Оригинал статьи: https://auto.mail.ru/article/65060-kak_iz_uaza_sdelat_sportkar_2_recepta
Автор: Юрий Урюков, заместитель главного редактора Авто Mail.Ru
Ульяновские вездеходы уважают за проходимость, но поругивают за динамику и управляемость. А реально ли (и как?) научить «Хантер» и «Пикап» ездить быстро?
За ответами мы отправились в гости к спортивной команде УАЗа. Ведь в заводском коллективе лучше всех знают, как модифицировать внедорожник, не сильно отступая от серийной конструкции. И вот на домашнюю кроссовую трассу «Арское» выруливают нарядные, разукрашенные наклейками «Хантер» и «Пикап» — настоящие «боевые» машины, на которых выступает пилот Виталий Проненко.
«Хантер» — спринтер, заточенный под динамичные автокроссовые баталии на грунтовых кольцевых трассах. А «Пикап» — спортивный «дальнобойщик», участвует в многокилометровых внедорожных ралли-рейдах. Так что профессии у машин разные, хотя рецепты доработок во многом схожи. Строгие технические требования «национальных» классов обрубают на корню гонку вооружений среди команд. Но при этом заставляют проявить изобретательность, продвигая принцип «не заменить, а улучшить».
Двигатель, к примеру, переделывать запрещено. Даже «горбатые» распредвалы с иным профилем кулачков вне закона! Поэтому оба УАЗа разгоняет обычная 2,7-литровая впрысковая «четверка» ЗМЗ-409. Однако каждый мотор разбирают до винтика, а потом собирают заново с особой тщательностью и подбором комплектующих. Плюс, допустимы маленькие хитрости вроде оптимизации электронной «прошивки», заливки спортивного масла, полировки каналов впуска-выпуска и точной подгонки коллекторов к головке блока. Нейтрализаторы, разумеется, вырезаны для снижения сопротивления отработавшим газам — получается, по сути, прямоток.
В итоге мощность увеличивается со 128-135 до примерно 150 сил. Двигатель лучше тянет, становится эластичнее. Пусть прибавка скромная, зато при умеренной форсировке с выносливостью проблем нет. Доработанный таким образом мотор без проблем выдерживает гоночный сезон.
Трансмиссия, за исключением сцепления, так вообще штатная, нагрузки переваривает даже с конвейерным маслом. Хотя раздатку ульяновцы предпочитают в старой версии — с управлением рычагом, машин с «электронной» шайбой смены режимов в команде пока нет. А в пятиступенчатой механике корейской фирмы Dymos глаз да глаз нужен за копеечной деталью — упорной шайбой кулисы. Шарнир, бывает, разбивается от тряски и ударных переключений.
Напрашивается вывод — выходит, разница только в кузовах, и едут УАЗы одинаково? Вовсе нет. Первым индивидуальность проявил «Хантер». Начал я с него сознательно, поскольку трасса «Арское» коварная — проложена на склоне холма с заметным перепадом высот и закрытыми поворотами. Русские горки без страховки. Трагические случаи здесь уже бывали, о чем напоминают обелиски в память о погибших гонщиках… Поэтому для первого знакомства, по идее, лучше подходит автомобиль, предназначенный для кросса.
Да и освоиться с «Хантером» проще. Внедорожник фактически раздели догола — убрали фары, стекла, обшивку, крышу, сиденья… В общем, всё, что разрешено удалить по правилам, страдает в контактной борьбе и не нужно для скорости или безопасности. В кабине — минимализм высшей пробы. «Парад планет» из пяти гражданских циферблатов остался, но мне нужнее другие вещи: флажок выключателя массы, тумблер зажигания и кнопка стартера. О раздатке можно сразу забыть. Виталий говорит, в кроссе всегда врубает передний мост и понижайку с целью исключить чрезмерную пробуксовку и сделать разгон эффективнее. Нашлось применение и для русской смекалки — пристегивать рычаг замком ремня безопасности, чтобы не выбило ненароком при тряске.
