободы участники дают больше обычного. Многие из них пошли по проторенному пути типичных значений. Типично для этого калибра — до 20 л закрытого объёма и процентов на 30 — 40 больше — для ФИ. Всегда находятся передовики, для которых объём ЗЯ в полтора (а бывает и в два) раза меньше. Для них и ФИ получается очень маленьким, беда только в том, что его не удаётся реализовать на практике, фазоинвертор устроен так, что чем меньше объём, тем при той же частоте настройки длиннее требуется тоннель.

Передовиков на этот раз немного, зато неожиданно много тех, кто принёс свободу щедро, от души, по полной. Это — динамики, рассчитанные (или пригодные) для работы в режиме free air, на весь объём багажника. Поэтический перевод free air на русский и стал заголовком этого сочинения.

Пропорция «воздуха свободы» оказалась неожиданной: три (из десяти) сабвуферов — чисто фри-эйрные, позиционируются так изготовителями и самым явным образом ни для какого иного оформления не предназначаются, ещё один раскрыл своё свободолюбие в ходе теста, в дополнение к иным вариантам оформления, тоже вполне реальным.

Другой аспект свободы, предлагаемой участниками именно этого теста, заключается в свободе финансовой. Верхнюю ценовую планку мы поставили достаточно демократичную, но и от неё многие участники предпочли расположиться поодаль, особенно интересные перспективы это создаёт именно для фри-эйрных головок: за невеликие деньги таких можно поставить в полку две, получив отменный басовый агрегат с нулевым «откатом» от объёма багажника. Разумеется, эти возможности ждут главным образом владельцев седанов, но такой тип кузова пока, кажется, в разряд редкостей не угодил. Иным имеет смысл присмотреться к моделям обычного, ящичного разбора, там тоже на всех хватит.

Местами развлекли измерения параметров динамиков, вернее — их сопоставление с цифрами, приведёнными изготовителями. Для большинства участников два набора параметров оказались близкими в той или иной степени, иногда — в степени превосходной, причём производителей, с техникой которых это случается постоянно, мы уже знаем. В некоторых случаях расхождения были заметными, и на «непрогретость» головок списать их нельзя. Во-первых, потому что иногда отклонения были как раз в «мягкую» сторону, а во-вторых, напомним, работе с динамиками предшествует процедура «разминки» динамика без оформления (в голом, так сказать, виде) синусоидальным сигналом на частоте, близкой к резонансной, что гарантирует максимальную амплитуду колебаний диффузора. А во-вторых, как минимум в одном случае в документацию к сабвуферу была чьей-то рукой (почему-то мы уверены, что рука была изящной, с тонким пальцами и свежим маникюром) вписана такая величина эквивалентного объёма, которую существующая реальность породить была не в состоянии. Дисциплинированно смоделировав динамик с наманикюренными параметрами из описания в рекомендованных (в том же описании, но, вероятно, другой руки) оформлениях, мы получили именно то, что должны были — катастрофу. Придя (не в первый раз) на помощь изготовителю, проверили рекомендации с нормальными, полученными путём измерений, параметрами — и всё не просто встало на место, а это место украсило. Ну, мы там по этому поводу прошлись, не сможете не заметить…

 

КОМУ — ЧТО

Все участники хороши, каждый по-своему. JBL — образец линейности, не требует больших объёмов, ладно скроен и крепко сшит. Его не стыдно установить корзиной наружу — тем более что большая монтажная глубина не очень-то способствует гармоничным пропорциям ЗЯ. Kicker и Phoenix Gold — универсалы особого рода. Для них оптимальные объёмы ЗЯ и ФИ совпали пусть не уникальным, но и не слишком частым образом, а это позволяет выбирать тип оформления буквально на ходу в зависимости от музыкального жанра, басовых потребностей и настроения в текущий момент. Решение такое применяется в некоторых промышленных конструкциях, а особо одарённые товарищи («Один немец» Майк Крюк) даже умудряются снабдить заглушку ФИ сервоприводом (см. №6/2009). По всем показателям — и объективным, и субъективным — «Лидером» становится Airtone. Аудиофильская АЧХ в сверхкомпактном ЗЯ, мощная басовая доминанта в довольно компактном ФИ, и всё это — при музыкальном спектре гармоник.