«Пикап» внутри заметно насыщеннее. В ралли-рейдах дорожные условия постоянно меняются, поэтому этот УАЗ сохранил фары, переднюю панель с климатической установкой, раздатка тут уже не блокируется, так как скорости выше и прямая передача также используется. С обширным гоночным хозяйством помогает справляться штурман («Хантер» пилотируешь в одиночку), на его же совести общение с навигационными приборами. Из необычных решений — рычаг коробки передач, сваренный из… накидного гаечного ключа! Такой вот гоночный юмор.
«Хантер» воспринимается более просторным — протиснулся сквозь клетку каркаса безопасности и всё: вокруг природа и много воздуха. А «Пикап» мало того, что плотнее упакован, так ты ещё сверху крышей зажат, а сзади — глухой стенкой. Зато сидеть в ралли-рейдовой машине удобнее. Всё же салон «Патриота» и его модификаций гораздо современнее. В «Хантере» тоже хороший гоночный «ковш» с пятиточечным ремнем, но эргономическое наследие армейского «козлика» налицо.
А тут вдобавок выяснилось, что Виталий ниже меня ростом. Поэтому пришлось смириться с очень близкой к огромному рулю и педалям посадкой. Ладно, думаю, всё равно работать с гоночной проворностью, скорее всего, не придется. О, как я ошибался! «Хантер» лихо срывается с места, раскидывая комья грунта, и до самого предела не показывает признаков вялости — только успевай передачи отщелкивать. На спидометр глядеть было некогда, но на довольно извилистой трассе с короткими прямиками даже четвертая ступень в коробке оказалась рабочей.
«Пикап» вальяжнее и как бы чуть ленивее, поскольку при той же мощности и трансмиссии весит аж на 600 кг больше 1,5-тонного «Хантера». Зато на ралли-рейдовой машине проще сохранять набранную скорость и безопаснее вваливать в повороты.
Причин тому много. Тут и растянутая колесная база (3000 мм против 2760 у «Патриота» и 2380 у «Хантера»), увеличенная колея, придающие «Пикапу» стабильность и устойчивость; и специальные породистые шины BF Goodrich против обычных отечественных Я-245 на «Хантере»… Правда, уазовские спецы пользуются возможностью нарезать протектор на покрышках (рисунок индивидуален для каждой трассы и времени года), но, понятно, что это решение скорее кустарное.
А главное, как отрабатывает кочки ходовая часть. «Арское» — не «паркетное» асфальтовое кольцо, и даже не ровный раллийный спецучасток: ухабов, волн, ям и колеи здесь хватает. И повадки «Хантера», за которые его однажды прозвали «козликом», не в состоянии исправить даже дорогущие амортизаторы Ohlins с регулировками и выносными бачками, ассистирующие пружинам и рессорам.
Подвески пробить, кажется, нереально — извольте валить на все деньги. На гражданском УАЗе в таком темпе я бы давно головой крышу пробил или руль вырвал с корнем. Но и гоночная машина сноровиста: как будто парит в воздухе больше, чем едет по грунту. «Хантер» подпрыгивает, приплясывает с боку на бок и требует активной работы «длинным» рулем — не случайно на нем изолентой сделана пометка нулевого положения. Ведь механизм остался серийным, поэтому управлять приходится по «цыганковской» школе — с перехватами и прочими старомодными премудростями.
«Пикап» в этом плане дружелюбнее — его чуть меньше трясет и не так активно болтает по траектории. Даже с учетом того, что подвеска на нашей машине была не на пике формы. В рейдах разрешено ставить по два амортизатора на колесо, но заводчане сняли дополнительные стойки Ohlins для профилактики. Полагаю, в полной конфигурации плавность хода и стабильность окажутся ещё выше.
Не раз приходилось слышать от гонщиков в минуты хвастовства: «Да я уазик могу в поворот заправить!». Намекая тем самым на нежелание ульяновских вездеходов менять курс. Но я проблем не заметил — даже с подключенным передком «Хантер» (он, разумеется, чуть более верткий) и «Пикап» без колебаний ныряют в вираж по первой команде. Выставил машину, а дальше тянешь газом: самоблокирующиеся кулачковые дифференциалы от «шишиги» — грузовика ГАЗ-66 — в обоих мостах заставляют грести все колеса.
Скользишь и не веришь, что рамный УАЗ способен подарить столько кайфа! Но лучше потреблять его дозировано. Публика любит автокросс за зрелищность: тут и очная борьба, и частые перевороты. Теперь я понимаю отчего. В одной из шпилек «Хантер» облокотился о колею, накренился, вроде бы ничего критичного — продолжаю вести машину по дуге. И тут раз, чувствую — внезапно падаю на левый борт! Бросаю руль в сторону крена, машина начинает выправляться, однако не хватило самой малости — заваливаюсь на бок. Мягко, без повреждений, только электролит из аккумулятора просочился. Смыли водой и погнали дальше.
Гоночные «Хантер» и «Пикап» отличаются примерно как их серийные версии. «Патриотовская» основа, как не крути, более современная, удобная и универсальная. И, пожалуй, за пределами кроссовой трассы такая машина будет быстрее. Зато наследник 469-го УАЗа — лютый хардкор, железная натура, особенно вызывающая на фоне современного гламура. И в этом плане гоночный «Хантер» очень похож на протестированную нами кольцевую вазовскую «копейку». У них есть характер! Так что ретро-технику рано списывать со счетов — иногда эмоции важнее цифр на секундомере.
www.uaz.ru
Со дня выпуска первой ульяновской «буханки» УАЗ-450 минуло более полувека. И неожиданно оказалось, что такая привычная с детства отечественная рабочая машинка стала рекордсменом долгожительства.
Хотя она выпускается и пользуется неплохим спросом до сих пор, долговечность и надежность «буханки» такова, что в провинции нередко можно встретить на ходу машины, которые старше своих водителей. Такой мы и привыкли ее видеть: неказистой, но довольно симпатичной на вид, местами ржавой, часто побитой, подчас грязной, но безотказной, как крестьянская лошадка, которая всегда вывезет и на которой и в мир, и в пир, и в добрые люди.
Мало кто знает, что некоторым из этих «лошадок» выпала совсем другая жизнь – под жарким южным солнцем и ярко-синим небом, на каменистых горных серпантинах, хранящих волнующие древнеримские имена: виа Аппиа, виа Аурелиа, виа Фламиниа. Когда в 1916 году известный итальянский бизнесмен Фернандо Марторелли открывал на Апеннинах торговлю английскими Rolls-Royce, он и предположить не мог, что внуки Витторио, Луиджи и Филиппо предпочтут представительским машинам русские внедорожники. Такой вот исторический апперкот!
Так все начиналось… ГАЗ-69А и УАЗ-469Б братьев Марторелли на гоночных трассах
Все началось с увлечения Луиджи ралли-рейдами через Сахару. Тогда-то он и обратил внимание на очень прочный советский джип ГАЗ-69, рекламируемый в Африке советской торговой организацией ВААТЕКО. Представителю известной в Италии фамилии просто ездить на нём было мало. Синьор Марторелли связался с «Автоэкспортом», провел соответствующую рекламную кампанию и наладил продажу в Италии ГАЗ-69 и ГАЗ-69А, а вскоре и нового ульяновского внедорожника УАЗ-469Б.
В 1970–1990 гг. УАЗы пользовались в Италии очень хорошим спросом, чему способствовали спортивные успехи братьев Марторелли. В 1975 г. команда Луиджи Марторелли на четырех УАЗ-469Б и мотоцикле «Днепр» МТ-9 совершила 11-тысячекилометровый пробег по пескам Сахары. В 1985–1992 гг. младший из братьев Филиппо на специально подготовленном УАЗе неоднократно становился чемпионом Италии по внедорожным гонкам.
Обычные УАЗы, продаваемые в Италии братьями Марторелли, существенно отличались от серийной ульяновской продукции. Версия УАЗ-469Б с родным карбюраторным двигателем УМЗ-451М (2445 cм3, 75 л.с.) называлась UAZ Explorer, с дизелем Peugeot XD2 (2498 cм3, 76 л.с.) – UAZ Marathon, с турбодизелем фирмы Vittorio Martorelli (2393 cм
Прямо у ворот предприятия была сооружена небольшая полоса препятствий, в том числе заполненный водой ров с бетонными стенками под углом 45° и трамплин. Бассейн приходилось периодически осушать из-за обилия комаров и миграции расплодившихся лягушек и ящериц.