Звание «Фаворитов» заслужили двое — Hertz и Pioneer. Hertz позволяет получить аудиофильскую АЧХ и в ЗЯ, и в ФИ, хотя и не самого компактного размера. Pioneer отличается не только инновационной конструкцией, но и максимальной универсальностью оформления — от free air до ФИ, причём весьма компактного, всего 19 л.

Трое участников получают «Рекомендацию» по особому, так сказать, списку. Это три чисто фри-эйрных сабвуфера, такие, бывало, ищут с фонарём, а тут пришли сами и коллективом. TEAC показал не совсем обычную и по общепринятым критериям не лучшую АЧХ в единственном свойственном ему оформлении, но, как говорится, «надо уметь пользоваться». Этот сабвуфер – либо для маленького автомобиля, либо для парной установки (по цене одного), что, правда, потребует грамотной работы с фильтрами. Lanzar так и просится в эффектную и громкую инсталляцию, а MD.Lab отличается аудиофильским звучанием.


www.xn--80aeatqv1al.xn--p1ai

Сабвуферы 10 дюймов по цене от 3200 до 6800 рублей

Измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО

Не подумайте, что я сейчас стану пропагандировать ненормативную лексику, если бы это было так, то в заголовке стояло бы «Свобода выражений». Впрочем, она в моей пропаганде не очень теперь и нуждается…

Kicx SL250 | JL Audio 10W1v2-8 | Auditor Rip 250P | Soundstream TSQ-104 | Revolt RW10 | HiVi CD 10.4G | X-Program X-WB10 | Signat Rage 10 | Macrom M1W.1044 | Eton EC10-800

Говоря о выражении, я, в сущности, имею в виду самовыражение. Человек выражается через вещи, это ясно всякому. Но не все задумываются о том, что одно дело — выражаться через то, что ты производишь, другое дело — через вещи, которые произвели другие, а ты приобрёл. Производить, между прочим, не обязательно стол-стул или буханку хлеба, или прокатный стан. Финансовый проект, компьютерная презентация — это тоже продукт, да что там: материал, который вы сейчас читаете — тоже продукт, информационный. Автомобильная аудиосистема, сделанная самостоятельно, если её создание не свелось к соединению готовых частей и установке их в штатные места — это продукт инсталляционной технологии и тоже способ самовыражения. Выбирая для дома мебель, освещение или кухонную технику, мы тоже выражаемся, но, как бы сказать, такой способ выражения вторичен. Вот я на днях видел рекламный слоган одного японского автопроизводителя: «Только твоя заслуга!». Видимо, «аффтары» как раз ориентируются на покупателя, которому другой способ недоступен. Хотя, конечно, чтобы выражаться через приобретения, надо достичь определённого финансового уровня, иначе вы так и будете покупать не то, что нравится, а то, что дешевле.

Групповые тесты сабвуферов наиболее ходовых типоразмеров мы издавна разбиваем на две подгруппы по «цене самовыражения». Помнится, в не столь отдалённые времена и в две подгруппы втиснуть ассортимент сабвуферной продукции было непросто, осилить такой тест было трудно как «писателям», так и читателям. Теперь и материал готовить легче, да и гонорар потом донести до дома не так тяжело. Хвала кризису! Или нет, я что-то не то говорю, отвлёкся…

В предисловии к тесту прошлого номера, посвящённому недорогим десятидюймовым сабам, сказано было, что участники гораздо больше различаются по внешнему виду, нежели по эксплуатационным характеристикам. Не по всем конечно, но по значению показателя EBP и величине реальной чувствительности в салоне большинство оказались настолько близкими, что мне пришли на память тоталитарные идеи из нашего недавнего прошлого. С сегодняшними участниками ситуация не просто иная, я бы сказал, диаметрально противоположная. Вот конкретные цифры. Опорная чувствительность от участника к участнику колеблется от 82,4 до 88,7 дБ/Вт. Разброс значений реальной чувствительности (в оформлении и в салоне) всегда оказывается меньше, поскольку головки с низкой опорной чувствительностью (КПД) имеют и более низкую частоту резонанса, а значит, при прочих равных условиях и более высокое акустическое усиление. (Реальную чувствительность, напомню, мы определяем как сумму чувствительности опорной и акустического усиления в ящике с ФИ, имеющем ширину полосы 4/3 октавы — не больше и не меньше.) Однако разброс реальной чувствительности получился тоже солидным — от 88,5 до 93,2 дБ, в пределах одного «класса» это немало. Величина фактора EBP от одного «индивидуума» к другому менялась от 39 до 83 с мелочью. Это и само по себе впечатляет, но главное, что среди тестовой группы не удалось обнаружить каких-то явных предпочтений: пара участников с низким значением EBP, пара с высоким, и посередине распределение довольно ровное.