Всего с 1973 по 1999 г. фирма Automаc Martorelli s.r.L продала в Италии 6662 ульяновских вездехода. Это намного больше, чем в те же годы попало в руки частных владельцев в Советском Союзе! Доля микроавтобусов УАЗ-452В, фургонов УАЗ-452 и бортовых грузовиков УАЗ-452Д колебалась на уровне 10–30%. В Италии «буханки» продавались в двух основных вариантах: с «родным» ульяновским двигателем и с 78-сильным дизелем Peugeot. Последних было большинство и почти все «буханки», сохранившиеся в Италии до наших дней, – дизельные.
По причине квот на импорт внедорожников, существовавших в Италии, в разные годы можно было ввозить не более 3000–4500 легковых машин с колесной формулой 4х4. Квоты среди дилеров равномерно распределялись на заявленные модели и марки. Эта лазейка позволила компании в 1980-х увеличить суммарный сбыт советских машин на Апеннинах за счёт тольяттинских «Нив» и луцких «Волыней». Фургоны же УАЗ-452 проходили как коммерческий транспорт, что позволяло ввозить дополнительное количество машин для последующей переделки местными фирмами в пассажирские. Именно такие, переделанные УАЗ-452, еще несколько лет назад возили туристов по склонам вулкана Этна. Однако эти переделки – ничто по сравнению с тем, что делали из обычных ульяновских «буханок» и «головастиков» небольшие фирмы, специализировавшиеся на производстве домов на колёсах – кемперов для автотуристов, которые выпускали Arca, Grand Erg, Schieppati, Caba и многие другие. При переоборудовании в кемпер кузов ульяновского фургона переделывался радикально: как правило, поднималась крыша (напомним, что высота от пола до потолка в стандартной «буханке» – всего 1315 мм), оборудовались спальные места, обеденный и кухонный блок, туалет и автономный обогреватель. Всё это делалось с истинно итальянским вкусом, который теперь знаком нам по бытовой технике и мебели. При этом, естественно, сохранялось базовое шасси с его уникальной проходимостью. Кто был в Италии в 1980-х, особенно в южной, наверное, заметил, что это одна из наименее асфальтированных стран Западной Европы. Кроме того, среди итальянцев чрезвычайно популярны рейды по Северной Африке, а в старых автомобильных журналах можно найти рассказы о путешествиях на «буханках» по Исландии и Турции.
Хотя официальные поставки УАЗов в Италию прекратились в 1999 г. (за исключением одной небольшой мюнхенской фирмы, которая продавала в крайне небольшом количестве UAZ Hunter), на Апеннинах до сих пор можно найти фанатов этих неубиваемых машин. В том же 1999 г. несколько итальянских тиффози этой марки объединились в ассоциацию UAZ Italia, проводящую ежегодные фестивали владельцев УАЗа. В 2005 г. ассоциация осуществила Grande Viaggio – большой автопробег на четырёх УАЗ-469 по маршруту Рим–Москва– Ульяновск. С этого автопробега и берут свое начало дружеские связи итальянских uazzari и российских «уазоводов».
Как и следовало ожидать, в наши дни почти все из немногих сохранившихся итальянских «буханок» оказались в заботливых руках членов ассоциации UAZ Italia. Одна из них имеет настолько интересную историю, что заслуживает отдельного рассказа.
Автокемпер Schieppati. В 1983 г. итальянский журнал Auto in fuoristrada проводил в Северной Африке совместные тесты такой машины с внедорожными кемперами, построенными на шасси Saviem TP3 и IVECO Daily. А сейчас красная «буханка» Schieppati принадлежит пилоту вертолета из Рима Лоренцо Дутто
Путешествие к итальянским «уазоводам» я начала с поездки в Тоскану к давно знакомым по Grande Viaggio друзьям Томмазо и Стефании, проживающим в небольшом городке Санта-Кроче на реке Арно, примерно на полпути между Флоренцией и Пизой. Томмазо Лапи (25 лет) работает начальником большой мастерской по пошиву марочной итальянской обуви из редких сортов кожи. Стефания Кастиелло (23 года) заканчивает высшее образование по специальности «инженер-химик» в Пизанском университете.
Томмазо, владелец «козлика», на котором он и Стефания совершили путешествие в Россию в рамках Grande Viaggio, поразил меня тем, что гаражом его машине служит… романская церковь XVI века, вплотную примыкающая к его дому: «УАЗ был ещё у моего деда. Он передал мне этот азарт, эту любовь к редким спартанским машинам. А история с необычным гаражом очень проста. Когда вид полностью обветшавшей, непригодной для проведения служб церкви надоел местным властям, они попытались найти средства для её реконструкции. Но вскоре выяснилось, что правительство не слишком заинтересовано в её восстановлении. Дело дошло до того, что встал вопрос о том, чтобы снести её. Тогда мой дед, которому уже давно надоела вся эта суета и постоянный шум под его окнами, купил церковь и сделал в ней сарай и хозяйственный склад. Я же приспособил её под гараж». Кроме колонн на величественном куполе церкви сохранились даже следы фресок. Старое и новое…
Гостеприимство и сердечность ребят не знали границ, и бросалось в глаза, что они мечтают погреться в лучах славы. И не случайно. Главной целью моего визита был осмотр их легендарной «буханки», снимавшейся в известном итальянском фильме «Ultimo bacio» («Последний поцелуй», Италия, 2001 г., режиссёр Габриеле Мучино), в России, правда, потерявшемся на фоне менее удачного американского ремейка «Прощальный поцелуй». В центре любовной мелодрамы знакомая до боли история мужа, который бросил жену, но, наученный горьким опытом, ищет к ней путь.
Ульяновская «буханка» добавила перца к сюжету итальянской мелодрамы «Последний поцелуй». В фильме о кризисе среднего возраста машина сначала предстаёт этаким чеховским «вишнёвым садом», который и бросить жалко, но и тащить тяжело. Трое сумасбродных друзей мечтают сделать из УАЗ-452 кемпер и колесить на нём по свету, воплощая в жизнь свой идеал свободы. Но в канве фильма они словно чеховские три сестры отягощены ожиданием счастья настолько, что решают избавиться и от машины. УАЗ – символ дружбы и родства – не оправдал скоротечных ожиданий великовозрастных повес к безграничной свободе. В образе УАЗа дотошные итальянские кинокритики увидели апогей европейского пессимизма и связали параллель с третьей чеховской пьесой –«Дядя Ваня». Что бы ни делали герои с «буханкой», но их потуги тщетны: они слишком рациональны для пубертатных фантазий «катить куда глаза глядят» на ржавом корыте. Машину друзья продают, как продают разорённое имение.
Это фильм о том, может ли человек, внезапно и не вполне честно обогатившись, изменить свою судьбу, удержаться в этом mondo dorato – позолоченном мире, живущем по своим законам. Фильм, проповедующий, что всё на свете повторяется и возвращается, неизменны лишь ценности крепкой дружбы и верной любви.
На наших глазах реальная жизнь точно повторила события кинематографа. Вскоре после завершения съёмок машина действительно была выставлена на продажу, что не могло не вызвать волну интереса со стороны «уаззари». На торги приехал и сам президент ассоциации UAZ Italia Маурицио Расо, но отказался от покупки, видя плачевное состояние машины: полностью прогнивший кузов, требующий капремонта двигатель, практически ни одной живой детали. Тем не менее энтузиасты нашлись: ими и оказались тосканские ребята. Томмазо, не долго думая, решил подарить знаменитую «буханку» Стефании на день рождения. Теперь они восторженно, но необыкновенно тщательно и профессионально сооружают роскошный внедорожный кемпер из этого почти обреченного на свалку автомобиля. Томмазо, Стефания и их друг детства Франческо полностью переварили кузов, мастерски поставив заплаты на проржавевшие места, внутри обшили все дорогим деревом, между наружной обшивкой и внутренним деревянным покрытием поместили теплоизолирующий материал, восстановили высокую стеклопластиковую крышу, благодаря которой высота от пола до потолка достигает 180 см. Постройка кемпера заняла всё их свободное время.