Что из этого следует? Что, начиная с определённого ценового уровня, сабвуферы дают вам возможность для самовыражения. По своему вкусу вы можете выбрать головку либо с аудиофильской частотной характеристикой (с теоретической неравномерностью в салоне менее 1 дБ в «зачётном» диапазоне от 25 до 100 Гц), либо же остановить свой выбор на сабвуфере с максимальным усилением (в ФИ), хотя и не столь ровной частотной характеристикой (в ЗЯ). Относительно высокая чувствительность вкупе с невысоким акустическим усилением, как правило, влечёт за собой потребность в довольно просторном оформлении, так в нашей отрасли проявляется одна из фундаментальных закономерностей электроакустики. И тут вы имеете возможность выбрать оптимальное (для вас) сочетание отдачи и габаритов. Так что сабвуферные головки данной ценовой категории, действительно, дают простор для самовыражения.

Почему так происходит и почему, наоборот, наиболее доступные басовые головки дают таких возможностей значительно меньше? Как мне кажется, здесь ответ находится по всесильному принципу: если не видно причины, значит, это деньги. Будем исходить из того, что цена магнита пропорциональна его массе (на самом деле цена растёт медленнее, но не суть), а отдача головки пропорциональна массе и обратно пропорциональна максимальному звуковому давлению (то есть линейному ходу диффузора). Фиксируем деньги — получаем два «антипараллельных» направления (чувствительность и максимальное звуковое давление): двигаясь по одному из них вперёд, по второму надо двигаться назад. Единственный способ снижения затрат на магнит — снижать один или оба технических параметра, но при этом нельзя, чтобы они были хуже, чем у конкурентов. На поверку получается, что одновременно со снижением цен и отдача сабвуферных головок имеет тенденцию к снижению. Но это в историческом плане. А если взять «отпечаток», соответствующий данному моменту, окажется, что для наиболее доступных головок и технические параметры зафиксированы на одном уровне.

С переходом в другую ценовую категорию диктат ценовых ограничений ослабевает, появляется возможность манёвра, а уж как её используют разработчики, зависит от их личных пристрастий. Впрочем, не только. Представьте себе: производство чуть ли не всей массовой электронной техники (отнесём динамики к этой категории) сосредоточено на обозримой территории. С коммуникациями на этой территории давно уже всё в порядке, а законы страны, да и национальные традиции не особенно препятствуют обмену информацией между членами сообщества инженеров-разработчиков. Что им мешает, выражаясь понятным нам языком, «распилить» сочетания технических параметров между заинтересованными лицами? Впрочем, даже при отсутствии такого информационного обмена и при условии, что оптимальное сочетание таких показателей, как чувствительность, максимальное давление и фактор EBP, никем не установлено, распределение будет близким к равномерному. Что мы, в принципе, и наблюдаем.

Кстати, уже в который раз, о EBP. Если помните, господин Смолл в своё время вводил этот показатель (численно он равен результату деления резонансной частоты Fs на электрическую добротность головки Qes) с тем, чтобы охарактеризовать степень пригодности динамика для использования в оформлениях разных типов (фактически — ЗЯ и ФИ). Предложено (им) было считать, что головки с показателем EBP не выше 50 больше пригодны для использования в ЗЯ, те же динамики, у которых значение этого показателя 100 и выше, предпочтительно применять в оформлении с ФИ. Оба утверждения справедливы, как и то, что у большинства басовых головок для домашнего использования фактор EBP попадает между этими значениями. В нашей области — даже не большинство, а почти все. И это значит, что практическая польза от использования параметра EBP по прямому назначению невелика.