Отремонтированный кузов уже загрунтован и готов к покраске. Как сказала Стефания, кемпер будет золотисто-желтым с белой полосой по бокам. На крыше установлены четыре мощные фары. Задуманное внутреннее оформление автодома поистине роскошно: деревянная поверхность будет обтянута тонкой телячьей кожей цвета слоновой кости, сохранившей свой естественный рисунок. У перегородки кабины прямо перед входом будет кухня: раковина, газовая плита и столик. Слева разместятся два комфортабельных сиденья-рундука. Над ними – полки для вещей. На моих глазах Стефания ловко распилила несколько досок, сделала из них полку с крышкой, вместе с Франческо они прикрепили ее к стене, и Стефания быстро её покрасила. Между двумя креслами будет откидной столик, в проекте опускающийся до уровня кресел. Всё вместе это создаст огромную кровать. В задней части кузова будут располагаться туалет, умывальник и душевая кабина.
Сердце машины – капитально отремонтированный дизель Fiat Ducato, привезённый другом Томмазо Альберто Чиони из Болоньи, еще ожидает установки, как и многие другие узлы, но Томмазо и Стефания полны оптимизма и горят желанием поскорее всё закончить и отправиться в первое путешествие на этом уникальном для Европы кемпере по бездорожью Сардинии, Северной Африки или Греции…
В конце 2010 г. компания Martorelli Srl Gruppo SPA получила сертификат соответствия (аналог ОТТС и сертификата омологации, действующий на всём пространстве Евросоюза) от итальянского Министерства транспорта на автомобили UAZ Dakar (Patriot) и UAZ Pickup с двигателями уровня Euro 4. Результат обнадёжил: в IV квартале 2010 г. в Италии реализовано более 70 УАЗов.
27 мая 2011-го группа «уаззари» из Италии с автопробегом оказалась на УАЗе. Член делегации Жан Марко Джорже был обескуражен: «Марку УАЗ, конечно, хорошо знают в Италии, но на этом заводе в России я оказался впервые. Тут мы столкнулись с удивительными вещами: УАЗ, оказывается, следует в форватере европейского производства – даже внедрена в производство современная система контроля качества. Могу также сказать, что некоторые российские запчасти для своего УАЗа я купил в Италии».
Возвращение на Аппенины давало шанс ульяновским вездеходам. Но увы. В преддверии нового 2012 года сайт uazitalia.eu практически перестал существовать, а на сайте gruppospamartorelli.com марка УАЗ присутствует лишь номинально.
www.gruzovikpress.ru
Гоночная команда Ульяновского автозавода победила во 2-м этапе чемпионата Ульяновской области по ралли-рейдам «Холмы России» и Кубка ДОСААФ по ралли-рейдам. Заводские раллисты заняли 1-е место в командном зачете и взяли «золото» и «бронзу» в классе «Национальный».
Баха «Введенские просторы» прошла на территории Ульяновской области 5-6 мая. На старт вышли 38 экипажей из Москвы, Казани, Астрахани, Челябинска, Самары, Уфы, Ульяновска и других городов России. Команду Ульяновского автомобильного завода представили Виталий Проненко и Дмитрий Агафонов на УАЗ ПИКАП, а также Дмитрий Рыбин и Андрей Батенко на УАЗ ПАТРИОТ. Всего за победу в национальном классе соревновались 11 экипажей.
Основная борьба развернулась во второй день чемпионата по ралли-рейдам. Спортсменам нужно было преодолеть два спецучастка общей протяженностью 360 км. Маршрут пролегал через поля и лесостепи Тереньгульского и Кузоватовского районов. Гонка в классе «Национальный» завершилась безоговорочной победой раллистов автозавода Виталия Проненко и Дмитрия Агафонова. Третьим в этом же классе финишировал обновленный УАЗ ПАТРИОТ, за рулем которого находились гонщик команды УАЗ Дмитрий Рыбин и штурман Андрей Батенко.
«Предыдущий этап «Холмов России» завершился в декабре, и я сразу же начал готовить УАЗ ПИКАП к следующему соревнованию. Дмитрий Рыбин, например, собрал новый раллийный УАЗ ПАТРИОТ с нуля. Заводская команда участвует еще и в автокроссе, поэтому в то же время готовили кроссовые машины. Времени было катастрофически мало, но мы справились. Трасса Бахи послужила серьезной проверкой на прочность: местами пыльная, с глубокими промоинами, которые нужно проезжать особенно аккуратно. Наши внедорожники ничуть не уступали серьезным машинам в абсолютном классе. Очень доволен результатом гонки и самим автомобилем – «железный конь» не подвел», — рассказал Виталий Проненко, гонщик команды УАЗ.
Победителей и призеров 2-го этапа чемпионата Ульяновской области по ралли- рейдам «Холмы России» наградили кубками и грамотами. Следующая гонка пройдет 10- 12 июня в Ульяновской области. Летний сезон-2018 для гоночной команды УАЗ будет насыщенным: впереди у спортсменов около 10 соревнований по автокроссу и ралли-рейдам.
media.club4x4.ru
Оригинал статьи: https://autoreview.ru
Автор: Андрей Клещев
Фото: Андрей Клещев/Антон Родионов/rosrr.com/Сергей Беляков
Долгих восемь лет — с 2009 года — статусные соревнования по ралли-рейдам не заглядывали в Ивановскую область. А ведь когда-то текстильный край принимал у себя даже этап чемпионата страны — баху Южный лес! Но трассы в лесах вокруг городка Южа вызывали у спортсменов немало нареканий из-за своей «прямолинейности» и сложностей с обгонами — и соревнования всероссийского масштаба, казалось, навсегда ушли в другие регионы. Только в этом году энтузиастам из Ивановской федерации автомобильного спорта удалось изменить ситуацию — и финальный этап Кубка России по ралли-рейдам, впервые прошедший близ города Фурманов, по мнению большинства спортсменов, удался.
Участники кубковой серии опробовали в этом году сразу несколько форматов соревнований. Сезон начался в январе с «карусельной» гонки по заснеженным дорогам военного полигона в подмосковном Алабино. Затем спортсменов ждала сложная лесная трасса под Коломной и двухдневный марафон по быстрым степным дорогам в Саратове. Ну, а на «сладкое» претенденты на кубковые награды получили испытание песком — 15-километровый круг на финальной гонке сезона был целиком и полностью проложен по территории песчаного Хромцовского карьера. Промчать по замкнутой трассе можно было до десяти раз, а в общей сложности на преодоление маршрута участникам отводилось не более двух с половиной часов.
В зачете Кубка России на бахе Легенды озера стартовало 16 экипажей на автомобилях. Еще столько же дуэтов — но уже на мотовездеходах SSV — было заявлено в традиционном соревновании, участники которого стартовали после «основного» канала. Ну, а честь открывать дистанцию досталась гонщикам на мотоциклах и квадроциклах, которые разыгрывали в Ивановской области очки заключительного этапа Кубка МФР.
Обладателями «автомобильного» Кубка России в абсолютном зачете еще в Саратове стали петербуржцы Андрей Рудской и Евгений Загороднюк. В Иваново они не приехали, занимаясь подготовкой к португальскому этапу Кубка мира. Так что главным претендентом на победу был дуэт ближайших преследователей петербуржцев — москвичей Владимира Фролова и Алексея Шапошникова на бензиновом прототипе Nissan NP-300 Pick-Up. Однако, стартовав первым, фавориты почти сразу потеряли несколько минут — им пришлось менять разбортировавшуюся покрышку. И хотя ближе к финишу Фролову все же удалось догнать лидера гонки, это был все-таки не его день — на последнем круге у Владимира срезало шпильки все на том же правом заднем колесе! Видимо, при замене шины вездесущий песок попал между диском и ступицей, ослабив крепление, что и привело к такому обидному сходу…
С подобной проблемой столкнулся в Хромцово и еще один экипаж на прототипе марки Nissan — Антон Мельников и Антон Николаев. С той лишь разницей, что замененное колесо отвалилось у москвичей не на зачетной дистанции, а через двести метров после финиша! А еще гонка запомнилась дуэту двух Антонов столкновением с лидерами соревнований, обгонявшими экипаж Ниссана на круг. К счастью, автомобили получили при этом лишь незначительные повреждения, а инцидент не привел к каким-либо серьезным последствиям. Так кто же оказался быстрейшим в Иваново? Как ни странно, гонку выиграл дебютант автомобильного зачета!