Однако некоторое время назад мы заметили, что, опираясь на значение EBP, можно предсказать: а) величину акустического усиления в оформлении с ФИ и в ЗЯ, б) степень линейности частотной характеристики в ЗЯ и в) относительный объём ящика с ФИ, позволяющим получить типовую частотную характеристику. Если в двух словах, то чем больше EBP, тем: а) меньше акустическое усиление, б) ближе к прямолинейной форма частотной характеристики и в) больший объём ящика (отнесённый к объёму Vas) требуется для достижения типовой АЧХ в ящике с ЗЯ. Удобно, согласитесь.

И вдруг — как гром средь ясного неба. В сегодняшней группе встретилась головка с весьма низким значением показателя EBP, которая наотрез отказалась следовать приведённым выше правилам, невзирая на удивлённые лица. Стали выяснять, как так… Выяснили: у этой головки показатель полной добротности Qts намного меньше электрической добротности Qes, поскольку механическая добротность оказалась необычно низкой — 1,0 (типичное значение от 3,5 и выше). Конечно, такой показатель механической добротности это далеко не норма, и мы здесь не будем гадать, как именно изготовителю удалось этого достичь. Но у нас сразу же возникло предположение, что в действительности для предсказания поведения головки целесообразнее использовать видоизменённый показатель, полученный путём деления резонансной частоты не на электрическую, а на полную добротность: Fs/Qts. Решили назвать этот показатель TBP (Total Bandwidth Product) по аналогии с EBP (Efficiency Bandwidth Product). А что, Смоллу было можно, а нам нельзя? Вероятно, впредь мы перейдём к пользованию этим показателем, а пока набирается статистика, в таблице параметров Тиля — Смолла будем публиковать и EBP, и TBP.

Все мыслимые объёмы, зарезервированные под вводную часть, я уже исчерпал. Остаётся добавить лишь то, без чего обойтись нельзя, если мы все не хотим заниматься нудным перечислением конструктивных особенностей, которые для многих участников являются в действительности не особенностями, а общностями. Итак, если не сказано иного, предполагается следующее. Диффузородержатель динамика изготовлен методом штамповки из стального листа. Нижняя шайба магнитной системы проточена изнутри, что предотвращает разрушение каркаса звуковой катушки при её энергичном ходе назад, на это указывает присутствие характерной округлости на внешней поверхности шайбы (которую в этом случае правильнее называть уже не шайбой, а магнитопроводом). Из какого бы материала ни был изготовлен диффузор, центральный колпачок (если он есть) считаем пластиковым и выпуклым по форме. (Когда мы говорим, что колпачок сопряжённый, это с необходимостью означает, что он вогнутый.) Если высота магнита не названа, значит, это 20 мм, если сказано, что она двойная, значит — вдвое больше. Диаметр звуковой катушки по умолчанию 2 дюйма, о всех иных диаметрах будет доложено. Контактные зажимы считаем пружинными, хотя, как было сказано в предисловии к тесту прошлого номера, винтовые зажимы нынче снова пошли в оборот. Самый сабвуферный способ прокладки проводов к звуковой катушке связан с фиксацией их на центрирующей шайбе (по нашей классификации, это третий способ). Явным образом ссылаться на классификацию я буду лишь в тех случаях, когда провода проложены иначе. Да, чуть не забыл — материал подвеса принимаем по умолчанию резиной, не вдаваясь в химические подробности. А вот теперь давайте, посмотрим, что собой представляют десятидюймовые сабы «продвинутой» ценовой категории, а как можно выразиться с их помощью, решать уже вам.