До этого экипаж москвича Дениса Кротова и киевлянина Дмитрия Цыро был знаком только фанатам соревнований на мотовездеходах — российско-украинский дуэт регулярно стартовал на этапах внедорожной серии Can-Am X Race. В Иваново Кротов впервые получил в свое распоряжение дизельный прототип BMW X3, который принес в этом году титул вице-чемпиона страны Виктору Хорошавцеву. И Денис с Дмитрием не ударили в грязь лицом — только им удалось преодолеть за два с половиной часа на вязкой песчаной трассе хотя бы девять кругов!
Ближайший экипаж отстал от победителей гонки на круг. Но это вовсе не расстроило Богдана Вавренюка и Артема Терентьева из Подмосковья — ведь они выступали не на прототипе, а на куда более скромной машине Национального класса, пикапе УАЗ Карго! Подготовленный в Коломне вездеход с честью выдержал испытание тяжелой трассой, принеся своим хозяевам титул обладателей Кубка России. При этом позади УАЗа Вавренюка в Хромцово оказались все Ниссаны, Тойоты и Mitsubishi!
Еще один автомобиль отечественного производства имел шанс на победу в более свободном зачете Рейд-Спорт. Речь о самой дорогой Ниве в мире, которую команда Suprotec Racing оснастила турбодизелем и коробкой передач от BMW X6 и задним мостом от внедорожника Nissan Navara. Но, увы, после гонки в Астрахани механикам так и не удалось победить проблемы с раздаточной коробкой. В результате Александр Потапов отправился в ивановский бой на одном только заднем приводе — и тут же был вынужден заниматься «раскопками». Несмотря на потерю времени, у москвича еще оставался шанс отыграться на оставшейся части дистанции — но тут роковую ошибку совершил штурман экипажа Алексей Кузьмич, не уследивший за временем. Продолжая нарезать круги по трассе и не уложившись в 2,5-часовой норматив, дуэт на Ниве был исключен из итогового протокола…
В результате право разыграть Кубок России в классе Рейд-Спорт перешло к двум экипажам на внедорожниках Mitsubishi Pajero. Правда, Александру Бочкареву и Екатерине Ковалевой пришлось несколько раз останавливаться на трассе, чтобы промыть забивающийся грязью радиатор — а вот у их соперников, Андрея Динабурга и Руслана Мосолова, таких серьезных проблем не было. Результат закономерен — Динабург с Мосоловым стали победителями гонки и обладателями Кубка России.
Любопытно, что быстрее всех по трассе в Хромцово промчали вовсе не автомобили, а легкие мотовездеходы Can-Am Maverick X3 с 900-кубовыми турбомоторами мощностью свыше 150 л.с. Только тройке призеров «традиционного» класса SSV Turbo во главе с Алексеем Бердинским удалось намотать на колеса своих машин все положенные десять кругов.
Кстати, со следующего года турбированные мотовездеходы будут впервые допущены и к стартам в Кубке России по ралли-рейдам. Ну, а новый сезон у отечественных покорителей бездорожья начнется уже в начале декабря — на бахе Симбирский тракт в Ульяновской области.
Баха Легенды озера
Кубок России по ралли-рейдам, финальный этап
Иваново, 21—22 октября
Стартовало 16 экипажей, классифицировано 12
Итоговая классификация:
www.uaz.ru
Друзья, Rallysale переехал! Теперь у него новые адрес, имя и движок.
Все объявления и профили перенесены в новое место. Там от вас потребуются авторизация и повторная публикация объявлений. В ином случае, объявления останутся доступны в Вашем кабинете, но не будут видны другим пользователям через каталог и поиск.
Просим вас терпеливо отнестись к возникшему неудобству. Прилагаем все усилия, чтобы сервис быстрее стал удобным и законченным.
Со всеми проблемами и пожеланиями, пишите пожалуйста на racemarket.userecho.com
С уважением, команда Rallysale
racemarket.ru