МЁД & ДЁГОТЬ

Оценки опять (как в первой части теста из прошлого номера) оказались на круг высокими. Выше всех — сразу у троих: Revolt, X-Program и Macrom. У последнего из них один из победных баллов получен за счёт культуры изготовления. Что, конечно, само по себе неплохо, но непосредственно на характеристики не влияет. Поэтому Macrom — «Фаворит». У Revolt и X-Program ровная АЧХ и довольно низкие искажения. Принципиальное отличие по двум показателям: первый может работать в компактном оформлении, но чувствительность у него низкая, у второго — наоборот. Что «лучше», что «хуже» — зависит от ваших приоритетов, и только. Поэтому оба — «Лидеры». Дальше с отставанием на 1 балл идут (ох, сколько вас тут) Kicx, Auditor, Soundstream, Signat и Eton. Eton — головка экстремальная: минимальный объём и минимальная чувствительность, кому-то для самовыражения будет очень кстати. Но мы его исключаем из списка, поскольку один из баллов у него как бы менее весомый (за качество изготовления). У «Аудитора» по нашим измерениям нелинейности оказались довольно высокими. Поэтому «Рекомендацию» получают Kicx, Soundstream и Signat, они хоть и непохожи, но одинаково достойно выступили.


www.xn--80aeatqv1al.xn--p1ai

Сабвуфер DLS RW10i | журнал АвтоЗвук

5730 р

  • Номинальный импеданс, Ом 2
  • Мощность (по данным изготовителя), Вт 250/500 (RMS/peak power)

Параметры Тиля — Смола Заявка Факт

  • Fs, Гц 26,8 36,8
  • Vas, л 63,3 42,4
  • Qts 0,42 0,63
  • Масса подвижной системы, г — 81,0
  • Чувствительность, дБ/Вт (1 м) 86,2 86,8
  • Силовой фактор, Тл м 7,8 7,69

Размеры (A, B, C, D), мм 20, 275, 240, 152

  • Конический диффузор и вогнутый пылезащитный колпачок выполнены из полипропилена, логотип нанесён краской
  • Подвес резиновый шириной 18 мм
  • Центрирующая шайба — текстильная с пропиткой, 4 прогрессивных гофра
  • Корзина стальная штампованная, 4 фасонных спицы с рёбрами жёсткости, окрашена порошковой краской. На ободе 8 овальных отверстий 5 х 8 мм и двусторонний резиновый уплотнитель
  • Магнит ферритовый, магнитопровод с проточкой в задней шайбе и отверстием вентиляции. Отверстие закрыто крупнопористым поролоном, магнитная система обёрнута карпетом. Сверху вся конструкция закрыта пластиковым защитным кожухом
  • Звуковая катушка диаметром 2 дюйма, выводы свободные
  • Нажимные клеммы смонтированы на отгибах у фланца корзины в диаметрально противоположных точках

Изготовителем рекомендован единственный вариант оформления — ЗЯ объёмом 20 л. И, в общем, правильно рекомендован, АЧХ в таком ящике — ровно как требуется. Это если опираться на заявленные параметры.

Измерения показали, что на заявленные параметры следует опираться с осмотрительностью: силовой фактор и чувствительность (что уж совсем редкость) совпали до десятых, но резонанс выше ровно на 10 Гц. Поэтому рекомендованный ЗЯ оказывается для динамика невыносимо тесным, его объём надо увеличивать вдвое. При этом открывается возможность в таком же объёме сделать ФИ с очень интересной «уплощённой» АЧХ.

Собственно в рабочей полосе содержание гармоник невысоко (это хорошо), но представлены они в основном 3-й (это плохо). За 5-процентный порог искажения выходят не слишком низко (это плохо), но далее растут медленно (это хорошо).

МЁД & ДЁГОТЬ

Рекомендованное оформление, увы, не сыграло, измеренные параметры чересчур разнятся с заявленными (не спрашивайте, почему, откуда нам знать). Требуемые объёмы ЗЯ и ФИ оказываются немалыми, зато одинаковыми, а в ФИ этого литража АЧХ выходит редкостной и очень привлекательной. Искажения не слишком высоки, но не слишком же хороши по спектру.

10-дюймовые сабвуферы «бизнес-класса» || Rainbow SL-S10-231395 || DLS RW10i || Massive Audio NEO10 || KickerCWRT 102 || CDT Audio HD-1000CF || Polk Audio MM1040UM || AlpineSWR-10D2 || Phoenix Gold Ti210D2 || MTX FPR10-04 || Audison AV 10


www.xn--80aeatqv1al.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *